Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
'Сеньковы. История семьи'
 
Наши корни: Чеккини Корради о своем деде Сенькове 28.10.2008 Федерация

http://www.vedom.ru/news/view/8462/


 
  
 


'Сеньковы. История семьи' - примерно так звучит в переводе с итальянского название книги, несколько экземпляров которой проделали немалый путь, чтобы занять свое место в кабинете главы администрации Вязниковского района и в городском историко-художественном музее. Ее автор - Людмила Чеккини Корради, внучка известного фабриканта Сергея Сенькова, родившаяся и живущая в Италии.'Сеньковы. История семьи' - примерно так звучит в переводе с итальянского название книги, несколько экземпляров которой проделали немалый путь, чтобы занять свое место в кабинете главы администрации Вязниковского района и в городском историко-художественном музее. Ее автор - Людмила Чеккини Корради, внучка известного фабриканта Сергея Сенькова, родившаяся и живущая в Италии.



 
  
 



Сергей Иванович переехал за границу - сначала в Германию, а затем и в Италию - в середине 20-х годов прошлого века. Вместе с ним в возрасте 21 года уехала и дочь Лидия - одна из шестерых детей фабриканта от его незаконной жены Марии Балясовой. Поселились они в Рапалло - небольшом курортном городке на побережье Лигурийского моря, известного тем, что в 1922 году здесь был подписан советско-германский договор, ознаменовавший прорыв экономической и политической блокады Советской России. В 1932 году у Лидии в Италии родилась дочь Людмила. Еще одним ребенком в семье стал ее брат Роберто.
 
  
 

Вязники. Покровское кладбище. Итальянсие потомки Сергея Сенькова, Роберто Чеккини. Справа - Мила Альдовна Аносова. Фото Владимира Цыплева

 
  
 


Первые связи с родственниками Сенькова музею удалось установить в 1990 году. В Вязники из Минска приехал с супругой Гераклит Максимилианович - кандидат химических наук, сын Максимилиана Сергеевича Сенькова, командира РККА, репрессированного в 1938 году. Каково же было его удивление, когда он узнал, что в музее имеется большая коллекция картин его деда, фотографии, документы, проводятся экскурсии, посвященные теме его семьи! Так началась переписка, а вскоре вместе с минчанами в Вязники в весьма почтенном возрасте приехала дочь фабриканта Лидия, гостившая в Белоруссии по приглашению.

http://emo.fota.mota.ru/albums/13bc6ae80febce7f4b8f0e44634a9ee7/

Затем дорогу в Вязники проторила и внучка Людмила. Она побывала на родине предков трижды. В последний раз - это было в январе 1999 года - в городе как раз проводился сбор денежных средств на строительство памятника вязниковцам - жертвам политических репрессий, и благодаря помощи итальянской гостьи он был благополучно достроен.
 
  
 
Фото Цыплева В.Р.
В 1994 году вместе с Людмилой в Вязники приезжал и ее брат Роберто - инженер-мостостроитель, работавший по контракту в странах арабского Востока.

http://tsiplev.ucoz.ru/photo/vjazniki_dostoprimechatelnosti/vjazniki_kraevedcheskij_muzej/vjaznikovskij_muzej/91-0-1069

Сегодня его, как и их матери Лидии, уже нет в живых. Сама Людмила овдовела в 1986 году, в Италии у нее две дочери - Елена (53 года) И Марина (сейчас ей 50).
 
  
 


Людмила в возрасте 67 лет закончила Генуэзский народный университет, факультет современных иностранных языков. История семьи Сеньковых стала темой ее дипломной работы, и именно эта работа, удостоенная оценки 'отлично', была издана как книга - со множеством интереснейших фотографий. На защите присутствовал Евгений Виноградов - в 1999 году он был главой города Вязники. Дипломнице было приятно узнать от него, что по решению горсовета часть улицы Советской в Вязниках переименована в улицу имени Сенькова.

А через несколько лет Людмила вновь принимала гостей из Вязников. На этот раз ими стали участница проходившего в Италии Международного детского конкурса песни Наируи Григорян и ее преподаватель Елена Волкова. Людмила спонсировала поездку вязниковцев, встречала их в аэропорту.

- Конечно, надо бы в Рапалло съездить и нам, работникам музея, - поделилась своими мыслями директор учреждения культуры Лилия Ковалева. - Людмила не раз приглашала к себе, и было бы очень интересно посмотреть ее домашний архив, фото, письма. Ведь пока нам удалось получить только дневники Сергея Ивановича.

Свою книгу 'Сеньковы. История семьи' Людмила намерена в ближайшее время перевести на русский язык.


Светлана ЛИФАНОВА.

КНИГА
ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ: СЕНЬКОВЫ
Людмила Чеккини-Корради.
Опубликовано по материалам, присланным госпожой Людмилой Чеккини-Корради Сенькову С.Б. в июне 2011 года.

Орфография сохранена.
 
  
 

 
  
 

ПРЕДИСЛОВИЕ.
Я извлекала этот длинный рассказ из моей дипломной работы, на
Филологическим Факультете, защищенной к Генуенскому Университету 13 октября 1999 г.
Мне, тогда, уже было 67 лет.
Моя дипломная работа была задумана как дань памяти и как 'возвращение долга' моим русским предкам, которым я вплоть до зрелого возраста практически не интересовалась.
Так же я никогда не старалась выучить русский язык, который был родным языком моей матери, до тех пор, пока не были восстановлены связи с русскими родственниками моего поколения, прерванные с 40-х годов прошлого века до 1989 года..
Еще девочкой я видела детские и юношеские фотографии моей матери, сделанные одним из замечательных фотографов того времени. Прекрасно сохранившиеся, эти фотографии с их удивительными ракурсами представляют собой ценнейшие документы того, что удалено от нас во времени и в пространстве.
Моя мать придавала им большое значение, говоря, что любые материальные блага могут быть восстановлены с помощью доброй воли и труда, а воспоминания, запечатленные на фотографиях незаменимы.
Покидая Россию, она не взяла с собой ничего, кроме семейных фотографий, которые ревностно хранила и считала святыней.
Все что я знала об истории семьи, было связано с этими фотографиями. И мне этого хватило.
Только тогда, когда изменилась историческая ситуация, когда в нашей жизни появились русские родственники, надежда на встречу с которыми была давно похоронена, только тогда, вынужденная говорить с ними на английском языке, я поняла, как глупо было не стремиться выучить родной язык своей матери.
 
  
 

Фото Цыплева В.Р

И тогда я, наконец, решила взяться за изучение русского языка, начала заниматься историей бескрайней страны моих русских предков и их жизнью в ней. Именно тогда я открыла для себя их необыкновенное трудолюбие и предприимчивость и то, с каким героизмом переносили они тяготы крепостного права, их потрясаюшую жизнеспособностью.
Я была глубоко тронута их судьбами, почувствовала себя их частью, испытала гордость за этих необыкновенных людей и решила, что должна о них рассказать.
Первые сведения об этой семье я, естественно, получила от своей матери,
Лидии Сергеевны Сеньковой. Я уже упоминала, что это были рассказы,
связанные с фотографиями, весьма неопределенные и ограниченные тем, что касались давно прошедших дней.
Решающую помощь в моей работе оказало исследование, проведенное по моей просьбе Риммой Григорьевной Гариной, специалистом-историком, старшим научным сотрудником историко-художественного музея Вязников.
Вязники - город, который стал местом расцвета предпринимательской деятельности Сеньковых после того, как мой предок Осип Михайлович Сеньков, получив вольную, перестал быть крепостным и с семьей переселился в этот город.

В этом городе Сеньковы жили до революции 1918 года, которая рассеяла их по свету, и о чем я хочу рассказать в дальнейшем.
Сведения о семье Сеньковых, собранные в архивах городов Владимира и Вязников были мне переданы все той же госпожой Гариной, которую я благодарю за бесценную помощь и без которой эта работа не была бы написана.
Что касается истории моего деда, Сергея Ивановича Сенькова, одним из основных источников информации о нем стал для меня его дневник, написанный в Рапалло с 1925 по 1933 годы.
Этот дневник - единственное, что уцелело после наводнения в Рапалло, от которого пострадал и дом моих родителей. Баул, в котором хранился этот дневник и, может быть, другие интересные материалы тоже, выбросили как безнадежно испорченный, оставив лишь две тетради, находившиеся сверху. В одной из них был дневник, в другой какие то рассказы.
Тетрадь с дневником имела синюю надорванную обложку, и многие страницы были залиты водой. Первые две и последние страницы написаны голубыми чернилами, которые растворились в воде, и текст практически исчез. Центральная часть, к счастью, сохранилась лучше и написана размашистым почерком, высокими и тонкими буквами. Но некоторые слова оказались слишком расплывшимися, и понять их так и не удалось. В этом случае в тексте стоят многоточия.
Для меня оказались также очень полезными статьи из вязниковской газеты 'Маяк', написанные местным историком и журналистом, профессором Донатом Андреевичем Обидиным.

 
  
 

Сеньков Гераклит Максимилианович и Донат Андреевич Обидин

В последнее время в России тоже наблюдается желание правдиво восстановить события местной истории и реабилитировать тех, кто, как мои предки, внес вклад в социальное и экономическое развитие страны, которое находилось в расцвете накануне первой мировой войны.
Во время моего визита в Вязники в 1992 году мы посетили старое Покровское
кладбище, где еще сохранилась могила нашего прадедушки Ивана Осиповича.
.
 
  
 
Фото с сайта http://vgv.avo.ru/02/1/011400/002_2_42.HTM

Эту могилу видела и моя мать, Лидия Сергеевна, когда она приезжала в
родной город в 1990 году с кратким и единственным визитом. Через 61 год после столь же кратковременного приезда в Россию в 1929 году и через 65 лет после своей эмиграции в Италию, она вновь смогла увидеть могилу своего деда, Ивана Осиповича, на которой установлена большая плита из прочнейшего черного гранита.
Из всех семейных могил осталась только эта, благодаря чрезвычайной прочности гранатой плиты, ибо почти все могилы богатых предпринимателей были разрушены здесь, во время революции.
И вот, когда я приехала в 1992 году именно на этом старом кладбище, я обнаружила нечто такое, что устанавливало между могилой моего прадеда и Италией трагическую связь.
Недалеко от могилы моего предка возвышался металлический латинский крест. Он стоял на могиле сооруженной в память об итальянских ( а также румынских и немецких ) солдатах, которые были узниками лагерей военнопленных, находившийся в окрестностях Вязников. Это была самая настоящая могила 'Неизвестного Солдата' ( так как у нас итальянцев в Риме), ибо здесь были захоронены, в присутствии других пленных, останки неизвестного итальянского узника.
Это могила, сохраняющая память о солдатах, которые когда-то были врагами, дело рук интеллигентов Вязников и одной необыкновенной женщины итальянского происхождения, с которой мне удалось встретиться в Вязниках. Ее звали Мила Алдовна Горелли.
 
  
 
Памяти Милы Альдовны Аносовой Комолло Горелли Торре Негре.
Фото Владимир Цыплева. Октябрь 2009 года.

Она была дочерью одного из многих итальянских коммунистов, которые в конце двадцатых годов ХХ века, спасаясь от фашизма, бежали в страну 'реального социализма'. Они надеялись найти здесь, обетованную, а нашли коварную смерть от рук представителей того самого режима, в которой они так верили, Но эти смерти связанные с ответственностью таких самых итальянских коммунистических политиков (Эрколи-Тольатти и Роботти) которые изменили своим товарищам.
 
  
 

http://www.apn-nn.ru/contex_s/36043.html

Эту трагическую историю можно читать в Италии в книге 'Итальянские коммунисты в Советством Союзе.
-----------
"По следам Бутовского полигона (из семейной хроники). Итальянцы в ГУЛАГе"
Аносов Лев Иванович
http://www.sakharov-center.ru/museum/library/unpublishtexts/?t=anosov
---------------
Изгнанные Муссолини, репрессованные Сталиным' писатель Ромоло Каккавале, Милан Изд. Мурса 1995 год. Дочь Горелли, Мила Алдовна Аносова, навсегда осталась в России, стала советской гражданской, вышла замуж за русского гражданского Аносова.
В годы политической разрядки и падения коммунистического режима, она, с другими интеллигентами, взяли инициативу, к тому же поддержали и все граждане города, воздвигнуть этот крест в память о несчастных солдатах, когда-то бывших недругами России, но участвовавших в этой войне не по своей воле, как это всегда бывает с простыми солдатами всех времен и народов.

Мне кажется, что эта инициатива - сохранить память о погибших солдатах,
даже если они были солдатами вражеской армии - наполнена таким высоким
гражданским смыслом, что город Вязники, совершивший этот символический акт, может служить примером для всего мира.
Я посвящаю эту работу всем предшествовавшим поколениям Сеньковых, а также Сергею Ивановичу Сенькову .
Я уверена, что он был бы очень рад узнать, что одна из его внучек занялась исследованием истории семьи.
Но эту работу я предоставляю в распоряжение моих дорогих русских друзей,
по происхождению очень важного исследовательского труда Риммы Григоевны Гариной, сотрудницы Музея города Вязников.
В этом исследовании содержатся исчерпывающие сведения об обработке льна в различные исторические эпохи, а также сведения о моих родственниках по материнской линии - Сеньковых.
Этот обзор охватывает период с начала ХVll века и до первой половины ХlХ века.
Я включила в свою работу основные данные этого исследования.

Часть II
(pg 136 del Ibro italiano) ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА И ЕГО ДЕТЕЙ Молодые годы Сергея Ивановича и первый брак.
Он родился 26 июня 1849 года, как следует из записи, сделанной в его паспорте.
О его предпринимательской деятельности я уже говорила в преыдущих главах. В этой третьей главе речь пойдет о препетиях его личной жизни, о которых я пишу, основываясь на тех данных, которые имеются в моем распоряжениию Я почерпнула их отчасти из расказов моей матари, отчасти из иследований, сделанных по моему заказу в музее Вязников. Кроме того, я намерена использавать обширные цитаты из его дневника. Сергей Иванович женился в первый раз (точная дата неизвестна ) на Ольге Андеевне Зотовой, которая, как то предписывала семейная традиция, тоже была дочерью владельца льняной фабрикию
Этот брак не был счастливым. Их единственый сын, Владимир, умер 20 сентября 1886 г. В возрасте восьми лет, от скарлатины и был похоронен в семейной могиле Сеньковых недалеко от Песков, которые являлись их собстенностью, рядом с их сельским домом.
 
  
 

О котором мы еще будем говорить, Его портрет, сделанный посмертно по фотографии, выставлен в музее Вязников, (pg 138 libro italiano).Возможно боль от этой утраты, а может быть взаимное непонимание другого типа, или измены мужа, привели к тому, что они расстались - в каком году, мне неизвестно.
 
  
 

Расставшись с мужем, Ольга Андреевна переехала в г. Ногинск, Московской губернии, однако в Вязники приезжала два раза в год: В день рождения и в день смерти своего сына. Она построила там, в память о сыне начальную школу ( 1902 г.) для местных ребятишек. В 1908 г. Она подарила эту школу земству. Это знание, как сообщила мне Гарина, еще существует, но находится в плохом состаянии, а рядом с ним, сейчас построено новое здане школы. Когда Ольга приезжала в Пески, она останавливалась в школе, в специально отведенной для нее комнате из помещений дирекции. В эти дни она проверяла работу школы, смотрела как учатся дети и дарила им многочисленные подарки. Все ученики и персонал школы бесплатно, за счет, питались в школьной столовой. Кроме того, она брала на себя все экономические проблемы школы и оказывала ощитимую матеряльную помощь наиболее нуждающимся семьям. ( рад 41 libro Maremmi Ed.)
Рассказывая о жизни Сергея Ивановича, я буду пользоваться фотографями, которые моя мать привезла с собой из России и которые она хранила дома с такой любовыю.Эти фотографии, вместе с матерялами и фотографами более позднего периода будут служитьнам путеводителем, так же как и стрницы дневника.
Новая семья Сергея Ивановича и Марии Васильевны Балясовой и их шестеро детей.
 
  
 

Ольга долго противилась разводу с Сергеем Ивановичем, который создал новую семью около 1897 года с девушкой шестнадцати - семнадцати лет, приходившей в дом гладить, Марией Васильевной Балясовой, происходившей из семьи бывших дворовых крепостных. Освобожденных в 1861 году.
Мы видим её первые годи её совместной жизни с её возлюбленным, значительно превосходящим её по возрасту, на фотографии 1897-го года, в элегантной шляпке, из-под которой виднеются густые чёрные волосы. Я сделала копию также и с оборотной стороныэтой фотографии, которая тоже представляет интерес, так как сообщает нам о том, что фотография была сделана в Ялте фотографом Ф.П.Орловым, известным мастером, делавшим фотографии царских семей, гербы которых приведены здесь же.
Вверху расположен имперский герб Романовых, а первый с лева- герб Его Королевского Высочества Короля Сербии, второго Бухарского Эмира. На этой же оборотной стороне читаем, что мастерская 'имеет телефон и негативы сохраняются'.
От этой своей сожительницы, на которой он не мог жениться из-за несогласия жены дать ему развод, он имел шестерых детей.





 
  
 


 
  
 

Первой была Людмила ( или Люла), родившаяся в 1898 году, за ней шёл Иван ( Ваня), родившийся в 1899году и Мксимильан ( Макс, 1901 год), затем Лидия ( Лида) моя мать, 1903, Варвара ( Варя 1905 год) и, последний, Владимир ( Володя 1906 год). На одной фотографии мы видим Марию Балясову с пятью детьми. По всей видимости она уже беременна шестым ребёнком,





ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЯЗНИКОВСКИХ КУПЕЧЕСКИХ И МЕЩАНСКИХ СЕМЕЙ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Р. Г. Гарина ( Вязники )
http://www.museum-murom.ru/page.html?pid=216

Темы семьи, семейных взаимоотношений, традиций, быта всегда были постоянными темами исследовательской работы сотрудников Вязниковского историко-художественного музея. Составляя родословные отдельных вязниковских семей, мы стараемся описать историю семьи в длительный исторический период - с момента первого упоминания в документах и кончая ее современностью. В течение нескольких лет я стараюсь проследить представителей старых вязниковских фамилий, которые остались в нашем крае, или, наоборот, в силу разных причин уехали, покинули наши места навсегда. И, наконец, меня интересуют те вязниковские семьи, которые не так давно (в начале XX века, в переломную эпоху или в середине прошлого века, во время Великой Отечественной войны) появились и обосновались в нашем городе и районе, довольно прочно заняв место старых вязниковцев. Постоянно ведется картотека тех и других.

Сегодня я буду вести речь о нескольких вязниковских семьях. Работа над родословной одной из них - мещан г. Вязники Пономаревых - ведется сейчас. Другие - старые купеческие семьи в нескольких поколениях. Как и большинство вязниковских купцов, это так называемые бывшие 'капиталистые', бывшие помещичьи крестьяне Богоявленской слободы (Мстера), крепостные владельцев Мстеры графов Паниных - Демидовы и Сеньковы . В 1990 г. наш город посетила гражданка Италии, дочь эмигранта первой волны С. И. Сенькова , Лидия Сергеевна Сенькова-Чеккини . Она приехала в Ленинград по приглашению своей младшей сестры Варвары Сергеевны Рушневской впервые с 1924 г.
 
  
 

Cёстры встречаются после 61 лет разлуки.

Лидии Сергеевне было уже восемьдесят семь лет. Двадцатилетней девушкой вместе с отцом она покинула Россию и уехала сначала в Германию, а затем в Италию. В 1990 г., побывав в Ленинграде, а затем в Москве, она буквально на один день вырвалась в Вязники . Ее встретил коллектив Вязниковского краеведческого музея во главе с директором Т. А. Субботиной. Мы сопровождали ее по городу , по тем местам, где она жила в детские и юные годы. Маленького роста, худощавая, внешне похожая на своего отца, она бродила по родным местам, вспоминала, рассказала нам много интересного, показала расположение комнат в своем родном доме (позже в нем был фабричный клуб). С этой незабываемой встречи все и началось. Лидия Сергеевна мечтала вновь приехать в Вязники , но это не осуществилось. Она умерла в Италии, в Рапалло, в городе , который стал ей родным, в 1997 г. в возрасте девяноста четырех лет. На нашей выставке 'Из истории семьи Сеньковых ' есть письмо Л. С. Чеккини, написанное и присланное нам в 1993 г., в год ее девяностолетия, которое она написала на русском языке и благодарила сотрудников музея за поздравление ее с юбилеем. Мы подарили Лидии Сергеевне фотографию ее матери Марии Васильевны Балясовой, найденную нами в Вязниках , но которой у Сеньковых в Италии не было.

В 1990-2000-е гг. музей посещали дети Лидии Сергеевны - Людмила и Роберто Чеккини и ее племянник Гераклит Максимилианович Сеньков (ныне живет в Минске, по образованию химик, кандидат наук.

Младшие Сеньковы обратились к работникам музея с просьбой о составлении родословной Сеньковых . В имеющихся в архиве нашего музея 'Выписках из синодика Сеньковых ', сделанных еще в 1930-м г. известным вязниковским краеведом С. И. Змиевым, указано, что Сеньковы не были коренными жителями нашего края: 'Быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож, Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797 г. в приданстве за Паниной к Тутолмину'.
В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) И. А. Голышева 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография'2 высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 г.
Видимо, они появились в нашем крае во время польско-шведской интервенции, как это было неоднократно в те годы. Постепенно, в ходе работы с метрическими книгами вязниковского Казанского собора и документами архива Вязниковского загса, копиями и выписками из документов Владимирского областного архива, переданными в музей краеведом А. Д. Тельчаровым, сделанными им при написании книги ' Вязники ' в 1990-е гг., встреч с Сеньковыми , передавшими нам дневник С. И. Сенькова и фотографии, было составлено родословное древо.
Работа, видимо, будет продолжена. В начале апреля в музей вновь позвонили из Москвы. На сей раз звонил очень дальний родственник Сеньковых , представившийся как правнук племянницы жены С. И. Сенькова Ольги Андреевны.

Производство, предпринимательство и торговля - это, конечно, основа жизни и деятельности купцов Сеньковых . Но нас интересуют многие скрытые стороны характера их деятельности. Уже сейчас ясно, что Сергей Иванович не был ординарной личностью, он был талантлив во всем. Оставшись восемнадцатилетним юношей без отца, который погиб в 1866 г. в возрасте сорока пяти лет во время строительства нового корпуса фабрики и похоронен на Покровском кладбище г. Вязники , Сергей Иванович смог твердо встать на ноги, заменить отца в предпринимательской деятельности, успешно продолжить его дело. Он известен как разносторонне развитой человек, имевший большую прекрасную библиотеку, в т. ч. книги на французском, немецком, финском языках (часть их хранится в библиотеке нашего музея). Он, единственный из вязниковских предпринимателей, имел картинную галерею, 'вязниковскую Третьяковку'. С. И. Сеньков во многом был первым, единственным в своем роде, уникальным. Одним из первых в нашем крае в 1873 г. он открыл фабричное начальное училище для рабочих3, первый во Владимирской губернии в 1888 г. открыл фабричную библиотеку4, сделав ее доступной не только для рабочих фабрики и членов их семей, но, что особенно важно, для вязниковцев за одиннадцать лет до открытия городской бесплатной читальни и за двенадцать лет - городской общественной библиотеки. В 1918 г. С. И. Сеньков обратился в Главмузей в отдел по охране памятников искусства и художественных собраний старины при Комиссариате народного просвещения с заявлением: 'Прошу выдать охранную грамоту на мое собрание картин (35 картин), - и далее, - просьба моя вызвана необходимостью охранять в порядке от порчи и гибели мое собрание, чтобы оно было 1-ым камнем Вязниковского музея'. Таким образом, его картины стали первыми и, без преувеличения можно сказать, главными экспонатами нашего музея. Впоследствии они были дополнены другими картинами его коллекции после отъезда Сергея Ивановича заграницу. В 1924 г. Сеньков , не уезжавший из Советской России в надежде на падение советской власти, все-таки покинул родину навсегда.

В 1918 г. в одном из домов Сенькова разместился уездный исполком; мебель, фарфор и другие предметы обихода было предложено взять в фонды будущего музея. Они и сейчас являются украшением нашей коллекции.
 
  
 

Семья Сеньковых распалась. Остались на родине сыновья Сергея Ивановича Иван и Максимилиан, дочь Варвара. Максимилиан стал офицером РККА, но в 1936 г. был репрессирован и впоследствии расстрелян.

Максимилиан Сергеевич с женой Софьей Яковлевной

В новую историческую реальность дети Сенькова вписаться не смогли. В 1926 г. в Италию уехала старшая дочь Сенькова Людмила с сыном Львом. Семье Сеньковых было присуще чувство патриотизма. Как вспоминают Сеньковы , в годы второй мировой войны, когда была объявлена мобилизация, внук С. И. Лев отказался вступать в армию Муссолини. Своим Лев сказал, что он русский и воевать против России не будет, ушел в Сопротивление, стал членом итальянской компартии. После войны вместе с матерью мечтал вернуться на родину, но по совету друзей в 1949 г. уехал в ГДР и лишь в середине 1950-х гг. вернулся на родину. Поселиться в Вязниках Людмиле Сергеевне и Льву Николаевичу не разрешили, они вынуждены были уехать в Самарканд, прожили там до 1963 г. Людмила Сергеевна мечтала вернуться в родные места. В 1960-е гг. им разрешили приехать сюда, но дали возможность проживать не в Вязниках , а в двенадцати километрах от города , в деревне Бурино. Там мать и сын с семьей прожили оставшиеся годы жизни и оба похоронены. Жена Льва Николаевича Наталья Арсентьевна, пока она была жива, посещала их могилы, ухаживала за ними.
 
  
 

Синьора Мила Чеккини с племянником Максимельяном и племянницей Натальей

Составив родословное древо Сеньковых , мы получили благодарность семьи Сеньковых , внуков С. И. Сенькова . Все они неоднократно приезжали в Вязники . В один из таких приездов Людмила Чеккини, обозревая с Венца, возвышенного места Вязников , панораму города , говорила, что ее всегда тянуло к реке, хотя Рапалло стоит на море. Это потому, что мама (Лидия Сергеевна ) в Италии всегда рассказывала ей о Клязьме. В шестьдесят с лишним лет она стала студенткой Генуэзского университета, в 1998 г. его окончила, защитив диплом на тему 'История одной семьи: Сеньковы ', в котором использовала материалы нашего музея. Вязниковцы были приглашены в Италию и присутствовали на защите диплома.

На протяжении нескольких поколений мы видим проявление присущего членам этой семьи патриотизма. Нынешнее поколение Сеньковых вновь и вновь приезжает в Вязники , в те места, где многие годы жили их предки. В память о том, что картины С. И. Сенькова легли в основу Вязниковского краеведческого музея, уже много лет существует выставка 'Из истории семьи Сеньковых '. В 2004 г. она пополнилась картиной итальянской художницы Лучаны Конти, написанной ей в Рапалло, городе , ставшем последним прибежищем С. И. Сенькова . На ней набережная, на которой Сергей Иванович любил бывать, отдыхал в последние годы жизни (┼ 1934). Здесь он и похоронен, фотографию надгробного памятника нам передала Л. Чеккини. Там же, рядом с Сергеем Ивановичем, похоронена ее мать, Лидия Сергеевна Сенькова-Чеккини .

Когда говорят и пишут о купцах, владельцах наших крупнейших фабрик второй половины XIX-начала XX вв. - Сеньковых - Демидовых - Елизаровых, прежде и больше всего отмечают их большую роль в превращении Вязников и Вязниковского уезда в один из центров льноткачества в России. Признанием роли вязниковской льнопромышленности и вязниковских промышленников, в частности, стало в условиях военной разрухи и для спасения этой отрасли учреждение Товарищества на паях 'Лен' в марте 1917 г. В примечании к его Уставу было указано: 'Учредители Товарищества: мануфактур советник Александр Васильевич Демидов и потомственный почетный гражданин Андрей Васильевич Демидов'. Это были последние представители рода Демидовых, которые в течение почти столетия были самыми значительными из вязниковских фабрикантов, владельцами трех крупнейших фабрик в нашем крае в XIX-XX столетиях. Выходцы из мстерских крепостных крестьян графов Паниных, они во многом повторили, а впоследствии и разделили судьбу Сеньковых , с которыми состояли в родстве. В отличии от Сеньковых , Демидовы, по-видимому, были коренными жителями Богоявленской слободы и с XVII в. были сторонниками старой веры, отвергшими церковные преобразования Никона. Метрическая церковная книга мстерской Троицкой единоверческой церкви за 1855 г. сообщает о переходе Василия Федоровича Демидова и членов его семьи из поморской секты в православие, в число прихожан мстерской Троицкой единоверческой церкви. Потомки этого рода, проживающие в Москве, обратились в Вязниковский музей с просьбой помочь им в составлении родословной, что мы и сделали. В Вязники неоднократно приезжали племянники Александра, Николая и Андрея Васильевичей Демидовых - Марина Сергеевна Мартынова-Савченко и Всеволод Саблин. Результатом нашей совместной работы мы можем считать книгу московского тележурналиста М. С. Мартыновой-Савченко 'Осколки времени. Из истории одной семьи'. Учитывая ту роль, которую когда-то Демидовы играли в нашей истории, мы сделали выставку о Демидовых.


В 1999 г. в нашем музее была открыта еще одна подобная выставка, также явившаяся итогом длительной исследовательской работы музея и вязниковца - потомка многочисленного в нашем крае рода священнослужителей-учителей-врачей Скипетровых-Авроровых-Вигилянских-Нарбековых. Потомок этого рода, проживающий в нашем городе , Лев Валерьянович Вигилянский, с которым мы работали совместно, был экскурсоводом при открытии выставки. 14 апреля в музей позвонили из Владимира Антоновы - потомки Михаила Ивановича Скипетрова, которые независимо от нас два года занимались изучением истории этого рода. Летом состоится наша встреча с потомками священника М. И. Скипетрова, что пополнит известную нам информацию. В настоящее время сотрудники Вязниковского историко-художественного музея ведут большую работу по составлению родословной старой вязниковской мещанской семьи Пономаревых. В 2007 г. в Вязники из Пятигорска приехал потомок старой вязниковской семьи Пономаревых, офицер ФСБ, Павел Евгеньевич Манджеголадзе. Он сделал это по просьбе своей матери Марии Михайловны Пономаревой-Манджеголадзе, ныне проживающей в Ставропольском крае, покинувшей Вязники в конце 1920-х гг. со своей матерью, братьями и сестрами после смерти отца Михаила Ивановича Пономарева. Все эти годы Мария Михайловна помнила о своей малой родине, о Вязниках , об улице Городецкие Дворики, которая ныне называется Профессиональный переулок. Мы, побывав на этой улице, не смогли найти их дома и сфотографировать его, чтобы фото послать в Пятигорск. Причина в том, что нет не только этого дома, но и целой стороны бывшей улицы Городецкие Дворики. В конце 1920-х-1930-е гг. строившаяся фабрика 'Свободный Пролетарий' поглотила эту территорию.

Причину отъезда семьи Пономаревых нам еще предстоит выяснить. Фамилию Пономаревых в XX столетии носили многие вязниковцы, и все они состояли в близком или дальнем родстве. Почти год мы работаем над составлением родословного древа Пономаревых, появляются все новые его ветви и веточки. Мы исследовали материалы метрических книг вязниковских Троицкой и Введенской церквей с 1880-х гг., хранившихся в архиве нашего загса, документы вязниковского загса 1920-1960-х гг., обывательские книги из фондов музея и библиотеки музея. В настоящий момент начинаем работу с метрическими книгами вязниковских церквей во Владимирском областном архиве. Мы прошли с фотоаппаратом по улицам нашего города , по тем адресам проживания Пономаревых, которые упоминаются в документах 1920-1960-х гг. Мы установили, что Пономаревых почти не осталось в нашем городе . Многие из них или умерли, или уехали из города . Просмотрев 'Книгу Памяти', мы нашли, что там упоминаются трое Пономаревых, призванных в армию в 1941 г.: Александр Михайлович (1923-1942) погиб при защите Ленинграда и там же похоронен; Сергей Алексеевич (1899-1942) погиб при защите Сталинграда и похоронен в балке Солдатской Сталинградской области; Алексее Сергеевиче, рядовой, погиб в июле 1942 г. и похоронен в деревне Касимовка Смоленской области. В ходе исследования составляются картотека и родословная.

1 Змиев С. И. Выписки из синодика Сеньковых // Архив Вязниковского историко-художественного музея. - Р. 2. - Д. 2. - Л. 1.

2 Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстера. История ее, древности, статистика и этнография. - Владимир, 1865. - С. 108.

3 Журналы чрезвычайного и очередного Вязниковского уездного земских собраний 1910 г. -Владимир, 1910. - С. 189.

4 Распоряжение Влад. губернатора вязник. уздному исправнику 01.12.1888 г. об открытии при фабричной школе С. И. Сенькова библиотеки // ГАВО. - Ф. 990. - Оп. 1. - Д. 39. - Л. 4.

5 ОР РГБ. - Ф. 670. - Оп. 1. - Д. 39. - Л. 1-2.

6 Архив Вязниковского историко-художественного музея. - Р. 2. - Д. 129.

7 Устав Товарищества на паях 'Лен'. - Вязники , 1917. - С. 3.





А. М. Лебедева (Александров)
 

Гостевая



В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак Оренбургское казачье войско СкР Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники



 




 

.
 

.
 

.