Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Вячо наептуривает в Бутусе муслень?

- Кисеру деканов хруста!

 
http://gerasimov.bogomdan.ru/hobi/natali/mstera.htm
 
  
 
:О чём это? О каких деканах речь? Что за белиберда такая? Сейчас расскажу, не торопитесь, всё по-порядку: Этот язык я из Владимирской области привезла. Во Владимирской области два 'самостийных', как иногда в шутку говорят, населенных пункта - Суздаль и Мстёра. Эта самостоятельность заключается в полной отрешенности тамошних жителей от мира сего. О независимом городе Суздале легенды ходят, но там всё ясно и понятно: Суздаль некогда был патриаршим городом, почти что столицей Руси Великой. Суздальцы давно статус столичный потеряли, но с тех пор 'ушли в себя': торгуют своим лучком и огурчиками и в ус, как говорится, не дуют.
Так же и Мстёра. Мстеряне лишь по мере острой необходимости обращаются в свой районный или областной центр. Они сами себе и окраина и центр, для них никого больше не существует. Если бы не выставки, для них и Москва - не указ бала бы, но Москву не объедешь. У мстерян, как ни странно, нет заносчивости при этом, как на первый взгляд может показаться, но у них нет и благоговения перед 'столицами' всех уровней. Они - сами по себе.

Ты меня не трогай, и я тебя не трону, - видимо, не повсеместно живет и торжествует этот несколько странный принцип жизни, а здесь, во Мстёре, он стал определяющим и главным не только в биографии самого поселка, но и в характере местных жителей. Это наложило свой отпечаток на всем укладе.
Хорошо это или плохо?! Однозначно сказать трудно: мы ведь порой не знаем, как и чем 'добро' наше обернется. Французский писатель в 'Маленьком принце' точно сформулировал, что мы в ответе за тех, кого приручаем. А если не приручать? Во Мстёре никто никого не приручает, а потому никто ни за кого не может быть в ответе: Может показаться, что это - недостаток, эгоизм, но тут считают так: если не лезешь с помощью, когда тебя не просят, то ты может быть и вреда никому не принесешь.
 
  
 

А что тут удивительного, так любой творческий человек. Здесь и на самом деле в каждом доме живут творческие люди, мастера вышивки, лаковой миниатюры, ювелиры. Представляете?! Что ни дом, то два - три лауреата какой-нибудь премии, а то и заслуженный или даже народный художник.

Мстёра

http://www.artrusse.ca/Russian/Mstera_rus.htm

: Я приехала во Мстёру первый раз еще с классом в художественный музей лаковой миниатюры, а потом еще раз, чтобы встретиться с художником Владиславом Федоровичем Некосовым, и первое, что меня оба раза удивляло здесь: Мстёра не очень похожа на городской поселок, даже пусть небольшой провинциальный, но вместе с тем, Мстёра совсем не похожа и на село, большую деревню. Почти все улицы по-городскому широкие - между порядками домов поместится футбольное поле в длину, - чем не проспект большого города, а на задах - огромные картофельные палестины за каждым домом, как в деревне. В городе, ведь, посадочной земли - кот наплакал. Домов во Мстёре много городских, полукаменных: низ из красного кирпича, выложенных узорами, а верх деревянный - спальные, чтобы дышалось легко, но между этими домами стоят обычные деревенские избы только что не соломой крытые, а шифером или железом. Говорят, что еще недавно во Мстёре можно было встретить избы и без фундамента, - совсем редкие теперь, с земляными завалинками, которые разваливали каждую весну для просушки подпола. Чаще всего разваливали для продуха со сквозняком с двух сторон, спереди не трогали, чтобы вид фасада не портить и кумушкам чтобы было где сидеть и кости молодым перемывать. Но иногда дом мог совсем за зиму отсыреть, завалинки разваливали тогда со всех сторон, и дом стоял, как петух на длинных ногах, - четырех камнях-валунах под углами избы. По осени привозили доски или жерди, заколачивали подпол со всех сторон и садились за стол лики святых выписывать засыпав землей-песком завалинку у дома.

