На главную
 


"ИСТОРИЯ РУССКИХ СТАРОВЕРОВ" ФИЛЬМ
Староверы-всё о них Староверы- это русские люди, которые придерживаются старого христианского обряда и старых народных обычаев. История староверов
, как сущность отдельная от остального христианского и русского мира, начинается в XVI веке, когда тогдашний патриарх Росии, при подержке царя, ввёл религиозные реформы.


А та часть русских христиан (довольно численная), которая не приняла эти реформы, была грубо наказана (даже казнили и четвертовали, в том числе женщин и детей) и преследуема, в следствие чего многие были вынуждены покинуть пределы Росии и прятаться в разные страны и континенты.
Община русских старообрядцев в Румынии, одна из самых многочисленных в мире и даже духовный центр всех староверов находится в городе Брэила. Фильм пытaется воссоздать патриархальный мир средевековой Руси, из которого эти люди происходят, и который они сохранили в чужих краях, вопреки всем гоениям и только благодаря своей стойкой вере в Бога.
 

Поселок Мстepa - довольно древнее поселение Владимирщины. До революции 1917 года - это торгово-промышленная слобода. Из-за малоземелья и низкой урожайности местные крестьяне стали заниматься ремеслами и торговлей. Около половины ее жителей, как отмечал мстерский краевед И.Л. Голышев, были старообрядцами. Неслучайно 2 января 1907 года» по указу «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» от 17 октября 1906 года во Мстере зарегистрирована община старообрядцев беспоповского поморского брачного согласия.
Это была первая во Владимирской епархии легализированная старообрядческая община. Вероятно, эти обстоятельства - открытие старообрядческой общины и торгово-промышленная жизнь - послужили причиной переселения крестьян слободы Мячково Гороховецкого уезда старообрядцев Бурдиных в слободу Мстеру, расположенную в соседнем Вязниковском уезде. Доподлинно неизвестно, когда это произошло, но уже к концу 1907 года семья А.М. Бурдина живет на новом месте. Здесь Андрей Иванович открывает свою торговую лавку. Ее земская оценка составляла 300 рублей. Очевидно, некоторое время спустя, вслед за сыном, перебирается сюда и Иван Егорович Бурдин. На это указывает то, что его торговая лавка зарегистрирована позднее, лишь в 1918 году, и оценена Вязниковским земством в 900 рублей. Торговали Бурдины во Мстере золотыми изделиями. 4 июня 1916 года торговая лавка А.И. Бурдина закрыта. По какой причине это произошло, неизвестно, но можно предположить, что отец с сыном объединили торговое дело. Торговая лавка Ивана Егоровича, немного больше года, работала после революции и закрыта по постановлению финансового отдела от 14 января 1919 года. Бурдины пользовались уважением среди старообрядцев. И Иван Егорович, и Андрей Иванович (с 1907 года) были членами совета мстерской старообрядческой общины. А.И.Бурдин не изменил вере предков в трудные для всех верующих 20-е годы XX столетия. В это время он становится настоятелем общины.
У Андрея Ивановича и его жены Евдокии Васильевна был один сын, названный тем же именем, что и отец. 4 июля I9II года Андрей Андреевич Бурдин бракосочетался с Пелагеей Ивановной Кареловой. Кареловы жили в селе Рудни Московской губернии и были довольно богатыми людьми. По воспоминаниям старожилов, ее приданое привезли во Мстеру на нескольких подводах.
У молодых супругов один за другим рождаются дети: Алевтина, Иван, Николай. Последним у них родился сын Федор. Через четыре дня после его рождения П.И. Бурдина умирает. После ее смерти в семье Бурдиных произошел разлад. Андрей Андреевич полюбил другую женщину - Аполлинарию Петровну Николаеву, которая станет его второй женой и матерью еще троих его детей: Клеопатры, Гордеты и Маргариты. Но его новая избранница была не старообрядка. Поэтому Андрей Иванович и Евдокия Васильевна были против этого выбора сына. По этой причине между ними прекратились все отношения. Андрей Андреевич ушел из дома, а его дети остались жить у дедушки и бабушки.
Интересно отметить, что Алевтина Андреевна, внучка А.И. и Е.В Бурдиных, в 1931 году выйдет замуж за Николая Александровича Козлова, тоже не старообрядца, к тому же коммуниста, но в этом случае между младшим и старшим поколениями сохранятся теплые отношения. Вполне благополучная жизнь семьи Андрея Ивановича до революции - налаженное хозяйство, добротный дом, внучата - во второй половине 1920-х годов резко меняется в худшую сторону. Много потрясений и переживаний связано с семейной трагедией. К тому же Советская власть стала донимать. В 1927 году А.И. Бурдин лишен избирательных прав, 21 февраля 1930 года его имущество описано за неуплату налогов. 18 марта того же года он раскулачен.
В акте изъятия имущества значатся: дом каменный - 1200 рублей, двор, крытый железом - 150 рублей, сарай каменный - 100 рублей, баня - 20 рублей, корова с теленком - 170 рублей, лошадь, сельскохозяйственный инвентарь. Все отобранное передано колхозу и сельскому совету, часть вещей продана. Семья остается без средств к существованию. 1 апреля 1930 года Андрей Иванович пытается восстановить справедливость и пишет заявление в избирательную комиссию, в котором отмечает: «Мне 65 лет ... у меня живут четверо внучат, брошенных отцом, старшей девочке 18 лет, работает в артели, трое ребят: первому 16 лет, второму 12 лет, третьему 5 лет». Через три дня Вязниковский райисполком, рассмотрев его жалобу о неправильной раскулачивании и лишении избирательных прав, постановил: «Принимая во внимание, что Бурдин являлся крупным торговцем до революций, в настоящее время состоит настоятелен религиозной секты «поморцев», раскулачивание его по 2 группе признать правильным». Из приведенного документа видно, что одной из главных причин раскулачивания Андрея Ивановича стало его активное участие в жизни мстерской старообрядческой общины. Поэтому его можно назвать человеком, пострадавшим за веру, за многострадальную веру своих предков. Отобранный дом Бурдиным все же вернули, 18 августа 1930 года после пересмотра жалобы постановлением президиума Ивановской области (в те годы Мстера входила в состав этой области) хозяйство А.И.Бурдина из списка кулацких хозяйств было исключено. Несмотря на это, опасаясь дальнейших репрессий, семья в 1931 году уезжает из Мстеры в город Гусь-Хрустальный и живет там три года, События последних лет сильно подорвали здоровье уже немолодого Андрея Ивановича, В 1934 году он умер. Евдокия Васильевна с внуками вернулась во Мстеру. Реабилитирован Андрей Иванович Бурдин в 2002 году УВД Владимирской области.
В.БОРИСОВ. НА СНИМКАХ: Андрей Иванович Бурдин (слева) и Семен Викулович Мартюшов, 1914 год; поселок Мстера (фото с сайта http://sobory.ru/)
___ Источник: МАЯК ? 89 от 26 октября 2006 года.

Лучший документальный фильм. СССР, 1989 г.
В этом фильме приняли участие: А. М. Панченко, о. Иоанн Миролюбов, митр. Алимпий и множество безвестных, но удивительно цельных и благородных духом православных христиан (таких ныне почти и не встретишь).
Старообрядцев надо видеть - их крепость, их убежденность, их самоотверженные ночные моления, их жизненное мужество и решимость. Видеть, как сохранился их национальный облик, народный нрав, слышать их сохраненную исконную русскую речь и наблюдать их верность христовым заповедям.
Меня изумляет, как наши современники могут оставаться так бесчувственны и безжалостны к старообрядцам. Как они могут психологически не войти в это положение беспомощных, беззащитных миллионов (12 миллионов из тогдашнего - в 17 в. - небольшого населения России), у которых вдруг сжигают привычные многовековые молитвенные книги, рубят иконы, сжигают их вместе с живыми людьми, рубят правые руки, пытают железом, - и все, оказывается, для того, чтобы внести небольшие формальные поправки, и так поддержать духовное единение с павшей Византией, которую из тех и в глаза никто не видел.

Большевики делали то же, но соразмерно своей цели: полностью уничтожить христианскую веру. А зачем нуждались в этих методах никониане (РПЦ)?

Применением насилий и казней для утверждения веры сподвижники Никона поставили себя вообще вне христианства.  Древнеправославные христиане, старообрядцы веруют, как однажды научили при крещении Руси - и почему же они раскольники? Вдруг им говорят: и деды, и отцы, и вы до сих пор верили неправильно, будем менять... Да равнодушным, корыстным ничего не стоит снести, хоть завтра опять наоборот проклинайте.

А в ком колотится правда - вот тот не согласился, вот того уничтожали, тот бежал в леса. Боже, как могли мы истоптать лучшую часть своего племени? Как могли разваливать их часовенки, а сами спокойно молиться и быть в ладу с Господом? Урезать им языки и уши, заточать пожизненно в темницы! И не признать своей вины до сих пор?
 

 

А.Е. Кабанов, г. Москва-г. Иваново

 

Старообрядческий мир и меднолитая пластика

 

Большой популярностью в старообрядческом мире

 пользовались меднолитые изделия

, так как, во-первых, они более функциональны в старообрядческих скитаниях, а во-вторых, сделаны были "не погаными руками", а прошли огненное крещение. Дополнительной популярности медным иконам добавили петровские указы об их запрете (Указ Синода 1722 г. и Указ Петра I 1723 г.). После этих указов предметы художественного литья становятся необходимой принадлежностью каждого старообрядческого дома, их помещали в иконостас, их носили с собой, их можно было видеть даже на уличных воротах домов старообрядцев.

Меднолитая пластика получила наибольшее распространение среди представителей беспоповщинских толков и согласий (странников, федосеевцев, нетовцев), т.е. там, где размежевание с "антихристовым миром" было особенно строго, где велико было значение индивидуальной молитвы. "Кроме особо уважаемых святынь и своих домашних икон, [старообрядцы - А.К.] никаким и ничьим образам не молятся, - писал в 1862 году статский советник Иван Синицын, - и куда бы не отправлялись, хотя бы на короткое время и даже в моленную, всегда носят с собой свои иконы и молятся только им. По этой причине иконы и кресты их почти всегда маленькие, литые из меди, большую часть в виде складней" 1.

Старообрядческие меднолитые кресты и иконы обычно имели размер от 4 до 30 см и часто были выполнены из ярко-желтой меди, оборотная сторона иконок и складней часто обработана напильником, а фон заполнен синей, желтой, белой и зеленой эмалью. Кроме характерных для старообрядческих предметов искусства признаков (двоеперстие, титло, надписи и т.д.), на них широко был распространен растительный и геометрический орнамент.

Медные иконы, по наблюдениям потомственного мастера И.А. Голышева, разделяются на четыре категории: "Загарские (гуслицкие), Никологорские (Никологорского погоста), старинные или поморские (для раскольников поморской секты) и новые, предназначенные для православных: Этим промыслом преимущественно занимаются офени, принимая раскольничий вид, т.е. притворяясь раскольниками, офеня, торгующий с раскольниками, берет с собой в дорогу свою чашку и ложку, надевает раскольничий костюм и стрижет волосы тоже как они" 2. Специально для старообрядцев медные иконы и кресты старили. Для этого изготовленное изделие опускали на два часа в соленую воду, затем вынимали и держали над парами нашатыря, "отчего зеленая медь обращается в цвет красной меди и изображение принимает, кроме того, закоптелый старый вид".

В Мстере торговля медными образами была настолько велика, что вытеснила производство мстерских иконописцев - их иконы "сбавились в ценах против прежнего наполовину". В 60-х гг. XIX в. в одной Мстере работало около 10 меднолитейных заводов. А еще достаточное количество производств имелось окрест центра. Так, в Никологородском погосте, что в 25 верстах от Мстеры, меднолитейное производство было поставлено на поток. "Производят ее следующим образом: берут иконы Гуслицкие, которые отпечатывают в глину, от чего получают так называемую форму, расплавляют медь, выливают в форму, когда застынет металл, вынимают; затем, как задняя часть выходит шероховатою, то чистят подпилком и икона готова", - писал всё тот же И.А. Голышев.

В первой четверти XX в. большой и заслуженной славой в старообрядческом мире пользовалась сопыревская (д. Сопырево Красносельской волости Костромской губ.) мастерская художественного литья Петра Яковлевича Серова (1863-1946). Мастерская выпускала довольно разнообразную продукцию: кресты разной формы, складни, иконы. Самым массовым продуктом были кресты-тельники из латуни и серебра, которых ежемесячно изготавливали 6-7 пудов. Владелец московской старообрядческой типографии середской купец Г.К. Горбунов (1834 - ок. 1924) заказывал у П.Я. Серова книжные застежки и наугольники с изображением Евангелистов и средники с Распятием и Воскресением Иисуса Христа. Деятельность мастерской продолжалась до 1924 г., до запрещения производства всех видов ювелирной продукции в красносельских кустарных мастерских. После этого Петр Яковлевич распустил своих мастеров, оборудование закопал, дом поделил между сыновьями, а сам ушел странствовать по Восточной Сибири. Как сложилась его дальнейшая судьба - неизвестно3.

Разновидностью меднолитых икон являются старообрядческие складни, трех- и четырехстворчатые. "Складень-иконостас был незаменим для противников реформы, скрывавшихся от преследований, передвигавшихся в миссионерских и торговых целях на большие расстояния по бескрайним северным просторам" 4, - писала исследователь Л.А. Петрова. Типичное уголовное дело: 8 июля 1857 г. бурмистром г. Глушковых Василием Ефимовым в д. Сосунов (Юрьевецкий уезд Костромской губ.) был задержан беглый человек страннической секты Трофим Михайлов, "при нем оказались створы о двух досках, окрашенных красною краскою, в коих на одной доске врезаны медные четыре образа, а на другой врезан медный образ распятия Иисуса Христа, еще маленькие створы о трех дощечках с медною оправою, в коих три образа" 5.

Трехстворчатые складни (т.н. "девятки") несли изображение Деисуса или распятия с предстоящими. Оба сюжета были широко распространены в старообрядческом мире. Есть версия, что трехстворчатые складни произошли от Соловецких складней. Классические соловецкие "девятки" выглядели следующим образом: в центре - Иисус, Мария, Иоанн Предтеча; слева - митрополит Филипп, Никола, Иоанн Богослов; справа - ангел-хранитель и св. Зосима и Савватий Соловецкие. Оборотная сторона соловецких "девяток" была гладкой.

Четырехстворчатые складни (т.н. "четверки", Большие праздничные створы) представляли собой изображение двунадесятых праздников, еще один часто встречающийся вид поморских складней. За сходство форм и солидный вес такая форма получила неофициальное название "утюг".

Что касается старообрядческих крестов, то староверы признавали крест "осьмиконечный", "трисоставный и четырехчастный". Подразумевалось, что крест, на котором был распят Христос, по форме был восьмиконечный, состоял из трех пород дерева, и было у него четыре части: вертикаль, "плечи креста", подножие и титло с именем. Согласно другой трактовке три части креста (вертикаль, горизонталь и подножие) образуют три лица Святой Троицы. Все другие формы креста (прежде всего, четырех- и шестиконечные кресты) староверы категорически отвергали. Четырехконечный крест вообще называли крыжом, т.е. латинским крестом. Старообрядцы-рябиновцы (нетовское согласие) по-своему развили учение о кресте. Они считали, что крест нельзя украшать резьбой, изображением распятия и излишними словесами, поэтому использовали кресты гладкие без надписей. Старообрядцы-странники в качестве нательного предпочитали деревянный кипарисовый крест, обложенный оловом или жестью. На обороте креста часто вырезались слова из воскресной молитвы: "да воскреснет Богъ и разидутся врази его".

В православном мире существуют кресты трех основных видов: кресты-тельники, кресты аналойные и кресты могильные. На лицевой стороне креста обычно изображена сцена распятия (на крестах тельниках - атрибуты распятия, на аналойных крестах - распятие с предстоящими), на оборотной стороне - текст молитвы кресту. На крестах старообрядческих вместо Саваофа вверху часто помещался образ Спаса нерукотворного, на краях большого перекрестия - солнце и луна.

Большие споры в старообрядческом мире вызвало титло пилатово - сокращенная надпись на Кресте Господнем INЦI, т.е. "Иисус Назорей царь Иудейский". Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена пилатова надпись, начались в старообрядчестве сразу после собора 1666-1667 гг. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий выступил с учением, что правильно писать титло IХЦС ("Иисус Христос Царь Славы", ср. 1. Кор. 2.8), т.к. пилатово титло носит глумливый характер и не отражает истины. Возражая ему, другие старообрядцы доказывали, что не только титло, но и сам крест, на котором был распят Христос, являлся орудием позорной смерти, что отнюдь не мешает христианам поклоняться Кресту. Мнения старообрядцев разделились. Некоторые течения в старообрядчестве (например, титловцы, толк федосеевского согласия) приняли никонианское титло "IНЦI", большинство - нет, предпочитая надпись "IХЦС" или "Царь Славы IC XC", "IC XC". Поповцы исторически мало участвовали в этой дискуссии, считая приемлемыми для себя оба варианта титла, не находя ни в одном из них никакой ереси. Титло "древлецерковного подписания", принятое поморцами, имеет следующий вид: "ЦРЬ СЛВЫ IХ СНЪ БЖIЙ НИКА".

В Ивановском художественном музее собрана большая коллекция старообрядческих литых крестов и икон разных форм и размеров. Большинство экспонатов попали в музей из милицейских хранилищ, а там они оказались вследствие беспощадной борьбы с религией и богопочитанием. За каждым предметом - судьбы живых людей, наших земляков и, возможно, родственников. Изучение коллекции, атрибутирование предметов и поиск бывших владельцев - задача крайне сложная, но в высшей степени актуальная. Работа в этом направлении, безусловно, прольет свет на историю отечественного искусства и отечественной духовности.

 

Примечания: 1 Сборник правительственных сведений о раскольниках. Составлен В. Кельсиевым. Вып. 4. Лондон, 1862. С. 116. 2 Голышев И.А. Производство медных икон в Никологородском погосте Вязниковского уезда //ВГВ. 1869. ? 27. Ч. неоф. С. 2. 3 Уколевская О. Медное художественное литье Красносельской волости Костромской губ. в к. XIX-начале ХХ вв. //Краеведческие записки. Вып. 5. Кострома, 1993. С. 85-96. 4 Петрова Л.А. Меднолитой складень 1717 г.: к вопросу о начале меднолитейного производства в Выговской пустыни //Старообрядчество в России (XVII-ХХ вв.). М., 1999. С. 386. 5 ГАИО. Ф. 902. Оп. 1. Д. 1790. Л. 23.

 

Дешевизна и доступность производства меднолитых культовых предметов сделала этот вид искусства в XIX — начале XX веков чрезвычайно популярным. По мнению современника И. Голышева, медным иконам
народ отдавал предпочтение потому, что «они вековечны», а с деревянных икон простой работы очень скоро совершенно слетает вся иконопись»14.

  Известно, что в Мстере в 70-е годы XIX века торговля медными образами была настолько велика, что вытеснила производство мстерских иконописцев, — их иконы «сбавились в ценах против прежнегонаполовину»14. Сохранившиеся до нашего времени живописные иконы с врезанными в них меднолитыми образками, крестами, складнями — свидетельство широкого использования иконописцами произведений медного литья с целью повышения спроса на свои работы в соответствии с требованиями времени.

14 И. Голышев. Производство медных икон…, с. 2.

  Из всего сказанного следует, что в XIX — начале XX веков медное литье, став явлением массового характера, проникло во многие географические регионы государства и широко бытовало не только в старообрядческой среде, но и в православной.

  Достаточно сложен на сегодняшний день вопрос о типологии медного культового литья вообще и в XIX — начале XX вв. в частности. В 1869 г. И. Голышев писал: «Иконы медныя разделяются на 4 категории:Загарския (Гуслицкия), Никологорския (Никологорского погоста), Старинныя или Поморския (для раскольников Поморской секты) и Новыя. Новыя предназначаются для православных, а старинныя для раскольников, которые льются с особыми для них рисунками»8. Из этого следует, что в XIX веке существовали определенные типы старообрядческого и православного литья, которые могли выполняться в одной мастерской. Причем, литейщики как c. 51 c. 52 ¦ повторяли старые композиционные формы, так и создавали новые (для православных).

8 Голышев И. Производство медных икон в с. Никологорском погосте, Вязниковского уезда // «Владимирские губ. Ведомости», 1869, ? 27, с. 1.

  Технология меднолитейного дела остается также пока мало изученной. В связи с чем представляют, на наш взгляд, большой интерес сведения о характере работы литейщиков Никологорского погоста в бывшем Вязниковском уезде (в двадцати пяти верстах от Мстеры)8. В конце XIX века здесь насчитывалось 10 меднолитейных заведений и производились различные по своему характеру меднолитые образки, иконы, складни. Так, например, повторялись поморские образцы литья «с особыми для литья раскольников рисунками»14, копировались изделия гуслицких мастеров. «Берут иконы Гуслицкия, отпечатывают в глину, от чего получают так называемую форму. Когда застынет металл, вынимают, затем, как задняя часть выходит шероховатою, то чистят подпилком и икона готова», — так описывал этот процесс И. Голышев8. Кроме того, в том же Никологорском погосте существовала еще особая отрасль промысла — подделки медных образов «в старинном виде». «В Никологорском погосте, — пишет И. Голышев, — подделывают медные образа и кресты следующим способом: отливают в снятую с старинного изображения форму, или крест, из зеленой меди, потом кладут на два часа в воду, в которой распущена простая соль, затем вынимают и держат над парами нашатыря, отчего зеленая медь обращается в цвет красной меди и изображение принимает кроме того закоптелый старый вид»14.

8 Голышев И. Производство медных икон в с. Никологорском погосте, Вязниковского уезда // «Владимирские губ. Ведомости», 1869, ? 27, с. 1.
14 И. Голышев. Производство медных икон…, с. 2.

Опубликовано: 23 дек. 2016 г. Режиссер и оператор: Александр Клюшкин Сценарий: Татьяна Малахова Фильм о жизни и быте алтайских староверов. Они живут изолированно от всего мира и стараются не соприкасаться с ним. Замкнутость позволила старообрядцам сохранить свои устои и обычаи.


http://photobook33.ru/istoriya/mstyora-byvsh-edinovercheskaya-cerkov-nikolskaya.html#comment-1184

Мстёра. Бывш. единоверческая церковь Никольская

 

Былое Единоверие в слободе Мстёра Вязниковского уезда Владимирской губернии.

Появление единоверия в слободе Мстёра было обусловлено широким распространением старообрядчества в этих краях. Так, в 1768 г. во Мстёре только «записных раскольников» насчитывалось 202 человека.

Мстёра. Бывш. единоверческая церковь Никольская 01


В первой половине XIX в., во время пребывания во Мстёре Владимирского архиерея, старообрядцы преподнесли ему большой печатный пряник (а прянику на Руси с древности придавалось большое значение) и ходатайствовали об устройстве единоверческой церкви. Это ходатайство не было оставлено без внимания. В 1849 г. единоверцы слободы были причислены к Дубасовскому единоверческому приходу. Приходский священник посещал их изредка, так как жил за 80 вёрст. По его предложению был нанят особый дом, где он во время своих приездов совершал требы и устраивал общественные богослужения. Духовная консистория разрешила до постройки настоящего храма совершать всё это в частном доме. Там же был устроен иконостас.

Единоверческая церковь во Мстёре была построена в 1850 г. В 1854 г. её освятили во имя Живоначальной Троицы. Она деревянная, обшита тёсом, одноглавая; состоит из трёх объёмов — паперти, основного куба, пятигранной апсиды.

Мстёра. Бывш. единоверческая церковь Никольская 02

В третьей четверти XIX в. население Мстёры по вероисповеданиям распределилось таким образом: представителей официального православия — 1774 человека, единоверцев — 473, старообрядцев различных направлений — 373 . Таким образом, единоверческий приход составлял 18% от числа всех жителей слободы. После открытия во Мстёре самостоятельного прихода к церкви были определены священник, диакон и псаломщик, а приход отнесён к благочинию единоверческих церквей Владимирской епархии.

Вскоре единоверцы решили устроить ещё один храм — каменный. В 1866 г. было получено разрешение на его постройку. На строительство этой церкви много средств пожертвовал уроженец Мстёры, вязниковский 1-й гильдии купец Осип Осипович Сеньков. Но оно затянулось. «Протекло четырнадцать лет, — писали „Владимирские губернские ведомости» в 1880 г., — и храм этот до сих пор внутри не отделан, хотя в среде прихожан единоверческой церкви есть не только зажиточные, но даже обладающие большими капиталами…» Отделка храма была завершена в 1884 г. стараниями и крупными пожертвованиями старосты единоверческой церкви Ивана Егоровича Мумрикова. Он на свои средства устроил в храме каменный мозаичный пол, иконостас, который расписывали лучшие мстёрские мастера-иконописцы, окрасил стены внутри и снаружи. Церковь получила название Никольской. Над её притвором располагалась звонница. В 1900-1901 гг. на пожертвования И.Е.Мумрикова, Г.А.Клевакина, Е.И.Голышевой, Е.Ф.Козловой, Д.А.Панкратова, В.М.Кибирева, А.В.Панкратова, В.И.Мумрикова, Е.М.Фатьяновой, П.И.Козловой, И.В.Голышева к храму была пристроена паперть, к юго-западу от него построена часовня, а вокруг обоих церквей — каменная ограда с ажурными коваными решётками. При церквах находились дома для причта. В таком архитектурном решении единоверческий комплекс дошел до 1917 г.
8 сентября 1887 г. в слободе Мстёра была торжественно открыта единоверческая церковноприходская школа. «Хотя в настоящее время в слободе Мстёра существуют две одноклассные земские школы, мужская и женская, — сообщали „Владимирские епархиальные ведомости» в 1888 г., — но многие приверженцы старины опасаются отдавать в них, для обучения грамоте, своих детей на том основании, что здесь учат по книгам, исправленным при Никоне, вследствие этого дети их и остаются без всякого школьного просвещения». Эта причина заставила И.Е.Мумрикова позаботиться об образовании детей старообрядцев и единоверцев. Он построил деревянное здание школы, снабдил её всеми принадлежностями, израсходовав более 800 рублей из своих личных средств. Учительствовать здесь начал его сын Пётр, проработавший в этой школе до 1916 г. В 1913 г. П.И.Мумриков был награждён серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди за учительские труды. Попечителем школы со дня её открытия стал сам И.Е.Мумриков. В 1897 г. в ней обучалось 30 учеников В 1917 г. Мстёрская единоверческая церковноприходская школа передаётся в ведение уездного земства.

Мстёра. Бывш. единоверческая церковь Никольская 03

Историю единоверия во Мстёре, безусловно, дополняют сведения о деятельности людей, жизнь которых была так или иначе связана со слободой. Это, конечно, священники мстёрской единоверческой церкви.
Косаткин Александр — был священником во Мстёре в 60—70-х годы XIX в. В 1870 г. ему объявлена признательность и благословение от архиепископа Владимирского и Суздальского Антония за труды по сбору денег на покупку нового колокола.
Ризположенский Виталий Порфирьевич. Окончил полный курс во Владимирской духовной семинарии. 28 августа 1878 г. назначен священником во Мстёру. 25 мая 1886 г. переведён в г.Шую к единоверческой церкви, а из Шуи 12 февраля 1896 г. — во Мстёру к единоверческой же церкви. Умер 10 февраля 1897 г. С 1878 по 1886 гг. был законоучителем в Мстёрском мужском училище. За усердие в службе и преподавание Закона Божия ему неоднократно объявлялись благословения от архиепископа Владимирского и Суздальского, а в 1882 г. он был награждён набедренником.
Скрипкин Афанасий — служил псаломщиком в Никольской единоверческой церкви в Москве. 7 мая 1886 г. переведён во Мстёру и определён священником к единоверческой церкви. В 1895 г. был награждён набедренником. 12 февраля 1896 г. переведён в Шуйский единоверческий женский монастырь.
Сокольский Дмитрий Иванович — окончил Владимирскую духовную семинарию со званием студента. С 1892 г. был священником в с.Григорьеве Меленковского уезда. 13 февраля 1897 г. переведён во Мстёру к единоверческой церкви. В 1912-1916 гг. был законоучителем в Мстёрском женском училище. Также исполнял должности наблюдателя за Мстёрской народной библиотекой-читальней и заведующего единоверческой церков-ноприходской школой. В 1901 г. за полезные труды по наблюдению за строительством церковных построек (паперть, часовня, ограда, дом псаломщика) ему было объявлено благословение. В 1905 г. был назначен благочинным второго вязниковского благочнннического округа. За свою деятельность награждён: в 1902 г. — скуфьей, в 1908 г. —камилавкой, в 1913 г. — наперсным крестом. 11 июня 1916 г. переведён из Мстёры к Вязниковскому Благовещенскому женскому монастырю.
Павлычев Александр — был священником с.Соколова Нижегородской губернии. 13 октября 1916 г. переведён во Мстёру к единоверческой церкви. С 1916 г. преподавал Закон Божий во Мстёрской единоверческой церковноприходской школе.

Мстёра. Бывш. единоверческая церковь Никольская 04

Сосновцев Андрей Иванович (епископ Амвросий) — родился в 1868 г. В начале XX в. был священником в г.Бугуруслан Самарской губернии, перед революцией — настоятелем Казанской единоверческой церкви в Самаре. В 1918 г. рукоположен в единоверческого епископа Мстёрского, викария Владимирской епархии. В 1926 г. арестован. Сослан в Туркестан. Вернулся во Мстёру больным. Умер в 1928 г.
Немаловажную роль в жизни общины играли старосты мстёрской единоверческой церкви.

Крестьянинов Яков Андреевич — крестьянин слободы Мстёра. Был старостой в 60—70-х годах XIX в. В 1870 г. ему была объявлена признательность и благословение от архиепископа Владимирского и Суздальского за труды по покупке нового колокола для единоверческой церкви.

Мумриков Иван Егорович — крестьянин слободы Мстёра, вязниковский 2-й гильдии купец, потомственный почётный гражданин. В разное время он имел во Мстёре различные производства: иконописную мастерскую, фольгопрокатную фабрику, паровую мельницу. Был старостой с 1878 г. Как уже упоминалось выше, И.Е.Мумриков на свои средства отделал Никольский храм, возобновил все иконы в главном иконостасе и поставил новый иконостас в трапезной Троицкой церкви, пожертвовал много предметов церковной утвари, затратив 2175 рублей. За это ему была объявлена благодарность епархиального начальства и благословение св. Синода. За постройку единоверческой школы Владимирское братство св. Александра Невского изъявляет И.Е.Мумрикову признательность. В 1902 г. за пожертвования в пользу единоверческой церкви ему объявлено благословение архиепископа Владимирского и Суздальского. 20 декабря 1900 г. вязниковский 2-й гильдии купец И.Е.Мумриков награждён званием потомственного почётного гражданина за заслуги по духовному ведомству (12). Это было главной наградой за его полезные труды.
Потомком И.Е. является преподаватель МДПАиС священник Мумриков Олег.

Мстёра. Бывш. единоверческая церковь Никольская 05

Крестьянинов Василий Семёнович — крестьянин слободы Мстёра, владелец меднопрокатной и фольговой фабрики. Был старостой в начале XX в. За пожертвования в пользу церкви в 1911 г. ему было объявлено архипастырское благословение.После Октябрьского переворота 1917 г. Троицкую и Никольскую церкви постигла та же участь, что и многие другие православные храмы: они были закрыты, их здания использовались для разных хозяйственных нужд без надлежащего за ними ухода, что и привело к аварийному их состоянию в настоящее время. До наших дней сохранились дома для причта. В своё время они были реквизированы и отданы под квартиры.

Мстёра. Бывш. единоверческая церковь Никольская 08

Мстёра. Бывш. единоверческая церковь Никольская 06

Мстёра. Бывш. единоверческая церковь Никольская 07

 

Источник: «Единоверие в слободе Мстёра Вязниковского уезда Владимирской губернии. Старообрядчество: история, культура, современность. Выпуск 8, М.», 2000, автор: Владимир Борисов, Ссылка на ресурс в Интернете.

 
 


Музеи Вязниковского района


Объекты культурного наследия, расположенные на территории Вязниковского района
Фонд 'Культура' Вязниковского района Владимирской области


 




В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн. АРХИВЫ.



Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945 Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество
https://www.ok.ru/video/237712249124
военно-технические журналы XIX - начала XX вв. из фондов библиотеки http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23.php
http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23photo/20.jpg

Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной