Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Вячо наептуривает в Бутусе муслень?

- Кисеру деканов хруста!

 
http://gerasimov.bogomdan.ru/hobi/natali/mstera.htm
 
  
 
:О чём это? О каких деканах речь? Что за белиберда такая? Сейчас расскажу, не торопитесь, всё по-порядку: Этот язык я из Владимирской области привезла. Во Владимирской области два 'самостийных', как иногда в шутку говорят, населенных пункта - Суздаль и Мстёра. Эта самостоятельность заключается в полной отрешенности тамошних жителей от мира сего. О независимом городе Суздале легенды ходят, но там всё ясно и понятно: Суздаль некогда был патриаршим городом, почти что столицей Руси Великой. Суздальцы давно статус столичный потеряли, но с тех пор 'ушли в себя': торгуют своим лучком и огурчиками и в ус, как говорится, не дуют.
Так же и Мстёра. Мстеряне лишь по мере острой необходимости обращаются в свой районный или областной центр. Они сами себе и окраина и центр, для них никого больше не существует. Если бы не выставки, для них и Москва - не указ бала бы, но Москву не объедешь. У мстерян, как ни странно, нет заносчивости при этом, как на первый взгляд может показаться, но у них нет и благоговения перед 'столицами' всех уровней. Они - сами по себе.

Ты меня не трогай, и я тебя не трону, - видимо, не повсеместно живет и торжествует этот несколько странный принцип жизни, а здесь, во Мстёре, он стал определяющим и главным не только в биографии самого поселка, но и в характере местных жителей. Это наложило свой отпечаток на всем укладе.
Хорошо это или плохо?! Однозначно сказать трудно: мы ведь порой не знаем, как и чем 'добро' наше обернется. Французский писатель в 'Маленьком принце' точно сформулировал, что мы в ответе за тех, кого приручаем. А если не приручать? Во Мстёре никто никого не приручает, а потому никто ни за кого не может быть в ответе: Может показаться, что это - недостаток, эгоизм, но тут считают так: если не лезешь с помощью, когда тебя не просят, то ты может быть и вреда никому не принесешь.
 
  
 

А что тут удивительного, так любой творческий человек. Здесь и на самом деле в каждом доме живут творческие люди, мастера вышивки, лаковой миниатюры, ювелиры. Представляете?! Что ни дом, то два - три лауреата какой-нибудь премии, а то и заслуженный или даже народный художник.

Мстёра

http://www.artrusse.ca/Russian/Mstera_rus.htm

: Я приехала во Мстёру первый раз еще с классом в художественный музей лаковой миниатюры, а потом еще раз, чтобы встретиться с художником Владиславом Федоровичем Некосовым, и первое, что меня оба раза удивляло здесь: Мстёра не очень похожа на городской поселок, даже пусть небольшой провинциальный, но вместе с тем, Мстёра совсем не похожа и на село, большую деревню. Почти все улицы по-городскому широкие - между порядками домов поместится футбольное поле в длину, - чем не проспект большого города, а на задах - огромные картофельные палестины за каждым домом, как в деревне. В городе, ведь, посадочной земли - кот наплакал. Домов во Мстёре много городских, полукаменных: низ из красного кирпича, выложенных узорами, а верх деревянный - спальные, чтобы дышалось легко, но между этими домами стоят обычные деревенские избы только что не соломой крытые, а шифером или железом. Говорят, что еще недавно во Мстёре можно было встретить избы и без фундамента, - совсем редкие теперь, с земляными завалинками, которые разваливали каждую весну для просушки подпола. Чаще всего разваливали для продуха со сквозняком с двух сторон, спереди не трогали, чтобы вид фасада не портить и кумушкам чтобы было где сидеть и кости молодым перемывать. Но иногда дом мог совсем за зиму отсыреть, завалинки разваливали тогда со всех сторон, и дом стоял, как петух на длинных ногах, - четырех камнях-валунах под углами избы. По осени привозили доски или жерди, заколачивали подпол со всех сторон и садились за стол лики святых выписывать засыпав землей-песком завалинку у дома.

