Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Панкрышев Иван Андреевич
 
Панкрышев Иван Андреевич
Год рождения 1868
Место рождения Владимирская о., Вязниковский р., д.Пировы Городищи
протоиерей
Отец - Андрей Максимович, крестьянин, имел собственный дом в Мстере
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1]
Служение
Владимирская о., Вязниковский р., с.Акиньшино (под Мстерой)
диакон
Год окончания 1912
В 1888г. заведовал Мстерской общественной библиотекой.
По приглашению старшего брата Иосифа Ивановича всей семьей переехал в Сибирь
Новосибирская о., с.Верх-Ирменское
протоиерей
Год начала 1912
Год окончания 1917
У о.Иоанна было трое детей: сын Алексей, дочь Фаина и сын Сергей. Брат о.Иоанна
Иосиф Андреевич известный иконописец. Расписывал храмы с художником Коненковым,
в том числе и в Петербурге
Владимирская о., г.Мстера
протоиерей
Год начала 1917
Год окончания 1918
В 1917-1918гг. возвратился в Мстеру, затем переехал в Вязники
Владимирская о., г.Вязники, Введенская церковь
протоиерей
Год начала 1918
Владимирская о., г.Вязники, Казанский собор
протоиерей
Год окончания 1927
Владимирская о., Вязниковский р., д.Пировы Городищи
протоиерей
Год начала 1927
Год окончания 1930
Месяц окончания 2
Аресты
Владимирская о., Собинский р., д.Кишлеево
Год ареста 1930
День ареста 18
Месяц ареста 2

http://lists.memo.ru/d25/f423.htm

http://bessmertnybarak.ru/books/person/261787/

Арестован по доносу некоего гр.Шишкина - бывшего истопника фабриканта Демидова.
Из воспоминаний Людмилы Ивановны Шартовой - внучки о.Иоанна:
"Деда везли на телеге, в сопровождении двух чекистов с винтовками. Я бежала
за телегой, он сидел на краю, ноги опущены. Я кричала: "Деда! А он плакал,
глядя на меня"...
Вскоре после ареста дом во Мстере был конфискован
Осуждения
тройка при ПП ОГПУ по Ивановской Промышленной обл.
21/06/1930
Приговор 3 года ссылки в Северный край
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1930
Месяц начала 2
В 1934г. семья о.Иоанна получила из Москвы бумагу, в которой сообщалось, что
Панкрышев Иван Андреевич умер в лагере от воспаления легких
Кончина
1934
умер в лагере
Место Северный край
Реабилитация
Дата 19590113
Кем реабилитирован Владимирский облсуд
По году репрессий 1930

http://nasa-istoria.blagorussia.ru/istoriceskie-dokumenty/kniga-pamati-vladimirskoj-oblasti-bol-i-pamat/p-spiski-reabilitirovannyh-zertv-politiceskih-repressij-gorod-vazniki-i-vaznikovskij-rajon

Публикации
1Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие
в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись.
С.83.
2За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник.
Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000.
С.56.
Заявители
Васищев Юрий Александрович, председатель Вязниковской ассоциации жертв политических репрессий

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

Самой известной в епархии и регионе была мастерская И.А. Панкрышева с сыновьями. Род Панкрышевых происходил из Мстеры. В Томск приехал в 1898 году. Мастерская Панкрышевых поставляла свои работы императорской семье Романовых, сербской королеве Наталье, греческому принцу Георгу, сербскому митрополиту Михаилу и многим выдающимся духовным и светским лицам своего времени. Мастерская выполняла заказы и для храмов (илл. 85).
В мастерской Панскрышева владели разными приемами письма (византийским, 'фряжским', реалистическим) и знали тонкости ведущих школ (греческой, новгородской, московской, Строгановской). Панкрышев всегда подписывал свои иконы, в раннее время называя себя 'крестьянином'. Так, в Казанском соборе Санкт-Петербурга находятся иконы мастерской Панкрышева питерского периода: 'Святой Нестор летописец', 'Святой Алексий, митрополит Московский', 'Св. преп. Параскева'. На последней подпись: 'Сей святой образ от крестьянина: Панкрышева , изготовленный в его мастерской'. Обе иконы живописны, с золотыми узорчатыми фонами, не характерными в целом для Мстери. Тот же золотой фон привлекает внимание в иконе Панкрышева 'Свв. Неонилла и Параскева' (1907) из Никольской церкви на Байкале. В томских храмах сохранились несколько икон мастерской Панкрышева , написанных в разных стилях, но качественно и тщательно. Теперь они подписаны: 'Иконописная мастерская И.А. Панкрышева в Томске'; указан и год создания. Все иконы написаны темперой, как правило на жемчужном серо-розовом фоне.
Письмо ликов ведется традиционным вохрением томскими плавями нежных охристых и розовых оттенков.

И.А. Евтихиева
(Томск)

Иконописная мастерская И.А. Панкрышева в Томске

Начиная с XVII в. Владимирская губерния становится одним из самых крупных центров иконописания в России, где иконописным промыслом занимались во многих городах и слободах, деревнях и селах: в самом Владимире и Вязниках, в Суздале и Палехе, в Мстере и Холуе. Особенно значительным центром старообрядческого иконописания была Мстера. Одно из первых упоминаний о Богоявленской слободе на реке Мстере, родовой вотчине князей Ромодановских, относится к 1628 году.
Ко второй половине XIX в. на три тысячи двести жителей Мстеры в иконном прозводстве были заняты 1300 человек. Иконописцы-старинщики (старообрядцы) не только писали иконы, отвечающие строгим древним канонам, или создавали образы под 'старую живопись', но и изготовляли иконы 'нового письма', а также ризы и киоты. Мстерцы продавали в целом до 300 тысяч икон в год. В зависимости от уровня и качества исполнения мастера сбывали свой товар продавцам офеням от 10 до 100 рублей за сотню.
'Дщепные', (щепные) иконы 'подокладные' и 'подофлежные' стоили недорого, еще дешевле просили за иконы, полученные типографским способом. На фабрике В.С. Крестьянинова работало около 200 человек, они украшали печатные иконы окладами и цветами из фольги, которую производил мстерский фольговый завод. Продукция Мстеры заполнила все рынки России; для скорейшего сбыта её старались производить как можно дешевле.
Бойкие 'вязниковцы' и 'шуйцы' с расхожим мстерским товаром доходили до самых недоступных старообрядческих скитов Сибири и до самых отдаленных стойбищ новокрещеных 'инородцев'. До сих пор во многих уголках Томской области встречаются образцы недорогой мстерской работы. 'Если вам:приходилось когда-нибудь быть на провинциальной ярмарке, в 'глухом уездном месте', то вы не могли не приметить особых рядов, которые производят торговлю иконами на первобытный способ, разложив их просто на земле. Иконные продавцы громко выкрикивают: ':Подходите, честные господа, дешево уступим!'. (2)
Иное дело иконописные мастерские А.И. Цепкова, В.И. Шитова, С.А. Суслова, где производили образы качественного письма, которые стоили очень дорого. Эти иконы покупали ценители древнерусской живописи, в основном старообрядцы. Особенно крупные мастерские, до 100 человек, имели И.В. Янцов и И.Е. Мумриков с сыновьями.
Они писали позолоченные с расчеканкой иконы и делали обычные и доро-гие 'московские' киоты.
В Мстере существовало несколько семейных мастерских, в которых работали только родственники: отец с сыновьями, братьями, племянниками и пр.
Одна такая мастерская дорогого иконного письма принадлежала Иосифу (Осипу) Андреевичу Панкрышеву с сыновьями.

Потомки старинного иконописного рода Панкрышевых до сих пор живут во Мстере, некоторые даже продолжают профессию художников-миниатюристов. Подобно своим знаменитым землякам, И.С. Чирикову, М.И. Дикареву, А.В. Тюлину и многим другим, основавшим иконописные мастерские в Москве и Петербурге,

