Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ДИНАСТИЯ КИРИКОВЫХ

Кирикова Е.В.
 
 
  
 
 
  
 

Чириковы М.О. и Г.О.
Фотография из книги О.Ю. Тарасова "Икона и благочестие". Очерки иконного дела в императорской России.
И память о заслугах перед отечественной культурой выдающегося реставратора, живописца, копииста, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата государственной премии имени И.Е. Репина Василия Осиповича Кирикова (9.5.1900-6.2.1978)
'Жизнь и творчество заслуженного деятеляискусств, художника,реставратора и копииста - великий подвиг. Его произведения (отреставрированные иконы, копии и живописные работы) - наше национальное достояние.
Имя Кирикова еще при жизни стало легендой, хотя он известен больше специалистам: о его работах часто упоминается в научной литературе, в специальных учебных пособиях. О его же прекрасной живописи знают немногие.
Василий Осипович Кириков был настоящим Мастером'.
Д. Н. Папикян
http://www.artpanorama.su/index.php?category=artist&id=618&show=short

Четыреста лет тому назад, на возвышенном берегу реки Мстёрки. где теперь расположены две церкви, скромно ютился небольшой монастырский погост, который от монастырской церкви получил название 'Погост Богоявленский'. В старину погостом называлось небольшое селение с церковью, при которой были только дворы духовенства. Возле церкви на Богоявленском погосте было пять монашеских келий, в которых жили два 'чёрных попа', два дьячка и

один старец - тоже чёрный поп, т.е. снимник.
Старец имел, кроме кельи, ещё и двор. Этот старец был, по-видимому, одним из князей Ромодановских, который под старость постригся в монахи и принял схиму. Погост был построен князьями Ромодановскими. Небольшое количество земли, принадлежащее монастырскому погосту, тоже находилось во владении Ромодановских.
В начале 17 века близ Богоявленского погоста, на княжеской земле, стали селиться люди-бобыди. Все они были разорившимися крестьянами, потерявшими всё в эпоху Смутного времени. Таких разорившихся крестьян в ту пору было много в Московском государстве. Вот такие 'непашенные безземельные крестьяне' поселились близ погоста, и образовалась Богоявленская слободка из двадцати бобыльских дворов с количеством населения семьдесят человек, включая мужчин, женщин и детей. В переписной книге Богоявленской слободы за 1671/72 годы записано:
'За боярином князь Григорьем Григорьевичем да стольником князь Степаном Васильевичем Ромодановскими 1671-72 году Богоявленская слободка, в ней боярский да бобыльских дворов:
  
Во дворе. Васька Игнатьев, него дети Мишка, Ивашка 15 лет, Федька 12 лет, Мартынко 10 лет'.
Таким образом, установлено, что Игнатий, родившийся около 1610 года, является первым упомянутым предком.
Представитель второго поколения Василий (Васька) Игнатьевич родился около 1635 года и был крестьянином Богоявленской слободы Стародубо-Ряполовского стана Суздальского уезда.
Продолжателем рода стал один из двух братьев - близнецов Иван (Ивашка) Васильевич Чириков (1657-1748 гг.), женившийся на Фёкле Леонтьевне. У них в начале восемнадцатого века родятся три сына: Василий (род. в 1708г.), Иван (род. в 1709 г.) и Семён ( род. в 1712 г.).
V Ивана Ивановича Чирикова родились два сына: Пётр Иваноиич (род. в 1732 г.), который женился на Марии Андреевне (1736- \ гг.), и Иван Иванович ( 1743-1750 гг.).

 
  
 
 
  
 

Петра Ивановича и Марии Андреевны родились пять детей: (Григорий Петрович ( род. в 1751г.), Яков Петрович (род. в 1752г.), Марфа Петровна (род. в 1754г.), Кирик Петрович ( род. в 1760 г.), Улита Петровна (1760-1767гг.).
Иван Кирикович (1792- 1865гг.) взял в жёны Устинью Спириюмову (1794-1867г.г.). В браке родились дети: Спиридон Иванович <1816- 1822гг.),
Пётр Иванович (1817-1822гг.), Параскева Ивановна (род. в 1822г), Козьма Иванович (1826-1891гг.), Феоктист Иванович (1828.), Анна Ивановна (род. и ум. в 1831г.).
В церковных метрических книгах до середины девятнадцатого века большинство крестьян, не только крепостных, но и казённых, фамилий ещё не имели. Не было фамилий и у большинства крестьян крепостной Мстёры. А в роду Василия Осиповича появляется фамилия Чириков. Любопытно то, что со временем, в начале 19 века, произойдет трансформация фамилии Чириков в фамилию Кириков, и дьячки будут писать в метрических книгах 'Чириков тоже Кириков или 'Кириков тоже Чириков'. Обе фамилии в последующие
столетия получат право на жизнь в своих потомках, а первопричина ной коллизии заключалась в банальной малограмотности сельского дьячка.
Установить достоверно, кто из предков Василия Осиповича первым взял в руки кисть и стал иконописцем, невозможно. Основным занятием мстерян ещё в 17 веке стало иконописание, и оно было наследственным. Практически все Кириковы в 18 и 19 веках уже были иконописцами.
Василий Осипович Кириков родился 9 мая 1900 года в слободе Мстёра Вязниковского уезда Владимирской губернии. Отец его занимался иконописанием, мать вышивала. Иконописание было потомственным занятием в семье. Причём писали иконы заказные, тонкой pаботы.
Как со стороны отца, так и со стороны матери все были незаурядными иконописцами. Его дядя Н. Юразов славился умением с

большой тонкостью писать лики и был известным в Москве иконописцем. Рано лишившись родителей, В. О. Кириков живет у своей бабушки Е.В. Юразовой, сохраняя на протяжении всей жизни самые трогательные воспоминания о ней. Но особое чувство у художника было к деду, Ф. И. Кирикову. Он с увлечением рассказывает о детстве, вспоминая ту обстановку, которая его окружала. И здесь неизменно присутствует образ деда, склонившегося над доской и пишущего икону с 'праздниками' - небольшими композициями, посвящёнными евангельским сюжетам. Мастер тончайшей живописи, Феоктист Иванович Кириков передал внуку свою любовь к изящному письму.
 
  
 


С десяти лет В. О. Кириков - во Мстёрской художественной школе, хорошо известной в Петербурге. Недаром отсюда лучшие ученики направлялись в Русский музей, где становились реставраторами. Директором школы был 3. С. Шмелёв, ученик И. Е. Репина, поставивший широко всю систему обучения. Художник П. И. Нерадовский в 1914 году приезжал во Мстёру с тем, чтобы отобрать лучших живописцев из учеников Мстёрской школы. Счастливая судьба привела мальчика из Мстёры в Петербург, где ему предстояло открыть дверь не только в Русский музей, но и в мир искусства Древней Руси.
Через всю жизнь пронес он чувство благоговения перед художественной культурой и мастерством далёких предков. Годы, проведенные в Русском музее, наполнены старательным желанием вникнуть в искусство реставрации, внимательным следованием тому, что стремился вложить в своего ученика замечательный реставратор Н. И. Брягин. В. О. Кириков с благодарностью говорит о своем учителе, о его системе обучения, которая, в первую очередь, была направлена на то, чтобы 'отработать' (как говорил Н. И. Брягин) у будущего реставратора терпение. Два года В. О. Кириков раскрывал только поля на иконах, не смея даже подумать о том, чтобы перейти на изображение. Так вырабатывалось чувство ответственности за каждый шаг, ответственности, которая является основой реставрационного искусства.
Лет через сорок Василий Осипович, приезжая на этюды в любимое Черноморье, что в километрах пяти от Мстёры, до слез хохотал, рассказывал, что случилось с ним на Невском в первый приезд: иду, говорит, и по Мстёрской вежливости здороваюсь со всеми подряд
"Здравствуйте, тётенька', 'Здравствуйте, барышня'. Как вдоль Голышевки иду по Невскому-то.. А один встречный на моё 'Здравствуйте . дяденька' густым басом пообещал вдруг:
...Гм, малый, не заболел случаем? Я тебя сейчас кокну вон у того амбара и под мост кину. Понял? - служивый, видно, подумал, - не зря парень-то пристаёт. Время-то военное было, и окончательно растерялся,увидев в дверях Русского музея швейцара, которого принял за царя.
И 1918 году по инициативе В.И. Ленина при Наркомпросе РСФСР была создана комиссия по сохранению и раскрытию памятников древнерусской иконописи с реставрационным отделом при ней.

http://art-con.ru/node/1753

Вместе известными реставраторами в этом отделе стал работать и молодой И.О. Кириков.
С коллегами по мастерской он реставрирует иконы: Андрея Рублёва: апостол Петр XV века, Иаков и Даниил XV века, четырехчастную икону (воскрешение Лазаря, Троица ветхозаветная, сретение, Иоанн на Патмосе) первой половины XV века, святые Борис и Глеб первой трети XIV века.
Мало кто знает, что В. О. Кириков вместе с Г. О. Чириковым, заменил умершего реставратора Горохова, освобождает от "поновлений" икону Троицу' Андрея Рублева, расчищая правую нижнюю часть иконы. С той поры творчество великого художника будет постоянно привлекать его - Кириков через всю жизнь пронес благоговейное преклонение перед гениальным мастером.
(1 декабря 1918 года Василий Осипович в экспедиции реставрирует фрески церкви Спаса Преображения на Ильине XII века в Новгороде.
Гражданская война прервала занятие любимым делом. Но в 1923 году И.О. Кириков вернулся к реставрационной работе.
(он вернул жизнь сотням древних произведений. Многие шедевры находятся в Государственной Третьяковской галереи, Московского Кремля и музее имени Андрея Рублёва, составляющие гордость отечественной коллекции, были раскрыты В.О. Кириковым. Благодаря его мастерству мы можем оценить теперь всё совершенство икон: Дмитрий Солунский ' им конца XII - начала XIII веков (1924-1928 гг.),Богоматерь Оранта - Великая Панагия, XIII века (1925-1929 гг.), святой Георгий XII века (1928- 1933 гг.), поясной святой Георгий XII века (1934 год), апостолы
 
  
 

Петр и Павел XI века (1948-1952 гг.), Иоанн Предтеча начала XV века (1961 год) и многих других.

http://mstera-adm.ru/tinybrowser/files/obrazovanie/zhivopisec-i-restavrator-kirikov-vasiliy-osipovich-1900-1978-.pdf

Говоря о реставрационном искусстве В.О. Кирикова, нельзя пройти мимо спасения им после пожара картины А. Саврасова 'Кутузовская изба'. Не верилось, что эту обуглившуюся поверх┐ность с тысячью вздувшихся пузырьков живописи можно укрепить и освободить от слоя обгоревшего лака. Кириков сделал невероятное. Это была тончайшая операция, которая потребовала от художника хирургической виртуозности. Недаром его талантом восхищался знаменитый хирург С. С. Юдин, отмечая высоту искусства мастера. Подобного характера работа была сделана впервые в практике реставрации произведений живописи.
С 1926 года по 1950 год с перерывом на войну Василий Осипович участвует в реставрации фресок Георгиевской церкви и других архитектурных памятников Новгорода и Старой Ладоги. В 1929,1931/32 и 1949 годах реставрирует фрески Успенского собора во Владимире. В 1959-1961 годы реставрирует фрески церкви Воскресения на Дебре города Костромы, а также Ферапонтова монастыря.
Но особо надо говорить о В. О. Кирикове как о копиисте.
В феврале-мае 1929' года состоялась выставка древних русских икон в Берлине, Кельне, Франкфурте-на-Майне и Мюнхене. Было представлено 131 произведение из четырнадцати российских музеев и Центральных Государственных рестав рационных мастерских. Пять ценнейших икон были представлены в факсимильных копиях: 'Богоматерь Владимирская' XII века в копии А.И. Брягина, 'Димитрий Солунский' XII века из Дмитрова в копии В.О. Кирикова, 'Спас Златые власы' XII века в копии Г.О. Чирикова, 'Богоматерь Оранта' XII века - в копии П.И. Юкина и 'Троица' Андрея Рублева в копии Г.О. Чирикова. Выставку в Германию сопровождали И.Э. Грабарь и Е.И. Брягин.