Благо, чего-чего, а песок во Мстёре повсюду. Земля совсем неурожайная, а именно потому, говорят, и появился здесь когда-то давным-давно промысел иконописный, от поиска заработка. Стали писать иконы в средние века, да может и раньше, сразу с приходом христианства, теперь уж об этом никто не может точно сказать. Иконы мстерян поначалу не понравились церковному руководству, но народ хорошо брал, - сами научились мстеряне торговать своими недорогими иконами, офени появились.

http://www.vladregion.info/articles/ofeni-ikonshchiki-vo-vladimirskoi-gubernii

Не случайно именно здесь и песня написана, слова которой всем хорошо известны: ':прощался со мной милый до следующей весны'. Это торговец-офеня, оставив невесту или жену, уходил из дому на пять-шесть месяцев с товаром.

А у жены могли спросить: 'Вячо наептуривает в Бутусе муслень?' А она скажет на это: 'Кисеру деканов хруста!' Что же это такое, все-таки? Потерпите. Так говорили в России сто пятьдесят лет назад. Не повсеместно, конечно, но язык был довольно распространенным. Это - язык офеней, небольшой группы торговцев из центрального региона.

Об этом странном и таинственном языке почти ничего не написано. Скорее всего, это произошло потому, что о нем очень трудно рассказать, его, - что любопытно, - надо показывать. Письменный перевод может не иметь ничего общего с истиной, которая передается только устно. В середине 1890-х годов задался целью рассказать подробно об этом языке этнограф, художник, издатель-самоучка, сам бывший офеня Иван Голышев из Мстеры. Кое-что в разных журналах опубликовал. Но в 1896 году Иван Александрович умер, как раз в год выхода в Петербурге первого тома своих сочинений. Об офенях и их языке подробно должно было быть в следующих томах, которые так, к сожалению, и не увидели свет. Вот и остался язык этот полной тайной. Об Иване Голышеве написала книгу 'Мстёрский летописец' московский издатель и писатель Фаина Пиголицына.

Мне посчастливилось лично знать последнюю представительницу рода Голышевых Нину Николаевну Иродову.

 
  
 

Клавдия Васильевна Цыплева, Ольга Николаевна Рябова, Нина Николаевна Иродова 1942 год
Фотография с сайта http://ciplev.hotbox.ru/

Ее дядя Владимир Сизяков работал у издателя Сытина, сама Нина Николаевна вела интересную летопись... в доме ее деда останавливался когда-то Николай Некрасов, приезжавший договориться с офенями распространять по России его 'книжки для народа' стоимостью три копейки. Две копейки шли тогда издателю Голышеву и его подручным, а одна копейка тому офене-торговцу, который 'прощался с милой до будущей весны'. План на длительное сотрудничество провалился тогда у Некрасова: книжки дороже не шли, а за 33 процента торговец не хотел топтать башмаки. Несколько книг тогда все-таки издали. Они были розового цвета и получили у книжных собирателей за обложку название 'Красные книжки'. Это сейчас - раритеты и стоимость их почти баснословна.

: Сорок деканов хруста:

Сложность в понимании офенского языка заключена не только в том, что в нем невообразимо причудливо понамешаны перекореженные несвойственными грамматическими формами латинские, русские, немецкие, французские основные выражения с искусственно выдуманными жаргонизмами, а порой и вульгаризмами. Грамматические формы не имели никаких правил, но если бы дело было только в этом! Это было бы еще просто в понимании. Ведь тогда, рано или поздно, заложив все слова и их перевод в память, а ныне - в компьютер, можно просто найти смысл.Но весь фокус и прелесть этого замечательного языка в том, что даже сделав полный перевод, мы ничего не поймем: значение всех слов этого языка меняется в зависимости от целой гаммы обстоятельств, - от интонации, с которой они произносятся, от того, левая рука держит правую в момент разговора или наоборот, чешете вы при этом затылок или лоб... Значение меняется, кроме того, даже от порядка слов в предложении, а тут уже бессилен самый совершенный компьютер.

Мало того, что язык офеней зависит от интонации, особую роль в нем играют числительные, что объяснимо, если учесть, что офени - торговцы на 'большой дороге'. Чаще всего надо было 'спрятать' среди побасенок и прибауток настоящую цену товара и суммы денег, которые везешь в потайных местах. Веками отрабатывался этой удивительный язык.

http://merjamaa.ru/index/russko_ofenskij_i_ofensko_russkij_slovar/0-36

К сожалению, практика такой выразительной речи напрочь утрачена. А кто же такие офени? Торговцы мелким товаром вразнос и вразвоз были повсюду, но торговцы по имени офени жили лишь в одном краю. Границы офенского края вдоль реки Клязьмы и ее притоков очертил в 1861 году путешественник Владимир Безобразов. Центром он называет села Мстера и Холуй, на севере офени жили в Палехе, Шуе и Юже. На востоке края были гороховецкие, вязниковские, муромские земли до Нижнего Новгорода. На юго-западе - ковровские. Во Владимире и Суздале уже офеней не было, там незачем было уходить из дому надолго, земля Ополья кормила хорошо.
 
  
 
БЕЗОБРАЗОВ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (3.01.1828-29.08.1889), СЕНАТОР И АКАДЕМИК, ЭКОНОМИСТ И ПУБЛИЦИСТ

http://www.biogr.ru/biography/?id_rubric=17&id=1265

Вот что Безобразов В.П. пишет об офенском крае: 'Земледелием здесь вовсе не занимаются... дорога идет лесами и песками. Однообразие путешествия прервалось лишь на пристани на Клязьме и колоссальным белым деревянным изваянием святого чудотворца Николая, стоящего с большим мечом в руках посреди пустынного леса. Живут здесь в основном иконописцы и офени'.

http://www.taxru.com/blog/2013-03-18-11345

Вот они-то, эти торговцы и придумали, а за десятилетия отточили совершенно непонятный для других язык. Их жизнь заставила говорить на таком языке. Ведь, им постоянно угрожала опасность: они носили и возили с собой деньги и в любой момент могли быть и ограбленными, и убитыми на большой дороге. Им приходилось разговаривать тайно, чтобы никто другой их не понял.

Кроме серьезной тайны, у офеней были тайны и помельче. У каждого торговца в их крупных остановочных селах на пути были 'надежные дома', где они могли не беспокоиться за товар и деньги. Часто такими домами оказывались избы солдатки или вдовы. По приезде домой офеня коллеге офене как свой своему за чаркой при жене спокойно об этом мог похвалиться на своем языке: 'вербухи корюки кубаськи - матас', что означало 'глаза у девицы были зеленые, как у кошки'. Если же жена немного все-таки владела азами офенского языка, смысл всегда можно было перевести и по-другому, что мол в эту поездку хорошо брали только 'зеленые платки для молодых девиц'.

Эта таинственность сыграла не последнюю роль в том, что в народе к офеням было неоднозначное отношение, часто офеней недолюбливали, а иногда и просто называли 'мошенниками'. Не всегда это было справедливо, хотя частенько, взяв товар 'на реализацию' в кредит, офеня мог и остаться с вырученными деньгами где-нибудь в Сибири или на юге и там открыть свое дело.

Вот что рассказал художник Владислав Некосов:
 
  
 

- Вообще на Руси к любым торговцам относились всегда настороженно: обостренное и природное чувство справедливости россиян интуитивно подсказывало, что тороговец присваивает часть заработанного производителем товара. Проверить это невозможно, но и без 'торгашей' не обойтись. Многие, так называемые, 'трудяги' пытались сами продавать свой товар, но мало у кого это получалось. Тут нужен был особый талант. Офеня был психологом, он 'видел насквозь' покупателя, знал, когда надо было остановиться, уступая в цене. Но, самое главное, - у торговцев был свой круг, в который непосвященный не мог попасть. Помогал этому и особый офенский язык. Часто у 'трудяги', который сам пробовал торговать, и товар был лучше, и цена ниже, а покупали у офени.

Забытый язык строится на парадоксе: понять фразы и легко и невозможно одновременно. Таинственный язык. На нем не говорит теперь ни один народ. Хотя на первый взгляд переводится текст, с которого я начала этот очерк, довольно просто.

- Вячо наептуривает в Бутусе муслень?

- Кисеру деканов хруста!

'Много зарабатывает в столице муж?'. Ответ: 'Сорок рублей'.

В этой простоте есть некая тайна: перевести можно - понять нельзя, потому, что перевела я только один вариант, а есть и еще один, который я и сама не знаю:

:Офени пропали с приходом цивилизации, пропал и уникальный офенский язык. Офени или торговцы вразнос мелким товаром существовали повсеместно, в Костромском и некоторых других губерниях их называли 'ходебщики', в Москве и Петербурге - 'лоточниками'. Торговали эти ходебщики-лоточники лентами, серьгами, перстенечками, ситцами для девиц, недорогими книжками для книгочеев. Однако, настоящие офени, владевшие своим языком были только из одного края - из Мстёры.



Наталья Цыплева

Фото автора. На снимках: лаковая миниатюра, мстёрская шкатулка 'Тройка'; старая Мстера.


 
  
 
Николай Свечин - Хроники сыска (сборник):

https://www.libfox.ru/404272-nikolay-svechin-hroniki-syska-sbornik.html

' :Горбатовский исправник телеграфом подтвердил конокрадство. И последнее: убийца, по всем признакам, из числа офеней.
- Офеней? - удивился Каргер. - При чем здесь коробейники? Какое отношение они могут иметь к конокрадству?
- Ну, сами-то они лошадей, разумеется, не крадут. Но замечены во множестве других, весьма серьезных, прегрешений.
Офени, господа, - несколько по-учительски продолжал Благово, - особое сословие, полуторговое-полупреступное. Оно тесно связано с уголовным миром, но стоит от него особняком.
Представьте себе людей, которые постоянно перемещаются по углам нашей державы со всяким мелким товаром. Торговля бойкая, но небольшая, поэтому офени не брезгуют поживиться и воровством. Известны случаи ограбления ими путников, и даже с убийствами. Яды, которыми травят у нас в деревнях волков и постылых мужей, все добываются через офеней. Сбыт фальшивых банкнот мелкого номинала, а также оловянной монеты под видом серебряной - многолетний их промысел.
Офени - очень закрытое сообщество, со своими обычаями и даже со своим языком, постороннему непонятным. Язык этот, между прочим, куда сложнее 'байковой музыки' уголовных - в нем более тысячи слов. Имеются даже как бы внутренние наречия: галисовский, мотройский, ну и другие. Сами себя офени считают особым народом, жившим в IX веке, и назвают себя 'масыки'. Настоящие офени происходят исключительно из четырех уездов Владимирской губернии: Ковровского, Вязниковского, Суздальского и отчасти Судогского.
Они ощущают особую общность, как бы единую кровь (вохру, на их языке), и стоят друг за дружку горой. Лет тридцать назад у них явились подражатели - мелкие разносчики из Подольского и Серпуховского уездов; но это только имитаторы. Настоящие офени их презирают и частенько поколачивают. В 1700 году, согласно их собственной легенде, Петр Великий согнал их с их мест притеснениями. С той поры они ходят по всей России, причем начинают свои походы в начале осени, а домой возвращаются только к Масленице. Заметьте: осень - время окончания полевых работ.
Лошади встают 'на зимние квартиры', откуда их легче свести, чем в страду. Офени ходят везде и забредают даже в Австрию - конечно же, за контрабандой. В Привисленском крае им не дают хода евреи, за исключением нескольких белорусских местностей, дарованных ранее Екатериной князю Потемкину.
(Там сейчас проживают потомки первых коробейников, так называемые кричевцы.) В Подолии же офени, вкупе с малороссами, создали особые 'коридоры' для беспошлинного ввоза товаров и доставляют много хлопот властям. Для нас все это важно потому, что агенты правительства практически не вхожи в кастовые тайны коробейников. Это, повторюсь, очень закрытое сословие, похлеще масонов.'
 
 
Человек, Патриот, Гражданин
 

Владимир Рэмович Цыплёв 11 07.1948-28.04.2018

Ушёл из жизни вязниковский журналист и краевед, хороший друг редакции газеты «Районка, 21 век» и сайта «Вязники.Рф»  и сайта "Былое"
С болезнью Владимир Рэмович Цыплёв боролся уже давно. И мужества ему было не занимать, что позволяло надеяться, что верх над недугом будет одержан. Но 28 апреля 2018 года его сердце остановилось .

В июне 2018 года исполняется 170 лет со дня рождения Сергея Ивановича Сенькова , одного из наиболее известных вязниковских фабрикантов, внесшего большой вклад в культуры Вязниковского края .
С благодарностью и вечной памятью о его внучке русской итальянке Людмиле Чеккини-Корради (9.07.1932-27.03.2018)
Минские Сеньковы - Гераклит и две Александры.

Май 2018 год

 


Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно Гостевая

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.





Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники