На главную
 
C сайта

Иконописная мастерская (Мстера, начало XX в.)



 

А. Курочкин. 'Иконописная мастерская'. Русские, Владимирская обл. РФ, Вязниковский р-он, пос. Мстера, МАЭ РАН, начало XX в., ? 2106-59

A. Kurochkin. 'An Icon-painting Workshop'. Russians, Vladimir oblast of Russia, Vyazniki district, the settlement of Mstera, the MAE RAS, the early 20th century, ? 2106-59

См. также: Св. блгв. вел.кн.-страстотерпец Андрей Боголюбский.
Начало XX века.
Мстера. Мастер - О.С. Чириков. На иконе внизу справа подпись: 'Писалъ Чириковъ'.
30,9 х 25,4.
Образ в составе минеи месячной находился в Мраморном дворце Санкт-Петербурга.
Икона поступила в Государственный Эрмитаж в 1941 г. из Гос. музея этнографии.
ГЭ. инв. ЭРЖ 2529.

4 / 17 июля - память св. блгв. вел.кн.- страстотерпца Андрея Боголюбского (1174)





Тропарь святому благоверному великому князю-страстотерпцу Андрею Боголюбскому, глас 8

Яко благоверен и праведен, /
за любовь Христа Бога от своих
смерть приял еси, /
кровь свою пролияв, /
яко же прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб, /
ихже крóвем совопиéт и твоя кровь, святе,
к Богу, /
якоже Авеля и Захарии праведных, /
благоверный страстотерпче,
великий княже Андрее, /
с нимиже Христа Бога моли о стране нашей,
еже Богоугодней быти //
и сыновом российским спастися

Кондак святому благоверному великому князю-страстотерпцу Андрею Боголюбскому, глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, /
молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси. /
Сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, /
Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое //
и всех людей, благочестно тебе почитающих

Величание святому благоверному великому князю-страстотерпцу Андрею Боголюбскому

Величаем тя, / благоверный великий княже Андрее, /
и чтим святую память твою, //
ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего

Св. блгв. вел.кн.-страстотерпец Андрей Боголюбский.
Начало XX века.
Мстера. Мастер - О.С. Чириков. На иконе внизу справа подпись: 'Писалъ Чириковъ'.
30,9 х 25,4.
Образ в составе минеи месячной находился в Мраморном дворце Санкт-Петербурга.
Икона поступила в Государственный Эрмитаж в 1941 г. из Гос. музея этнографии.
ГЭ. инв. ЭРЖ 2529.

 


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ
И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК

Материалы исследований

Сборник ?7

Научно-практическая конференция

 (28 ноября 2000 г.)

ВЛАДИМИР

2001


 

Т. П. Меркулова

Из истории мстерского икопописания.

(по материалам ГАВО)

Краткие сведения о Мстерском Иконописном промысле содержат фонды Владимирского, Суздальскою и Вязниковского духовного правления, Владимирского губернского и Мстерского волостного правления, Владимирского губстаткомитета, Владимирского губернского по промысловому налогу присутствия, личный фонд мстерских князей Ромадановских и некоторые другие.1 Более целостную информацию представляют из себя публикации личного почетного гражданина, члена многих научных обществ И.А.Голышева (1838-1896) в приложении к официальной части Владимирских губернских ведомостей. Заслугой исследователя, который больше всего интересовался статистикой, этнографией и археологией, был сбор материала, его классификация, выявление старинных актов и предметов. В его публикациях, посвященных иконописному промыслу, приводятся данные о различных видах и типах икон, количестве выпускавшейся продукции и ее качестве, называются имена некоторых современных автору иконописцев, а так же выявленных по старинным актам. Перечисляя различные категории ико-нописцев, он подробно описывает последовательность мпогооперационной работы над иконой, приводит таблицу соответствующих расценок. Его интересует процесс производства досок, кистей, красок, сусального золота и серебра, а так же существующая система офенской торговли иконами. Для улучшения состояния нконописания по инициативе И.А. Голышева во Мстере была открыта воскресная рисовальная школа и библиотека, которые просуществовали пять лет.

Несколько статей, посвященных иконописанию, было опублико-вано во Владимирских епархиальных ведомостях. В них идет речь о плачевном состоянии промысла, об усилиях Комитета попечитель-ства о русской народной иконописи по улучшению его состояния. В основном это перепечатки из других периодических изданий.

По единодушному свидетельству большинства дореволюцион-ных исследователей мстерский иконописный промысел существо-вал с XVIII в. О том, что еще в XVII в. мстерский промысел был мало известным свидетельствует умолчание о нем царского изог-рафа Иосифа Владимирова, который в своем обращении к Симо-ну Ушакову писал о существовавших в то время центрах, славив-шихся дурным письмом, отмечая только Шую, Холуй и Палех.2

И.А.Голышев приводит фамилии более 30 иконописцев по древ-ним актам 1718, 1724-25 и 1733 гг.3 В середине XIX в. 449 мстернев


 

официально значились иконниками4. По свидетельству Н.П.Кондакова в 1900 г. в Мстере числилось 600 иконописцев, но на самом деле почти все население из трех с половиной тысяч человек, кроме мастеров сапожного ремесла, жило за счет иконо-писи. В начале XX в. положение изменилось*.

К середине 1910-х гг. иконописное производство значительно сократилось. Это привело к уменьшению количества занятых в нем мастеров. В Вязниковском уезде в 1911 г. официально был зареги-стрирован 1271 иконописец, в 1912 г. - 1193, в 1913г. - 1159, а в 1914 г. - 766°. В 1914 г. во Мстере 34 мастерам были выданы промыс-ловые свидетельства, дававшие право держать иконописное, ри- зочеканное, фольгоуборочное или киотное заведение7.

Первые сведения о количестве выпускавшейся во Мстере ико-нописной продукции приходятся на середину XIX в. Исходный материал - "доски' изготавливали в разных местах: в деревне Боль-шие Мосты Макарьевского уезда Костромской губернии, в дерев-не Емельяново Гороховецкого уезда, в селах Верхний Ландех и Пистяки Вязннковского уезда Владимирской губернии. Доски при-возились с декабря до весны каждый день, в остальное время года по средам и субботам. В один день во Мстеру их доставляли от 20 до 50 пудов. Только в 1865 г. в течение зимнего времени и Велико-го поста в слободу было привезено более 1000 возов досок, по 500 штук в каждой, г.е. всего более 500000s. Известно, что в основном использовали липу, ее привозили из Вятской губернии, ольховые и осиновые доски доставляли из Гороховецкого уезда, кипарисо-вые экспортировали из Греции, иногда с Афона. Цена на обыч-ные доски была чрезвычайно низкая or 7,5 до 10 рублей за один воз. Голышев отмечал, что иконописцы, у которых были сред-ства, в зимнее время запасали для себя до 15000 досок*.

Готовая продукция исчислялась пудами. В 1875г. через железно-дорожную станцию Мстера было отправлено 15075 пудов икон, еще больше водным путем и на лошадях, всего 45225 пудов, что составляло 904500 икон различной величины. В 1879 г. соответ-ственно - 60264 пуда, т.е. 1205280 икон10.

Изготовление огромного количества икон было вызвано боль-шим на них спросом и отлично налаженной системой сбыта через офеней. Количество офенских поселений, окружающих Палех, Мстеру и Холуй, отвечало количеству иконописцев. 13 середине XIX    в. в них проживало в Ковровском уезде 4000 торговцев, в Вязниковском - 1000. Их годовые обороты доходили до 6 милли-онов рублей11. Только в последней четверти XIX в. (когда уровень офенской торговли стал снижаться) их насчитывалось более I50'2. В Малороссии их называли 'варягами', Белоруссии - 'маяками".


 

на Севере - 'торгошшными", в Сибири - 'вязниковцами' и 'суздальцами'. Маршруты торговцев простирались от Сибири до Бал-кан. Только в 1880 г. они отправлялись в Херсонскую губернию, а оттуда в Бессарабскую,область, Сербию, Болгарию и Румынию, а так же Ростов и Дон11. Разбогатевшие офени открывали свои соб-ственные иконописные мастерские, например, в 1879 г. в дерев-нях в окрестностях Мстеры было открыто 5 новых фольгоубороч-ных заведения14. Иногда офени заключали договоры с иконопис-цами 'на торговлю иконами в разъезд', в книге сделок и догово-ров Мстерского волостного правления за 1904-1908 гг. зафиксиро-ваны такие договоры15. Обычно они покупали иконы на ярмарках, выменивали за другие товары или брали у мастеров в долг под честное слово. Продавая иконы населению, офени могли поме-нять их на различные товары, так что старинное выражение 'вы-менять икону' могло быть наполнено буквальным смыслом.

Массовое производство икон низкого качества было вызвано в се-редине XIX в. появлением большого количества мастерских, на кото-рых это производство приобретало промышленные обороты. Такими Предприятиями являлись фольгоуборочные, ризочеканные, киотоуборочные заведения, мастерские по производству, коптели, фольги, сусального золота и серебра и т.д.и' Удешевление продукции - главное стремление фабрикантов-заводчиков - определяло ее низкий художе-ственный уровень. Подризные и подуборные иконы не пользовались популярностью у старообрядцев, но их очень активно продавали в Малороссию, жители которой имели традицию покупать каждый год одну или несколько икон ради хорошего урожая17.

Внедрение промышленного производства в сферу иконописи превратило мстерцев и мастеров других центров в заложников этого процесса. Иконописцы, выпускавшие дешевую продукцию, не вы-держивали конкуренцию печатных икон московских фабрик Жако и Бонакера. Об этом свидетельствует один интересный документ областного архива. В 1899 г. сельские общины Мстеры и Палеха отправили прошение в Синод с просьбой запретить выпуск пе-чатных икон, который обрекал на гибель местный иконописный промысел, лишал работы 3800 мастеров и грозил разорению 32000 жителей округи, так или иначе связанных с икопопнсанием18. В прошении было отказано, т.к. печатное производство было разре-шено духовной цензурой, а так же потому, что владельцы мос-ковских заведений принадлежали к римско-католическому и лю-теранскому вероисповеданию, т.е. являлись христианами. Только в 1903 г. вмешательство в копфликт Комитета попечительства о рус-ской иконописи сократило выпуск жестяных печатных икон, по дешевые мстерские фольговые иконы (по 20-30 копеек) по-пре-жнему не могли конкурировать с печатными изделиями19.


 

 

Из многих начинаний Комитета, направленных на улучшение состояния русской иконописи, наиболее удачно была проведена В жизнь идея организации учебно-иконописных мастерских, они были открыты в 1902 г. сразу в трех центрах. Во Меггере и Холуе мастерские заменили собой ранее существующие иконописные школы, которые с 1880-х гг. существовали на ограниченные сред-ства Владимирскою Братства Святого Александра Невского. Мстерский иконописец И. И. Мумриков предложил комитету новую про-грамму 7-летнего обучения, направленную на 'создание нового типа иконописца, более просвещенного вообще и более искусно-го в работе"-".Заведующим мстерской мастерской был назначен художник Н.К.Евлампиев. В Петербурге комитетом была открыта церковная лавка, в которой продавались лучшие работы мстерских иконописцев Бороздина. Брягина, Захарова, Купчихина, П.Мумрикова и А.Цепкова21,

Иконописное производство Мстеры, Палеха и Холуя, близко расположенных друг к другу, с течением времени, привело к по-явлению некоторой 'специализации', обусловленной целым ря-дом причин и традиции.

Иконописцы Мстеры, в отличие от палешан и холуян, в мень-шей степени занимались степным или иконостасным письмом. В од-ной из заметок 'Владимирских губернских ведомостей" за 1879 г. с прискорбием отмечалось, что древний Богоявленский храм, пост-роенный в 1682 г. во Мстере князьями Ромодановскими. 'стоит без росписи 200 лет". Автор заметки предлагает обратиться к ус-лугам палехских мастеров, 'которые занимаются стенописью по всей России" и могли бы расписать храм по эскизам, приготов-ленным И.А.Голышевым'. Одним из немногих примеров степного письма мстерцев является работа И.И.Костина в Суздальском Спасо- Евфимиевом монастыре в 1877 г. (источник не сообщает, какая имен-но роспись была выполнена), за которую он получил похвальное пись-мо от настоятеля архимандрита Досифея. В том же году мастер полу-чил заказ па изготовление иконостаса и живописи в теплом храме Владимирской Богоматери в слободе Мстере. II. И.Костин около 10 лет занимался отхожим стенописанием, но в работники к себе на-нимал в основном мастеров из Холуя'. Известно, что в 1762 г. мстерский иконописец Михаил Буданов написал образ Владимирской Богоматери для одноименного храма во Мстере24. Но главным об-разом. мстерский промысел был сориентирован на выпуск неболь-ших но размеру икон, рассчитанных на массовый сбыт или изго-товлявшихся под конкретные заказы.

Мстеру и Палех объединяло наличие разнообразных редких ико-нографических сюжетов, забытых мастерами других центров. Только здесь можно было добыть 'переводы" и заказать иконы на такие,
 
например темы, как Троица с деянием' Троица со входом, Триипостасное Божество, Отечество, Всякое дыхание да хвалит Гос-пода, Шестоднев, Недреманное око. Да молчит всякая плоть, Величит душа моя, Новы небеса и земля, Лоза истинная, еван-гельские события, Притча о Лазаре, Страсти, Принесение Убру-са, Происхождение честного животворящего Креста Господня, Изведение Петра, Ныне Силы Пебесныя, Усекновение главы И.Предтечи, Покров Божьей Матери, Чин Церковный, Чистота душевная, Лествица, Ангел Хранитель....и пр. и пр.25

Главной особенностью Мстеры являлись ее 'старинщики*' - осо-бая категория иконописцев, специализирующаяся на изготовле-нии подстаринных образов. Старинщики умели 'подфурить' или 'присмирить' икону, т.е. придать ей древний вид, поэтому их час-то называли 'подфурипками'. Эта категория иконописцев выпус-кала стилизованные иконы под старинные 'пошибы, так называ-ли подражание новгородскому, строгановскому, поморскому пись-мам. Они же были авторами откровенных имитации и подделок, занимались чинкой и "реставрацией' старинных икон. Подобной продукции выпускалось очень много, она очень хорошо сбывалась в старообрядческой среде. Для этих целей существовал специаль-ный промысел по сбору старых досок. В 1879 г., например, во Мстеру их было привезено более 2800026.

Превращение Мстеры в один из крупнейших в России центров старообрядческого иконописания объясняется во многом особым характером вероисповедания местного населения. В XVIII в. старо-веры составляли две трети всех жителей, а в середине XIX в,- около половины27.

Сохранившиеся архивные документы о местных старообрядцах очень обширны, это обстоятельство привело в 1905 г. к составле-нию их хронологической описи28. В основном это различные су-дебные документы, в которых идет речь об осуждении мстерских крестьян за открытие раскольничьих молелен, о конфискации книг, и кои, складней, о запрещении торговли неправильно пи-санными образами29. Постепенно число старообрядцев сокращает-ся, в 1914 г. в Вязниковском уезде их было официально зафикси-ровано 137330.

Старинщики умели особыми способами навести кракелюр, со-старить икону специально приготовленным темным лаком. Они могли искусно спилить тонкий слой с изображением со старой иконы, заменить его точной копией оригинала, который наклеив на другую доску, продавали заказчику. Старинщики сохраняли в тайне свои приемы. В.Т.Георгиевский предположил, что мастер Шитов не захотел принять его у себя в мастерской именно пото-му, что не хотел открывать свои профессиональные секреты11.

 

К началу XX в. изготовление подделок было поставлено в России на широкую ногу, большинство реставраторов-старинщиков были выходцами из Мстеры. Из этой среды вышли известные иконопис-цы А.И.Брягин, М.И.Дикарев, В.П.Гурьянов, братья Чириковы и Тюлины, которые постоянно работали в Москве и выполняли не только коммерческую, но и музейную реставрацию. Эти иконопис-цы участвовали в подготовительной работе по созданию нового ико-нописного подлинника, издание которого было начато Комитетом попечительства о русской народной иконописи32.

Подстаринные иконы чаше всего представляли из себя неболь-шие тщательно исполненные молельные образы, как бы продол-жающие традицию домашних икон XVII в., выполненные в техни-ке миниатюрного письма. Во Мстере мастеров-стариншиков, спо-собных написать икону хорошего качества, уважительно называли "мелочниками". Лучшими из них были признаны А.И.Цепков и

В.О.Шитов, славились так же мастерские Сусловых, Бороздиных, Мумриковых, Захаровых, Купчихиных.

Далеко не вся иконная продукция Мстеры отличалась высо-ким качеством. Производство икон низкого художественного до-стоинства, так называемых 'бузыринских писем'', 'подокладниц, 'подризниц" или 'краснушек" было гораздо внушитель-нее но количеству. Это современное пренебрежительное назва-ние от принятого в Мстере еще в 1865 г. наименования одного из сортов икон, писанных немногими красками, а более всего баканом и суриком, породило и сам термин. Сейчас к иконам- краспушкам относят памятники не столько за преобладание в них красно-коричневого цвета, сколько за манеру исполнения - быструю, традиционно-плоскостную, жидкой темперой, с обо-значенными черными и белыми линиями чертами лиц33. Такую продукцию в Мстере выпускали в мастерских Ханихина, Сосиных, Каткова, Сенькова. Фабрика Крестьянинова славилась ико-нами типографского производства34. Крестьяниновым во Мсте-ре принадлежало несколько мастерских35. О серийности таких икон свидетельствует, по мнению Е.Ф.Каменской, надпись на одной из икон ПТ 'Воскресение. Сошествие во ад' - 'Москва. А.О. Крестьяниновь. Фабрики в с. Мстере Вл. губ."зг\

Из сохранившихся икон мстерского производства очень незна-чительное число подписных . В нашей коллекции их пять. Иконы И. М. Янинова 'Дмитрий Солунский с чудом" сер. Х1Хв., В.П.Гурь-янова 'Деисус. Распятие с предстоящими" 1898 г., М. Кирикова (?) 'Великомученник Христофор" рубежа XIX-XX вв., а так же копия 'Троицы" работы Л.И.Брягина займут свое место в суздальской экспозиции, посвященной поздней иконописи. 'Святая Троица" 1904 г. В. Г. Голубева - в экспозиции Мстерского художественного музея, в собрании которого подписные иконы Н.П.Клыкова, И.Н. и В.Н.Морозовых, И.А.Фомичева, А.Ф.Котягина, А.М Меркурье-ва, И.П.Догадина, В.Н.Сосина и некоторых других менее извест-ных иконописцев.

 

Отсутствие иконописного архива во Мстере аналогичного са-фоновскому в Палехе, в котором подробно фиксировались конк-ретные заказы мастерам37, усложняет определение авторства. Ис-следование перечисленных материалов областного архива, доре-волюционной литературы позволило автору составить алфавит-ный список мстерских иконописцев и владельцев мастерских XVIII-начала XX вв., в нем 210 фамилий. В этот список включены так же имена авторов или владельцев иконописных прорисей, имею-щихся в Мстерском музее. Коллекция прорисей Мстерского музея на-считывает 87 экземпляров (КП-1311). Она состоит из припорохов, пе-реводов и одного карандашного рисунка. Более половины листов име-ют рукописные подписи, обозначающие исполнителя или владельца.

На нескольких переводах стоит личный штамп мстерского ико-нописца Котягина с текстом 'Иконописец Александр Федорович Котягин. В слободе Мстере Владимирской губернии. ' А. Ф. Котягин и (1882-1943), известный в советское время художник-миниатюрист, мог изготовить или приобрести переводы не только во Мстере, по и в Москве, т.к. с 1903 по 1915 гг. он работал в московских иконо-писных мастерских38. Подписи Бороздина, Тюлина, Овчинникова, Морозова, Клыкова, Меркурьева, Кафтанова, Шадрина позволя-ют предположить их бытование во второй половине XIX - начале XX   вв. Семеновы, Июдины известны еще по актам XVIII в. как крепостные иконописцы князей Ромодановскнх30.

Расписка мстерского крестьянина Клыкова о передаче в уче-ники сына Александра иконописцу Артемию Курбатову, датиро-ванная серединой XIX в., рукописный текст которой написан на оборотной стороне припороха Богоматери Живоносной Источ-ник, единственный экземпляр рабочей прориси, которым распо-лагают фонды ВСМЗ.

Список кустарей и ремесленников Мстерской волости за 1926 г. сообщает нам лишь четыре фамилии мстерских иконописцев (Коз-лов И.Ф., Рачков М.И., Гурьянов Т.Я., Морозов Д.Г.), а так же двух владельцев фольгоуборочных (Котков И.Ф., Медведев О.М.) и трех ризочеканных (Клевакин Н.Ф., Крестьянинов П.П., Ми-ронов И И) заведений, в которых работало от 2 до 6 человек40.

В 1923 г. И.И.Брягин в одной из публикаций журнала 'Наше хозяйство' отмечал плачевное положение мстерских иконопис-цев, которые вынуждены расписывать куклы и живописные до-машние украшения, не расчитанные на массовый сбыт41. В ходе всесоюзного обследования мелкой кустарной промышленности в 1927 г. обнаружилось полное отсутсвие мастеров, выполнявших иконы, написанные от руки. Отмечалось более благоприятная си-туация в производстве фольговых икон, сравнительная дешивизна которых и широкий спрос на Украине и в Сибири, позволил достичь 10-15% довоенного уровня 1914 г. Временное возрожде-ние производства дешевых икон объяснялось наличием некоторо-го запаса материалов: фольги, киотов, старых типографских кар-тинок. На смену иконописному промыслу пришли новые: сапож-ный, кожевенный, а также сохранявшийся по прежнему выши-вальный42.

Примечания

I     Фонды ГА BO: Р-680. 6IS. 560, 561. 303, 431, 40, 911.

2.  Овчинникова Г..С Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве. //Древнерусское

искусство. XVII в М..1%4. С 33

3.  Голышев П.А. Суздальская иконопись. // Ежегодник Владимирского губернс-

кого статистического комитет'. Выпуск I. Владимир, 1875. С.216-217

4.  Илларионов 13. (Георгиевский В Т.) Иконописцы-суздальцы //Русское обозре-

ние 1895. Т.32. Март-апрель. С. 188

5.  Кондаков Н.П Современное положение русской народной иконописи. 1901. С.26-31

6.  ГАВО. Ф.-431. Он.1. Д 1615. Л.22: Д. 174Г. Л 4; Д.1775. Л.5: Д 1816 Л 13

7.  ГАВО. Ф -680 ОП.1.Д.5. JI.I-25

8.  Голышев И. Материалы для статистики Торговля досками для икон в слободе

Мстере, Вязниковского уезда. // ВГВ, 1866. ?4

9.  Там же.

10. Голышев И.А О рисовальных школах для улучшения иконописания в Вязни- ковском уезде. // ВГВ, 1881. ?8

11. Тихонравов В Т. Офени Владимирской губернии. // Владимирский сборник. Материалы для статистики, энтографии, истории и археологии. Владимир, 1855. С.22

12. Тарасов O.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России М. 1995. С.201

13 Голышев И О новых кустарно-промышленных заведениях в Вязниковском уезде.// ВГВ. 1880. ?40

14. Голышев И Вести из губернии. Слобода Мстера. // ВГВ, 1879. N'18

15. ГАВО. Ф- 680. Оп.1. Д.З. J1 7- 8, 40- 41. 51- 52. 53, 99-100, 132-134, 169-170

16. О некоторых таких заведениях сообщал Голышев И А.: Сусальное производ- ство и промышленность в слободе Мстере. //ВГВ, 1868. ?40: Производство кистей, употребляющихся для иконописи, производство слободы Холуя. // ВГВ, 1869г. ?17: Коптель или конченое серебро, употребляющееся вместо золота для иконописи в сл. Мстере и др. селениях Вязниковскою уезда. // ВГВ. 1869г. ?17: О фолежных иконах. // ВГВ, 1874. ?3: Фолежпые заведения в слободе Мстере. // ВГВ, 1880. ?31

17. Голышев И Производство фоль      говых икон всл. Мстере.// ВГВ, 1871. ?47

18. ГАВО. Ф - 40. Он. I. Т 15. Д. 19311. Jl. I -7

19. Мстерские инконники, // BF.B, 1906. ?19. С.280-282

20 Известия Высачаише утвержденного Комитета попечительства о русской ико-нописи Выпуск I С - П . 1902 С.92-93


 

21. Владимирские иконописцы и Комитет попечительства о русском иконописи. / /ВЕВ, 1905. ?8. С.227

22. Вести из губернии. // ВГВ, 1879. ?15

23. Живописное и иконописное заведение в слоболе Мстере Вязниковского уезда. // ВГВ, 1877. ?48

24. Иконы с надписями в Вязниковском и Гороховецком уездах. // ВГВ, 1871. ?20

25. Кондаков П.П. Указ. соч. 1901. С.41-42

26. Голышев П.А. О рисовальных школах для улучшения иконописания в Вязни- ковском уезде. // ВГВ, 1881. ?8

27. Безобразов В.П. Из путевых записок. //Русский вестник. I%1. Т.34. С.296; Тара-сов 0.10. Ук. соч. С. 160

28. Сахаров Ф.К. Хронологическая опись дел о расколе, хранящихся в архивах губернского г.Владимира. 4.1. (1720-1855). Владимир, 1905.

29. ГАВО. Ф-40. Оп.1. Т. 10. Д.11950. Л.1, 2, 16, 34, 48; Г. 12. Д. 16750. Ф.-560. Оп.2. Д. 17. Л.34, 54, 55

30. ГАВО. Ф.-431. On. I. Д. 1816 Л.4

31. Голышев И.А.Богоявленская слобода Мстера. История, древности, статисти-ка, этнография. Владимир, 1865. С. 104

32. Илларионов В. (Гергиевский В Т.) Указ. соч. 1895. С.221

33. Цоднкович В.К. Русское церковное искусство XVII- начала XX вв в немузей- ных собраниях Ульяновской области. Каталог. Ульяновск, 1991. С.40,133; Ка-менская Е.Ф. Иконы- краснушки. // Вопросы русского и советского искусства. Выпуск Ш. М.,1974. С.68, 75

34. Бобров Ю Г Основы иконографии древнерусской живописи. Спб.,1995. С.141-149

35. В 1914г. им принадлежали 3 ризочеканные и 1 фолгоуборочная мастерские. ГАВО. Ф.-680. On. I. Д.5. Л.4, 11, 23

36. Каменская Е.Ф. Иконы-краснушки. //Вопросы русского и советского искусст-ва. Выпуск III. М. 1974. С.74-75, 78

37. Иконопись Палеха из собрания ГМПИ. М. 1994. С.140-141

38. Искусство Мстеры. Каталог экспозиции МХМ. Владимир, 1996. С. 198

39. Труды Владимирского губернского статистического комитета. Выпуск IV. Вла-димир, 1865. С.132//ВГВ. 1873. N.22.

40. ГАВО. Р-911. Оп.1. Д. 176. Л.43-49

41. Брягин Н. Кустарное производство в посаде Мстера. //Наше хозяйство. 1923. N.6. С.80

42. Гурин И. Кустарная промышленность Вязниковского уезда. //Наше ХОЗЯЙСТВО. 1922. N.5-6. С.90; Захаров М.А., Скипетров А.М. Кустарные промыслы п. Мстеры в их прошлом и настоящем. //Мстерский край. Сборник краеведческих мате-риалов. Владимир, 1929. С.63

Приложение

Алфавитный указатель мстерских иконописцев и владельцев мастерских:

Алексеев Александр (из Москвы, уп. в 1724 г.)

Алябьев Иван Федоров (ум. в 1740 г.)

Алябьев Семен Федоров (ум. в 1740 г.)

Антоновский Александр (ум. 1906-1907)

Антоновский Федор Васильевич (1890-1949)

Артемьев Иван (XIX в.)

Афанасьев Яков (прорись)

Баранов Федор ? (прорись)

Батрак (сын) Федор Иванов (прорись)

Батраков Иван Федоров (прорись)

Белой IИван (ум. в 1895 г.)

Белов Иван Васильевич (ум. в 1914 г.)

Бороздин Василий (ум. в 1895 г.)

Бороздин Иван Петрович. И.П.Б. (ирорись)

Бороздин Петр (ирорись)

Ворошим Петр Кузмич (прорись)

Брягин Александр Иванович (1888-1948)

Буданов Михаил (ум. в 1762 г.)

Голубев Василий Григорьевич (1886-1939)

Голышев Александр Семеном (ум. в 1737 г.)

Голышев В.Ф. (кон.XIX-нач.XX вв.)

Голышев Александр Кузьмич (ум. в 1876 г.)

Голышев Григории Федорович.

Голышев Иван Васильевич (186I-I920)

Голышев Иван Семенов (ум. в 1732 г.)

Голышев Иван Александрович (1838-1896)

Голышев Коз ь       ма Иванович (ум. в 1826 г.)

Голышев Михайло Семенов (ум. в 1741 г.)

Голышев Николаи Васильевич (ум. в 1906)

Голышев Семен Григорьев (ум. в 1743 г.)

Голышева E.И.

Гурьянов Василии Павлович (1866-1920) г.Москва

Гурьянов Иван Федорович

Гурьянов Николай Тимофеевич (1900-1973)

Гурьянов Тимофей Яковлевич (уи. в 1926 г.)

Гусев Гаврила Максимов (прорись)

Демидов (прорись)

Демидов Иван Викторович (ум. в 1914 г.)

Демидова Татьяна Павловна (ум. в 1914 г.)

Дикарев Михаил Иванович (кон. XIX - нач. XX вв.) г.Москва Дмитриев Григорий Тимофеевич (1888-1939)

Догадип П.П.

Дьяков А.

Егорычев Иосиф Иванович (1897-1972)

Зайцев Василий Васильевич (ум. в 1906 г.)

Захаров Александр Федорович (ум. в 1906 г.)

Захаров Михаил Александрович (ум. в 1914 г.)

Зеленцов Михаил Егорович,

Иванов Андрей (ум. в 1740 г.)

Иванов Иван, сын Калитин (ум. в 1743 г.)

Иль   и      н Иван (ум. в 1741 г.)

Ильичев И.Г.

IИюлин Иван Константинович (прорись)

Июдин Константин Михаилович (прорись)

Июдин Сила Михайлович (прорись)

Калитин Василии Иванов (ум. в 1739г.)

Калитин Иван Иванов (ум. в 1741 г.)

Кафтанов Андрей (прорись)

Кибирев Василии Михаилович (ум. в 1914 г.)


 

Кибирев Осип Елисеевич (ум. в 1914 г.)

Кибирев Федор Васильевич (ум. в 1914 г.)

Кибирев Яков (ум. в 1895 г.)

Кириков Василии Осипович

Кириков Иван Осипович

Кириков Михаил Осипович

Кириков Осип

Кирпков Феоктист Иванович

Киселев А.А. (прорись)

Киселев П. И..

Клевакин Николаи Федорович (ум. в 1926 г.)

Клевакин Федор Осипович (ум. в 1914 г.)

Клыков (прорись)

Клыков Александр (ум. в 1858 г.)

Клыков Иван Николаевич (1889-1960)

Клыков Николаи Прокофьевич (1861-1944)

Козлов Иван Федорович (ум. в 1926 г.)

Козлов Федор (ум. в 1895 г.)

Костин П.И. (ум. в 1877 г.)

Котков Евгении Федорович (ум. в 1914 г.)

Котков Иван Федорович (ум. в 1914 г., 1926 г.)

Котягин Александр Федорович (1882-1943) (прорись)

Котягин Афанасий (прорись)

Котягин И.П.

Крестьянинов Василий Семенович

Крестьянинов Иван Федорович (ум. в 1914 г.)

 Крестьянинов Осип Яковлевич (ум. в 1914 г.)

Крестьянинов Петр Иванович (ум. в 1914 г., 1926 г.)

Крестьянинов Яков Иванович (ум. в 1914 г.)

Крестьянинова Аграфена Ивановна

Кротов Василии Матвеевич (1884-1969)

Кротов Михаил Иванович (1879-1936)

Кротов Федор Степанович

Крюков Иван меньшой (ум. в 1741 г.)

Кузмин Егор (прорись)

Кузмин Игнатий (прорись)

Кузнецов Филипп (прорись)

Куликов Александр Николаевич (1888-1959)

Кульпин Григорий Федорович (ум. в 1743 г.)

Куприянов Андрей Иванов (ум. в 1739 г.)

Курбатов Артемий (ум. в 1858 г. и в1895 г.)

Лебедев Григорий (ирорись)

Леонтьев Федор Александрович (ум. в 1914 г.)

Медведев Осип Михайлович (ум. в 1914 г., 1926 г.)

Меркурьев Александр Михаилович (1892-1979)

Меркурьев Михаил (прорись)

Миронов Иван Иванович (ум. в 1926 г.)

Миронов В.И. (ум. в 1895)

Миронов Василий Васильевич (ум. в 1914 г.)

Миронова Евдокия Федоровна (ум. в 1914 г.)

Михаилов Ермолай (прорись)

Мокряков Иван Александрович (ум. и 1914 г.)

Мокряков Иван Васильевич (ум. и 1914 г.)

Мольков Степам Тимофеевич (ум. в 1914 г.)

Морозов Дмитрий Григорьевич (ум. в 1914 г.)

Морозов Александр Николаевич

Морозoв Василий Николаевич (1871-1932)

Морозов Дмитрий Григорьевич (ум. в 1926 г.)

Морозов Ефим (прорись)

Морозов Иван (прорись)

Морозов Иван Николаевич (1884-1962)

Морозов Михаил Николаевич (1881-1932)

Морозов Никита (прорись)

Мумриков Насилий Иванович

Мумриков Иван Егорович ( 2 пол. XIX в., ум. в 1906 г.)

 Мумрнков Михаил Никитич ( 2 иол. XIX в.)

Мумриков Петр Иванович (ум. в 1914 г.)

Мумрикова Александра Федоровна (ум.  1914 г.)

Мумрпкова Анна Николаевна (ум. в 1914 г.)

Никифоров Насилий (ум. в 1725 г.)

Никифоров Савелий (ум. в 1718 г.)

Новиков Д. (прорись)

 

 

 

 

 

 

Овчинников Насилий Никифорович (1885-1952) Овчинников Насилий Сергеевич (ум. в 1895 г.) Овчинников Иван (прорнсь. ум. в 1895 г.)

Овчинников Сергей Никифорович Панкраюв Иван Федоров (ум. в 1742 г.)

Панкратов Федор Нвапов (ум. в 1739 г.)

Панкрышев Андрей Петрович (14.10.18X6-21.01.1954) Памкрышев Иосиф Андреевич Панкрышев Петр Андреевич Панкрышев Федор (ум в 1895 г.)

Панфилов Ивап (ум. в 1895 г.)

Побединский Афанасий (ум. в 1895 г.)

Подковырин И .Д.

Итахин Н Е.

Рачков Михаил Иванович (ум. в 1926 г )

Рожков Андрей Грнгорьв (уп. в 1740 г.)

Рожков Андрей Иванов (ум. в 1742 г.)

Рожков Иван Григорьев (ум. в 1741 г.)

Руном Насилий Имамов (уи. в 1743 г.)

Самим Насилий Нманомпч (1883-1961)

Селиванов Алексей Васильевич ум. в 1906 г.)

Семенов Николаи (прорись)

С еменов Симон (ум. в 1718 j.)

Сеньков Александр Семенович (1882-1953)

Сеньков B.C.

Сеньков П.C.

Серебряков Иван Алексеевич (1888-1967)

Сидоров Порпс (уп. в 1737 г.)

Сидоров Иван (ум. в 1740 г.)

Сидоров Яков (уп. в 1732 г.)


 

Смирнов Андрей Васильевич (прорись)

Смирнов Филипп Яковлев (прорись)

Смолин И. (ум. в 1895 г.)

Совин В.Н.

Сосин Василий Дмитриевич Сусальников Иван (уп. в 1737 г.)

Суслов Иван Михайлович Суслов Иван Степанович

Суслов Степан Алексеевич (ум. в 1906 г. и в 1914 г.)

Терентий (прорись)                                                                            У

Титов Григорий (уп. в 1725 г.)

Торговцев Дмитрий Иванович (ум. в 1895 г.)

Тюлин Алексей Васильевич (ум. в 1918 г.) г.Москва Тюлин Иван Васильевич (уп. в 1914 г.)

Тюлин Иван Яковлевич Тюлин Михаил (прорись)

Тюлин Н.Д.

Тюлин Яков Васильевич (1820/30-1890/96 )

Ушаков Степан Куприянов (ум. в 1741 г.)

Филимон (прорись)

Фомичев Андрей Егорович

Фомичев Иван Александрович (1890-1972)

Цепков Александр Игнатьевич (нач. XX в., уп. в 1906 г.)

Lien ков Дмитрий (ум. в 1895 г)

Цепков Михаил Иванович (I860-?)

Цепков Петр Иванович (1880-1955)

Цепков Федор Александрович (ум. в 1906 г. и в 1914г., ум. в 1919 г.) Челноков Федор Чернышов П.В.

Чириков Григорий Осипович (1882-1936) г.Москва Чириков Иван Иванович Чириков Михаил Осипович. г.Москва Чириков Николай Иванович (уп. в 1914 г.)

Чириков Осип Семенович (ум. в 1903 г.) г.Москва Чиркин Александр (уп. в 1895 г.)

Чиркпн Николай (прорпсь)

Шадрин Петр

Шевяков Андрей Иванов (ум. в 1737 г.)

Шитов Василий Осипович (ум. в 1914 г., ум. в 1917/18 г.)

Шадрин М.М.(прорись)

Юдин Иван Константинович (прорись)

Юдин Илья (уп. в 1725 г.)

Юдин Константин Михайлович (ум. в 1846 г., прорись)

10кин Павел Иванович (1885-1845) г.Москва

Юрин Василий Степанович

Юрин Евгений Васильевич (1898-1983)

Яниов Иван Васильевич

Янцов Иван Михайлович (сер.Х1Хв.)

Яниова Прасковья Васильевна (ум. в 1914 г.)

Яниова Прасковья Иосифовна (ум. в 1914 г.)

 

 
 
    Напишите нам Гостевая

     

 





В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн. АРХИВЫ.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945
https://www.ok.ru/video/237712249124
военно-технические журналы XIX - начала XX вв. из фондов библиотеки http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23.php
http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23photo/20.jpg