 
  
 
 
  
 



В годы Великой Отечественной войны, работая в эвакогоспитале, В.О. Кириков пишет серию портретов бойцов. Но не портрет становится ведущим жанром его творчества. Художника привлекает живопись, более созвучная его тонкой лирической натуре.
Шедевром искусства копирования В. О. Кирикова можно назвать его копию с 'Троицы' Андрея Рублёва. Тому, кто видел весь процесс 'работы над 'Троицей', можно было наглядно ощутить путь самого Рублёва. Ведь так же тщательно подбирались липовые доски,
так же же придирчиво они обрабатывались, и так же рыбьим клеем на-
наносилась паволока, и столь же старательно замешивался левкас. Кириков добивался, чтобы кисть его свободно и легко скользила по
гпадкой поверхности грунта. Более четырех лет в Государственной Третьяковской галерее стояли рядом две 'Троицы', заставляя каждого. кто видел весь процесс работы, восхищаться мастерством нашего современника.

 
  
 

Копия В. О. Кирикова заняла место в музее имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре, там, где долгие годы трудился великий иконописец.
Дни, когда в Москве были показаны сокровища Дрезденской галереи. И.О. Кириков проводил в залах Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, делая одновременно две копии: с 'Триптиха' Ван Эйка и с 'Саскии' Рембрандта.
Каждое из этих прославнных произведений привлекало различными приёмами, позволяя ощутить и ювелирную отточенность каждого штриха Яна Ван Эйка и мнительную сочность, многогранность приёмов Рембрандта. Василий Осипович вспоминал, что работа над копиями начиналась в три часа утра. Приходится сожалеть, что 'Триптих' не был закончен.
На первой персональной выставке работ В. О. Кирикова в 1958 для многих было неожиданностью увидеть в нём живописца, мастеpa миниатюрного пейзажа, творчество которого подкупает чувство той благоговейной радости, чистосердечности, с какой художник запечатлевает дорогие ему уголки России.
Творчество В.О. Кирикова спокойное, ясное. Он выступает продолжателем тех традиций, которые всегда отличали русскую пейзажную школу живописи с её бережным вниманием к окружающему миру, преклонением перед его чистотой, когда чувство любви и доверия заполняет всё творчество иконописца. Стройные березки, тенистые поляны, затаенные тропинки,поросшие болота - все это открывается в небольших по размеру
картинках В.О. Кирикова.
Ирина Александровна Иванова nо завершении выстави отметила, что мы обрели для себя тончайшего поэта-художника, буквально соткавшего поэму о Мстёре. Именно так можно назвать вдохновенное

слово о ней : 'Мстёра зимой', 'Мстёра весной', затаённые мстёрские уголки и всё то, что привлекает, волнует манит в эти края пройтись по затаённым тропочкам, по которым с такой любовью, с таким вниманием, с такой сердечностью прошёл этот добрый художник.
В последние годы Василий Осипович Кириков увлечено работал над триптихом 'Житие Андрея Рублёва'. Десятилетний труд был завершен в 1972 году. Это произведение, выполненное в традициях древнерусской живописи, демонстрирует мастерство художника в темперной технике. Основные этапы жизни и творчества Андрея Рублёва вплоть до его смерти в Андрониковом монастыре в 1430 году воссозданы художником с большой тонкостью, изяществом и тактом, в котором проявляется глубочайшее преклонение В.О. Кирикова перед гением Андрея Рублёва.
Совсем не случайно сын Василия Осиповича Кирикова Александр, внук Валерий и внучка Елена стали реставраторами высокого уровня.
Хроника жизни и творчества
1900
Родился 9 мая в слободе Мстёра Вязниковского уезда Владимирской губернии.
Отец - Кириков Осип Феоктистович (1875-1912),
Мать - Кирикова Анна Константиновна (1879-1903).
Рано лишившись родителей, воспитывался бабушкой Евдокией Васильевной Юразовой.
1910-1914
Учёба в Мстёрской художественной рисовальной школе, после чего был направлен учиться реставрации в Русский музей в Санкт-Петербурге.
1918
Начал работать реставратором в Московской реставрационной мастерской в Кремле.
1919
Призван в Красную Армию. Участвовал в Гражданской войне.
1922
Демобилизован.
1923
Вернулся в Москву. До конца 1934 года работал в Центральных государственных реставрационных мастерских.
Реставрация фресок церкви Успения в Аркажах.
1927-1928 и 1933
Реставрация фресок церкви Святого Георгия в Старой Ладоге. 1929-1930
Смятие и реставрация росписи XVII-XVIII вв. собора Сретенкого монастыря и росписи XVI в. церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех Чудова монастыря в Кремле.
/929,1931-1932,1949
Реставрация фресок Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире.
1934-1935
(Старший художник-реставратор в Государственной Третьяковской галерее.
1935
Выполнил поздравительные юбилейные адреса для Академического Малого театра, второго МХАТа, Центрального театра Красной Армии, Центрального детского театра, Камерного театра и др., а также адреса с миниатюрными портретами К.С. (Станиславского, Л.В.Собинова, И.Ф. Монахова,
М.М. Ипполитова-Иванова, В.Н. Пашенной и др.
Вто же время в Государственном издательстве художествен┐ной литературы выполнил иллюстрации к книге сказительницы Марфы Семеновны Крюковой 'Ленин, Чапаев, Челюскинцы' и книге стихов Брика 'Василий Чапаев'.
1936-1937
Старший художник-реставратор Государственной Оружейной палаты в Кремле.
1938-1941
Но заданию Комитета по делам искусств выполнил копию с картины В.И. Сурикова 'Утро стрелецкой казни'.
1941, октябрь
призван рядовым в Красную Армию.
1942 1945

Начальник военного клуба эвакогоспиталя поселка Красные Баки Горьковской области.
Написал полотна на военную тему, портреты раненных из эвакогоспиталя.
1946
Демобилизован из рядов Красной Армии.
1946-1956
Старший художник-реставратор (высшая категория реставратора) в Государственной центральной художественной научно┐реставрационной мастерской имени академика И.З. Грабаря.
1947
Реставрация фресок Софии Новгородской 1949
Реставрация фресок церкви Спаса на Нередице 1954
Создание копий из собрания Дрезденской галереи ('Саския ван Эйленбург в девичестве' Рембрандта и 'Триптих' Ян Ван Эйка).
С 1956 Член аттестационной комиссии Министерства культуры СССР.
1958-1960
Работал в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Москва.
1958
Член Ученого совета Государственной центральной художе-ственной научно-реставрационной мастерской имени академика И.Э.Грабаря.
Персональная выставка 'Русский пейзаж'. Москва.
1959
Принят в члены МОСХа СССР.
Реставрация фресок Собора Рождества Богородицы Феропонтова монастыря.
1959-1961
Реставрация фресок церкви Воскресения на Дебре Костромы. 1959-1963
Работал над созданием копии 'Троицы' Андрея Рублева.
1965
Старший художник-реставратор высшей квалификации
1970
Присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Перрсональная выставка. Москва.
1974
Присвоено звание лауреата Государственной премии РСФСР имени НЕ. Репина.
1978, февраль
Умер в Москве. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Участок 10, левая сторона
 



Гостевая

В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945
https://www.ok.ru/video/237712249124