На главную
 
C сайта

Иконописная мастерская (Мстера, начало XX в.)



 

А. Курочкин. 'Иконописная мастерская'. Русские, Владимирская обл. РФ, Вязниковский р-он, пос. Мстера, МАЭ РАН, начало XX в., ? 2106-59

A. Kurochkin. 'An Icon-painting Workshop'. Russians, Vladimir oblast of Russia, Vyazniki district, the settlement of Mstera, the MAE RAS, the early 20th century, ? 2106-59

См. также: Св. блгв. вел.кн.-страстотерпец Андрей Боголюбский.
Начало XX века.
Мстера. Мастер - О.С. Чириков. На иконе внизу справа подпись: 'Писалъ Чириковъ'.
30,9 х 25,4.
Образ в составе минеи месячной находился в Мраморном дворце Санкт-Петербурга.
Икона поступила в Государственный Эрмитаж в 1941 г. из Гос. музея этнографии.
ГЭ. инв. ЭРЖ 2529.

4 / 17 июля - память св. блгв. вел.кн.- страстотерпца Андрея Боголюбского (1174)




Тропарь святому благоверному великому князю-страстотерпцу Андрею Боголюбскому, глас 8

Яко благоверен и праведен, /
за любовь Христа Бога от своих
смерть приял еси, /
кровь свою пролияв, /
яко же прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб, /
ихже крóвем совопиéт и твоя кровь, святе,
к Богу, /
якоже Авеля и Захарии праведных, /
благоверный страстотерпче,
великий княже Андрее, /
с нимиже Христа Бога моли о стране нашей,
еже Богоугодней быти //
и сыновом российским спастися

Кондак святому благоверному великому князю-страстотерпцу Андрею Боголюбскому, глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, /
молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси. /
Сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, /
Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое //
и всех людей, благочестно тебе почитающих

Величание святому благоверному великому князю-страстотерпцу Андрею Боголюбскому

Величаем тя, / благоверный великий княже Андрее, /
и чтим святую память твою, //
ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего

Св. блгв. вел.кн.-страстотерпец Андрей Боголюбский.
Начало XX века.
Мстера. Мастер - О.С. Чириков. На иконе внизу справа подпись: 'Писалъ Чириковъ'.
30,9 х 25,4.
Образ в составе минеи месячной находился в Мраморном дворце Санкт-Петербурга.
Икона поступила в Государственный Эрмитаж в 1941 г. из Гос. музея этнографии.
ГЭ. инв. ЭРЖ 2529.

 


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ
И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Материалы исследований

Сборник ?7

Научно-практическая конференция

 (28 ноября 2000 г.)

ВЛАДИМИР

2001


 

Т. П. Меркулова

Из истории мстерского икопописания.

(по материалам ГАВО)

Краткие сведения о Мстерском Иконописном промысле содержат фонды Владимирского, Суздальскою и Вязниковского духовного правления, Владимирского губернского и Мстерского волостного правления, Владимирского губстаткомитета, Владимирского губернского по промысловому налогу присутствия, личный фонд мстерских князей Ромадановских и некоторые другие.1 Более целостную информацию представляют из себя публикации личного почетного гражданина, члена многих научных обществ И.А.Голышева (1838-1896) в приложении к официальной части Владимирских губернских ведомостей. Заслугой исследователя, который больше всего интересовался статистикой, этнографией и археологией, был сбор материала, его классификация, выявление старинных актов и предметов. В его публикациях, посвященных иконописному промыслу, приводятся данные о различных видах и типах икон, количестве выпускавшейся продукции и ее качестве, называются имена некоторых современных автору иконописцев, а так же выявленных по старинным актам. Перечисляя различные категории ико-нописцев, он подробно описывает последовательность мпогооперационной работы над иконой, приводит таблицу соответствующих расценок. Его интересует процесс производства досок, кистей, красок, сусального золота и серебра, а так же существующая система офенской торговли иконами. Для улучшения состояния нконописания по инициативе И.А. Голышева во Мстере была открыта воскресная рисовальная школа и библиотека, которые просуществовали пять лет.

Несколько статей, посвященных иконописанию, было опублико-вано во Владимирских епархиальных ведомостях. В них идет речь о плачевном состоянии промысла, об усилиях Комитета попечитель-ства о русской народной иконописи по улучшению его состояния. В основном это перепечатки из других периодических изданий.

По единодушному свидетельству большинства дореволюцион-ных исследователей мстерский иконописный промысел существо-вал с XVIII в. О том, что еще в XVII в. мстерский промысел был мало известным свидетельствует умолчание о нем царского изог-рафа Иосифа Владимирова, который в своем обращении к Симо-ну Ушакову писал о существовавших в то время центрах, славив-шихся дурным письмом, отмечая только Шую, Холуй и Палех.2

И.А.Голышев приводит фамилии более 30 иконописцев по древ-ним актам 1718, 1724-25 и 1733 гг.3 В середине XIX в. 449 мстернев


 

официально значились иконниками4. По свидетельству Н.П.Кондакова в 1900 г. в Мстере числилось 600 иконописцев, но на самом деле почти все население из трех с половиной тысяч человек, кроме мастеров сапожного ремесла, жило за счет иконо-писи. В начале XX в. положение изменилось*.

К середине 1910-х гг. иконописное производство значительно сократилось. Это привело к уменьшению количества занятых в нем мастеров. В Вязниковском уезде в 1911 г. официально был зареги-стрирован 1271 иконописец, в 1912 г. - 1193, в 1913г. - 1159, а в 1914 г. - 766°. В 1914 г. во Мстере 34 мастерам были выданы промыс-ловые свидетельства, дававшие право держать иконописное, ри- зочеканное, фольгоуборочное или киотное заведение7.

Первые сведения о количестве выпускавшейся во Мстере ико-нописной продукции приходятся на середину XIX в. Исходный материал - "доски' изготавливали в разных местах: в деревне Боль-шие Мосты Макарьевского уезда Костромской губернии, в дерев-не Емельяново Гороховецкого уезда, в селах Верхний Ландех и Пистяки Вязннковского уезда Владимирской губернии. Доски при-возились с декабря до весны каждый день, в остальное время года по средам и субботам. В один день во Мстеру их доставляли от 20 до 50 пудов. Только в 1865 г. в течение зимнего времени и Велико-го поста в слободу было привезено более 1000 возов досок, по 500 штук в каждой, г.е. всего более 500000s. Известно, что в основном использовали липу, ее привозили из Вятской губернии, ольховые и осиновые доски доставляли из Гороховецкого уезда, кипарисо-вые экспортировали из Греции, иногда с Афона. Цена на обыч-ные доски была чрезвычайно низкая or 7,5 до 10 рублей за один воз. Голышев отмечал, что иконописцы, у которых были сред-ства, в зимнее время запасали для себя до 15000 досок*.

Готовая продукция исчислялась пудами. В 1875г. через железно-дорожную станцию Мстера было отправлено 15075 пудов икон, еще больше водным путем и на лошадях, всего 45225 пудов, что составляло 904500 икон различной величины. В 1879 г. соответ-ственно - 60264 пуда, т.е. 1205280 икон10.

Изготовление огромного количества икон было вызвано боль-шим на них спросом и отлично налаженной системой сбыта через офеней. Количество офенских поселений, окружающих Палех, Мстеру и Холуй, отвечало количеству иконописцев. 13 середине XIX    в. в них проживало в Ковровском уезде 4000 торговцев, в Вязниковском - 1000. Их годовые обороты доходили до 6 милли-онов рублей11. Только в последней четверти XIX в. (когда уровень офенской торговли стал снижаться) их насчитывалось более I50'2. В Малороссии их называли 'варягами', Белоруссии - 'маяками".


 

на Севере - 'торгошшными", в Сибири - 'вязниковцами' и 'суздальцами'. Маршруты торговцев простирались от Сибири до Бал-кан. Только в 1880 г. они отправлялись в Херсонскую губернию, а оттуда в Бессарабскую,область, Сербию, Болгарию и Румынию, а так же Ростов и Дон11. Разбогатевшие офени открывали свои соб-ственные иконописные мастерские, например, в 1879 г. в дерев-нях в окрестностях Мстеры было открыто 5 новых фольгоубороч-ных заведения14. Иногда офени заключали договоры с иконопис-цами 'на торговлю иконами в разъезд', в книге сделок и догово-ров Мстерского волостного правления за 1904-1908 гг. зафиксиро-ваны такие договоры15. Обычно они покупали иконы на ярмарках, выменивали за другие товары или брали у мастеров в долг под честное слово. Продавая иконы населению, офени могли поме-нять их на различные товары, так что старинное выражение 'вы-менять икону' могло быть наполнено буквальным смыслом.

Массовое производство икон низкого качества было вызвано в се-редине XIX в. появлением большого количества мастерских, на кото-рых это производство приобретало промышленные обороты. Такими Предприятиями являлись фольгоуборочные, ризочеканные, киотоуборочные заведения, мастерские по производству, коптели, фольги, сусального золота и серебра и т.д.и' Удешевление продукции - главное стремление фабрикантов-заводчиков - определяло ее низкий художе-ственный уровень. Подризные и подуборные иконы не пользовались популярностью у старообрядцев, но их очень активно продавали в Малороссию, жители которой имели традицию покупать каждый год одну или несколько икон ради хорошего урожая17.

Внедрение промышленного производства в сферу иконописи превратило мстерцев и мастеров других центров в заложников этого процесса. Иконописцы, выпускавшие дешевую продукцию, не вы-держивали конкуренцию печатных икон московских фабрик Жако и Бонакера. Об этом свидетельствует один интересный документ областного архива. В 1899 г. сельские общины Мстеры и Палеха отправили прошение в Синод с просьбой запретить выпуск пе-чатных икон, который обрекал на гибель местный иконописный промысел, лишал работы 3800 мастеров и грозил разорению 32000 жителей округи, так или иначе связанных с икопопнсанием18. В прошении было отказано, т.к. печатное производство было разре-шено духовной цензурой, а так же потому, что владельцы мос-ковских заведений принадлежали к римско-католическому и лю-теранскому вероисповеданию, т.е. являлись христианами. Только в 1903 г. вмешательство в копфликт Комитета попечительства о рус-ской иконописи сократило выпуск жестяных печатных икон, по дешевые мстерские фольговые иконы (по 20-30 копеек) по-пре-жнему не могли конкурировать с печатными изделиями19.