Иосиф (Осип) Андреевич Панкрышев решил уехать из Мстеры, но не в столицу, а в далекую Сибирь.
Свой переезд хозяин мастерской с семьей осуществил летом 1898 года. За год до этого Панкрышев торжественно отпраздновал 25-летний юбилей своей дея-тельности во Мстере. В брошюре, посвященной этому событию и отпечатанной в Москве с благословения Архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия говорится, что в Мстере, где 'изготовляется громадное количество икон: значительно выделяются по своему качеству, художественности исполнения и религиозному зна-чению иконы И.А. Панкрышева, мастерской которого:
22 июля 1897 года был отпразднован первый в России двадцатипятилетний юбилей'. Указания на 'первый двадцатипятилетний юбилей в России' повторяются в брошюре несколько раз, кроме того, крестьянин слободы Мстеры И.А. Панкрышев назван 'иконописцем Импе-раторской Фамилии'. Уже в Томске мстерский иконописец с благоговением показывал особый альбом с золотой надписью, о котором упоминается в книжечке. В альбом Панкрышев поместил 'Благодарности от Высочайших Особ и прочих лиц', а также отзывы от Российских Великих князей, от Его Высочества Черногорского князя Николая, Её Величества Королевы Сербской Наталии, Митрополита Сербского Михаила и Греческого принца Георга, от Российского Военного министра, а также от многих духовных и частных лиц. В мастерской часто выполнялись заказы на иконы, подносимые впоследствии членам Императорской семьи.
Из Томска Панкрышев отправляет икону св. Иоанна Крестителя Великой Княгине Елизавете Федоровне, узнав об убийстве её мужа в Кремле. В брошюре также говорится, что за свою работу Панкрышев был удостоен не только многочисленных подарков от Высочайших особ, но и медалей за выставки икон своей мастерской в Чикаго и Антверпене. Серебряной медалью иконописец был награжден на Нижегородской выставке. Мастерская Панкрышева в 1897 г. с успехом выполнила заказ на иконы для Афонского подворья в Одессе.
Таким образом, 'из Богоспасаемой веси Мстера на жительство в столицу да-лекой холодной Сибири в Богоспасаемый град Томск', с многочисленным семейством и иконописной мастерской Панкрышев приезжает хорошо известным и сложившимся художником. Приглашая на открытие своей мастерской в Томске, 14 августа 1898 г. мастер сообщает, что имеет ' намерение очень долгое время трудиться здесь на поприще своего скромного труда Русской иконописи:и по силе возможно-сти возвысить иконописание в Сибири'. Сохранился образец печати Панкрышева: Первая в Сибири из России иконописная мастерская И.А. Панкрышева с С-ми в г. Томске. Существует с 1872 г.
Впервые фамилия Панкрышева встречается в томских газетах в 1890 г. Том-ская духовная Консистория рекомендует священникам Епархии выписать иконы достойной работы, изготовленные в его мастерской. Это образы, созданные в память1000-летия свв. Кирилла и Мефодия, в честь 900-летия Крещения Руси и чудес-ного спасения Государя Императора с семьей от угрожавшей им гибели в 1888 г.
Мастерская И.А. Панкрышева переезжает в Томск по благословению Епископа Томского и Бийского Макария (Невского), впоследствии Митрополита Московского, ныне канонизированного. Еще в 1893 г. Панкрышев прислал Его Преосвященству для образца икону св. Николая Чудотворца и просил благословения на создание икон для строящихся храмов Барнаульского уезда. Владыка Макарий постоянно рекомендует делать заказы иконостасов и икон в мастерской Панкрышева.
Он считал, что иконы этой мастерской 'искусной работы' и отличаются 'строго церковным духом'. 'Первая в Сибири из России' мастерская И.А. Панкрышева участвует в 1899 г. на Франко-Русской художественной выставке в Санкт-Петербурге и удостаивается серебряной медали за свои работы.
В мастерской Панкрышева владели разными приемами иконного письма: гре-ческим, византийским, 'фряжским', живописно-реалистическим. Сам Панкрышев, его сыновья и работники знали тонкости всех ведущих русских школ - московской, строгановской, новгородской, что демонстрируют разбросанные по разным городам иконы его мастерской. Панкрышев всегда подписывал свои иконы, до переезда в Томск он именовал себя 'крестьянин слободы Мстеры'. Иконы томского периода подписаны: 'Иконописная мастерская И.А. Панкрышева в Томске' и год создания.
Самые ранние иконы панкрышевской мастерской были обнаружены автором в собрании ГМИРА в Ленинграде.
Это 'Святая преподобная Параскева' и 'Святой Нестор Летописец, святой Алексей, Митрополит Московский и св. преподобная Параскева'. Обе иконы написаны в память 25-летия Императорского Московского археологического общества. Подпись на второй иконе свидетельствует, что образ заказал бывший крестьянин слободы Мстеры, построивший там первую литографию, член археологического общества И.А. Голышев.
Дорогие иконы на заказ писал сам Осип Андреевич Панкрышев. Вероятнее всего и эти образы (тем более по просьбе именитого земляка) исполнены хозяином мастерской. Обе иконы необыкновенно живописны и праздничны. Первую мастер обрамляет золотыми цироваными полями, во второй использует золотой фон, декорированный узорами, что, в целом, не характерно для Мстеры.
Те же золотые цированые поля и фон привлекают внимание в иконе мастер-ской Панкрышева 1907 г. 'Святые Неонила и Параскева' из Никольской церкви д. Листвянка на Байкале. Икона написана маслом, святые держат в руках кресты, символы мученичества. Икона большая, выше 100 см, но не храмовая. Если образ и пребывал в церкви, то видимо, в скитской, старообрядческой, так как только там владельцем иконы могла быть сделана надпись с тыльной стороны: '4 апреля 1896 г. умер Владимиръ 13 апреля 1907 г. умерла Неонила'.
Большой заказ на исполнение икон для собора св. Александра Невского в Ял-те мастерская получила в 1891 г. Закладка храма была приурочена к 10-й годовщине со дня гибели Александра II. Храм строился на пожертвования ялтинцев. Проект ут-вердил сам Император Александр II, семья которого принимала активное участие в строительстве собора. Видимо, именно царственные заказчики обратились к 'замечательным художникам мастерской Панкрышева'. Заканчивали работу уже в Том-ске, к освящению ялтинского собора в декабре 1902 г.
В 1896-99 гг. возводится собор св. Александра Невского в Новониколаевске (Новосибирске), который был памятником Александру III на Сибирской железной до-роге. Царская семья принимала активное участие и в этом строительстве. Внутренние росписи храма и его иконостас выполнила томская иконописная мастерская Панкрышева.
В мастерской Панкрышева в 1907 г. был написан иконостас для Никольской церкви станции Алзамай (на ВСЖД) Иркутской губернии. В газетной статье о храме Панкрышев уже назван 'известным сибирским иконописцем'; объявления о работах его мастерской часто печатают 'Иркутские епархиальные ведомости'.
В Томске Панкрышев быстро достиг известности за добросовестное исполне-ние заказов и умеренность в ценах на иконы 'в сравнении с их достоинством'. В томских храмах сохранилось несколько образов, созданных в мастерской Панкры-шева. В церкви св. Александра Невского есть икона 'Благовещение', вышедшая из мастерской в 1907 г. Моделировка образа светотеневая. Печальный лик Богоматери написан мягкими высветлениями с киноварной подцветкой. Взгляд опущен вниз. Икону выделяют те же золотые цированые поля и нимбы, а главное обилие ткани в одеждах, написанных в сдержанных зеленоватых и бордовых тонах. Одежды всех святых, мафории на женских головах в образах Панкрышева драпируются тяжелыми обильными складками, прописанными разбеленным тоном той же краски. Многие мстерские мастера, работавшие в других городах, использовали старые традиции своего художественного центра. Особенно замечателен в этом смысле образ 'Святой Николай Чудотворец' того же 1907 г. из Троицкой церкви.
На серо-розовом фоне изображение Святителя в ярко-красных и синих одеждах, с обильными золотыми узорами. На омофоре золотые кресты, унизанные драгоценными камнями. Поручи и края омофора отделаны золотой узорной каймой Лик прописан мягкими плавями нежных охристых и розоватых оттенков. Темно-серые глаза святого смотрят пронзительно и понимающе-сочуственно.
Исследователи отмечают, что одной из важнейших черт художественного язы-ка рубежа XIX - XX вв. является своеобразная весомость образа, идущая от древних традиций русского иконописания. Монументальным величественным фигурам тесновато в пространстве доски. Такова икона 'Казанской Божией Матери' из Петропавловского собора.
Своеобразна манера письма ликов, отправляющая к византийской иконописи последнего периода, с её тонкой живописностью и ощущением пульсирующей жизни. Томичи знают, что по молитвам у этого образа происходили и происходят чудесные исцеления от болезней глаз, даже от слепоты.
К 1910 г. И.А. Панкрышев имел не только самую известную в Западной Сибири мастерскую, адреса которой постоянно менялись, так как он переезжал в большие и удобные помещения, но он стал еще и обладателем крупнейшего магазина на центральной улице Томска по адресу: Почамтская-38. Магазин предлагал не только иконы, киоты и различную церковную утварь, не только при-нимал заказы на медные и серебряные иконные ризы, но даже продавал колокола завода Оловянишникова от 1 до 52 пудов.
Последний раз имя знаменитого иконописца упоминается в 1921 г. В эту эпоху разрушений храмы не просто уничтожали, но, в старании узаконить разгром Церкви, по всем учреждениям, даже по школам собирали подписи тех, кто, якобы, этого разрушения требовал. Таким образом, новая власть сжигала иконы и срывала церковные кресты не по своей воле, а 'по просьбам трудящихся'.
Мало кто находил в себе силы и не подписывал зловещие бумаги. Все иконописные мастерские в Сибири и по всей России разорялись и закрывались. Сохранилось письмо из подотдела по делам музеев, охраны памятников искусств и старины 'гражданину Панкрышеву', в котором подотдел согласно желанию самого 'гражданина Панкрышева' просит передать для Томского областного музея 'коллекцию предметов церковного культа, нумизматическую коллекцию и другие вещи' сотруднику И.С. Аввакумову.
Состоялась ли эта передача, неизвестно, так как ни одного предмета из коллекции Панкрышева в Томских музеях не сохранилось.
По крупицам собираются материалы об иконописной мастерской, составлявшей некогда славу и гордость Томска. Однако наряду с прославленными памятника-ми русской иконописи рубежа XIX - XX вв., малоизвестные творения сибирской мастерской Панкрышева вплетаются на равных в единую ткань художественной жизни этой трагической эпохи и позволяют ощутить её многообразие и сложность.
 

Гостевая



В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной
'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

. .

.

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак Оренбургское казачье войско СкР Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники



 


[13] Текст

↑[13]