Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Вячо наептуривает в Бутусе муслень?

- Кисеру деканов хруста!

 
http://gerasimov.bogomdan.ru/hobi/natali/mstera.htm
 
  
 
:О чём это? О каких деканах речь? Что за белиберда такая? Сейчас расскажу, не торопитесь, всё по-порядку: Этот язык я из Владимирской области привезла. Во Владимирской области два 'самостийных', как иногда в шутку говорят, населенных пункта - Суздаль и Мстёра. Эта самостоятельность заключается в полной отрешенности тамошних жителей от мира сего. О независимом городе Суздале легенды ходят, но там всё ясно и понятно: Суздаль некогда был патриаршим городом, почти что столицей Руси Великой. Суздальцы давно статус столичный потеряли, но с тех пор 'ушли в себя': торгуют своим лучком и огурчиками и в ус, как говорится, не дуют.
Так же и Мстёра. Мстеряне лишь по мере острой необходимости обращаются в свой районный или областной центр. Они сами себе и окраина и центр, для них никого больше не существует. Если бы не выставки, для них и Москва - не указ бала бы, но Москву не объедешь. У мстерян, как ни странно, нет заносчивости при этом, как на первый взгляд может показаться, но у них нет и благоговения перед 'столицами' всех уровней. Они - сами по себе.

Ты меня не трогай, и я тебя не трону, - видимо, не повсеместно живет и торжествует этот несколько странный принцип жизни, а здесь, во Мстёре, он стал определяющим и главным не только в биографии самого поселка, но и в характере местных жителей. Это наложило свой отпечаток на всем укладе.
Хорошо это или плохо?! Однозначно сказать трудно: мы ведь порой не знаем, как и чем 'добро' наше обернется. Французский писатель в 'Маленьком принце' точно сформулировал, что мы в ответе за тех, кого приручаем. А если не приручать? Во Мстёре никто никого не приручает, а потому никто ни за кого не может быть в ответе: Может показаться, что это - недостаток, эгоизм, но тут считают так: если не лезешь с помощью, когда тебя не просят, то ты может быть и вреда никому не принесешь.
 
  
 

А что тут удивительного, так любой творческий человек. Здесь и на самом деле в каждом доме живут творческие люди, мастера вышивки, лаковой миниатюры, ювелиры. Представляете?! Что ни дом, то два - три лауреата какой-нибудь премии, а то и заслуженный или даже народный художник.

Мстёра

http://www.artrusse.ca/Russian/Mstera_rus.htm

: Я приехала во Мстёру первый раз еще с классом в художественный музей лаковой миниатюры, а потом еще раз, чтобы встретиться с художником Владиславом Федоровичем Некосовым, и первое, что меня оба раза удивляло здесь: Мстёра не очень похожа на городской поселок, даже пусть небольшой провинциальный, но вместе с тем, Мстёра совсем не похожа и на село, большую деревню. Почти все улицы по-городскому широкие - между порядками домов поместится футбольное поле в длину, - чем не проспект большого города, а на задах - огромные картофельные палестины за каждым домом, как в деревне. В городе, ведь, посадочной земли - кот наплакал. Домов во Мстёре много городских, полукаменных: низ из красного кирпича, выложенных узорами, а верх деревянный - спальные, чтобы дышалось легко, но между этими домами стоят обычные деревенские избы только что не соломой крытые, а шифером или железом. Говорят, что еще недавно во Мстёре можно было встретить избы и без фундамента, - совсем редкие теперь, с земляными завалинками, которые разваливали каждую весну для просушки подпола. Чаще всего разваливали для продуха со сквозняком с двух сторон, спереди не трогали, чтобы вид фасада не портить и кумушкам чтобы было где сидеть и кости молодым перемывать. Но иногда дом мог совсем за зиму отсыреть, завалинки разваливали тогда со всех сторон, и дом стоял, как петух на длинных ногах, - четырех камнях-валунах под углами избы. По осени привозили доски или жерди, заколачивали подпол со всех сторон и садились за стол лики святых выписывать засыпав землей-песком завалинку у дома.

Благо, чего-чего, а песок во Мстёре повсюду. Земля совсем неурожайная, а именно потому, говорят, и появился здесь когда-то давным-давно промысел иконописный, от поиска заработка. Стали писать иконы в средние века, да может и раньше, сразу с приходом христианства, теперь уж об этом никто не может точно сказать. Иконы мстерян поначалу не понравились церковному руководству, но народ хорошо брал, - сами научились мстеряне торговать своими недорогими иконами, офени появились.

http://www.vladregion.info/articles/ofeni-ikonshchiki-vo-vladimirskoi-gubernii

Не случайно именно здесь и песня написана, слова которой всем хорошо известны: ':прощался со мной милый до следующей весны'. Это торговец-офеня, оставив невесту или жену, уходил из дому на пять-шесть месяцев с товаром.

А у жены могли спросить: 'Вячо наептуривает в Бутусе муслень?' А она скажет на это: 'Кисеру деканов хруста!' Что же это такое, все-таки? Потерпите. Так говорили в России сто пятьдесят лет назад. Не повсеместно, конечно, но язык был довольно распространенным. Это - язык офеней, небольшой группы торговцев из центрального региона.

Об этом странном и таинственном языке почти ничего не написано. Скорее всего, это произошло потому, что о нем очень трудно рассказать, его, - что любопытно, - надо показывать. Письменный перевод может не иметь ничего общего с истиной, которая передается только устно. В середине 1890-х годов задался целью рассказать подробно об этом языке этнограф, художник, издатель-самоучка, сам бывший офеня Иван Голышев из Мстеры. Кое-что в разных журналах опубликовал. Но в 1896 году Иван Александрович умер, как раз в год выхода в Петербурге первого тома своих сочинений. Об офенях и их языке подробно должно было быть в следующих томах, которые так, к сожалению, и не увидели свет. Вот и остался язык этот полной тайной. Об Иване Голышеве написала книгу 'Мстёрский летописец' московский издатель и писатель Фаина Пиголицына.

Мне посчастливилось лично знать последнюю представительницу рода Голышевых Нину Николаевну Иродову.

 
  
 

Клавдия Васильевна Цыплева, Ольга Николаевна Рябова, Нина Николаевна Иродова 1942 год
Фотография с сайта http://ciplev.hotbox.ru/

Ее дядя Владимир Сизяков работал у издателя Сытина, сама Нина Николаевна вела интересную летопись... в доме ее деда останавливался когда-то Николай Некрасов, приезжавший договориться с офенями распространять по России его 'книжки для народа' стоимостью три копейки. Две копейки шли тогда издателю Голышеву и его подручным, а одна копейка тому офене-торговцу, который 'прощался с милой до будущей весны'. План на длительное сотрудничество провалился тогда у Некрасова: книжки дороже не шли, а за 33 процента торговец не хотел топтать башмаки. Несколько книг тогда все-таки издали. Они были розового цвета и получили у книжных собирателей за обложку название 'Красные книжки'. Это сейчас - раритеты и стоимость их почти баснословна.

: Сорок деканов хруста:

Сложность в понимании офенского языка заключена не только в том, что в нем невообразимо причудливо понамешаны перекореженные несвойственными грамматическими формами латинские, русские, немецкие, французские основные выражения с искусственно выдуманными жаргонизмами, а порой и вульгаризмами. Грамматические формы не имели никаких правил, но если бы дело было только в этом! Это было бы еще просто в понимании. Ведь тогда, рано или поздно, заложив все слова и их перевод в память, а ныне - в компьютер, можно просто найти смысл.Но весь фокус и прелесть этого замечательного языка в том, что даже сделав полный перевод, мы ничего не поймем: значение всех слов этого языка меняется в зависимости от целой гаммы обстоятельств, - от интонации, с которой они произносятся, от того, левая рука держит правую в момент разговора или наоборот, чешете вы при этом затылок или лоб... Значение меняется, кроме того, даже от порядка слов в предложении, а тут уже бессилен самый совершенный компьютер.

Мало того, что язык офеней зависит от интонации, особую роль в нем играют числительные, что объяснимо, если учесть, что офени - торговцы на 'большой дороге'. Чаще всего надо было 'спрятать' среди побасенок и прибауток настоящую цену товара и суммы денег, которые везешь в потайных местах. Веками отрабатывался этой удивительный язык.

http://merjamaa.ru/index/russko_ofenskij_i_ofensko_russkij_slovar/0-36

К сожалению, практика такой выразительной речи напрочь утрачена. А кто же такие офени? Торговцы мелким товаром вразнос и вразвоз были повсюду, но торговцы по имени офени жили лишь в одном краю. Границы офенского края вдоль реки Клязьмы и ее притоков очертил в 1861 году путешественник Владимир Безобразов. Центром он называет села Мстера и Холуй, на севере офени жили в Палехе, Шуе и Юже. На востоке края были гороховецкие, вязниковские, муромские земли до Нижнего Новгорода. На юго-западе - ковровские. Во Владимире и Суздале уже офеней не было, там незачем было уходить из дому надолго, земля Ополья кормила хорошо.
 
  
 
БЕЗОБРАЗОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (3.01.1828-29.08.1889), СЕНАТОР И АКАДЕМИК, ЭКОНОМИСТ И ПУБЛИЦИСТ

http://www.biogr.ru/biography/?id_rubric=17&id=1265

Вот что Безобразов В.П. пишет об офенском крае: 'Земледелием здесь вовсе не занимаются... дорога идет лесами и песками. Однообразие путешествия прервалось лишь на пристани на Клязьме и колоссальным белым деревянным изваянием святого чудотворца Николая, стоящего с большим мечом в руках посреди пустынного леса. Живут здесь в основном иконописцы и офени'.

http://www.taxru.com/blog/2013-03-18-11345

Вот они-то, эти торговцы и придумали, а за десятилетия отточили совершенно непонятный для других язык. Их жизнь заставила говорить на таком языке. Ведь, им постоянно угрожала опасность: они носили и возили с собой деньги и в любой момент могли быть и ограбленными, и убитыми на большой дороге. Им приходилось разговаривать тайно, чтобы никто другой их не понял.

Кроме серьезной тайны, у офеней были тайны и помельче. У каждого торговца в их крупных остановочных селах на пути были 'надежные дома', где они могли не беспокоиться за товар и деньги. Часто такими домами оказывались избы солдатки или вдовы. По приезде домой офеня коллеге офене как свой своему за чаркой при жене спокойно об этом мог похвалиться на своем языке: 'вербухи корюки кубаськи - матас', что означало 'глаза у девицы были зеленые, как у кошки'. Если же жена немного все-таки владела азами офенского языка, смысл всегда можно было перевести и по-другому, что мол в эту поездку хорошо брали только 'зеленые платки для молодых девиц'.

Эта таинственность сыграла не последнюю роль в том, что в народе к офеням было неоднозначное отношение, часто офеней недолюбливали, а иногда и просто называли 'мошенниками'. Не всегда это было справедливо, хотя частенько, взяв товар 'на реализацию' в кредит, офеня мог и остаться с вырученными деньгами где-нибудь в Сибири или на юге и там открыть свое дело.

Вот что рассказал художник Владислав Некосов:
 
  
 

- Вообще на Руси к любым торговцам относились всегда настороженно: обостренное и природное чувство справедливости россиян интуитивно подсказывало, что тороговец присваивает часть заработанного производителем товара. Проверить это невозможно, но и без 'торгашей' не обойтись. Многие, так называемые, 'трудяги' пытались сами продавать свой товар, но мало у кого это получалось. Тут нужен был особый талант. Офеня был психологом, он 'видел насквозь' покупателя, знал, когда надо было остановиться, уступая в цене. Но, самое главное, - у торговцев был свой круг, в который непосвященный не мог попасть. Помогал этому и особый офенский язык. Часто у 'трудяги', который сам пробовал торговать, и товар был лучше, и цена ниже, а покупали у офени.

Забытый язык строится на парадоксе: понять фразы и легко и невозможно одновременно. Таинственный язык. На нем не говорит теперь ни один народ. Хотя на первый взгляд переводится текст, с которого я начала этот очерк, довольно просто.

- Вячо наептуривает в Бутусе муслень?

- Кисеру деканов хруста!

'Много зарабатывает в столице муж?'. Ответ: 'Сорок рублей'.

В этой простоте есть некая тайна: перевести можно - понять нельзя, потому, что перевела я только один вариант, а есть и еще один, который я и сама не знаю:

:Офени пропали с приходом цивилизации, пропал и уникальный офенский язык. Офени или торговцы вразнос мелким товаром существовали повсеместно, в Костромском и некоторых других губерниях их называли 'ходебщики', в Москве и Петербурге - 'лоточниками'. Торговали эти ходебщики-лоточники лентами, серьгами, перстенечками, ситцами для девиц, недорогими книжками для книгочеев. Однако, настоящие офени, владевшие своим языком были только из одного края - из Мстёры.



Наталья Цыплева

Фото автора. На снимках: лаковая миниатюра, мстёрская шкатулка 'Тройка'; старая Мстера.
 



Гостевая

В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945
https://www.ok.ru/video/237712249124