Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
РОЛЬ СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА СЕНЬКОВА В ИСТОРИИ ВЯЗНИКОВ
 
О Сенькове Сергее Ивановиче посмотрите здесь!

http://senkov.sitecity.ru/phtml_3108085357.phtml

РОЛЬ СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА СЕНЬКОВА В ИСТОРИИ ВЯЗНИКОВ

О семье Сенькова Сергея Ивановича посмотрите здесь:

http://senkov.sitecity.ru/ltext_0708074425.phtml?p_ident=ltext_0708074425.p_0708100512

Мстёрские корни Сеньковых:

http://senkov.sitecity.ru/ltext_0608091556.phtml?p_ident=ltext_0608091556.p_2809075900


РОЛЬ СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА СЕНЬКОВА В ИСТОРИИ ВЯЗНИКОВ

http://www.vladimirgid.ru/region/senkov.htm





 
  
 

С основанием фабрик и внедрением паровых чудовищ - не гляди что староверы, что плевались от табака с чаем! - объемы товара пошли куда больше прежних. Громадным партиям возов не хватало. Копили на складах до навигации. Сплав по разным рекам и каналам попутно вызвал целую индустрию изготовления здесь и на верфях соседнего Гороховца дощаников - лодий с малой осадкой, а там и барж-нижегородок. Не гнушались и посредничеством.
Торговля раздвигала пространство и представления о ней самой. Контракты с заграницей открыли дорогу на Запад и на Восток. Пути вязниковских товаров - от парусины с пенькой до знаменитой вишневки в четвертях - легли от Гамбурга и Генуи до Хивы и пограничной с Китаем Кяхты.
Рачительные хозяева мануфактур, оборотистые купцы, они оставались в большинстве своем в той же дедовской вере. Платили за бороду, несли двойное тягло налогов, надевали по указу о 'меченых' староверах особое платье, лишались прав избрания в местные магистраты. Но стояли на своем, сильны были спайкой с единоверцами, особенно из Рогожско-Московского общества.
При помощи пайщиков-миллионщиков диктовали нередко для всей России оптовые цены на хлеб, рыбу, пеньку и даже на древесину. К концу XVIII - началу XIX века из среды богачей Вязников выдвинулись кланы купцов Кашиных, Демидовых, Елизаровых и необыкновенно талантливых Сеньковых. Все - купцы первой гильдии, коммерц-советники. К концу XIX века их образованные потомки начнут править городом, получать награды от царя, медали на ярмарках, удостоятся права клеймения продукции государственным орлом, что сравнимо с приснопамятным 'знаком качества'.
Эти же семьи стояли у истоков всей промышленности в уезде, раскинув сеть своих производств в соседних городах и уездах. Дела были обширны, но первой и почти монопольной в масштабах России оставалась забота о льне.
http://senkov.sitecity.ru/ltext_0708074425.phtml?p_ident=ltext_0708074425.p_1501132854
Золотая жила льнопроизводства для Вязников открылась после особого указа Петра Великого в 1715 году. Озабоченный плохим качеством не только своей, но и заграничной парусины, царь назвал Вязниковский край наряду с Псковом и Брянщиной образцом условий произрастания и мастерства выделки льна. После указа спрос на льняную продукцию со стороны Адмиралтейства вырос значительно. Росшие год от года потребности в парусине и пеньке принудили купцов перейти от маломощных рабочих светелок к организации крупных мануфактур и фабрик.
Первую запустил в 1749 году купец Степан Кондаков. По сему случаю власти закрыли глаза на явное нарушение законодательства, запрещавшего со времен Петра I иметь купцам в качестве рабочей силы 'крепостных людишек'. Узаконить нужное всем беззаконие помогло спешно выданное Кондакову особое разрешение. Первая фабрика постепенно прирастала конкурентами. К 1809 году их стало двенадцать.
Льняные изделия поражали разнообразием: от традиционной парусины до изысканнейших салфеток 'лучшим господам'. Но не все мануфактуры имели долгую жизнь. Случались провалы у самых крупных из них. Но золотое время для Вязников не было упущено для создания специализированных предприятий с великолепной по тем временам механической оснасткой. В Вязниках и сегодня в особом павильоне местного музея показывают паровой агрегат системы Уатта.

http://vyazniki.ru/s-mashina_Uatta




 
  
 

Так создавалась слава льняной столицы России, снабжавшей флот, армию и гражданское население необходимым ассортиментом льняных изделий: традиционной парусиной, брезентальными тканями, равендуком, фламским, палаточным, рубашечным и другими полотнами. В 1889 году С.И. Сеньков с компаньоном В.Н. Игнатовым на одной из двух своих фабрик в Вязниках наладил производство джутовых тканей из индийского и пакистанского сырья.
Миллионные обороты вязниковских промышленников не шли, разумеется, в сравнение с заработками фабричных рабочих, но и у них они были достаточны.
У С.И. Сенькова в конце 1850-х годов фабричный человек, по данным из книги историка А.Д. Тельчарова, зарабатывал до трех тысяч рублей серебром, чего с лихвой хватало на то, чтобы поставить дом на окраине, разводить домашний скот, разбить огород и сад. Дети рабочих, как и дети оборотистых крестьян да 'резвых' офеней, нередко выучивались, становились в ряды интеллигенции.
Если вспомнить крепостное происхождение многих из вязниковских воротил, в том числе Сеньковых и Демидовых, легко понять практичность новых хозяев, обеспечивавших сносное образование детям своих рабочих.
Пришло богатство, пришли и иные заботы. Беды размывания устоев нравственности после освобождения крестьян в 1861 году, то есть с вступлением России в фазу свободного капитализма, становятся заботой не одной только церкви и государства.
Все сколько-нибудь значащие силы общества - либеральное дворянство, большинство предпринимателей и интеллигенция - активно ратуют в этот период за просвещение масс. Слово это теперь основательно затерли, сведя к рутине обучения грамоте, счету и к запоминанию некоторых фактов. Но тогда оно имело несравнимо больший смысл, говорило о приобщенности к христианской религии, несшей свет высших правил морали. Понимание глубинной подоплеки задач просвещения (оно же - образование) сулило обратить население России через несколько десятилетий в высоконравственную, сплоченную нацию. Как панацея от духовной немощи, нравственных болячек.
По сути, в пределах России оно замышлялось как широкая миссия слова Божиего вкупе с достижениями науки и образования.
Комплекс исполнения необходимых государству задач должен был укрепляться патриотически выраженной культурой, не только ее духовной, но и материальной сферой. Материальная составная призвана была обеспечить культуру труда и жизненных благ. Кому режет ухо сочетание в слове 'культура' прекрасного и обыденного, рекомендуем зайти в Политехнический музей столицы. В подвижках материальной культуры легко можно убедиться и на базе экспонатов Вязниковского краеведческого музея. Сравните ручные станы бывших рабочих светелок с мощной электромеханикой современных станов льнокомбинатов и ткацких фабрик. Сравните былые избы ткачей с топкой по-черному с добротными домами с непременным, пусть и небольшим, приусадебным участком. В такие дома рабочие стали переселяться, по крайней мере, у нас, в Вязниках, еще до революции.
Каждому явлению - свое время и основание. Не зная этого, не узреть корней, на которых строилось участие наших промышленников в развитии отечественного образования. Среди них не затерялись и вязниковские хозяева льнопрядильных, полотняных и других фабрик (заводов). Их 'отцовству' над городом очень помогли либеральные реформы Александра II и его сына Александра III.
Реформы вернули староверам многие из утраченных когда-то политических прав. Подобно московским купцам-старообрядцам Рябушинским, Алексеевым (родственникам К.С. Станиславского), Морозовым и другим богачам, вязниковские староверы в лице миллионщиков Сеньковых, Демидовых, Елизаровых охотно пошли во власть, заняв практически все выборные должности наверху. Как патриархи в своих семьях, они беспрепятственно проводили в жизнь задуманные благодеяния.
Не забудем, что вся трансформация в сознании будущих, без кавычек, отцов города происходила в эпоху обострившейся в 1860-1870-е годы конкуренции товаров, подогретой Западом, выжимавшим соки из многочисленных колоний.
Это вынудило русских промышленников активнее модернизировать производство. Кроме нового оборудования, промышленный переворот требовал резкого роста профессионально-технических знаний. Удручающая картина безграмотности, в том числе и технической, большинства рабочих объяснялась их крестьянским происхождением. Становились рабочими разорившиеся ремесленники, обедневшие мещане. Пауперов и деклассированных элементов, о которых в плане их рабочей потенции вещал сострадательный А.М. Горький, в патриархально устроенных Вязниках почти не водилось, да и малочисленность хранящего свои нравы городка (в 1897 году - 7,5 тысячи жителей) препятствовала их размножению. Большинству рабочих рано или поздно пришлось пройти обучение техническим знаниям с различными, в зависимости от профессии, сроками подготовки. Фабричные училища не были прихотью. Их востребовала сама жизнь.
Первым заработало в 1873 году училище Сергея Ивановича Сенькова.

http://vyazniki.ru/2008/10/16/istorii_vjaznikovskikh_semejj.html

Среди других, появившихся позже, оно так и осталось наиболее продуманным по организации обучения и методам обращения с учащимися.
Забегая вперед, скажем, что появившееся в Вязниках через четверть века (1898) не без хлопот тех же С.И. Сенькова и В.В. Елизарова известное техническое училище имени статского советника И.И. Базанова



 
  
 

В 1888 году наследниками сибирского золотопромышленника Ивана Ивановича Базанова (1813-1883), уроженца Вязниковского уезда, были пожертвованы завещанные им на благотворительные дела во Владимирской губернии, 100 тысяч рублей.

Наследниками капиталов И.И. Базанова, а они оценивались в 15 миллионов рублей, были его дочь с мужем Петром Александровичем Сиверсом и жена его сына Ивана Ивановича Базанова Юлия Ивановна с дочерью Варварой. После смерти они с дочерью Варварой жили 'под покровительством семьи мужа'.



 
  
 

Главным 'распорядителем' капиталов, и, по сути, их обладателем, стал граф Пётр Александрович Сиверс, , на усмотрение коего и было предоставлено распределение капитала.
В 1888 году наследниками сибирского золотопромышленника Ивана Ивановича Базанова, уроженца Вязниковского уезда, был пожертвован городу капитал в 100 тысяч рублей.
Вязниковские фабриканты решили употребить этот капитал на устройство весьма нужного для них дела - организацию технического училища. Организационные вопросы взял на себя городской голова Елизаров.
Большинство населения Вязников в конце 19 века работало на льноперерабатывающих фабриках Демидова, Сенькова, Елизарова. Фабрики оснащались новыми заграничными машинами, а большинство рабочих были не только технически, но и вообще неграмотны-ми. Закономерно возникла необходимость в подготовке технического персонала среднего и низшего звена.



 
  
 

Владимир Васильевич Елизаров узнал о пожертвованном городу капитале, разыскал П.А. Сиверса и, при участии Д.А.Мыльникова, сумел убедить его, чтобы он дал городу Вязникам эти 100.000 Рублей.

Тот согласился, деньги были даны, но так как на переустройство и содержание школы этой суммы было недостаточно, то деньги оставили на несколько лет расти на проценты. Когда скопилась достаточная сумма, произвели перестройку и учредили училище.









 
  
 





Здание Базановского училища, ок. 1907 г Фото Цыплева В.Р.















 
  
 


Базановское уч. В. ряд в центре городской голова Елизаров В.В. и первый дир. училища Тюремнов Н.И.
Фото с сайта http://vztec.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=66&Itemid=91


















 
  
 


Первые преподаватели Вязниковского низшего технического училища

Навечно вписаны в историю города Вязники и учебного заведения имена многих выпускников базановского училища: Чураков Василий Михайлович окончил училище в первом выпуске 1902 года, впоследствии работал в техникуме мастером; Краснов Алексей Андреевич, выпускник 1907 года - машинист легендарного крейсера 'Аврора' - с 1921 года бессменно руководил работами в мастерских; его брат Краснов Михаил Андреевич, выпускник 1915 года, участник революции 1917 года, с 1929 года работал инструктором механических мастерских; Тупыгин В.А., выпускник 1914 года, известный в городе изобретатель и рационализатор, преподавал ткачество; Выставкин Федор Михайлович, выпускник 1916 года, впоследствии заведовал производственными мастерскими; Злобин Сергей Ефимович, выпускник 1909 года, сразу по окончании училища остался работать в нем инструктором производственного обучения и проработал в учебном заведении всю жизнь до 1957 года. Его дело продолжил сын - Злобин Александр Сергеевич.



завещателя средств по его открытию, унаследовало те же принципы, что доминировали у Сенькова. Предприниматель распространил свою опеку и на новое Базановское училище, не уступавшее технической и кадровой оснащенностью знаменитому Мальцевскому, открытому в губернском Владимире в 1885 году.
http://vztec.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=66&Itemid=91

Проблема профобучения, к счастью, не стала единственной для передовых фабрикантов Вязников. Понимая, что рамками сугубо утилитарного подхода достигнешь немного, они приступили к созданию полноценной, со ступенями преемства, системы образования в городе.
Было ли это откликом души на прозвучавшие раньше призывы передовых людей России - писателей И.С. Аксакова, Ф.М. Достоевского и просвещенного иерарха церкви - святителя Филарета (Дроздова) или что-то другое, не суть важно. Дело стронулось.
Высокомеханизированное производство фабрик Сенькова позволило благополучно выстоять в длительный неблагоприятный период, заложить фундамент для нового скачка в развитии отрасли.
Лишь экономические неурядицы вследствие волнений 1905-1907 годов и первой мировой войны не дали свершиться задуманному. Но и частичное претворение планов оттеснило английских и других иностранных конкурентов. На стыке веков продукция удостоилась многих похвал от двора и медалей ярмарок, на которые все чаще и чаще С.И. Сенькова стали приглашать в качестве эксперта.
Не замкнувшийся исключительно на производстве, Сергей Иванович вошел в число благодетелей Вязников, меценатов города: благоустройство улиц и площадей, организация профессиональных училищ, создание школ всех ступеней подготовки, женской гимназии, строительство мужской гимназии на Венце, создание нескольких библиотек, в том числе и общегородской, организация здравоохранения в уезде.
Новая просторная больница искусством врачевателей и нескудной заботой о больных быстро прослыла одной из лучших в губернии. Чуткий на все технические новинки, С.И. Сеньков стоял также у истоков развития в городе электричества и телефонизации.
Одаренный художественным вкусом, Сергей Иванович собрал и самую богатую в уезде коллекцию картин, скульптуры, фарфора, металлопластики и икон старообрядческого чина. Не все собранное Сеньковым увидишь сегодня среди экспонатов музея Вязников, разместившегося после революции в доме его сподвижников, Елизаровых, недалеко от Благовещенского монастыря.
Но и сохраненного музейщиками с лихвой хватит, дабы оценить устремленность и вкус собирателя: от И.К. Айвазовского до К.А. Коровина.
В кругу близких знакомых С.И. Сенькова вращались многие подвижники культуры и образования: замечательный проповедник, педагог-новатор и краевед священник Константин Веселовский - основатель Кирилло-Мефодьевской школы в Ярополье, работавшей по разработанной им прогрессивной методике обучения глухонемых детей; просветитель края, 'мстёрский летописец', искусный литограф-художник И.А. Голышев, организовавший с помощью офеней широкую распродажу доступных по цене книг для народа; академик живописи И.С. Куликов, приезжавший из родного Мурома запечатлеть кистью портреты членов семьи Сеньковых, в том числе и самого Сергея Ивановича.

 
  
 


священник Константин Александрович Веселовский
Подробнее: http://www.vladimironline.ru/society/id_43073/
Заветная мечта С.И. Сенькова - видеть народ хорошо образованным и высоконравственным. При большой занятости предприниматель оказался умелым и щедрым попечителем главных учебных заведений города - приходского народного и технического училищ и, конечно, обеих гимназий. Оснащение классов в них не уступало лучшим учебным заведениям губернии. Очевидно, нет надобности подсказывать читателю, кто же был тот нетерпеливый заказчик открытки с видом на женскую гимназию.
Об авторитете отца города говорят и факты назначения его после Февральской революции председателем городского совета, а после Октябрьской - управляющим национализированными у него же фабриками. Легко догадаться, что в этом качестве Сеньков новой властью был терпим недолго.
В конце 1918 года, предупрежденный кем-то о предстоящем аресте, Сергей Иванович с двумя дочерьми выехал ночью в направлении Нижнего Новгорода. Затем пришлось укрываться в Ярославле и Петербурге, откуда, предположительно в 1922 году, бывший благодетель Вязников с дочерьми вырвался на свободу.

http://www.russinitalia.it/dettaglio.php?id=388

Русские в Италии

italiano
русский


Сергей Иванович Сеньков

Место и дата рождения: Вязники (Владимирской губ.), 26 июня 1848
Место и дата смерти: Рапалло, 26 февраля 1934
Деятельность / профессия: фабрикант полотняного производства

Последний из династии владимирских заводчиков Сеньковых, владелец крупнейшей льноткацкой мануфактуры в Вязниках (ныне фабрика 'Парижская коммуна'), где в начале ХХ века работало до полутора тысяч рабочих - почти половина всех жителей города. Продукция фабрики Сергея Сенькова славилась на всю Россию. На знаменитой Нижегородской всероссийской выставке 1896 года его предприятие получило высокую награду - государственный герб. В Париже и Чикаго изделия сеньковской фабрики были удостоены медалей; на выставках в Турине и Генте - почетных дипломов. С. И. Сеньков организовал при своей фабрике начальную школу и содействовал открытию в 1906 году женской гимназии, а в 1910-м - мужской.
После революции и национализации фабрики, в 1924 г. он эмигрировал в Италию, 'по состоянию здоровья'. Через Милан переместился в Сан-Ремо, а затем в Рапалло, следуя желанию Анны Филипповны Михайловой, гражданской жены, которая училась вокалу у местного Maestro Anselmi.
В эмиграцию за Сергеем Сеньковым последовали две дочери:
1) Лидия (Вязники 1903 - Рапалло 1997), с 1927 года в замужестве за землемером Guido Cecchini; переехала к мужу в Santa Margherita;
2) Людмила (Вязники 1898 - Вязники 1983), в замужестве и затем разводе с Николаем Шумиловским (впоследствии советский академик; организовал и возглавил в системе Академии наук прикладной институт промышленной автоматики), а также сын от этого брака Лев Шумиловский. В 1951 г. Людмила и сын Лев репатриировались.
В эмиграции С. И. Сеньков поддерживал общение с приходом русской церкви в Сан-Ремо, писал мемуары.
В 1999 г. Вязниковский горсовет народных депутатов наименовал его именем улицу - 'учитывая большой вклад в развитие льняной промышленности города Вязники и Вязниковского края, активную общественную деятельность и вклад в культурное развитие города'.

Литература
Ludmila Cecchini Corradi, I Sen"kov. Una storia di famiglia, Firenze, Maremmi editori, 2008.

В фотографии: И. С. Куликов, Портрет Сергея Ивановича Сенькова, Вязниковский историко-художественный музей.

Михаил Талалай

В 1924 году он оседает возле Генуи, в североитальянском городке Рапалло, знаменитом тем, что за два года до приезда семьи Сеньковых там проходила международная конференция, вошедшая в историю под названием Генуэзская. Через десять лет в Рапалло, вдали от Родины, герой нашего рассказа скончался.
Что касается судьбы дочерей, то долгое время казалось, что их имена канут в Лету. Такое не раз случалось с потомками известных эмигрантов. Но неожиданно, после победы над фашизмом, возвратилась и поселилась в окрестностях Вязников младшая дочь Сергея Ивановича, прожившая остаток жизни скромно и замкнуто.
Ее старшая сестра в начале 1930-х годов вышла замуж за итальянского инженера-землеустроителя по фамилии Чеккини и имела в браке с ним дочь Людмилу и сына Роберто. В перестроечные 1990-е годы уже немолодые внуки сумели четырежды побывать в Вязниках.
С трепетом посетили они не только цеха головной фабрики деда, но и дома, построенные им. Все постройки Сенькова продолжают служить его согражданам, не нашедшим пока, выражаясь тактично, возможности назвать его именем ни улицу, ни площадь, ни Дом культуры, ни больницу, ни учебное заведение. Но самым притягательным местом для потомков знаменитого предпринимателя в каждый приезд являлся, конечно, городской краеведческий и художественный музей.
Внешне похожие на Сергея Ивановича, внуки с любовью всматривались в портреты Сеньковых, написанные академиком И.С. Куликовым.
 



Гостевая

В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945
https://www.ok.ru/video/237712249124
военно-технические журналы XIX - начала XX вв. из фондов библиотеки http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23.php
http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23photo/20.jpg