Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Иконописная мастерская И.А. Панкрышева в Томске
 
И.А. Евтихиева
(Томск)

Иконописная мастерская Иосифа (Осипа) Андреевич Панкрышева в Томске
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:NNzaAe9nT2UJ:e-lib.gasu.ru/konf/mak/arhiv/2005/38.doc+%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2+%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0&cd=2&hl=ru&ct=clnk&client=opera

http://senkov.sitecity.ru/phtml_0310193548.phtml


Начиная с XVII в. Владимирская губерния становится одним из самых крупных центров иконописания в России, где иконописным промыслом занимались во многих городах и слободах, деревнях и селах: в самом Владимире и Вязниках, в Суздале и Палехе, в Мстере и Холуе.
Особенно значи-тельным центром старообрядческого иконописания была Мстера.

http://www.liveinternet.ru/users/2679791/post343815871/

Одно из первых упоминаний о Богоявленской слободе на реке Мстере, родовой вотчине князей Ромодановских, относится к 1628 году. Ко второй половине XIX в. на три тысячи двести жителей Мстеры в иконном прозводстве были заняты 1300 человек.
Иконописцы-старинщики (старообрядцы) не только писали иконы, отвечающие строгим древним канонам, или создавали образы под 'старую живопись', но и изготовляли иконы 'нового письма', а также ризы и киоты. Мстерцы продавали в целом до 300 тысяч икон в год. В зависимости от уровня и качества исполнения мастера сбывали свой товар продавцам офеням от 10 до 100 рублей за сотню.
'Дщепные', (щепные) иконы 'подокладные' и 'подофлежные' стоили недоро-го, еще дешевле просили за иконы, полученные типографским способом. На фабрике В.С. Крестьянинова работало около 200 человек, они украшали печатные иконы окладами и цветами из фольги, которую производил мстерский фольговый завод.
Продукция Мстеры заполнила все рынки России; для скорейшего сбыта её старались производить как можно дешевле. Бойкие 'вязниковцы' и 'шуйцы' с расхожим мстерским товаром доходили до самых недоступных старообрядческих скитов Сибири и до самых отдаленных стойбищ новокрещеных 'инородцев'.
До сих пор во многих уголках Томской области встречаются образцы недорогой мстерской работы. 'Если вам:приходилось когда-нибудь быть на провинциальной ярмарке, в 'глухом уездном месте', то вы не могли не приметить особых рядов, которые производят торговлю иконами на первобытный способ, разложив их просто на земле.
Иконные продавцы громко выкрикивают: ':Подходите, честные господа, дешево уступим!'. (2)
Иное дело иконописные мастерские А.И. Цепкова, В.И. Шитова, С.А. Суслова, где производили образы качественного письма, которые стоили очень дорого.
Эти иконы покупали ценители древнерусской живописи, в основном старообрядцы. Особенно крупные мастерские, до 100 человек, имели И.В. Янцов и И.Е. Мумриков с сыновьями. Они писали позолоченные с расчеканкой иконы и делали обычные и дорогие 'московские' киоты.
В Мстере существовало несколько семейных мастерских, в которых работали только родственники: отец с сыновьями, братьями, племянниками и пр.
Одна такая мастерская дорогого иконного письма принадлежала И.А. Панкрышеву с сыновьями.
Потомки старинного иконописного рода Панкрышевых до сих пор живут во Мстере, некоторые даже продолжают профессию художников-миниатюристов. Подобно своим знаменитым землякам, И.С. Чирикову, М.И. Дикареву, А.В. Тюлину и многим другим, основавшим иконописные мастерские в Москве и Петербурге, Иосиф (Осип) Андреевич Панкрышев решил уехать из Мстеры, но не в столицу, а в далекую Сибирь.
Свой переезд хозяин мастерской с семьей осуществил летом 1898 года. За год до этого Панкрышев торжественно отпраздновал 25-летний юбилей своей деятельности во Мстере.
В брошюре, посвященной этому событию и отпечатанной в Москве с благословения Архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия говорится, что в Мстере, где 'изготовляется громадное количество икон: значительно выделяются по своему качеству, художественности исполнения и религиозному значению иконы И.А. Панкрышева, мастерской которого:
22 июля 1897 года был отпразднован первый в России двадцатипятилетний юбилей'.
http://search.rsl.ru/ru/record/01003733318

