Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Справка об историческом прошлом и настоящем Вязниковского района
 
http://vyazniki.ru/2016/11/15/ternistyjj_put_glavnogo_gorodskogo_khrama.html#

  Тернистый путь главного городского храма

К востоку от старых Вязников, рядом с бывшей деревней Толмачёво, поглощённой быстро растущим гордом, в конце XVIII столетия была построена Крестовоздвиженская церковь, которой много позже судьба отвела роль главного городского храма. Во вновь образованном на Мининой горе городе Ярополче была поставлена деревянная церковь в честь Архистратига Михаила - предтеча нынешнего Троицкого храма. В этой церкви отпевали усопших горожан, да свозили их на погребение на пустырь, что был примерно в одной версте восточнее городских стен. Так образовалось кладбище, на котором были похоронены несколько поколений яропольцев. Менялся облик церквей Ярополча, их посвящение и, наконец, к 1761 году было полностью закончено строительство каменной Троицкой церкви. А на старом кладбище не было даже и часовенки.

'ДОБРОХОТОДАТЕЛЬ' КУПЕЦ ВОДОВОЗОВ
Шло время, и вот уже Вязники императрицей Екатериной II объявлены уездным городом, а Ярополч превратился в угасающую слободку. Вероятно, мысль о возведении кладбищенской церкви давно зародилась у прихожан и священнослужителей Троицкой церкви. Но средств на это попросту не было. Требовались крупные вложения, но уж очень хотелось поставить каменный храм. И 'доброхотодатель', способный взять на себя строительство каменной церкви, нашёлся. Им стал вязниковский купец Василий Иустинович Водовозов, взявшийся от щедрот своих покрыть расходы на закупку материала, наём строителей и выдачу им жалованья, а по окончании строительства - на снабжение церковной утварью. Конечно, прихожане тоже участвовали в возведении так нужного им храма, но их пожертвования были несравнимо малы.

После необходимой процедуры получения разрешения на строительство, епископ Суздальский и Владимирский Виктор (Анисимов) благословил возведение вязниковской кладбищенской церкви и подписал храмозданную грамоту.

В 1794 году давняя мечта яропольцев - каменный об одной главе кладбищенский храм - был закончен и освящён в честь Воздвижения Креста Господня. Но это была не та церковь, которую мы привыкли видеть сегодня. Тогда был возведён лишь холодный храм, без придела и колокольни. Церковь приписали к Троицкому храму Ярополченской слободы. Отпевание усопших происходило здесь лишь в тёплое время года, а с наступлением холодов печальные обряды возвращались в Троицкий храм.

Следует отметить, что купец В.И. Водовозов прославился в Вязниках и позднее, когда уже на городском кладбище в 1806 году им была построена каменная Покровская церковь. Строились на средства вязниковского купца храмы и в уезде...

ВО ИМЯ ЧЕРНИГОВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ...
В 1810-х годах при холодной церкви появился небольшой придел с двумя престолами. Освятили их в 1812 году во имя мученика Иустина Философа и во имя Черниговских чудотворцев - Михаила и Феодора.

Спустя полвека Крестовоздвиженская церковь снова поменяла свой облик. На средства вязниковских купцов Ивана и Осипа Сеньковых тёплая трапеза была перестроена, увеличена, и с запада к ней пристроена трёхъярусная колокольня.

Богослужения в церкви совершались в праздничные и воскресные дни по- прежнему причтом Троицкого храма. Из клировых ведомостей второй половины XIX столетия и описания церкви видно, что недостатка она ни в чём не испытывала. А про наличие храмовой утвари сказано: 'очень достаточна'. Особым почитанием среди прихожан пользовалась икона Корсунской Божией Матери древнего письма.

ВЕК ЛИХОЛЕТЬЯ - СКЛАД, КУЗНИЦА, ТЮРЬМА И ПАТРИАРХ
Но настал 1917 год, принесший хаос и разорение. Началось разграбление храмов с их последующим закрытием и зачастую уничтожением. Поборы с приходских религиозных общин были повсеместны. Не устояла и Крестовоздвиженская церковь. В 1937 году она была закрыта.
Несколько раз приходилось слышать о том, что не закрывался храм вовсе и из разоряемых в округе церквей свозили сюда иконы, хранящиеся тут и ныне.
Неправда это. Осквернили кладбищенскую церковь, надругались над ней. Всё убранство, вся утварь, все иконы были растащены. В стенах церкви устроили кузницу. Побывала она - как же без этого - и складом. В годы войны стал Крестовоздвиженский храм тюрьмой для пленных чехов и румын, воевавших на стороне гитлеровской Германии. А на кладбище при церкви в братских могилах хоронили умерших от ран красноармейцев - тогда практически все Вязники были превращены в большой тыловой госпиталь.

Сразу после Великой Отечественной войны из Москвы пришло радостное известие. В октябре 1945 года Крестовоздвиженская церковь была открыта. Указ об этом подписал сам 'всесоюзный староста' М.И. Калинин. Почти сразу же после открытия в храм была принесена Казанская икона Божией Матери, издавна находившаяся в Казанском соборе, разрушенном в 1929 году. Икону тогда укрыла одна из вязниковских семей, возвратившая реликвию во вновь открытую церковь.

Кстати, недавно в Вязники приезжали учёные мужи, исследовавшие Казанскую икону, хранящуюся в Крестовоздвиженской церкви. Вывод их был однозначен: образ тот самый, писанный старцем Иоакимом и приложенный в первую слободскую вязниковскую церковь. Но скептики продолжают утверждать, что обретённая после войны икона - всего лишь один из ранних списков с образа 1622 года, прославившегося на всю Россию более чем тремя сотнями чудес:
На многие десятилетия храм стал единственной действующей церковью в городе, пережив вторую волну репрессий. По рассказам вязниковцев, в те времена, когда Хрущёв пообещал 'показать последнего попа',
http://maxpark.com/community/43/content/1603448
у входа в церковь стояли некие личности, фотографировавшие входящих туда людей. Потом эти фотографии вывешивались в центре города с целью опозорить, очернить прихожан. Не вышло. Не получилось. Люди продолжали ходить в храм, а партийные чиновники в своих кабинетах лишь скрипели зубами в бессильной злобе.

Всё это время церковное кладбище продолжало действовать, пока места на нём совсем не осталось. Последние захоронения здесь были сделаны в 1960-е годы. Единичные погребения совершались и позже, но тогда уже было открыто новое кладбище на восточной окраине города.

26 июля 1991 года Вязники посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II 'с сонмом епископов и священства', сопровождавший переносимые в Дивеево мощи преподобного Серафима Саровского. Рака с мощами на один день была помещена в Крестовоздвиженскую церковь для поклонения. Тысячи вязниковцев и гостей города заполнили близлежащие улицы. Это было необычайное событие и завораживающее зрелище для провинциального города: ГАИ с проблесковыми маячками, милиция в оцеплении, десятки автобусов и машин сопровождения, волны народа в праздничном одеянии, пение духовенства, заглушаемое людским гомоном. И главное действо, происходящее где-то там, далеко, за церковной оградой. Каждый тогда чувствовал себя причастным к чему-то особенному, важному.


НЕИЗВЕСТНЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МОГИЛЫ
Крестовоздвиженская церковь, или 'толмачёвская', как её теперь называют вязниковцы, продолжает оставаться главным храмом города, являя собой образец благолепия. В чистоте и порядке поддерживается храм, церковная ограда и территория кладбища. Среди более чем десятка старинных надгробий сохранились памятники над прахами именитых горожан и уважаемых жителей города, среди которых вязниковский городничий П.В. Любецкий,
http://www.ikovrov.ru/latestevents/11298-28o.html
http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=9612&st=70#entry149629
'статский генерал' А.А. Акимов, начальник депо станции 'Вязники' почётный гражданин Ф.Б. Ланге (1828-1913), врач И.И. Палеховский.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/v/61-1-0-2270
Также известны места погребений 'повивальной бабки' Е.М. Сурской-Осиповой, педагогов Е.А. Венеранской,


http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?s=c08471213aa8cc9db90079d700b22fad&app=core&module=attach&section=attach&attach_id=50497

Н.С. Максимова, К.Н. Орловского, врачей Е.Г. Тихоновой, П.В Булгакова, родителей Героев Советского Союза Антошкина и Мочалова, брата храмоздателя А.И. Водовозова, протодиакона Н.Б. Цветаева и десятков других горожан. О месте погребения некоторых из них до сих пор нигде не было упомянуто.

Не забыты и места захоронений умерших в годы войны красноармейцев.

Владимир УШАКОВ.
Автор выражает благодарность благочинному протоиерею о. Владимиру Соловьёву, прихожанам Крестовоздвиженской церкви и жителям г. Вязники за помощь при подготовке материала.

На фото:
1. Крестовоздвиженская церковь. Фото 1909 г.
2. Патриарх московский и Всея Руси Алексий II в Вязниках. Фото 1991 г. (фото с сайта Владимира Цыплева \"БЫЛОЕ\")


Священники, служившие в Крестовоздвиженской церкви после её открытия в 1945 году:
Протоиерей Сергий Васильевич Нефёдов, служил в 1949-1951 гг.
Евгений Никифоров и фронтовик священник Шепотин, служили в 1952 году.
Протоиерей Александр Щербаков, служил в 1952-1953 гг.
Иоанн Оливков, Димитрий Крылов, Василий Крикунов, Александр Переверзев, священники о. Аполлинарий и о. Алексий, фамилии которых, к сожалению, забыты.
Протоиерей Лонгин Тарановский, служил в 1960-1990 гг. Этот батюшка имел все положенные священнику награды, вплоть до открытых Царских врат. Во времена сталинских гонений он был репрессирован в Западной Украине и пробыл в заключении 10 лет.
Более 50 лет старостой церкви была Елизавета Александровна Максимова.
Этот список неполный и составлен по воспоминаниям уже пожилых ныне вязниковцев. Само его наличие говорит о том, что все эти люди оставили о себе Память.

___
Источник: Газета "Районка, 21 век", ?44 (309) от 10.11.2016

димирской области
 

Гостевая



В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной
'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

. .

.

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак Оренбургское казачье войско СкР Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники



 


[13] Текст

↑[13]