Строительство новых храмов, перестройка и благоустройство старых церковных
зданий производились чаще всего на средства, пожертвованные вязниковскими
предпринимателями.
Особенно в этом отношении выделялся Осип Осипович Сеньков .
В 1863 году на его средства была построена колокольня и пристроена тёплая
трапезная к Крестовоздвиженской церкви,
В 1870 году перестроен престол в Троицкой церкви. В связи с тем, что старый
Никольский собор на городской площади пришёл в ветхое состояние и был закрыт,
в 1866 году принимается решение о строительстве нового храма. Деньги на
строительство вновь пожертвовал О. О. Сеньков ,
к 1874 году новая церковь была построена. А вскоре было разобрано здание старого
Никольского собора, на месте его алтаря
в 1883 году будет возведена часовня Святителя и Чудотворца Николая. Вокруг
Казанского собора и Никольской церкви возведут ограду, этот церковный комплекс
станем настоящим украшением города.
Церковное
строительство в этот период активно велось и в уезде. Средства для этого также
жертвовали частные лица.
В 1867 году за счёт О. О. Сенькова по проекту талантливого владимирского
архитектора Н. А. Артлебена была построена колокольня при мстёрской церкви
Иоанна Милостивого.
В 1879 году на средства С. И. Сенькова и купца М. Г. Тараканова был построен
храм Преподобного
Сергия Радонежского Чудотворца в
Песках.
Осенью 1865 года , на одном из общественных собраний в Вязниковской городской
думе, куда между прочим было приглашено и старшее Вязниковское соборное
духовенство, граждане совокупно с духовенством заявили просьбу потомственному
почетному гражданину, Вязниковскому первой гильдии купцу, мануфактур-советнику
Осипу Осиповичу Сенькову , как ревностному любителю благоукрашения храмов Божиих
не только в городе Вязниках, но и в окрестных селах: не примет ли он на себя
труд по постройке и нового Николаевского Собора
Всегда
готовый на подобные дела, г. Сеньков сочувственно отнесся к заявленной ему
просьбе,— и 13-го июля 1866 года было положено основание нового Николаевского
Собора. Как весьма опытный в деле построек и знакомый с делом храмоздания,
покойный Осип Осипович весь предался постройке этого храма. Забота о нем
составляла с того времени, можно сказать, цель его жизни. «Вот бы Бог помог
последнюю дочь устроить да Собор достроить, а там готов и умирать»,- говаривал
много раз покойный в кругу своих знакомых. И действительно, постройка Собора шла
почти с неимоверным успехом и быстротой. У него делалось все вместе: и каменная
кладка соборного здания, и иконостас, и многие другие украшения, заказанные
преимущественно в Москве у лучших мастеров...
Особое внимание жертвователи уделяли церковной утвари и облачениям
священно-служителей.
Купцом Иосифом Михайловичем Сеньковым были вложены три ризы золотой кованой
парчи с епитрахилями, набедренниками, поясами и поручами (15 предметов).
В 1846 году купцом Иосифом Иосифовичем Сеньковым были приложены
сребро-позлащенные потир, звездица, два блюдца, лжица и ковшичек.
В 1874 году наследницы строителя Николаевского храма вложили печатное Евангелие
1868 года, сребро-позлащенные крест – «Распятие», потир, дарохранительницу в
виде пятиглавого собора и три ризы серебряно-золотой парчи. Четырехконечный
крест напрестольного Распятия, был изготовлен из сосны и покрыт тонким слоем
масляной краски с имитацией фактуры дерева: «Деревянный, большого размера
Животворящий крест с изображением на нём Распятого Спасителя в человеческий
рост, по золоченому фону. Венец-цата, опоясание на нём серебряно-вызолоченное.
Венец обнизан разноцветными камешками. При нём предстоящие, с одной стороны –
Богоматерь, с другой – Иоанн Богослов, так же во весь рост. Венцы на них
серебряно-золоченые, обложены голубыми и другими разноцветными камнями».
Но
по неисповедимым судьбам Божиим храмоздатель наш 14-го октября 1872 г. помер в
Москве. Первая весть о смерти Осипа Осиповича в сердце каждого из наших граждан
невольно породила, кроме глубочайшего сожаления о потере благоукрасителя наших
городских храмов, тревожную мысль о том: кто же будет доканчивать уже выведенный
постройкой вчерне и покрытый теплый Николаевский Собор, и будет ли он окончен
постройкой так, как думал это сделать покойный? Но эта тревога оказалась
напрасною. В самый день похорон Осипа Осиповича, наследники его имущества
объявили, что Собор будет достроен и в таком именно благолепии, в каком думал
устроить его покойный. Успокоились Вязниковские граждане,— и скоро увидели самое
исполнение успокоительного обещания: в половине лета следующего 1873 года, на
девяти главах вновь построенного Николаевского Собора засияли отлично
вызолоченные через огонь кресты и под ними массивные, тоже позлащенные, металлические
яблоки .
В октябре 1872 года умер Осип Осипович Сеньков. "Жаль этого полезного
мануфактурного деятеля, - писал Иван Александрович В. П. Безобразову, знакомому
с Сеньковым, - и, к сожалению, не осталось после него мужского потомства,
остался только один сын после умершего же брата, еще молодой человек". Сеньков
Сергей Иванович
Торжество освящения теплого Николаевского Собора
в городе Вязниках
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 22 (15
ноября 1874 года)
Голышев написал большой некролог о Сенькове , опубликовал его в губернских и
епархиальных ведомостях и, сделав оттиск, выпустил отдельной брошюрой.
В прошлом Октябре нашей губернии пришлось понести две весьма
значительные потери.
Неподалеку друг от друга, от нас похищены смертию двое значительнейших ,
не только п нашей местности, но и по всей России, производителей
торговли и промышленности, - а что особенно для нас важно, двое
известнейших благотворителей церковных и искренних друзей духовенства.
–Это О.О. Сеньков и Г.А. Первушин. Не имея в настоящее время подробных
сведений о благотворительности на пользу церквей и духовенства Г.А.
Первушина, представляем сведения о деятельности и благотворительности
О.О. Сенькова, о которых говорит почти каждая церковь Вязниковского
уезда, а новоотстроенный, величавый Вязниковский Собор, который, как все
надеются, будет окончательно украшен наследниками покойного, составляет
великий памятник его щедрого усердия к храмам Божиим.
Скончавшийся 14 числа прошлого Октября в Москве, Мануфактур Советник,
Потомственный Почетный Гражданин, первой гильдии вязниковский купец,
Действительный член Комитета льняной промышленности, учрежденного при
Императорском Московском Обществе Сельского Хозяйства и член
Владимирского Мануфактурного Комитета Осип Осипович Сеньков родился в
1814 году в сл. Мстёре Вязниковского уезда от крестьянина Осипа
Михайлова, принадлежавшего, как тогда, как и вся слобода Мстёра,
помещику И.В. Тутомлину. Отец О.О. имел во Мстёре полотняную ручную
фабрику и вскоре, за значительную сумму, выкупившись у помещика,
переехал в Вязники, перевел туда свое фабричное производство и,
сделавшись купцом, сам развивал его здесь так, что по своей смерти,
последовавшей в 1851 году, оставил своим детям Осипу и Ивану некоторый
капитал. Брат покойного Осипа Осиповича - Иван Осипович. умер вследствие
ушиба. полученного им при перестройке ручной фабрики в механическую в
1866 году.
Оставшись таким образом единственным деятелем и обладателем
значительного уже к тому времени капитала, О.О. не только не оставил
своего наследственного полотняного производства, но расширил его до
того, что построил три паровых фабрики: льно-прядильную в поселке Пучеж
Костромской губернии и две ткацких – в городе Вязниках, и неподалеку от
города - в местечке Лосево.
Фабричная деятельность Осипа Осиповича была самою живою и энергичною. О
ней, между прочим, так отзывается известный наш ученый- экономист В.И.
Безобразов, в 1861 году осматривавший фабрику братьев Сеньковых: «в
особенности дорожу я просвещенною беседою Ивана Осиповича Сенькова,
пользующегося со своим братом Осипом Осиповичем во всем крае почетную
промышленною известностью.
По нашему убеждению, именно в таких людях преимущественно нуждается наша
промышленность для успехов. Нам именно нужны такие промышленные и
коммерческие люди. Которые свято хранят добрые предания своего дела,
зорко следят за его движением на всемирных рынках и постепенно,
неуклонно усвояют (усваивают) своему производству
усовершенствования, вынуждаемые временем и возможные при наших
условиях. Но не бросаются опрометчиво на всякую новую диковинку и
штучку. Лишь бы удивить людей своею предприимчивостью:- нам нужны
промышленники, не чуждые умственному движению нашего общества, но не
щеголяющие фразами, выхваченными из журналов, а прилагающие заботы об
основательном воспитании своих детей.
Такие люди могут быть истинными просветителями народа, даже когда они не
заводят на показ воскрестных школ для рабочих.
И для рабочих и для потребителей они истинные благодетели, хотя бы они
руководствовались только одним золотым правилом, что «честное дело есть
самое выгодное коммерческое дело» Все, что мы слышали о доме Сеньковых,
коммерчески существующем 94 года, убедило нас правило высказанное нам,
между прочим, и самим О.О. Сеньковым, осуществилось во всех операциях
его дома. (Русский Вестник. Том
34. 1861 года)
Но для нас особенно важна всегдашняя благотворительность Осипа Осиповича
на восстановление и украшение храмов Божиих и его усердие помочь своими
средствами осуществлению всякого богоугодного дела, тем более тем более
замечательная, что род Сеньковых издавно принадлежал расколу.
Род Сеньковых- древний. В писцовых книгах 1628, 1629 и 1630 годов, уже
упоминаются «Пахомка Федотов да Ивашка Сеньковы. (Труды Владим. Губерн.
Статистич. Комитета. Выпуск IV, 1865 года)
Прадед (Сеньков Иван Васильевич 1729-1798), дед ( Сеньков Михаил
Иванович 1751-1813) и дядя ( Сеньков Иван Михайлович 1788-1826)
погребены на Мстёрском раскольничьем кладбище. (На этом кладбище в 1866
году Осипом Осиповичем могилы родственников обнесены каменной оградой и
положены чугунные отлитые памятники с надписями).
Но еще отец покойного (Осип Михайлович 1792-1851) переходом в город
Вязники, окончательно оставил раскол и начал благотворить православным
храмам; после же него Осип Осипович Сеньков был истинным и горячим
благотворителем храмов Божиих.
Не перечисляя всех его пожертвований по храмам, укажем на те, которые
более нам известны.
В Слободе Мстёре, на месте своей Родины храм, при котором покойный
состоял в приходе весь улучшен и снабжен священ. Принадлежностями на
средства О.О. Сенькова. Кроме этого еще недавно, именно в 1868 году
выстроена им при храме на место ветхой новая высокая красивая колокольня
с оградою. Большое также участие он принимал в пожертвованиях для
Мстерских – Богоявленского храма и Единоверческой церкви.
Нажмите
на фотографию В посаде Пучеж ( на родине своей супруги Анны Дмитриевой, урожденной
Шапошниковой ) выстроен Осипом Осиповичем великолепный собор; в
городе Вязниках, начиная с Казанского собора и кончая всеми приходскими
церквами, везде видна щедрая рука покойного, и особенно в Троицкой
церкви, в приходе которого был его новый дом.
Здесь им устроен новый иконостас, блистающий золотом,- пожертвована вся
новая дорогая утварь и ризница. Вязниковская Кресто-Воздвиженская
кладбищенская церковь с колокольнею и внутренностию перестроена О.О.
Сеньковым заново.
Что касается сельских церквей в Вязниковском уезде, то едва ли какая-
либо не имеет пожертвований от покойного О.О. Нам достоверно известно.
Что многие из подрядчиков каменных работ, иконостасов, мастера живописи,
иконописцы и золотошвейные заведения, по несколько лет сподряд
исключительно работали для О.О. и все работы их расходились по церквам.
В последнее время Осип Осипович был строителем великолепного теплого
Вязниковского собора, для которого покойный ничего не жалел,- ни труда,
ни времени, ни издержек. «Собор достроить», и последнюю «дочь
пристроить», а потом «умереть», вот было заветное и всем известное
желание покойного!
Но не суждено было покойному видеть собора во всем его великолепии, хотя
им же заготовлены для него иконостас, иконы и проч. И за все это, по
большей части, заплачены уже деньги вперед.
Говоря об усердии О.О. Сенькова к благоустроению и благоукрашению
храмов Божиих, можно прибавить, что священники и церковные старосты,
особенно вязниковского уезда, в каком бы то ни церковном деле,
обращались к нему.
Покойный спрашивал обыкновенно: «что нужно?», и на ответ о том или
другом деле, с полною готовностию помогал ему.
Кроме постоянного усердия к храмам, Осип Осипович постоянно помогал
бедным, оказывал всегда содействие торговым людям и никогда не скупился
своими средствами на общественные нужды.
Так, ни один десяток лет он платил за крестьян сл. Мстёры за оброки
помещику; торговому люду он давал для оборотов заимообразно деньги без
всяких процентов, и вместе с этим помогал бедным и оказывал пособие при
разных несчастиях. Замечательна была в покойном, между прочим, следующая
религиозная черта: ни одну принесенную к нему на продажу святую икону от
бедности или по другим причинам не выпускал он из рук и покупал большею,
против стоимости, ценой. Иконы не хорошего письма он передавал хорошим
мастерам для исправления, а потом раздавал их в церкви или нуждающимся.
Покойный служил полное трехлетие Вязниковским Градским Головою и за
службу свою удостоен награды золотою медалью. Но всем известно, что он
не расположен был к общественным службам, сопряженным с разными
столкновениями; его было другое призвание и иной путь, что видно из
приговора вязниковского городского Общества 1866 года, когда он был
избран строителем собора, и изъявил желание на то именно с тем, чтобы
общество уволило его от других общественных должностей.
Заметим кстати, что дом Осипа Осиповича осчастливлен был посещениями
Императорской Фамилии, - в 1850 году имел у него обеденный стол Их
Императорские Высочества, Великие
Князья Николай и Михаил
Николаевичи , а в 1858 году Их Величества, Государь Император
Александр Николаевич и Государыня Императрица Мария Александровна с
Великою Княжною Марией Александровной изволили иметь ночлег и обеденный
стол.
Духовное
и светское правительство обращали свое внимание на разнообразную
деятельность Осипа Осиповича Сенькова, и он удостоен был
высочайшими наградами: тремя золотыми на Станиславской,
Аннинской Александровской лентах медалями для ношения на шее; -
возведен в потомственные Почетные Граждане; в 1869 году
пожалован званием Мануфактур Советника, и в настоящем 1872 году
награжден орденом св. Станислава 3-й степени.
С сайта " Женская обитель Святителя Иоанна Милостивого". пос.
Мстёра
В
писцовых книгах 1628-1630 г.г.
впервые упоминается деревянная церковь во имя свт.
Иоанна Милостивого (см. сноску в низу страницы).
В писцовых книгах 1628-1630 гг. впервые упоминается деревянная
церковь во имя свт. Иоанна Милостивого, «другая церковь Иоанна
Милостиваго древяна вверхъ».
В писцовых книгах Михаила Трусова и дьяка Фёдора Витовтова 1628,
1629 и 1630 гг. сообщается, что за детьми князя Григория
Петровича Ромодановского «написано... отца их старинная родовая
вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстёре да на
погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса Нашего
Иисуса
Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна
вверх а в церквях образы, книги и ризы...»
К сер. XVII века при церкви был устроен женский монастырь. Когда
точно и кем был основан монастырь, сведений не сохранилось.
Возможно, что это был домовой монастырь княгинь Ромодановских,
из которых в синодике некотрые из них значатся схимонахинями.
Из
раздельной описи слободы Мстеры 1710 года мы узнаем, что при
церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы
Божией Матери был женский монастырь.
В 1710 году в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа
Митрополита.
Мстерская вышивка гладью зародилась в монастыре святителя Иоана
Милостивого.
В 1764 г. монастыри во Мстере были упразднены по указу Екатерины
II. Церковь свт. Иоанна Милостивого стала приходской.
В кон. XVIII в. ансамбль бывшего женского монастыря состоял из
деревянных церквей во имя свт. Иоанна Милостивого с приделами
Казанской Божьей Матери и Филиппа Митрополита, шатровой
колокольни с главным входом, каменной ограды, и небольшой
часовни рядом с Владимирской церковью. В 1809 г. деревянная
церковь свт. Иоанна Милостивого была разобрана и на ее месте
построен однопрестольный каменный храм с 1 главой на невысоком
барабане.
В 1860-е годы на средства Вязниковского купца и промышленника,
почетного гражданина, уроженца Мстеры О.О. Сенькова в храме был
сделан чугунный пол и настенная роспись. Расписывала храм
бригада мастеров из Палеха под руководством В.А. Салабанова.
В 1867 г. вместо шатровой колокольни построили новую по проекту
епархиального архитектора Н.А. Артлебена. Деньги на постройку
колокольни пожертвовал Осип Осипович Сеньков.
В
годы гонений храм свт. Иоанна Милостивого был опечатан, кресты и
колокола сняты 30 марта 1929 г. ночью в до часов.
В начале 1930-х годов храм был приспособлен под клуб имени
Первого мая (позднее он становится клубом клееночной фабрики им.
Дзержинского).
Стенная роспись закрашивается, устраивается сцена, колокольня и
ограда разобраны, часовня превращена в лавку по продаже
керосина.
В конце 1950-х годов разобрали часовню. Кирпич от разборки
сооружений использовался для строительства с северной стороны
здания фойе и с западной стороны для устройства кинобудки и
касс. После таких перестроек церковь теряет свой первозданный
вид и становится некрасивой.
В 2005 году начато восстановление храма.
В 2006 году был установлен поклонный крест на территории
Обители. Установка главного купола на храме свт. Иоанн
Милостивого. Были проведены штукатурные работы и побелка алтаря,
обработка от грибка и плесени, установка престола, заливка пола
в алтаре.
Январь 2007 года - освящение и установка креста на куполе.
Разобрана пристройка с южной стороны храма, изготовление 3-х
окон, изготовление 3-х круглых окон в западной части храма,
разобрана пристройка старой кочегарки со стороны алтаря.
20 сентября 2009 года открыта Воскресная школа.
При обители действует социальный реабилитационный центр "Чаша
Спасения" для страждущих от наркомании и алкоголизма, а так
же людей с тяжёлой жизненной ситуацией. Где приобщение к
православному христианству и монастырскому укладу жизни,
помогает людям вновь обрести себя и Веру в Бога, так как
православие есть путь к Истине через Веру! Вы можете связаться с
нами через контакты на сайте.
Благотворительность и духовность всегда вместе и благотворители
помогают восстановлению монастыря и детям сиротам из детского
дома интерната.
За православный женский монастырь закреплены:
храм святителя Иоанна Милостивого в поселке Мстера и
церковь Иконы Казанской Божьей матери в селе Налескино.
____________
В
писцовых книгах Михаила Трусова и дьяка Фёдора Витовтова
1628,1629 и 1630 гг. сообщается, что за детьми князя Григория
Петровича Ромодановского «написано... отца их старинная родовая
вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстёре да на
погосте церковь Богоявления Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса
Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна
вверх а в церквях образы, книги и ризы...»
Церковь Иконы Божией
Матери Владимирская в Богоявленском Мстёрском
монастыре