Благо, чего-чего, а песок во Мстёре повсюду. Земля совсем неурожайная, а именно потому, говорят, и появился здесь когда-то давным-давно промысел иконописный, от поиска заработка. Стали писать иконы в средние века, да может и раньше, сразу с приходом христианства, теперь уж об этом никто не может точно сказать. Иконы мстерян поначалу не понравились церковному руководству, но народ хорошо брал, - сами научились мстеряне торговать своими недорогими иконами, офени появились.

http://www.vladregion.info/articles/ofeni-ikonshchiki-vo-vladimirskoi-gubernii

Не случайно именно здесь и песня написана, слова которой всем хорошо известны: ':прощался со мной милый до следующей весны'. Это торговец-офеня, оставив невесту или жену, уходил из дому на пять-шесть месяцев с товаром.

А у жены могли спросить: 'Вячо наептуривает в Бутусе муслень?' А она скажет на это: 'Кисеру деканов хруста!' Что же это такое, все-таки? Потерпите. Так говорили в России сто пятьдесят лет назад. Не повсеместно, конечно, но язык был довольно распространенным. Это - язык офеней, небольшой группы торговцев из центрального региона.

Об этом странном и таинственном языке почти ничего не написано. Скорее всего, это произошло потому, что о нем очень трудно рассказать, его, - что любопытно, - надо показывать. Письменный перевод может не иметь ничего общего с истиной, которая передается только устно. В середине 1890-х годов задался целью рассказать подробно об этом языке этнограф, художник, издатель-самоучка, сам бывший офеня Иван Голышев из Мстеры. Кое-что в разных журналах опубликовал. Но в 1896 году Иван Александрович умер, как раз в год выхода в Петербурге первого тома своих сочинений. Об офенях и их языке подробно должно было быть в следующих томах, которые так, к сожалению, и не увидели свет. Вот и остался язык этот полной тайной. Об Иване Голышеве написала книгу 'Мстёрский летописец' московский издатель и писатель Фаина Пиголицына.

Мне посчастливилось лично знать последнюю представительницу рода Голышевых Нину Николаевну Иродову.

 
  
 

Клавдия Васильевна Цыплева, Ольга Николаевна Рябова, Нина Николаевна Иродова 1942 год
Фотография с сайта http://ciplev.hotbox.ru/

Ее дядя Владимир Сизяков работал у издателя Сытина, сама Нина Николаевна вела интересную летопись... в доме ее деда останавливался когда-то Николай Некрасов, приезжавший договориться с офенями распространять по России его 'книжки для народа' стоимостью три копейки. Две копейки шли тогда издателю Голышеву и его подручным, а одна копейка тому офене-торговцу, который 'прощался с милой до будущей весны'. План на длительное сотрудничество провалился тогда у Некрасова: книжки дороже не шли, а за 33 процента торговец не хотел топтать башмаки. Несколько книг тогда все-таки издали. Они были розового цвета и получили у книжных собирателей за обложку название 'Красные книжки'. Это сейчас - раритеты и стоимость их почти баснословна.

: Сорок деканов хруста:

Сложность в понимании офенского языка заключена не только в том, что в нем невообразимо причудливо понамешаны перекореженные несвойственными грамматическими формами латинские, русские, немецкие, французские основные выражения с искусственно выдуманными жаргонизмами, а порой и вульгаризмами. Грамматические формы не имели никаких правил, но если бы дело было только в этом! Это было бы еще просто в понимании. Ведь тогда, рано или поздно, заложив все слова и их перевод в память, а ныне - в компьютер, можно просто найти смысл.Но весь фокус и прелесть этого замечательного языка в том, что даже сделав полный перевод, мы ничего не поймем: значение всех слов этого языка меняется в зависимости от целой гаммы обстоятельств, - от интонации, с которой они произносятся, от того, левая рука держит правую в момент разговора или наоборот, чешете вы при этом затылок или лоб... Значение меняется, кроме того, даже от порядка слов в предложении, а тут уже бессилен самый совершенный компьютер.

Мало того, что язык офеней зависит от интонации, особую роль в нем играют числительные, что объяснимо, если учесть, что офени - торговцы на 'большой дороге'. Чаще всего надо было 'спрятать' среди побасенок и прибауток настоящую цену товара и суммы денег, которые везешь в потайных местах. Веками отрабатывался этой удивительный язык.

http://merjamaa.ru/index/russko_ofenskij_i_ofensko_russkij_slovar/0-36

К сожалению, практика такой выразительной речи напрочь утрачена. А кто же такие офени? Торговцы мелким товаром вразнос и вразвоз были повсюду, но торговцы по имени офени жили лишь в одном краю. Границы офенского края вдоль реки Клязьмы и ее притоков очертил в 1861 году путешественник Владимир Безобразов. Центром он называет села Мстера и Холуй, на севере офени жили в Палехе, Шуе и Юже. На востоке края были гороховецкие, вязниковские, муромские земли до Нижнего Новгорода. На юго-западе - ковровские. Во Владимире и Суздале уже офеней не было, там незачем было уходить из дому надолго, земля Ополья кормила хорошо.
 
  
 
БЕЗОБРАЗОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (3.01.1828-29.08.1889), СЕНАТОР И АКАДЕМИК, ЭКОНОМИСТ И ПУБЛИЦИСТ

http://www.biogr.ru/biography/?id_rubric=17&id=1265

Вот что Безобразов В.П. пишет об офенском крае: 'Земледелием здесь вовсе не занимаются... дорога идет лесами и песками. Однообразие путешествия прервалось лишь на пристани на Клязьме и колоссальным белым деревянным изваянием святого чудотворца Николая, стоящего с большим мечом в руках посреди пустынного леса. Живут здесь в основном иконописцы и офени'.

http://www.taxru.com/blog/2013-03-18-11345

Вот они-то, эти торговцы и придумали, а за десятилетия отточили совершенно непонятный для других язык. Их жизнь заставила говорить на таком языке. Ведь, им постоянно угрожала опасность: они носили и возили с собой деньги и в любой момент могли быть и ограбленными, и убитыми на большой дороге. Им приходилось разговаривать тайно, чтобы никто другой их не понял.

Кроме серьезной тайны, у офеней были тайны и помельче. У каждого торговца в их крупных остановочных селах на пути были 'надежные дома', где они могли не беспокоиться за товар и деньги. Часто такими домами оказывались избы солдатки или вдовы. По приезде домой офеня коллеге офене как свой своему за чаркой при жене спокойно об этом мог похвалиться на своем языке: 'вербухи корюки кубаськи - матас', что означало 'глаза у девицы были зеленые, как у кошки'. Если же жена немного все-таки владела азами офенского языка, смысл всегда можно было перевести и по-другому, что мол в эту поездку хорошо брали только 'зеленые платки для молодых девиц'.

Эта таинственность сыграла не последнюю роль в том, что в народе к офеням было неоднозначное отношение, часто офеней недолюбливали, а иногда и просто называли 'мошенниками'. Не всегда это было справедливо, хотя частенько, взяв товар 'на реализацию' в кредит, офеня мог и остаться с вырученными деньгами где-нибудь в Сибири или на юге и там открыть свое дело.

Вот что рассказал художник Владислав Некосов:
 
  
 

- Вообще на Руси к любым торговцам относились всегда настороженно: обостренное и природное чувство справедливости россиян интуитивно подсказывало, что тороговец присваивает часть заработанного производителем товара. Проверить это невозможно, но и без 'торгашей' не обойтись. Многие, так называемые, 'трудяги' пытались сами продавать свой товар, но мало у кого это получалось. Тут нужен был особый талант. Офеня был психологом, он 'видел насквозь' покупателя, знал, когда надо было остановиться, уступая в цене. Но, самое главное, - у торговцев был свой круг, в который непосвященный не мог попасть. Помогал этому и особый офенский язык. Часто у 'трудяги', который сам пробовал торговать, и товар был лучше, и цена ниже, а покупали у офени.

Забытый язык строится на парадоксе: понять фразы и легко и невозможно одновременно. Таинственный язык. На нем не говорит теперь ни один народ. Хотя на первый взгляд переводится текст, с которого я начала этот очерк, довольно просто.

- Вячо наептуривает в Бутусе муслень?

- Кисеру деканов хруста!

'Много зарабатывает в столице муж?'. Ответ: 'Сорок рублей'.

В этой простоте есть некая тайна: перевести можно - понять нельзя, потому, что перевела я только один вариант, а есть и еще один, который я и сама не знаю:

:Офени пропали с приходом цивилизации, пропал и уникальный офенский язык. Офени или торговцы вразнос мелким товаром существовали повсеместно, в Костромском и некоторых других губерниях их называли 'ходебщики', в Москве и Петербурге - 'лоточниками'. Торговали эти ходебщики-лоточники лентами, серьгами, перстенечками, ситцами для девиц, недорогими книжками для книгочеев. Однако, настоящие офени, владевшие своим языком были только из одного края - из Мстёры.



Наталья Цыплева

Фото автора. На снимках: лаковая миниатюра, мстёрская шкатулка 'Тройка'; старая Мстера.


 
  
 
Николай Свечин - Хроники сыска (сборник):

https://www.libfox.ru/404272-nikolay-svechin-hroniki-syska-sbornik.html

' :Горбатовский исправник телеграфом подтвердил конокрадство. И последнее: убийца, по всем признакам, из числа офеней.
- Офеней? - удивился Каргер. - При чем здесь коробейники? Какое отношение они могут иметь к конокрадству?
- Ну, сами-то они лошадей, разумеется, не крадут. Но замечены во множестве других, весьма серьезных, прегрешений.
Офени, господа, - несколько по-учительски продолжал Благово, - особое сословие, полуторговое-полупреступное. Оно тесно связано с уголовным миром, но стоит от него особняком.
Представьте себе людей, которые постоянно перемещаются по углам нашей державы со всяким мелким товаром. Торговля бойкая, но небольшая, поэтому офени не брезгуют поживиться и воровством. Известны случаи ограбления ими путников, и даже с убийствами. Яды, которыми травят у нас в деревнях волков и постылых мужей, все добываются через офеней. Сбыт фальшивых банкнот мелкого номинала, а также оловянной монеты под видом серебряной - многолетний их промысел.
Офени - очень закрытое сообщество, со своими обычаями и даже со своим языком, постороннему непонятным. Язык этот, между прочим, куда сложнее 'байковой музыки' уголовных - в нем более тысячи слов. Имеются даже как бы внутренние наречия: галисовский, мотройский, ну и другие. Сами себя офени считают особым народом, жившим в IX веке, и назвают себя 'масыки'. Настоящие офени происходят исключительно из четырех уездов Владимирской губернии: Ковровского, Вязниковского, Суздальского и отчасти Судогского.
Они ощущают особую общность, как бы единую кровь (вохру, на их языке), и стоят друг за дружку горой. Лет тридцать назад у них явились подражатели - мелкие разносчики из Подольского и Серпуховского уездов; но это только имитаторы. Настоящие офени их презирают и частенько поколачивают. В 1700 году, согласно их собственной легенде, Петр Великий согнал их с их мест притеснениями. С той поры они ходят по всей России, причем начинают свои походы в начале осени, а домой возвращаются только к Масленице. Заметьте: осень - время окончания полевых работ.
Лошади встают 'на зимние квартиры', откуда их легче свести, чем в страду. Офени ходят везде и забредают даже в Австрию - конечно же, за контрабандой. В Привисленском крае им не дают хода евреи, за исключением нескольких белорусских местностей, дарованных ранее Екатериной князю Потемкину.
(Там сейчас проживают потомки первых коробейников, так называемые кричевцы.) В Подолии же офени, вкупе с малороссами, создали особые 'коридоры' для беспошлинного ввоза товаров и доставляют много хлопот властям. Для нас все это важно потому, что агенты правительства практически не вхожи в кастовые тайны коробейников. Это, повторюсь, очень закрытое сословие, похлеще масонов.'
 



Музеи Вязниковского района


Объекты культурного наследия, расположенные на территории Вязниковского района
Фонд 'Культура' Вязниковского района Владимирской области


    Напишите нам Гостевая

     

 




В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. Рисунки Васи Ложкина. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн. АРХИВЫ.



Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945 Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество
https://www.ok.ru/video/237712249124
военно-технические журналы XIX - начала XX вв. из фондов библиотеки http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23.php
http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23photo/20.jpg

Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной