Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Гедройц-Юраго Мария Ивановна (в центре). Вязниковская прогимназия.
 
 
  
 
Гедройц-Юраго Мария Ивановна (в центре). Вязниковская прогимназия.

Вязниковская гимназия-'школа невест'

8 августа 1996 г

Архив БОРИСОВА В.В. пос. МСТЁРА
Путь длиной в 130 пет

Исторический очерк Вязниковской женской гимназии

На публикуемой фотографии мы видим начальницу Вязниковской гимназии Марию Ивановну Гедройц-Юраго с тремя своими ученицами. Фотография сделана в 1909 году в ателье Козина в Вязниках, при очередном выпуске учениц гимназии. Рядом с Марией Ивановной стоит Лидия Малинина-младшая дочь Алексея Федоровича Малинина, владельца Лукновской мануфактуры. Ниже Лидии сидит Екатерина Ивановна Челнокова-двоюродная сестра Лидии. Рядом с Екатериной-Александра Малинина, родная сестра Лидии Малининой. Все три девушки невесты или почти невесты.

 
  
 

Через некоторое время все они выйдут замуж. Александра Малинина выйдет замуж в деревню Паустово за Михаила Григорьевича Пашенина, владельца Паустовской фабрики. Своего младшего сына они назовут Аркадием, и он доживет до настоящего времени и напишет данную статью.
Лидия Малинина выйдет замуж за Василия Степановича Маралова в деревню Сергеево.
В настоящее время в Москве на пенсии живет их дочь Анна Васильевна Конышева, имеющая государственную аттестацию врача-терапевта высшей категории. Пройдет немало времени, и Аркадий Пашенин, и Анна Конышева будут задавать своим мамам настойчивые вопросы-чему же учили их в этой гимназии?
Ответы были однозначны. Их учили по обычной гимназической программе, но в сокращенном варианте.
Главным предметом для них была наука о женской жизни, женской судьбе и доле. Несмотря на консерватизм учебных планов того времени у Марии Ивановны нашлась смелость и настойчивость самовольно включать в фактически проводимые занятия элементы практической женской жизни того времени.
По указанию и под контролем Марии Ивановны преподаватели небольшими дозами вносили в сознание девочек тезисы о том, что основным смыслом жизни женщины является создание крепкой и долговечной семьи. Очень дипломатично и ненавязчиво излагались мысли о трудности этого пути и о том, что не следует думать, что на пути каждой женщины обязательно встретится 'принц'.
Девочкам внушалась мысль, что действительно, 'принц' может появиться, но это бывает в практической жизни крайне редко.

Девочкам давались советы о целесообразности и необходимости
создания семей на основе, в первую очередь, уважительных и доброжелательных взаимоотношений между мужем и женой.
Мария Ивановна прямо говорила, что необходимо вовремя создать такую семью, чем всю жизнь ждать 'принца', который может так и не появиться.
Характерно, что дальнейшая судьба этих трех девочек сложилась точно по сценарию Марии Ивановны.
И у Лидии, и у Александры Малининых создадутся спокойные, крепкие семьи, выдержавшие тяжелые испытания войнами, революциями, реквизициями имущества и тюрьмами.

И только Екатерине Челноковой уготовано было судьбой испытать чистое и всепоглощающее чувство взаимной любви к своему двоюродному брату Василию Алексеевичу Малинину.
Но на пути их любви были сложные препятствия. Из-за близкого родства официальная церковь не давала согласия на их брак, и они вынуждены были венчаться тайно. Все это сопровождалось напряженными нервными стрессами, приведшими к потере зрения у Василия Алексеевича.
За время учения в гимназии девочек учили домоводству, умению экономно вести домашнее хозяйство. Состав учениц гимназии комплектовался за счет детей предпринимателей уезда и некоторой части городской интеллигенции. Много внимания уделялось привитию навыков правильного содержания дома, подготовки семьи к приему гостей. Существовало правило: 'Каков дом, такова и фирма'.

Таким образом, Вязниковская гимназия давала своим ученицам определенные житейские знания и правила жизни и не ориентировала их На 'легкую жизнь'. Во всем этом была безусловно личная заслуга Марии Ивановны Гедройц-Юраго.

Она хорошо знала жизнь среднего класса глубинной русской провинции и особенности судеб женщин того времени.
Сейчас мы говорим о необходимости разработки национальной идеологии. Как знать! Может быть, стремление думающих людей того времени о недопустимости ориентирования молодежи на 'легкую жизнь' и является определенным элементом русской национальной идеологии не только 90 лет тому назад, но и в настоящее время.

А. Пашенин


Наконец-то наша школа пришла в движение-настоящее, неформальное. И вот идет поиск новых, более эффективных 'подходов', 'средств', 'форм'. В этих условиях понятен интерес к тому, что есть в других странах в области образования и что было в нашем прошлом.
Появляются в у нас теперь небывалые типы учебных заведений: лицеи, колледжи, гимназии.

Интерес к дореволюционной русской гимназии понятен и оправдан: до 1917 года она была главным и наиболее распространенным типом средней школы. Было бы ошибочным сейчас, создавая новые виды современной школы, реанимировать все то, что составляло сущность гимназического образования.

Но опыт прошлого, опыт лучших гимназий России дает нам возможность использовать прогрессивные идеи. Наша задача состоит в том, чтобы в пределах данного материала выяснить, что такое дореволюционная гимназия, каковы ее особенности, какими средствами она решала свои задачи, стремясь подготовить образованного, культурного молодого человека.

Первые гимназии в России были открыты в 18 веке, сначала при Академии наук, затем при Московском университете-для подготовки абитуриентов. Было открыто это заведение и в Казани.
Устав 1804 года утвердил гимназию основным типом средней общеобразовательной школы, призванной давать гуманитарные направления.

Первые открытые женские училища со среднеобразовательным курсом были основаны ведомством учреждений императрицы Марии. В 1858 году было высочайше утверждено положение о женских учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения, в 1869 году заменено положением о земских гимназиях и прогимназиях.

Не отстают и Вязники.
В рапорте от 30 апреля 1879 года его сиятельству господину попечителю Московскго учебного округа написано: 'женское училище 2-го разряда было открыто 19 апреля 1862 года по распоряжению бывшего Владимирского военного губернатора от 16 апреля 1862 года за ? 2307' (обл. архив, фонд 449-1-65).
Этот же факт подтверждается и в письме от 16 апреля 1802 года Владимирского военного губернатора, управляющего и гражданской частью, Вязниковскому уездному предвадителю дворянства.

Из материалов С.И.Змеева 'Прошлое г. Вязников (1929): 'Женское училище было на Б. Погостской , ныне Кладбищенской горе'. В каком здании было расположено женское училище, в документах подтверждения не найдено. По словам здешнего краеведа Г.С.Зудилова, оно было расположено в доме ? 13 по ул. Орджоникидзе (бывшая Погостская гора).

В 1870 году женское училище 2-го разряда преобразуется в женскую прогимназию. В отчете Владимирской губернской земской управы губернскому земскому собранию о действиях управы в 1871 году говорится: '... при посещении мною в прошлом октябре Вязниковских училищ, я заметил весьма прискорбное положение открытой там в текущем году женской прогимназии...'

В докладной записке Владимирского губернатора тому же собранию указано, что '...Вязниковская женская прогимназия, открытая журнальным постановлением попечительного Совета от 22 марта сего (1871) года, преобразована из 2-классного женского училища 2-го разряда. Начальницей прогимназии попечительным Советом избрана из дворян девица КА. Никифорова.

В попечительный Совет вошли: попечительница прогимназии жена Вязниковского 1 гильдии купца Е.А. Елизарова, Вязниковские помещики П.И.Домашнев и Н.Г. Григорьев, купцы 1 гильдии Н.Л.Никитин и В.Е.Елизаров, смотритель Вязниковского уездного училища Адамов. Лица, преподающие в прогимназии: законоучитель-соборный священник Ф.ИЛавров, преподаватели: русского языка-учитель Вязниковского уездного училища В, И Дроздов, арифметики-учитель того же училища Н.П.Мирановский, истории и географии-учитель того же училища В. Г Александров, учитель приготовительного класса, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, И.Г.Малинин.

Вязниковская женская прогимназия помещается в наемном доме попечительницы прогимназии с платой в год 120 рублей.
Вязниковская женская прогимназия за исключением незначительной суммы постоянного ежегодного дохода почти не имеет и вообще средствами крайне бедна'.

Из отчета о состоянии Вязниковской женской прогимназии за 1873 год следует, что она состоит из трёх классов и имеет ещё один приготовительный класс. Обучается в неё 50 человек.

14 июля сего года во время пожара, бывшего в г. Вязники, сгорело здание женской прогимназии вместе со всеми учебными пособиями, классной мебелью и библиотекой. За неимением как квартиры, так и классной мебели, классы были отменены по 1 сентября.

В это время стараниями попечительного совета, в особенности В.Никитина, вновь были приобретены все классные принадлежности и учебные пособия. Прогимназия размещается в доме почетной гражданки Г.Елизаровой во 2-ом этаже на Благовещенской улице, против Благовещенского монастыря.
По курсу прогимназии читаются следующие обязательные предметы:

Закон Божий, русский язык, арифметика, история и география, кроме того преподаются французский и немецкий языки, музыка, танцы и рисование.
'Г. учителя и госпожи учительницы посещают классы аккуратно и усердно занимаются преподаванием своих предметов.

Начальница прогимназиии Елизавета Васильевна Розакути с любовью предана делу воспитания и пользуется в обществе полным и заслуженным уважением.
Обучение прогимназии платное: за обязательные предметы с мещан-2 р., с прочих сословий-5 р., и за необязательные-30 р.'
В 1878-1879 гг. по ул. Б. Благовещенской (д. ? 16) было построено новое здание для женской прогимназии.
Здание построено фабрикантом Николаем Львовичем Никитиным на пожертвования: Т. И. Щеголевой (5 тыс. рублей), Н. Л. Никитина (1 тыс. р.), А. А. Куликовой (1 тыс. р.), А Д. Сеньковой, жены О. О. Сенькова (1 тыс. р.) и других.
Владимирские губернские ведомости 1878 года ? 23 под заголовком 'Вести из губерний' пишут по этому поводу: '...30 мая во вторник в незабвенный день рождения царя России Великого Петра и в нашем городе совершилось немалое событие. В этот день происходила закладка нового каменного 2-этажного в 16 сажень по лицевой стороне дома для помещения в нем Вязниковской женской прогимназии'.

Во Владимирских губернских ведомостях от 29 сентября 1879 года сообщается, что '11 сентября в прогимназии происходил публичный акт по случаю перехода в новое собственное здание но Благовещенской улице'.
В 1902=1904 годах при женской прогимназии действуют педагогические курсы, о чем свидетельствуют протоколы о разборе и оценке пробных уроков слушательниц. Заведует курсами Яков Дмитриевич Канунов, обучается на курсах 21 человек.
Оценка уроков в основном удовлетворительная и хорошая.
Стараниями С. И. Сенькова женская прогимназия преобразована в 1906 году в гимназию, для чего Сеньков на свои средства надстроил на здание прогимназии еще третий этаж, сделал пристройку сзади, купил и перестроил для нее же соседний каменный дом Сивякова, затем купил для квартир соседний по другую сторону полукаменный дом Голубева и Красильникова.

Первой начальницей гимназии была Мария Ивановна Гедройц-Юраго (С. И. Змеев. 'Прошлое г. Вязников').
А вот как описывается здание гимназии в приходно-расходной смете Вязниковской жен┐ской гимназии за 1917 г.: '...здание, в котором помещается собственно гимназия, представляет из себя прочный 3-х этажный дом, достаточно сухой и светлый.

Соединенный с ним теплым ходом другой дом (2-х этажный), в котором помещается приготовительный класс и квартира начальницы, представляет также прочное здание, не требующее никакого ремонта.
Деревянный дом, построенный в 1910 году, вместе с участком земли, не обслуживает нужды гимназии ввиду ветхости и в будущем принадлежит сломке.
В настоящее время имеющиеся в нем квартиры отдаются внаем'.
В гимназии работали наиболее квалифицированные кадры. Если посмотреть список лиц, служащих Вязниковской женской гимназии за 1916 год, то можно убедиться, что учительница математики Елизавета Петровна Геленкина, учительница истории Нина Александровна Фомина закончили Московские женские курсы, а учительница Л. А, Алеева закончила Петроградские высшие женские курсы.
Кроме вышеназванных учителей в гимназии в 1916 году работали: начальница гимназии-М. И. Павлова-Русинова, законоучитель-А И. Вознесенский, штатный учитель русского языка М.И. Куровицкая, штатный учитель физики и естественной истории З.А. Красильникова, штатный учитель арифметики Е.Г. Знаменская, штатный учитель французского языка С. И. Федутилова, штатный учитель немецкого языка-М. П. Корж и другие.
(Окончание следует).

Т. КАРАМЫШЕВА

Учитель школы ?3.

 



Гостевая

В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945
https://www.ok.ru/video/237712249124