Указания на 'первый двадцатипятилетний юбилей в России' повторяются в брошюре несколько раз, кроме того, крестьянин слободы Мстеры И.А. Панкрышев назван 'иконописцем Императорской Фамилии'.
Уже в Томске мстерский иконописец с благоговением показывал особый альбом с золотой надписью, о котором упоминается в книжечке. В альбом Панкрышев поместил 'Благодарности от Высочайших Особ и прочих лиц', а также отзывы от Российских Великих князей, от Его Высочества Черногорского князя Николая, Её Величества Королевы Сербской Наталии, Митрополита Сербского Михаила и Греческого принца Георга, от Российского Военного министра, а также от многих духовных и частных лиц.
В мастерской часто выполнялись заказы на иконы, подносимые впоследствии членам Императорской семьи.
Из Томска Панкрышев отправляет икону св. Иоанна Крестителя Великой Княгине Елизавете Федоровне, узнав об убийстве её мужа в Кремле. В брошюре также говорится, что за свою работу Панкрышев был удостоен не только многочисленных подарков от Высочайших особ, но и медалей за выставки икон своей мастерской в Чикаго и Антверпене.
Серебряной медалью иконописец был награжден на Нижегородской выставке. Мастерская Панкрышева в 1897 г. с успехом выполнила заказ на иконы для Афонского подворья в Одессе.
Таким образом, 'из Богоспасаемой веси Мстера на жительство в столицу далекой холодной Сибири в Богоспасаемый град Томск', с многочисленным семейством и иконописной мастерской Панкрышев приезжает хорошо известным и сложившимся художником.
Приглашая на открытие своей мастерской в Томске, 14 августа 1898 г. мастер сообщает, что имеет ' намерение очень долгое время трудиться здесь на поприще своего скромного труда Русской иконописи:и по силе возможности возвысить иконописание в Сибири'. Сохранился образец печати Панкрышева:
Первая в Сибири из России иконописная мастерская И.А. Панкрышева с С-ми в г. Томске. Существует с 1872 г.
Впервые фамилия Панкрышева встречается в томских газетах в 1890 г. Томская духовная Консистория рекомендует священникам Епархии выписать иконы достойной работы, изготовленные в его мастерской.
Это образы, созданные в память1000-летия свв. Кирилла и Мефодия, в честь 900-летия Крещения Руси и чудесного спасения Государя Императора с семьей от угрожавшей им гибели в 1888 г.
Мастерская И.А. Панкрышева переезжает в Томск по благословению Епископа Томского и Бийского Макария (Невского), впоследствии Митрополита Московского, ныне канонизированного.
Еще в 1893 г. Панкрышев прислал Его Преосвященству для образца икону св. Николая Чудотворца и просил благословения на создание икон для строящихся храмов Барнаульского уезда.
Владыка Макарий постоянно рекомендует делать заказы иконостасов и икон в мастерской Панкрышева. Он считал, что иконы этой мастерской 'искусной работы' и отличаются 'строго церковным духом'.
'Первая в Сибири из России' мастерская И.А. Панкрышева участвует в 1899 г. на Франко-Русской художественной выставке в Санкт-Петербурге и удостаивается серебряной медали за свои работы.
В мастерской Панкрышева владели разными приемами иконного письма: греческим, византийским, 'фряжским', живописно-реалистическим. Сам Панкрышев, его сыновья и работники знали тонкости всех ведущих русских школ - московской, строгановской, новгородской, что демонстрируют разбросанные по разным городам иконы его мастерской.
Панкрышев всегда подписывал свои иконы, до переезда в Томск он именовал себя 'крестьянин слободы Мстеры'.
Иконы томского периода подписаны: 'Иконописная мастерская И.А. Панкрышева в Томске' и год создания.
Самые ранние иконы панкрышевской мастерской были обнаружены автором в собрании ГМИРА в Ленинграде.
Это 'Святая преподобная Параскева' и 'Святой Нестор Летописец, святой Алексей, Митрополит Московский и св. преподобная Параскева'. Обе иконы написаны в память 25-летия Императорского Московского археологического общества.
Подпись на второй иконе свидетельствует, что образ заказал бывший крестьянин слободы Мстеры, построивший там первую литографию, член археологического общества И.А. Голышев.
Дорогие иконы на заказ писал сам Осип Андреевич Панкрышев. Вероятнее всего и эти образы (тем более по просьбе именитого земляка) исполнены хозяином мастерской.
Обе иконы необыкновенно живописны и праздничны. Первую мастер обрамляет золотыми цироваными полями, во второй использует золотой фон, декорированный узорами, что, в целом, не характерно для Мстеры.
Те же золотые цированые поля и фон привлекают внимание в иконе мастерской Панкрышева 1907 г. 'Святые Неонила и Параскева' из Никольской церкви д. Листвянка на Байкале.
Икона написана маслом, святые держат в руках кресты, символы мученичества. Икона большая, выше 100 см, но не храмовая. Если образ и пребывал в церкви, то видимо, в скитской, старообрядческой, так как только там владельцем иконы могла быть сделана надпись с тыльной стороны: '4 апреля 1896 г. умер Владимиръ 13 апреля 1907 г. умерла Неонила'.
Большой заказ на исполнение икон для собора св. Александра Невского в Ялте мастерская получила в 1891 г.
Закладка храма была приурочена к 10-й годовщине со дня гибели Александра II. Храм строился на пожертвования ялтинцев. Проект утвердил сам Император Александр II, семья которого принимала активное участие в строительстве собора.
Видимо, именно царственные заказчики обратились к 'замечательным художникам мастерской Панкрышева'. Заканчивали работу уже в Томске, к освящению ялтинского собора в декабре 1902 г.
В 1896-99 гг. возводится собор св. Александра Невского в Новониколаевске (Новосибирске), который был памятником Александру III на Сибирской железной дороге.
Царская семья принимала активное участие и в этом строительстве. Внутренние росписи храма и его иконостас выполнила томская иконописная мастерская Панкрышева.
В мастерской Панкрышева в 1907 г. был написан иконостас для Никольской церкви станции Алзамай (на ВСЖД) Иркутской губернии. В газетной статье о храме Панкрышев уже назван 'известным сибирским иконописцем'; объявления о работах его мастерской часто печатают 'Иркутские епархиальные ведомости'.
В Томске Панкрышев быстро достиг известности за добросовестное исполнение заказов и умеренность в ценах на иконы 'в сравнении с их достоинством'.
В томских храмах сохранилось несколько образов, созданных в мастерской Панкрышева. В церкви св. Александра Невского есть икона 'Благовещение', вышедшая из мастерской в 1907 г. Моделировка образа светотеневая. Печальный лик Богоматери написан мягкими высветлениями с киноварной подцветкой. Взгляд опущен вниз.
Икону выделяют те же золотые цированые поля и нимбы, а главное обилие ткани в одеждах, написанных в сдержанных зеленоватых и бордовых тонах. Одежды всех святых, мафории на женских головах в образах Панкрышева драпируются тяжелыми обильными складками, прописанными разбе-ленным тоном той же краски.
Многие мстерские мастера, работавшие в других городах, использовали старые традиции своего художественного центра. Особенно замечателен в этом смысле образ 'Святой Николай Чудотворец' того же 1907 г. из Троицкой церкви.
На серо-розовом фоне изображе-ние Святителя в ярко-красных и синих одеждах, с обильными золотыми узорами. На омофоре золотые кресты, унизанные драгоценными камнями. Поручи и края омофора отделаны золотой узорной каймой Лик прописан мягкими плавями нежных охристых и розоватых оттенков. Темно-серые глаза святого смотрят пронзительно и понимающе-сочуственно.
Исследователи отмечают, что одной из важнейших черт художественного языка рубежа XIX - XX вв. является своеобразная весомость образа, идущая от древних традиций русского иконописания.
Монументальным величественным фигурам тесновато в пространстве доски. Такова икона 'Казанской Божией Матери' из Петропавловского собора. Своеобразна манера письма ликов, отправляющая к византийской иконописи последнего периода, с её тонкой живописностью и ощущением пульсирующей жизни. Томичи знают, что по молитвам у этого образа происходили и происходят чудесные исцеления от болезней глаз, даже от слепоты.
К 1910 г. И.А. Панкрышев имел не только самую известную в Западной Сибири мастерскую, адреса которой постоянно менялись, так как он переезжал в большие и удобные помещения, но он стал еще и обладателем крупнейшего магазина на центральной улице Томска по адресу: Почамтская-38.

http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3A%2F%2Fwww.akm.ru%2Frus%2Fconferences%2Ftomskforum%2Fdostoprim.htm&tld=ru&lang=ru&la=1485705088&tm=1486590793&text=%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B2%20%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84%20%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86.&l10n=ru&mime=html&sign=34e95e4ada573b2c14a3bc53d66ad04d&keyno=0

Магазин предлагал не только иконы, киоты и различную церковную утварь, не только принимал заказы на медные и серебряные иконные ризы, но даже продавал колокола завода Оловянишникова от 1 до 52 пудов.
Последний раз имя знаменитого иконописца упоминается в 1921 г. В эту эпоху разрушений храмы не просто уничтожали, но, в старании узаконить разгром Церкви, по всем учреждениям, даже по школам собирали подписи тех, кто, якобы, этого разрушения требовал.
Таким образом, новая власть сжигала иконы и срывала церковные кресты не по своей воле, а 'по просьбам трудящихся'. Мало кто находил в себе силы и не подписывал зловещие бумаги.
Все иконописные мастерские в Сибири и по всей России разорялись и закрывались. Сохранилось письмо из подотдела по делам музеев, охраны памятников искусств и старины 'гражданину Панкрышеву', в котором подотдел согласно желанию самого 'гражданина Панкрышева' просит передать для Томского областного музея 'коллекцию предметов церковного культа, нумизматическую коллекцию и другие вещи' сотруднику И.С. Аввакумову.
Состоялась ли эта передача, неизвестно, так как ни одного предмета из коллекции Панкрышева в Томских музеях не сохранилось.
По крупицам собираются материалы об иконописной мастерской, составлявшей некогда славу и гордость Томска.
Однако наряду с прославленными памятниками русской иконописи рубежа XIX - XX вв., малоизвестные творения сибирской мастерской Панкрышева вплетаются на равных в единую ткань художественной жизни этой трагической эпохи и позволяют ощутить её многообразие и сложность.
Автор приносит сердечную признательность сотруднику мстерского музея Г.Н. Дугиной за это и другие сообщения.
Даниленко И. Захолустная иконография //'Пчела'. 1875. ? 5, С. 63.
Сообщение Г.Н. Дугиной.
Государственный Архив Томской Области (ГАТО). Ф. 702. Оп. 3. Д. 189. Л. 81.
ГАТО. Ф. 702. Оп. 3. Д. 189. Л. 90.
Томские епархиальные ведомости.1890. ? 4.
Там же. 1889. ? 1.
Там же. 1893. ? 5.
Автор глубоко признателен искусствоведу Т.А. Крючковой из г. Иркутска за это и другие сообщения.
Автор благодарен томскому краеведу В.В. Манилову за предоставленное сообщение.
Сведения Т.А. Крючковой.
Томские епархиальные ведомости. 1912. ? 12.
Архив Томского краеведческого музея. Оп. 1. Д. 3. Л. 24.

--------------------------------
http://www.chslovo.com/articles/6120840/

К 1910 году Панкрышев имел самую известную в Западной Сибири мастерскую. Увы, история не пощадила ни икон, ни росписи Александро-Невского собора. Роспись была уничтожена в те времена, когда здание храма занимали различные организации. А когда здание в 1989 году передали Церкви, росписи надо было делать заново:

Космос отдельно взятого храма [Художник П. А. Милованов во время росписи западной экседры собора]
Роспись собора производил православный художник Петр Алексеевич Милованов.
Как рассказывается в книге, изданной в 2007 году к 110-летию собора, росписи производились алкидными красками Pesto, которые по своим техническим характеристикам более всего соответствуют особенностям интерьерной среды православных храмов, что позволяет легко снимать копоть с поверхности росписей.
Коротко представим Петра Милованова. Он родился в 1938 году. В 1957-м окончил художественное училище. С 1985 года трудится по украшению православных храмов России. Этот труд включает в себя иконопись, проектирование иконостасов, роспись, реставрацию. Художник создал росписи в храмах Пензенской области, Пятигорска, Воронежской области. С 1977 года Петр Милованов расписывает собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске. С 2000 года является руководителем Новосибирского областного филиала Творческого союза иконописцев 'Завет'.
При выработке концепции сюжета росписи принималось во внимание то, что собор представляет собой один из старинных вариантов решения кресто-купольной темы - тетраконх. В нем отсутствуют столпы, и храм представляет собой единое нерасчлененное пространство. В нем много естественного света, и для росписи представлены огромные площади: купол диаметром 10 метров, конхи экседр размером пять на семь метров, стены экседр размером пять на восемь метров, и другие пространства.
Мы уже сказали, что храм разделен на 'небо' и 'землю'. Вместе они составляют космос. А в космосе не бывает незаполненных мест. И храм внутри расписан всюду, даже в уголках, не видимых глазу. Главный зритель всего - Бог, Всевидящий и Всемогущий.
Перед началом росписи автор тщательно исследовал византийские, сербские, болгарские, русские мозаики и фрески. В итоге было решено взять византийский стиль XI - XII веков. Отсюда следовала ориентация на статическое построение композиций, плоскостное изображение фигур, чтобы не нарушать выразительность больших объемов. Отсюда же следовала четкость и ясность изображения для легкого и быстрого прочтения тем росписей.
Как отмечают эксперты, значительное влияние на стиль росписей Александро-Невского собора оказало серьезное изучение художником росписи храмов Национального заповедника Украины 'Софии Киевской', церкви Спаса на горе Нередице, находящейся неподалеку от Великого Новгорода, и других памятников Древней Руси.
:Было бы несправедливо не упомянуть, что в разные годы автору росписей Петру Милованову помогали художники А. Милованов, В. Петровский, С. Кутырев, Д. Бурнашов. И, конечно, в процессе росписей храма значительную помощь художнику оказали Высокопреосвященный Тихон, архиепископ Новосибирский и Бердский, и настоятель храма Александра Невского протоирей Александр Новопашин.

От Сил Небесных до Страшного суда
Если коротко рассказать о росписи собора Александра Невского, то начинать, разумеется, надо с купола. Его диаметр, как мы уже сказали, составляет 10 метров. В самом центре купола расположен медальон с изображением Вседержителя. Диаметр этого медальона четыре метра.
В четырех других медальонах купола (размером по два метра) изображены силы небесные - четыре архангела, четыре посредника между Богом и человеком. На барабане фигуры пророков и праотцев. На парусах - фигуры евангелистов. Здесь размер росписи три на два с половиной метра. ['Царица Небесная'. Фрагмент]
На восточной экседре располагается роспись 'Царица Небесная', а в алтаре - роспись 'Иисус Христос - Архиерей Великий' и роспись 'Евхаристия'. На правой стороне восточной экседры алтаря роспись 'Святители'. На ней изображены Святитель Николай Чудотворец Мирликийский, Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, почивший в 1925 году и Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, почивший в 1926 году. На левой стороне восточной экседры алтаря изображены Святитель Папа Римский Григорий Двоеслов, (почивший в 604 году), Святитель Иоанн Златоуст (почил в 407 году) и Святитель Василий Великий (почил в 376 году).
На южной экседре роспись 'Преображение Господне'. Ее размер пять на три с половиной метра. Рядом изображены четыре пророка. [Южная экседра] На северной экседре роспись 'Воскресение [Алтарь. Левая сторона. Фрагмент росписи 'Евхаристия'] Христово'. Ее размеры также пять на три с половиной метра.
На юго-западном столпе роспись 'Покров Пресвятой Богородицы'. Площадь этой росписи составляет 20 квадратных метров. Такова же роспись 'Воздвижение Креста' на северо-западном столпе. Всю западную стену храма занимает роспись 'Рождество Богородицы и введение во храм'. Северо-западную стену занимает роспись 'Распятие и положение во гроб'. Ее размеры пять на четыре метра. В западной части храма росписи 'Страшный суд' и 'Горний Иерусалим'. Южный неф (неф - это центральный прямоугольник храма) собора занимают росписи 'Рождество Христово' и 'Православные русские святые'. Северный неф украшен росписями 'Несение Креста' и 'Православные святые'.
На северо-западной арке роспись 'Святые апостолы', а на западной арке - 'Собор святых в земле Сибирской просиявших'. Эта роспись делится на две части. В притворе роспись 'Дни творения'. Ее общая площадь составляет 30 квадратных метров.
'Храм - небо на земле, в этом небольшом пространстве живет и пребывает Бог', - говорил патриарх Герман. Постигать это пространство можно бесконечно. И пусть в этом вам помогут росписи храма.

Александр ОКОНИШНИКОВ,
'ЧЕСТНОЕ СЛОВО'

http://tomich.tomintech.ru/lifetime/115/

Благополучное течение жизни и процветание мастерской Панкрышева и всех других нарушила революция, тогда все иконописные мастерские в одночасье закрылись...Новой власти они были не нужны. 'До 1917-го года в Томске действовало сорок церквей, с приходом советской власти за десять с небольшим лет все они были закрыты, большая часть - разрушена и разграблена, - рассказывает И. Евтихиева. - Поразительно то, что из сибирских городов такая участь постигла только Томск: в других городах храмы, их внутреннее убранство сохранилось гораздо лучше...'

По рассказам старожилов в первые годы советской власти иконам, изъятым из храмов, находили весьма 'своеобразное' применение. Ими заменяли прогнившие части дощатых тротуаров. Такая дорога из образов святых была в Аптекарском переулке: люди старались обойти это место...
Многие иконописцы поспешили уехать из города, кто-то был арестован. Как сложилась судьба И.А. Панкрышева - не понятно. Последний раз его имя встречается в архивных документах в 1921-ом году, когда подотдел по делам музеев, охраны памятников искусств и старины просит его передать для Томского областного музея 'коллекцию предметов церковного культа, нумизматическую коллекцию и другие вещи'. Состоялась ли передача или нет, не известно...

Два томских храма - Троицкий и Петропавловский были открыты в 43-44-ом годах после перелома на Курской дуге: верующие принесли туда те иконы, которые им удалось спасти или которые были у них дома. В городских церквях и по сей день есть иконы, написанные в мастерской Панкрышева.

Стоит сказать, что даже не верующие люди с большим интересом относятся к стариной иконе, считают, что она пронизана каким-то особым духом: поэтому и стремятся купить антикварную вещь. Сделать это вполне возможно... 'Какая-то бабушка могла долгие годы хранить у себя дома старый образ, мечтая передать его в храм -, говорит Ирина Александровна. - Но она до этого дня не дожила. Потомки одних стараются сберечь семейную реликвию, другие же - продают ее'.

--------------

Кононенко В.
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.kemrsl.ru%2Fdocuments%2FKononenko_V_Pankryishev_IA_-_sibirskiy_ikonopisets.docx&name=Kononenko_V_Pankryishev_IA_-_sibirskiy_ikonopisets.docx&lang=ru&c=589b9bb9c30e
МБОУ
'Средняя общеобразовательная школа ? 52'
г.Кемерово

ПАНКРЫШЕВ И. А. - СИБИРСКИЙ ИКОНОПИСЕЦ
В Музее истории Православия на земле Кузнецкой на выставке отечественной иконописи от XVI и до начала XX века побывали ребята нашей школы. Выставка очень понравилась. Привлек интерес представленный на выставке небольшой образ 'Святитель Иоанн Златоуст и святитель московский Иона', потому что писана икона в мастерской Иосифа Панкрышева в Томске в 1901 году. С этой информации и началась поисковая работа.
Цель данной работы: познакомить с жизнью и деятельностью И.А.Панкрышева, иконы которого находятся в храмах области.
Для этого необходимо было выполнить следующие задачи:
1.Найти информацию о Панкрышеве И.А. и его мастерской
2.Составить, при возможности, список известных икон
Впервые фамилия Панкрышева встречается в томских газетах в 1890 г. Томская духовная Консистория рекомендует священникам Епархии выписать иконы достойной работы, изготовленные в его мастерской. Это образы, созданные в память1000-летия свв. Кирилла и Мефодия, в честь 900-летия Крещения Руси и чудесного спасения Государя Императора с семьей от угрожавшей им гибели в 1888 г.
Иосиф (Осип) Андреевич Панкрышев родился и долгое время жил в Мстере. Он был из старинного иконописного рода. Летом 1898 года он решил уехать из Мстеры в далекую Сибирь. За год до этого Панкрышев торжественно отпраздновал 25-летний юбилей своей деятельности во Мстере.
В брошюре, посвященной этому событию и отпечатанной в Москве с благословения Архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия говорится, что в Мстере, где 'изготовляется громадное количество икон: значительно выделяются по своему качеству, художественности исполнения и религиозному значению иконы И.А. Панкрышева, мастерской которого:22 июля 1897 года был отпразднован первый в России двадцатипятилетний юбилей'.
В брошюре также говорится, что за свою работу Панкрышев был удостоен не только многочисленных подарков от Высочайших особ, но и медалей за выставки икон своей мастерской в Чикаго и Антверпене. Серебряной медалью иконописец был награжден на Нижегородской выставке. Мастерская Панкрышева в 1897 г. с успехом выполнила заказ на иконы для Афонского подворья в Одессе. Приглашая на открытие своей мастерской в Томске, 14 августа 1898 г. мастер сообщает, что имеет ' намерение очень долгое время трудиться здесь на поприще своего скромного труда Русской иконописи:и по силе возможности возвысить иконописание в Сибири'. Сохранился образец печати Панкрышева: Первая в Сибири из России иконописная мастерская И.А. Панкрышева с С-ми в г. Томске. Существует с 1872 г.
Мастерская И.А. Панкрышева переезжает в Томск по благословению Епископа Томского и Бийского Макария (Невского), впоследствии Митрополита Московского, ныне канонизированного. Еще в 1893 г. Панкрышев прислал Его Преосвященству для образца икону св. Николая Чудотворца и просил благословения на создание икон для строящихся храмов Барнаульского уезда.
Владыка Макарий постоянно рекомендует делать заказы иконостасов и икон в мастерской Панкрышева. Он считал, что иконы этой мастерской 'искусной работы' и отличаются 'строго церковным духом'.
В мастерской Панкрышева владели разными приемами иконного письма: греческим, византийским, 'фряжским', живописно-реалистическим. Сам Панкрышев, его сыновья и работники знали тонкости всех ведущих русских школ - московской, строгановской, новгородской, что демонстрируют разбросанные по разным городам иконы его мастерской.
Панкрышев всегда подписывал свои иконы, до переезда в Томск он именовал себя 'крестьянин слободы Мстеры'. Иконы томского периода подписаны: 'Иконописная мастерская И.А. Панкрышева в Томске'. Это 'Святая преподобная Параскева' и 'Святой Нестор Летописец, святой Алексей, Митрополит Московский и св. преподобная Параскева'. Обе иконы написаны в память 25-летия Императорского Московского археологического общества. Дорогие иконы на заказ писал сам Осип Андреевич Панкрышев. Вероятнее всего и эти образы исполнены хозяином мастерской.
В 1896-99 гг. возводится собор св. Александра Невского в Новониколаевске (Новосибирске), который был памятником Александру III на Сибирской железной дороге. Царская семья принимала активное участие и в этом строительстве. Внутренние росписи храма и его иконостас выполнила томская иконописная мастерская Панкрышева.
В мастерской Панкрышева в 1907 г. был написан иконостас для Никольской церкви станции Алзамай (на ВСЖД) Иркутской губернии. В газетной статье о храме Панкрышев уже назван 'известным сибирским иконописцем'; объявления о работах его мастерской часто печатают 'Иркутские епархиальные ведомости'.
В Томске Панкрышев быстро достиг известности за добросовестное исполнение заказов и умеренность в ценах на иконы 'в сравнении с их достоинством'.
В томских храмах сохранилось несколько образов, созданных в мастерской Панкрышева. В церкви св. Александра Невского есть икона 'Благовещение', вышедшая из мастерской в 1907 г. Моделировка образа светотеневая. Печальный лик Богоматери написан мягкими высветлениями с киноварной подцветкой. Взгляд опущен вниз. Икону выделяют те же золотые цированые поля и нимбы, а главное обилие ткани в одеждах, написанных в сдержанных зеленоватых и бордовых тонах. Одежды всех святых, мафории на женских головах в образах Панкрышева драпируются тяжелыми обильными складками.
Многие мстерские мастера, работавшие в других городах, использовали старые традиции своего художественного центра. Особенно замечателен в этом смысле образ 'Святой Николай Чудотворец' того же 1907 г. из Троицкой церкви. На серо-розовом фоне изображение Святителя в ярко-красных и синих одеждах, с обильными золотыми узорами. Поручи и края омофора отделаны золотой узорной каймой.
К 1910 г. И.А. Панкрышев имел не только самую известную в Западной Сибири мастерскую, адреса которой постоянно менялись, так как он переезжал в большие и удобные помещения, но он стал еще и обладателем крупнейшего магазина на центральной улице Томска. Магазин предлагал иконы, киоты и различную церковную утварь, принимал заказы на медные и серебряные иконные ризы, продавал колокола завода Оловянишникова от 1 до 52 пудов.
Последний раз имя знаменитого иконописца упоминается в 1921 г. В эту эпоху храмы уничтожали и он попытался передать коллекцию икон в музей города. Вероятно, это произошло, но иконы не сохранились.
Считаем, что поставленные задачи выполнены, но впереди еще много работы, потому что есть возможность найти информацию о храмах, где есть иконы мастерской Панкрышева И.А., и посетить их.

Неполный список икон Панкрышева И.А.
1.'Ангел-хранитель, равноапостольная княгиня Ольга и мученик Акепсим',1895 (ГМИР; поднесена императорской семье в связи с рождением св. блгв. царевны Ольги Николаевны)
2.'Святитель Иоанн Златоуст и святитель московский Иона', 1901 год.
3. 'Святой Нестор летописец', 'Святой Алексий, митрополит Московский', 'Св. преп. Параскева' Казанский собор Санкт-Петербурга
4. 'Святой Николай Чудотворец', 1907 г. . Троицкая церковь г.Томск.
5. 'Благовещение', 1907, храм св. Александра Невского г.Томск
6. 'Свв. Неонилла и Параскева', 1907. Никольская церковь на Байкале
7. икона Пантелеймона и икона Спас Нерукотворный, 1903 , Храм Петра и Павла г. Анжеро -Судженск

Список используемой литературы
1. http://www.artmuseum.tomsk.ru
И.А. Евтихиева Иконописная мастерская И.А. Панкрышева в Томске
2. pravoslavie.tomsk.ru Храмы г.Томска
3. http://www.bestreferat.ru
Дипломная работа воспитанника V курса Тобольской Духовной Семинарии иерея Андрея Тимошенко
-----------------

http://mirznanii.com/a/128907/ikonopis
У ИСТОКОВ СИБИРСКОЙ ИКОНОПИСИ.
Оглавление.

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. У ИСТОКОВ СИБИРСКОЙ ИКОНОПИСИ.

2.1. ПРИВОЗНЫЕ ПИСАНЫЕ ИКОНЫ.

2.2. ИКОНЫ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ.

2.3. ИКОНЫ ДЛЯ ЦЕРКВЕЙ: ЦАРСКИЕ ДАРЫ.

2.4. СТРОГАНОВСКИЕ ИКОНЫ.

2.5. КРЕСТЬЯНСКАЯ ИКОНА.

2.6. ПРИВОЗНЫЕ ЛИТЕЙНЫЕ ИКОНЫ.

3. ИКОНОПИСЬ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.

3.1. ТОБОЛЬСКАЯ ИКОНОПИСЬ.

3.2. ИКОНОПИСЦЫ И ИКОНОПИСНЫЕ МАСТЕРСКИЕ ТЮМЕНИ.

3.3. ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ РАФАЙЛОВСКОГО ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ.

3.4. ИКОНОПИСНЫЕ МАСТЕРА ИШИМА.

3.5. НАРОДНАЯ ИКОНОПИСЬ.

4. ИКОНОПИСНЫЕ ТРАДИЦИИ ЗАУРАЛЬЯ И ЮГО-ЗАПАДНОЙ СИБИРИ.

4.1. РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ В НЕВЬЯНСКЕ.

4.2. ВЕРХОТУРСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

4.3. ДАЛМАТОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.

4.4. РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ В ТУРИНСКЕ.

4.5. РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ В ИРБИТЕ.

4.6. РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ В ШАДРИНСКЕ.

4.7. РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ В КУРГАНЕ.

5. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИКОНОПИСАНИЯ В ТОМСКЕ.

6. ИКОНОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ АЛТАЯ.

7. ИКОНОПИСЬ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ.

7.1. ИКОНОПИСАНИЕ В ПРИЕНИСЕЙСКОМ КРАЕ.

7.2. ИКОНОПИСЬ В ЗЕМЛЕ ИРКУТСКОЙ.

8. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ИКОНОПИСАНИЯ В ДРЕВНЕЙ СТОЛИЦЕ СИБИРИ - ТОБОЛЬСКЕ, ПРИ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ.

----------------
http://xreferat.com/47/4065-4-ikonopis.html

Самой известной в епархии и регионе была мастерская И.А. Панкрышева с сыновьями. Род Панкрышевых происходил из Мстеры. В Томск приехал в 1898 году. Мастерская Панкрышевых поставляла свои работы императорской семье Романовых, сербской королеве Наталье, греческому принцу Георгу, сербскому митрополиту Михаилу и многим выдающимся духовным и светским лицам своего времени. Мастерская выполняла заказы и для храмов (илл. 85).

В мастерской Панскрышева владели разными приемами письма (византийским, 'фряжским', реалистическим) и знали тонкости ведущих школ (греческой, новгородской, московской, Строгановской). Панкрышев всегда подписывал свои иконы, в раннее время называя себя 'крестьянином'. Так, в Казанском соборе Санкт-Петербурга находятся иконы мастерской Панкрышева питерского периода: 'Святой Нестор летописец', 'Святой Алексий, митрополит Московский', 'Св. преп. Параскева'. На последней подпись: 'Сей святой образ от крестьянина: Панкрышева , изготовленный в его мастерской'. Обе иконы живописны, с золотыми узорчатыми фонами, не характерными в целом для Мстери. Тот же золотой фон привлекает внимание в иконе Панкрышева 'Свв. Неонилла и Параскева' (1907) из Никольской церкви на Байкале. В томских храмах сохранились несколько икон мастерской Панкрышева , написанных в разных стилях, но качественно и тщательно. Теперь они подписаны: 'Иконописная мастерская И.А. Панкрышева в Томске'; указан и год создания. Все иконы написаны темперой, как правило на жемчужном серо-розовом фоне.
-----------------

http://www.youblisher.com/p/1215293-%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82-50/

Однако, на всеобщем собрании клуба было решено оставить магазин без переделки и сдать его в аренду под церковную лавку Иосифа Андреевича Панкрышева. Здесь располагалась.

Город Томск. Здание Общественного собрания (Дом офицеров).

Суббота, 24 Мая 2008 г. 19:23 + в цитатник
Emilish все записи автора [Запомнить эту страницу!]
(699x444, 41Kb)
 
  
 



Здание Общественного собрания было построено в 1898 - 1900 гг. архитектором Константином Константиновичем Лыгиным. Ранее, на этом месте находился построенный в 40-е гг. XIX в. деревянный особняк известного томского золотопромышленника Философа Александровича Горохова, к которому примыкал огромный сад с множеством различных парковых сооружений и прудом.
 
  
 

http://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=61214
На обратной стороне иконы печать мастерской Панкрышева

В 1851 г. Ф.А. Горохов разорился, и впоследствии дом был приобретён для размещения основанного в 1865 г. Благородного (Общественного) собрания. Однако в результате пожара 13 (25) апреля 1897 г. деревянное здание общественного собрания полностью сгорело.

В дореволюционной России общественное собрание, являвшееся непременным атрибутом любого крупного города, играло роль своеобразного клуба. В него допускались, выражаясь языком того времени, лица всех званий и состояний, которые по поведению и образованию могли быть приняты в общество.

Общественное собрание г. Томска возглавлял Совет старшин (9 - 10 человек), избираемых из числа наиболее авторитетных членов клуба, который занимался, в основном, хозяйственными и финансовыми вопросами. Основную массу посетителей Общественного собрания составляли его действительные члены (300 - 400 человек). Члены общественного собрания уплачивали ежегодные членские взносы (в начале XX в. - 15 рублей), а гости - платили за каждое посещение собрания (50 копеек) и входили в собрание по рекомендации одного из членов собрания Членами и гостями общественного собрания не могли быть люди, подвергнувшиеся по суду или в административном порядке ограничению свободы или прав.

Средства на строительство нового здания Общественного собрания собирались по подписке среди членов общественного собрания, а со временем эти деньги предполагалось возместить из банковской ссуды. Всего, таким образом, было собрано 30.800 рублей, из которых 10. 000 пожертвовал томский купец Алексей Евграфович Кухтерин. Недостающие средства были взяты в кредит у Ярославско-Костромского земельного банка.

2 (15) июня 1898 г. состоялась торжественная закладка нового каменного здания общественного собрания, на которой присутствовали старшины и члены собрания, избранные строители и многочисленная публика. Епископом Томским и Барнаульским Макарием был отслужен молебен, а в основание будущего здания была положена памятная доска, на которой было указано при каком губернаторе (генерал-майоре А.А. Ломачевском) и кем было заложено здание.

Строительство предполагалось завершить к концу осени 1898 г., а с началом нового строительного сезона (с весны 1899 г.) - произвести внутреннюю отделку помещений. Однако из-за нехватки средств и строительных материалов здание было полностью возведено и отделано только в 1899 г. Торжественное открытие нового здания Общественного собрания состоялось 1 (12) января 1900 г. На первом этаже здания были устроены читальня, биллиардная, столовая, малая карточная комната, гардероб, дамская уборная, на вором - буфет, посудная, зрительный зал, мужская уборная.

В Общественном собрании собирался весь цвет 'высшего общества' Томска - купцы, чиновники, интеллигенция. Общественное собрание располагало большой библиотекой, состоявшей из 4 отделов: журналов, беллетристики, общего и детского отделов. В журнальном отделе имелись комплекты 'Вестника Европы', 'Русского Богатства', 'Русской мысли', 'Исторического вестника' и других российских периодических изданий, а также журналы на немецком, английском, французских языках. Фонды отдела беллетристики составляли произведения Э. Золя, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.С. Тургенева, А.И. Куприна и других авторов. В общем отделе располагались книги по богословию, философии, истории, естественным наукам - работы Ч. Дарвина, В.Г. Белинского, Н.К. Михайловского, В.О. Ключевского и т.д. В детском отделе были представлены журналы 'Всходы', 'Юный читатель', 'Игрушечка' и 'Детское чтение', а также книги В. Скотта, братьев Гримм, М. Рида.

В здании Общественного собрания имелся большой концертный зал на 1000 зрителей, в котором проводились спектакли, маскарады, концерты, балы, новогодние представления и благотворительные вечера. Полученные в ходе благотворительных вечеров средства передавались в фонд Народного университета в Томске, Приюту бездомных и нищих детей, Общеобразовательным курсам, направлялись для оказания помощи нуждающимся студентам т.д.

Кроме того, зал Общественного собрания часто сдавался в аренду Дирекции А.Г. Табаровой для постановки оперных и опереточных спектаклей; музыкальной школе Ф.Н. Тютрюшевой для организации концертов; а также Обществу распространения просвещения, Обществу вспомоществования учащимся, Обществу содействия физическому развитию, Детскому лютеранскому благотворительному обществу для организации чтений и лекций и т.д.

При Общественном собрании существовал оркестр, которым с 1900 г. руководил капельмейстер М.И. Маломет, а с 1902 г., по ходатайству Томского отделения Императорского русского музыкального общества, - Я.С. Мейдлин - директор томских музыкальных классов.

Наряду с членскими взносами, Общественное собрание получало значительные средства от сдачи в аренду двух магазинов, находившихся по обе стороны от здания. С 1900 по 1902 г. один из магазинов арендовал Миллер, а после того как он съехал из арендованного помещения, члены клуба высказали пожелание приспособить магазин под библиотеку или биллиардную комнату. Архитекторами С.В. Хомичем, П.Ф. Федоровским и Б.Ф. Татарчухом были составлены проекты соединения магазина с клубным помещением. При этом стоимость работ оценивалась в 1000 рублей. Однако на всеобщем собрании клуба было решено оставить магазин без переделки и сдать его в аренду под церковную лавку Иосифа Андреевича Панкрышева - здесь располагалась иконописная, иконостасная и ризочеканная мастерская и магазин церковной утвари.Второй магазин занимало 'Депо шляп' (шляпная мастерская и магазин) Л.С. Коварского. Наряду с этим, в аренду сдавался и буфет, расположенный внутри здания.

Помещения Общественного собрания использовались и для проведения значительных общественных мероприятий. 15 (27) февраля 1902 года здесь открылась персональная выставка художницы Лидии Павловны Базановой из 50 картин и этюдов, а в октябре 1903 г. отмечалось 15-летие со дня открытия Томского университета. С 23 по 26 февраля 1903 года в здании Общественного собрания проходил второй съезд маслоделов Сибири под председательством профессора В.В. Сапожникова (первый съезд состоялся в Кургане).

После известных событий октября 1905 г., когда в Томске черносотенцами был сожжён находившийся на Новособорной площади театр Королёва, Общественное собрание стало центром культурной жизни города. На сцене зрительного зала собрания регулярно выступали местные и приезжие театральные труппы, регулярно устраивались концерты. Так, 8 (21) мая 1909 г. в Общественном собрании выступала приехавшая на гастроли выдающаяся русская актриса Вера Комиссаржевская. Гостями Общественного собрания в разное время становились крупнейшие представители отечественной вокальной школы Леонид Витальевич Собинов, исполнявший романсы П. Чайковского и М. Глинки (апрель 1910 г.), Константин Варламов (1910 г.) и Павел Николаевич Орленев (1910, 1911, 1915 гг.). Здесь выступали актриса оперетты и исполнительница цыганских романсов Анастасия Дмитриевна Вяльцева (ноябрь 1910 г.) и актёры российских театров Григорий Ге, Мамонт Дальский, Василий Далматов, Мария Петипа, Константин Варламов.

В 1909 - 1910 гг. в здании Общественного собрания был осуществлён ремонт. Работы проводились подрядчиком Сергеем Герасимовичем Прохоровым. Проектная документация, сметы и чертежи были составлены архитекторами В.Ф. Оржешко и А.Г. Нориным, а также техником С.Н. Петровым, которые, помимо этого, также наблюдали и за ходом работ.

В ходе ремонта была произведена покраска и побелка стен, потолков, окон и дверей; наклеены новые обои; постелен линолеум; были починены печи и камины; установлены калориферы. Над вторым этажом здания были надстроены каменное помещение для кухни, ранее размещающейся в подвале (кухня и буфет были соединены подъёмником), а также деревянное помещение для хранения декораций. Подвал здания был обустроен под квартиры служащих клуба и прислуги буфетчика. Здесь же была размещена и столярная мастерская. Прилегающие к Общественному собранию магазины были соединены с центральным зданием и превращены в клубную комнату и кабинет для совета старшин Общественного собрания. Товариществом 'Технико-промышленное бюро и К.' в здании была заменена электрическая проводка. Для украшения отремонтированных помещений в 1910 и 1912 гг. были приобретены картины художников Г.И. Гуркина 'Кара-коль' и В.Д. Вучечевича, а также портрет Г.Н. Потанина.

21 сентября (3 октября) 1915 г. в здании Общественного собрания отмечалось 80-летие лидера и одного из главных теоретиков сибирского областничества, видного учёного Григория Николаевича Потанина, которое превратилось в грандиозный всесибирский

праздник.


Залы Общественного собрания использовались и как лекторий. В октябре 1915 г. в этом здании с лекциями 'В поисках философского камня' и 'О воздухоплавании' выступал известный русский ученый, писатель и общественного деятеля Николай Александрович Морозов (1854-1946), в течение недели находившийся в Томске. Зимой 1915 - 1916 гг. в здании проходили занятия I - го высшего мужского начального училища.

В дни февральской революции 1917 г. в Общественном собрании проходили заседания Совета солдатских депутатов под председательством Н.Н. Яковлева. В 1920 г., после восстановления Советской власти в Томске, здание было национализировано. Библиотека была ликвидирована и перевезена в г. Новониколаевск (сейчас г. Новосибирск).

В мае 1920 г. Томский губернский комитет РКП (б) и губернский революционный комитет (губревком) приняли специальное постановление об открытии в здании бывшего Общественного собрания Рабочее-красноармейского клуба. Для его посетителей работала библиотека с читальным залом, драматическая и оперная студии, оркестр народных инструментов, класс игры на фортепьяно и скрипке, спортивная секция. Предполагалось открытие секции изобразительного искусства, музыкальной школы и школы политграмоты. Первоначально клуб носил имя большевика Ивана Смирнова, а позднее был переименован в клуб имени Н. Н. Яковлева.
 
    Напишите нам Гостевая

     

 





В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн. АРХИВЫ.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945
https://www.ok.ru/video/237712249124
военно-технические журналы XIX - начала XX вв. из фондов библиотеки http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23.php
http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23photo/20.jpg