 

 

Из многих начинаний Комитета, направленных на улучшение состояния русской иконописи, наиболее удачно была проведена В жизнь идея организации учебно-иконописных мастерских, они были открыты в 1902 г. сразу в трех центрах. Во Меггере и Холуе мастерские заменили собой ранее существующие иконописные школы, которые с 1880-х гг. существовали на ограниченные сред-ства Владимирскою Братства Святого Александра Невского. Мстерский иконописец И. И. Мумриков предложил комитету новую про-грамму 7-летнего обучения, направленную на 'создание нового типа иконописца, более просвещенного вообще и более искусно-го в работе"-".Заведующим мстерской мастерской был назначен художник Н.К.Евлампиев. В Петербурге комитетом была открыта церковная лавка, в которой продавались лучшие работы мстерских иконописцев Бороздина. Брягина, Захарова, Купчихина, П.Мумрикова и А.Цепкова21,

Иконописное производство Мстеры, Палеха и Холуя, близко расположенных друг к другу, с течением времени, привело к по-явлению некоторой 'специализации', обусловленной целым ря-дом причин и традиции.

Иконописцы Мстеры, в отличие от палешан и холуян, в мень-шей степени занимались степным или иконостасным письмом. В од-ной из заметок 'Владимирских губернских ведомостей" за 1879 г. с прискорбием отмечалось, что древний Богоявленский храм, пост-роенный в 1682 г. во Мстере князьями Ромодановскими. 'стоит без росписи 200 лет". Автор заметки предлагает обратиться к ус-лугам палехских мастеров, 'которые занимаются стенописью по всей России" и могли бы расписать храм по эскизам, приготов-ленным И.А.Голышевым'. Одним из немногих примеров степного письма мстерцев является работа И.И.Костина в Суздальском Спасо- Евфимиевом монастыре в 1877 г. (источник не сообщает, какая имен-но роспись была выполнена), за которую он получил похвальное пись-мо от настоятеля архимандрита Досифея. В том же году мастер полу-чил заказ па изготовление иконостаса и живописи в теплом храме Владимирской Богоматери в слободе Мстере. II. И.Костин около 10 лет занимался отхожим стенописанием, но в работники к себе на-нимал в основном мастеров из Холуя'. Известно, что в 1762 г. мстерский иконописец Михаил Буданов написал образ Владимирской Богоматери для одноименного храма во Мстере24. Но главным об-разом. мстерский промысел был сориентирован на выпуск неболь-ших но размеру икон, рассчитанных на массовый сбыт или изго-товлявшихся под конкретные заказы.

Мстеру и Палех объединяло наличие разнообразных редких ико-нографических сюжетов, забытых мастерами других центров. Только здесь можно было добыть 'переводы" и заказать иконы на такие,
 
например темы, как Троица с деянием' Троица со входом, Триипостасное Божество, Отечество, Всякое дыхание да хвалит Гос-пода, Шестоднев, Недреманное око. Да молчит всякая плоть, Величит душа моя, Новы небеса и земля, Лоза истинная, еван-гельские события, Притча о Лазаре, Страсти, Принесение Убру-са, Происхождение честного животворящего Креста Господня, Изведение Петра, Ныне Силы Пебесныя, Усекновение главы И.Предтечи, Покров Божьей Матери, Чин Церковный, Чистота душевная, Лествица, Ангел Хранитель....и пр. и пр.25

Главной особенностью Мстеры являлись ее 'старинщики*' - осо-бая категория иконописцев, специализирующаяся на изготовле-нии подстаринных образов. Старинщики умели 'подфурить' или 'присмирить' икону, т.е. придать ей древний вид, поэтому их час-то называли 'подфурипками'. Эта категория иконописцев выпус-кала стилизованные иконы под старинные 'пошибы, так называ-ли подражание новгородскому, строгановскому, поморскому пись-мам. Они же были авторами откровенных имитации и подделок, занимались чинкой и "реставрацией' старинных икон. Подобной продукции выпускалось очень много, она очень хорошо сбывалась в старообрядческой среде. Для этих целей существовал специаль-ный промысел по сбору старых досок. В 1879 г., например, во Мстеру их было привезено более 2800026.

Превращение Мстеры в один из крупнейших в России центров старообрядческого иконописания объясняется во многом особым характером вероисповедания местного населения. В XVIII в. старо-веры составляли две трети всех жителей, а в середине XIX в,- около половины27.

Сохранившиеся архивные документы о местных старообрядцах очень обширны, это обстоятельство привело в 1905 г. к составле-нию их хронологической описи28. В основном это различные су-дебные документы, в которых идет речь об осуждении мстерских крестьян за открытие раскольничьих молелен, о конфискации книг, и кои, складней, о запрещении торговли неправильно пи-санными образами29. Постепенно число старообрядцев сокращает-ся, в 1914 г. в Вязниковском уезде их было официально зафикси-ровано 137330.

Старинщики умели особыми способами навести кракелюр, со-старить икону специально приготовленным темным лаком. Они могли искусно спилить тонкий слой с изображением со старой иконы, заменить его точной копией оригинала, который наклеив на другую доску, продавали заказчику. Старинщики сохраняли в тайне свои приемы. В.Т.Георгиевский предположил, что мастер Шитов не захотел принять его у себя в мастерской именно пото-му, что не хотел открывать свои профессиональные секреты11.

 

К началу XX в. изготовление подделок было поставлено в России на широкую ногу, большинство реставраторов-старинщиков были выходцами из Мстеры. Из этой среды вышли известные иконопис-цы А.И.Брягин, М.И.Дикарев, В.П.Гурьянов, братья Чириковы и Тюлины, которые постоянно работали в Москве и выполняли не только коммерческую, но и музейную реставрацию. Эти иконопис-цы участвовали в подготовительной работе по созданию нового ико-нописного подлинника, издание которого было начато Комитетом попечительства о русской народной иконописи32.

Подстаринные иконы чаше всего представляли из себя неболь-шие тщательно исполненные молельные образы, как бы продол-жающие традицию домашних икон XVII в., выполненные в техни-ке миниатюрного письма. Во Мстере мастеров-стариншиков, спо-собных написать икону хорошего качества, уважительно называли "мелочниками". Лучшими из них были признаны А.И.Цепков и

В.О.Шитов, славились так же мастерские Сусловых, Бороздиных, Мумриковых, Захаровых, Купчихиных.

Далеко не вся иконная продукция Мстеры отличалась высо-ким качеством. Производство икон низкого художественного до-стоинства, так называемых 'бузыринских писем'', 'подокладниц, 'подризниц" или 'краснушек" было гораздо внушитель-нее но количеству. Это современное пренебрежительное назва-ние от принятого в Мстере еще в 1865 г. наименования одного из сортов икон, писанных немногими красками, а более всего баканом и суриком, породило и сам термин. Сейчас к иконам- краспушкам относят памятники не столько за преобладание в них красно-коричневого цвета, сколько за манеру исполнения - быструю, традиционно-плоскостную, жидкой темперой, с обо-значенными черными и белыми линиями чертами лиц33. Такую продукцию в Мстере выпускали в мастерских Ханихина, Сосиных, Каткова, Сенькова. Фабрика Крестьянинова славилась ико-нами типографского производства34. Крестьяниновым во Мсте-ре принадлежало несколько мастерских35. О серийности таких икон свидетельствует, по мнению Е.Ф.Каменской, надпись на одной из икон ПТ 'Воскресение. Сошествие во ад' - 'Москва. А.О. Крестьяниновь. Фабрики в с. Мстере Вл. губ."зг\

Из сохранившихся икон мстерского производства очень незна-чительное число подписных . В нашей коллекции их пять. Иконы И. М. Янинова 'Дмитрий Солунский с чудом" сер. Х1Хв., В.П.Гурь-янова 'Деисус. Распятие с предстоящими" 1898 г., М. Кирикова (?) 'Великомученник Христофор" рубежа XIX-XX вв., а так же копия 'Троицы" работы Л.И.Брягина займут свое место в суздальской экспозиции, посвященной поздней иконописи. 'Святая Троица" 1904 г. В. Г. Голубева - в экспозиции Мстерского художественного музея, в собрании которого подписные иконы Н.П.Клыкова, И.Н. и В.Н.Морозовых, И.А.Фомичева, А.Ф.Котягина, А.М Меркурье-ва, И.П.Догадина, В.Н.Сосина и некоторых других менее извест-ных иконописцев.

 

Отсутствие иконописного архива во Мстере аналогичного са-фоновскому в Палехе, в котором подробно фиксировались конк-ретные заказы мастерам37, усложняет определение авторства. Ис-следование перечисленных материалов областного архива, доре-волюционной литературы позволило автору составить алфавит-ный список мстерских иконописцев и владельцев мастерских XVIII-начала XX вв., в нем 210 фамилий. В этот список включены так же имена авторов или владельцев иконописных прорисей, имею-щихся в Мстерском музее. Коллекция прорисей Мстерского музея на-считывает 87 экземпляров (КП-1311). Она состоит из припорохов, пе-реводов и одного карандашного рисунка. Более половины листов име-ют рукописные подписи, обозначающие исполнителя или владельца.

На нескольких переводах стоит личный штамп мстерского ико-нописца Котягина с текстом 'Иконописец Александр Федорович Котягин. В слободе Мстере Владимирской губернии. ' А. Ф. Котягин и (1882-1943), известный в советское время художник-миниатюрист, мог изготовить или приобрести переводы не только во Мстере, по и в Москве, т.к. с 1903 по 1915 гг. он работал в московских иконо-писных мастерских38. Подписи Бороздина, Тюлина, Овчинникова, Морозова, Клыкова, Меркурьева, Кафтанова, Шадрина позволя-ют предположить их бытование во второй половине XIX - начале XX   вв. Семеновы, Июдины известны еще по актам XVIII в. как крепостные иконописцы князей Ромодановскнх30.

Расписка мстерского крестьянина Клыкова о передаче в уче-ники сына Александра иконописцу Артемию Курбатову, датиро-ванная серединой XIX в., рукописный текст которой написан на оборотной стороне припороха Богоматери Живоносной Источ-ник, единственный экземпляр рабочей прориси, которым распо-лагают фонды ВСМЗ.

Список кустарей и ремесленников Мстерской волости за 1926 г. сообщает нам лишь четыре фамилии мстерских иконописцев (Коз-лов И.Ф., Рачков М.И., Гурьянов Т.Я., Морозов Д.Г.), а так же двух владельцев фольгоуборочных (Котков И.Ф., Медведев О.М.) и трех ризочеканных (Клевакин Н.Ф., Крестьянинов П.П., Ми-ронов И И) заведений, в которых работало от 2 до 6 человек40.

В 1923 г. И.И.Брягин в одной из публикаций журнала 'Наше хозяйство' отмечал плачевное положение мстерских иконопис-цев, которые вынуждены расписывать куклы и живописные до-машние украшения, не расчитанные на массовый сбыт41. В ходе всесоюзного обследования мелкой кустарной промышленности в 1927 г. обнаружилось полное отсутсвие мастеров, выполнявших иконы, написанные от руки. Отмечалось более благоприятная си-туация в производстве фольговых икон, сравнительная дешивизна которых и широкий спрос на Украине и в Сибири, позволил достичь 10-15% довоенного уровня 1914 г. Временное возрожде-ние производства дешевых икон объяснялось наличием некоторо-го запаса материалов: фольги, киотов, старых типографских кар-тинок. На смену иконописному промыслу пришли новые: сапож-ный, кожевенный, а также сохранявшийся по прежнему выши-вальный42.

Примечания

I     Фонды ГА BO: Р-680. 6IS. 560, 561. 303, 431, 40, 911.

2.  Овчинникова Г..С Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве. //Древнерусское

искусство. XVII в М..1%4. С 33

3.  Голышев П.А. Суздальская иконопись. // Ежегодник Владимирского губернс-

кого статистического комитет'. Выпуск I. Владимир, 1875. С.216-217

4.  Илларионов 13. (Георгиевский В Т.) Иконописцы-суздальцы //Русское обозре-

ние 1895. Т.32. Март-апрель. С. 188

5.  Кондаков Н.П Современное положение русской народной иконописи. 1901. С.26-31

6.  ГАВО. Ф.-431. Он.1. Д 1615. Л.22: Д. 174Г. Л 4; Д.1775. Л.5: Д 1816 Л 13

7.  ГАВО. Ф -680 ОП.1.Д.5. JI.I-25

8.  Голышев И. Материалы для статистики Торговля досками для икон в слободе

Мстере, Вязниковского уезда. // ВГВ, 1866. ?4

9.  Там же.

10. Голышев И.А О рисовальных школах для улучшения иконописания в Вязни- ковском уезде. // ВГВ, 1881. ?8

11. Тихонравов В Т. Офени Владимирской губернии. // Владимирский сборник. Материалы для статистики, энтографии, истории и археологии. Владимир, 1855. С.22

12. Тарасов O.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России М. 1995. С.201

13 Голышев И О новых кустарно-промышленных заведениях в Вязниковском уезде.// ВГВ. 1880. ?40

14. Голышев И Вести из губернии. Слобода Мстера. // ВГВ, 1879. N'18

15. ГАВО. Ф- 680. Оп.1. Д.З. J1 7- 8, 40- 41. 51- 52. 53, 99-100, 132-134, 169-170

16. О некоторых таких заведениях сообщал Голышев И А.: Сусальное производ- ство и промышленность в слободе Мстере. //ВГВ, 1868. ?40: Производство кистей, употребляющихся для иконописи, производство слободы Холуя. // ВГВ, 1869г. ?17: Коптель или конченое серебро, употребляющееся вместо золота для иконописи в сл. Мстере и др. селениях Вязниковскою уезда. // ВГВ. 1869г. ?17: О фолежных иконах. // ВГВ, 1874. ?3: Фолежпые заведения в слободе Мстере. // ВГВ, 1880. ?31

17. Голышев И Производство фоль      говых икон всл. Мстере.// ВГВ, 1871. ?47

18. ГАВО. Ф - 40. Он. I. Т 15. Д. 19311. Jl. I -7

19. Мстерские инконники, // BF.B, 1906. ?19. С.280-282

20 Известия Высачаише утвержденного Комитета попечительства о русской ико-нописи Выпуск I С - П . 1902 С.92-93


 

21. Владимирские иконописцы и Комитет попечительства о русском иконописи. / /ВЕВ, 1905. ?8. С.227

22. Вести из губернии. // ВГВ, 1879. ?15

23. Живописное и иконописное заведение в слоболе Мстере Вязниковского уезда. // ВГВ, 1877. ?48

24. Иконы с надписями в Вязниковском и Гороховецком уездах. // ВГВ, 1871. ?20

25. Кондаков П.П. Указ. соч. 1901. С.41-42

26. Голышев П.А. О рисовальных школах для улучшения иконописания в Вязни- ковском уезде. // ВГВ, 1881. ?8

27. Безобразов В.П. Из путевых записок. //Русский вестник. I%1. Т.34. С.296; Тара-сов 0.10. Ук. соч. С. 160

28. Сахаров Ф.К. Хронологическая опись дел о расколе, хранящихся в архивах губернского г.Владимира. 4.1. (1720-1855). Владимир, 1905.

29. ГАВО. Ф-40. Оп.1. Т. 10. Д.11950. Л.1, 2, 16, 34, 48; Г. 12. Д. 16750. Ф.-560. Оп.2. Д. 17. Л.34, 54, 55

30. ГАВО. Ф.-431. On. I. Д. 1816 Л.4

31. Голышев И.А.Богоявленская слобода Мстера. История, древности, статисти-ка, этнография. Владимир, 1865. С. 104

32. Илларионов В. (Гергиевский В Т.) Указ. соч. 1895. С.221

33. Цоднкович В.К. Русское церковное искусство XVII- начала XX вв в немузей- ных собраниях Ульяновской области. Каталог. Ульяновск, 1991. С.40,133; Ка-менская Е.Ф. Иконы- краснушки. // Вопросы русского и советского искусства. Выпуск Ш. М.,1974. С.68, 75

34. Бобров Ю Г Основы иконографии древнерусской живописи. Спб.,1995. С.141-149

35. В 1914г. им принадлежали 3 ризочеканные и 1 фолгоуборочная мастерские. ГАВО. Ф.-680. On. I. Д.5. Л.4, 11, 23

36. Каменская Е.Ф. Иконы-краснушки. //Вопросы русского и советского искусст-ва. Выпуск III. М. 1974. С.74-75, 78

37. Иконопись Палеха из собрания ГМПИ. М. 1994. С.140-141

38. Искусство Мстеры. Каталог экспозиции МХМ. Владимир, 1996. С. 198

39. Труды Владимирского губернского статистического комитета. Выпуск IV. Вла-димир, 1865. С.132//ВГВ. 1873. N.22.

40. ГАВО. Р-911. Оп.1. Д. 176. Л.43-49

41. Брягин Н. Кустарное производство в посаде Мстера. //Наше хозяйство. 1923. N.6. С.80

42. Гурин И. Кустарная промышленность Вязниковского уезда. //Наше ХОЗЯЙСТВО. 1922. N.5-6. С.90; Захаров М.А., Скипетров А.М. Кустарные промыслы п. Мстеры в их прошлом и настоящем. //Мстерский край. Сборник краеведческих мате-риалов. Владимир, 1929. С.63

Приложение

Алфавитный указатель мстерских иконописцев и владельцев мастерских:

Алексеев Александр (из Москвы, уп. в 1724 г.)

Алябьев Иван Федоров (ум. в 1740 г.)

Алябьев Семен Федоров (ум. в 1740 г.)

Антоновский Александр (ум. 1906-1907)

Антоновский Федор Васильевич (1890-1949)

Артемьев Иван (XIX в.)

Афанасьев Яков (прорись)

Баранов Федор ? (прорись)

Батрак (сын) Федор Иванов (прорись)

Батраков Иван Федоров (прорись)

Белой IИван (ум. в 1895 г.)

Белов Иван Васильевич (ум. в 1914 г.)

Бороздин Василий (ум. в 1895 г.)

Бороздин Иван Петрович. И.П.Б. (ирорись)

Бороздин Петр (ирорись)

Ворошим Петр Кузмич (прорись)

Брягин Александр Иванович (1888-1948)

Буданов Михаил (ум. в 1762 г.)

Голубев Василий Григорьевич (1886-1939)

Голышев Александр Семеном (ум. в 1737 г.)

Голышев В.Ф. (кон.XIX-нач.XX вв.)

Голышев Александр Кузьмич (ум. в 1876 г.)

Голышев Григории Федорович.

Голышев Иван Васильевич (186I-I920)

Голышев Иван Семенов (ум. в 1732 г.)

Голышев Иван Александрович (1838-1896)

Голышев Коз ь       ма Иванович (ум. в 1826 г.)

Голышев Михайло Семенов (ум. в 1741 г.)

Голышев Николаи Васильевич (ум. в 1906)

Голышев Семен Григорьев (ум. в 1743 г.)

Голышева E.И.

Гурьянов Василии Павлович (1866-1920) г.Москва

Гурьянов Иван Федорович

Гурьянов Николай Тимофеевич (1900-1973)

Гурьянов Тимофей Яковлевич (уи. в 1926 г.)

Гусев Гаврила Максимов (прорись)

Демидов (прорись)

Демидов Иван Викторович (ум. в 1914 г.)

Демидова Татьяна Павловна (ум. в 1914 г.)

Дикарев Михаил Иванович (кон. XIX - нач. XX вв.) г.Москва Дмитриев Григорий Тимофеевич (1888-1939)

Догадип П.П.

Дьяков А.

Егорычев Иосиф Иванович (1897-1972)

Зайцев Василий Васильевич (ум. в 1906 г.)

Захаров Александр Федорович (ум. в 1906 г.)

Захаров Михаил Александрович (ум. в 1914 г.)

Зеленцов Михаил Егорович,

Иванов Андрей (ум. в 1740 г.)

Иванов Иван, сын Калитин (ум. в 1743 г.)

Иль   и      н Иван (ум. в 1741 г.)

Ильичев И.Г.

IИюлин Иван Константинович (прорись)

Июдин Константин Михаилович (прорись)

Июдин Сила Михайлович (прорись)

Калитин Василии Иванов (ум. в 1739г.)

Калитин Иван Иванов (ум. в 1741 г.)

Кафтанов Андрей (прорись)

Кибирев Василии Михаилович (ум. в 1914 г.)


 

Кибирев Осип Елисеевич (ум. в 1914 г.)

Кибирев Федор Васильевич (ум. в 1914 г.)

Кибирев Яков (ум. в 1895 г.)

Кириков Василии Осипович

Кириков Иван Осипович

Кириков Михаил Осипович

Кириков Осип

Кирпков Феоктист Иванович

Киселев А.А. (прорись)

Киселев П. И..

Клевакин Николаи Федорович (ум. в 1926 г.)

Клевакин Федор Осипович (ум. в 1914 г.)

Клыков (прорись)

Клыков Александр (ум. в 1858 г.)

Клыков Иван Николаевич (1889-1960)

Клыков Николаи Прокофьевич (1861-1944)

Козлов Иван Федорович (ум. в 1926 г.)

Козлов Федор (ум. в 1895 г.)

Костин П.И. (ум. в 1877 г.)

Котков Евгении Федорович (ум. в 1914 г.)

Котков Иван Федорович (ум. в 1914 г., 1926 г.)

Котягин Александр Федорович (1882-1943) (прорись)

Котягин Афанасий (прорись)

Котягин И.П.

Крестьянинов Василий Семенович

Крестьянинов Иван Федорович (ум. в 1914 г.)

 Крестьянинов Осип Яковлевич (ум. в 1914 г.)

Крестьянинов Петр Иванович (ум. в 1914 г., 1926 г.)

Крестьянинов Яков Иванович (ум. в 1914 г.)

Крестьянинова Аграфена Ивановна

Кротов Василии Матвеевич (1884-1969)

Кротов Михаил Иванович (1879-1936)

Кротов Федор Степанович

Крюков Иван меньшой (ум. в 1741 г.)

Кузмин Егор (прорись)

Кузмин Игнатий (прорись)

Кузнецов Филипп (прорись)

Куликов Александр Николаевич (1888-1959)

Кульпин Григорий Федорович (ум. в 1743 г.)

Куприянов Андрей Иванов (ум. в 1739 г.)

Курбатов Артемий (ум. в 1858 г. и в1895 г.)

Лебедев Григорий (ирорись)

Леонтьев Федор Александрович (ум. в 1914 г.)

Медведев Осип Михайлович (ум. в 1914 г., 1926 г.)

Меркурьев Александр Михаилович (1892-1979)

Меркурьев Михаил (прорись)

Миронов Иван Иванович (ум. в 1926 г.)

Миронов В.И. (ум. в 1895)

Миронов Василий Васильевич (ум. в 1914 г.)

Миронова Евдокия Федоровна (ум. в 1914 г.)

Михаилов Ермолай (прорись)

Мокряков Иван Александрович (ум. и 1914 г.)

Мокряков Иван Васильевич (ум. и 1914 г.)

Мольков Степам Тимофеевич (ум. в 1914 г.)

Морозов Дмитрий Григорьевич (ум. в 1914 г.)

Морозов Александр Николаевич

Морозoв Василий Николаевич (1871-1932)

Морозов Дмитрий Григорьевич (ум. в 1926 г.)

Морозов Ефим (прорись)

Морозов Иван (прорись)

Морозов Иван Николаевич (1884-1962)

Морозов Михаил Николаевич (1881-1932)

Морозов Никита (прорись)

Мумриков Насилий Иванович

Мумриков Иван Егорович ( 2 пол. XIX в., ум. в 1906 г.)

 Мумрнков Михаил Никитич ( 2 иол. XIX в.)

Мумриков Петр Иванович (ум. в 1914 г.)

Мумрикова Александра Федоровна (ум.  1914 г.)

Мумрпкова Анна Николаевна (ум. в 1914 г.)

Никифоров Насилий (ум. в 1725 г.)

Никифоров Савелий (ум. в 1718 г.)

Новиков Д. (прорись)

 

 

 

 

 

 

Овчинников Насилий Никифорович (1885-1952) Овчинников Насилий Сергеевич (ум. в 1895 г.) Овчинников Иван (прорнсь. ум. в 1895 г.)

Овчинников Сергей Никифорович Панкраюв Иван Федоров (ум. в 1742 г.)

Панкратов Федор Нвапов (ум. в 1739 г.)

Панкрышев Андрей Петрович (14.10.18X6-21.01.1954) Памкрышев Иосиф Андреевич Панкрышев Петр Андреевич Панкрышев Федор (ум в 1895 г.)

Панфилов Ивап (ум. в 1895 г.)

Побединский Афанасий (ум. в 1895 г.)

Подковырин И .Д.

Итахин Н Е.

Рачков Михаил Иванович (ум. в 1926 г )

Рожков Андрей Грнгорьв (уп. в 1740 г.)

Рожков Андрей Иванов (ум. в 1742 г.)

Рожков Иван Григорьев (ум. в 1741 г.)

Руном Насилий Имамов (уи. в 1743 г.)

Самим Насилий Нманомпч (1883-1961)

Селиванов Алексей Васильевич ум. в 1906 г.)

Семенов Николаи (прорись)

С еменов Симон (ум. в 1718 j.)

Сеньков Александр Семенович (1882-1953)

Сеньков B.C.

Сеньков П.C.

Серебряков Иван Алексеевич (1888-1967)

Сидоров Порпс (уп. в 1737 г.)

Сидоров Иван (ум. в 1740 г.)

Сидоров Яков (уп. в 1732 г.)


 

Смирнов Андрей Васильевич (прорись)

Смирнов Филипп Яковлев (прорись)

Смолин И. (ум. в 1895 г.)

Совин В.Н.

Сосин Василий Дмитриевич Сусальников Иван (уп. в 1737 г.)

Суслов Иван Михайлович Суслов Иван Степанович

Суслов Степан Алексеевич (ум. в 1906 г. и в 1914 г.)

Терентий (прорись)                                                                            У

Титов Григорий (уп. в 1725 г.)

Торговцев Дмитрий Иванович (ум. в 1895 г.)

Тюлин Алексей Васильевич (ум. в 1918 г.) г.Москва Тюлин Иван Васильевич (уп. в 1914 г.)

Тюлин Иван Яковлевич Тюлин Михаил (прорись)

Тюлин Н.Д.

Тюлин Яков Васильевич (1820/30-1890/96 )

Ушаков Степан Куприянов (ум. в 1741 г.)

Филимон (прорись)

Фомичев Андрей Егорович

Фомичев Иван Александрович (1890-1972)

Цепков Александр Игнатьевич (нач. XX в., уп. в 1906 г.)

Lien ков Дмитрий (ум. в 1895 г)

Цепков Михаил Иванович (I860-?)

Цепков Петр Иванович (1880-1955)

Цепков Федор Александрович (ум. в 1906 г. и в 1914г., ум. в 1919 г.) Челноков Федор Чернышов П.В.

Чириков Григорий Осипович (1882-1936) г.Москва Чириков Иван Иванович Чириков Михаил Осипович. г.Москва Чириков Николай Иванович (уп. в 1914 г.)

Чириков Осип Семенович (ум. в 1903 г.) г.Москва Чиркин Александр (уп. в 1895 г.)

Чиркпн Николай (прорпсь)

Шадрин Петр

Шевяков Андрей Иванов (ум. в 1737 г.)

Шитов Василий Осипович (ум. в 1914 г., ум. в 1917/18 г.)

Шадрин М.М.(прорись)

Юдин Иван Константинович (прорись)

Юдин Илья (уп. в 1725 г.)

Юдин Константин Михайлович (ум. в 1846 г., прорись)

10кин Павел Иванович (1885-1845) г.Москва

Юрин Василий Степанович

Юрин Евгений Васильевич (1898-1983)

Яниов Иван Васильевич

Янцов Иван Михайлович (сер.Х1Хв.)

Яниова Прасковья Васильевна (ум. в 1914 г.)

Яниова Прасковья Иосифовна (ум. в 1914 г.)

 

 
 


Музеи Вязниковского района


Объекты культурного наследия, расположенные на территории Вязниковского района
Фонд 'Культура' Вязниковского района Владимирской области


    Напишите нам Гостевая

     

 




В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор


-


centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Знак  Сталинская индустриализация. 
Родословная книга
Военно-морская история Ельцин Центр  Список репрессированных членов АН СССР. Всемионая история Антисоветский блог Антисоветский блог Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. Рисунки Васи Ложкина. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Милитера Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн. АРХИВЫ.

Не пью за рулем

Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945 Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество
https://www.ok.ru/video/237712249124
военно-технические журналы XIX - начала XX вв. из фондов библиотеки http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23.php
http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23photo/20.jpg

Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной