На главную
 

ООО 'МСТЁРСКАЯ ВЫШИВКА' 'МСТЁРСКАЯ ВЫШИВКА', ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Телефоны: (49233) 5-03-55, (49233) 2-04-66
Адрес: 601408, ВЛАДИМИРСКАЯ область, ВЯЗНИКОВСКИЙ район, рп. МСТЁРА, пл. ЛЕНИНА, 11
Уникальный мстёрский промысел - под угрозой исчезновения
15.02.2013
ГТРК 'Владимир'
Автор: Вера Куликова, Александр Чернышев
Сохранить

Тег TABLE
Мстёрская вышивка - традиционный русский промысел, которому больше двух веков, под угрозой исчезновения. Строчевышивальная фабрика закрылась. Уникальные мастера оказались на улице.
Раньше во Мстёре вышивали в каждом доме. Поселок - центр традиционной
русской вышивки. Но сейчас каждая такая вышивка - на вес золота, говорит Ирина Юдина. Искусство "умирает". Знаменитая строчевышивальная фабрика давно закрыта. 200 уникальных мастеров оказались на улице
br> 'Исчезает вышивка, - говорит вышивальщица Вера Каткова. - Никто не хочет учиться этому. Конечно, жалко. Очень красивые вещи'.
Промысел появился еще в XVIII веке. Благодаря монахиням женского монастыря Иоанна Милостивого во Мстере.
Теперь уникальную белую мстерскую гладь с миниатюрными растительными узорами по маркизету и батисту можно увидеть только в музее. Ирина Юдина-уроженка Мстеры. Художник по вышивке, в прошлом- миниатюрист. Игла и нить поддаются только виртуозам.

 
И потому на выставках под работами всегда стоят две фамилии: художника и мастера. По эскизам Юдиной вышито не одно полотно. Но теперь, сетует Ирина, эту работу выполнять некому.
'Исчезают хорошие вышивальщицы, как мы говорим, с хорошим техническим выколом, то есть от природы данными, как у художника любого кисть должна правильно держаться в нужном месте, карандаш, и также вышивальщицы', - говорит Ирина Юдина.
В училище уникальную профессию стараются сохранить. Но с уходом последнего специалиста традиции могут исчезнуть. Во Мстере очень надеются на помощь государства. Уникальные губернские промыслы- не сувенирный ширпотреб.
Это народные корни. Такому искусству необходимы опека и финансирование. И если не принять срочные меры, секреты цветной владимирской и мстерской белой глади могут пропасть навсегда.

Из цикла передач о промышленных предпиятиях района. ООО 'Мстерская вышивка'.
"Промзона". Передача от 17.10.2013
Прошлое и настоящее старейшего в России предприятия народных промыслов с богатейшими традициями ООО 'Мстерская вышивка'. "А у нас сохранять некому. Вот, у нас один бизнесмен занялся, но у него нет такого заказа, чтобы такое количество держать, и платить зарплату просто так. 10 вышивальщиц было у него в цеху. Он пытался сохранить,
но в общем не получилось", - рассказывает Ирина Юдина, член Союза художников России, замдиректора Мстёрского филиала высшей школы народных искусств.

Из 10 вышивальщиц остались две. Одна из них - Вера Каткова. Благодаря ее искусным рукам стежок за стежком рождаются икона, рушник, русская рубашка.

"Исчезает вышивка. Никто не хочет учиться этому. Конечно, жалко", - сетует Вера Каткова.
МСТЁРСКАЯ ВЫШИВКА- традиционный русский вышивальный промысел, сложившийся в Мстёре.

История промысла насчитывает несколько столетий. Его основу заложили в 18 веке монахини женского монастыря Иоанна Милостивого, украшавшие золотым и серебяным шитьем по бархату и атласу предметы церковного ритуала - хоругви, плащаницы, воздухи.

Вышивка

.
ВЫШИВКА

Вэято отсюда
Вышивка – один из старинных видов народного искусства. В каждой местности женское рукоделие имело свои отличительные черты, выражавшиеся в предпочтении определённых мотивов орнамента, техники исполнения и цветового решения шитья. К концу XIX века Мстёра славилась вышивкой белой гладью. В редкой семье не было мастерицы, владеющей сложными приёмами работы в этой технике. Вышивание белой нитью по тонкой ткани стали называть «мстёрской белой гладью».
Мстёрская вышивка. Т. М. Дмитриева-Шульпина. Накидка.
Мстерская вышивка гладью зародилась в монастыре святителя Иоана Милостивого.
Гладь – двусторонний шов, стежки которого кладутся плотно друг к другу в горизонтальном или вертикальном направлении по рисованному контуру. Она оживляется разнообразными «сетками» и «разделками». «Владимирский шов» - второй характерный для Мстёры тип вышивки, с преобладанием свободно построенного растительного орнамента. В основу техники положена односторонняя гладь, при которой на лицевой стороне выполняются крупные стежки, а на изнаночной – мелкие, напоминающие пунктир. «Владимирский шов» - яркая вышивка мулине или шерстью, основу колорита которой составляет красный цвет, а вспомогательными являются синий, жёлтый, зелёный. Начало современному промыслу положено в 1923 г., когда была организована «Образцовая артель художественной вышивки» (позже – Строчевышивательная фабрика имени Н.К.Крупской). здесь изготавливали столовое бельё, покрывала, портьеры, женское лёгкое платье, мужские рубашки. В 1940-1950 – е гг. мастерицы обращаются к темам сказок, песен, продолжает развиваться и орнаментальное направление. Популярны мотивы живой природы: причудливые цветы и травы, поющие птицы на ветках яблонь. В последующие два десятилетия появляются оригинальные художественные композиции, старинные техники обогащаются новыми приёмами. Возрождается дореволюционный вид вышивки – «русская гладь». Это разновидность счётной вышивки, в которой весь узор выполняется плотно прилегающими друг к другу стежками, идущими в одном направлении. Использование толстых шерстяных нитей делает рисунок объёмным. В 1990-е гг. мастерицы, стремясь к сохранению особенностей традиционной вышивки, возвращаются к украшению предметов одежды. Большой вклад в развитие промысла внесли художники Л.А.Ерофеев, А.И.Кислина, Н.М.Коткова, В.Н.Носкова. особое место среди них занимал заслуженный художник России, педагог Т.М.Шульпина. коренная мстерянка, одарённая ярким талантом, она всю жизнь посвятила вышивке. В 2003 году фабрика преобразовалась в ООО «Мстёрская вышивка». Продукция выпускаемая объединением, пользуется большим успехом. Её успех – в самобытности, являющейся одной из граней богатой народной культуры древней Владимирской земли. Мастерицы, опираясь на многовековой опыт, создают авторские произведения, которые экспонируются на специализированных выставках.
Шульпина Т.М. (1913 – 1999 гг.). Вдоль деревни. Ковёр. 1969 г. Ткань смесовая, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Ерофеева Л.А. (1948 г.р.). Полотенце декоративное. 1986 г. Лён, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Шульпина Т.М. Бой петухов. Панно. 1969 г. Ткань шерстяная, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Коткова Н.М. (1928 – 2000 гг.). Полотенце декоративное. 1983 г. Лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Юдина И.И. Цветы. Настольник. 1995 г. Лён, нити шерстяные, мулинэ шёлковое, вышивка ручная «русская гладь».
Ерофеева Л.А. (1948 г.р.). Настольник декоративный. 1979 г. лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Шульпина Т.М. (1913 – 1999 гг.). Золушка. Панно. 1977 г. Маркизет, нити хлопчатобумажные, вышивка ручная «белая гладь».
Шульпина Т.М. (1913 – 1999 гг.). Миллионы алых роз. Панно. 1983 г. Маркизет, мулинэ, вышивка ручная «белая гладь».
Коткова Н.М. (1928 – 2000 гг.). Весенние зори. Полотенце. 1983 г. лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Кислина А.И. (1939 – 1992 гг.). Птичий отдых . Панно. 1984 г. Лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Коткова Н.М. (1928 – 2000 гг.). Дружная семейка. Наволочка. 1960-е гг. Ткань шерстяная, лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Шульпина Т.М. (1913 – 1999 гг.). Бам. Панно. 1975 г. Флахтух, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Кислина А.И. (1939 – 1992 гг.). Сказочноею полотенце. 1974 г. Лён с лавсаном, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».
Шульпина Т.М. Мстёра. Панно. 1972 г. Флахтух, мулинэ, вышивка ручная «владимирский шов».

 

Вышивка белой гладью. В сер. 19 в. в Мстере сложился местный тип вышивки белой гладью с миниатюрными растительными узорами по тонким белым хлопчатобумажным тканям - маркизету и батисту. Изысканные гирлянды и букеты украшали постельное и столовое белье, портьеры, женскую и детскую одежду. Сложной техникой мстерской белой глади владели большинство жительниц села, а традиционное для монастырского шитья высокое качество сделало их продукцию очень популярной на российском рынке.

Организация артели
В 1923 в Мстёре была организована артель художественной вышивки (ныне строчевышивальная фабрика). До середины 1930-х гг. изделия мстёрских вышивальщиц в основном шли на экспорт.В 1940-1950-х гг. в мстёрскую белую гладь пришли сюжетные мотивы - темы из русских сказок, песен, жанровые сцены.

Сохранились и традиционные травные орнаменты, в которые часто включаются миниатюрные фигурки птиц. Использование "владимирского шва"В 1950-х годах мстёрские мастерицы стали использовать технику цветной владимирской глади, прежде широко бытовавшую на Владимирщине (в настоящее время сохранилась также в г. Александрове).

Так называемые "владимирские швы" - яркая красочная вышивка крупными стежками красной нити (мулине, пасма, шерсть) с небольшими вкраплениями синего, зеленого и желтого цветов - применяются преимущественно для оформления женской одежды и столового белья.
"Русская гладь"
В то же время в Мстёре сложился и новый тип вышивки - "русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперед иголку" по прямой нити ткани рядами стежков, плотно прилегающими друг к другу.
Вышивку дополняют разнообразные "разделки" - стяги, мережки, ажурная сетка или сетка по ткани.Большой вклад в развитие мстерской вышивки внесли художницы В. Н. Носкова, Т. М. Дмитриева-Шульпина, Н. М. Короткова, виртуозные вышивальщицы В. Г. Живарева, З. П. Сенькова, Е. В. Зайцева, Т. С. Воронина и др.
Литература: Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры. М.; Л., 1934. Воронова Л. И. Владимирские швы. М., 1952Воронова Л. И. Мстерская белая гладь. М., 1954. Работнова И. П., Яковлева В. Я. Русская народная вышивка. М., 1957. Н. В. Гаевская, А. Л. Иорданский.
Замечательным мастером-художником была Татьяна Мефодиевна Дмитриева-Шульпина, автор многочисленных произведений.

Нажмите на фотографии

Декоративный дар и высокое мастерство. Над ними парящий в звездном небе голубь мира - символ дружеского визита землян на другие планеты. Внизу праздничное веселье - с цветов в быстром танце кружатся дети. Над толпой взлетают разноцветные воздушные шары, между ними порхают птицы.

Легкий, изящный, словно нарисованный таким пером узор; свободная, построенная на равновесии орнаментальных элементов композиция с большими пространствами открытого фена; красота фактуры, точность рисунка - вот те средства декоративной выразительности, которые применила художница в решении этого произведения.

И все эти средства подчинены символической трактовке темы большого идейного звучания - сказки, превращенной советским человеком в быль. Так по-своему раскрываются в вышивке значительные события в жизни нашей страны.

Успех этого произведения, как и других Т.М.Дмитриевой Шульданой, во многом зависел от того, что она сама выполнила свой проект в материале, соединив свойства художника и мастера, творчески найдя соответствующие технические возможности для осуществления своего замысла. Как и мастерицы прошлых веков, она стремилась к сказочному преображению действительности, наделив образы реальности высокой поэзией.

Каждая новая тематическая композиция Т.М.Дмитриевой Шульпиной свидетельствует об особом декоративном даре и высоком мастерстве талантливой художницы. При соприкосновении с ее произведениями зритель каждый раз открывает для себя особый мир чудес, свидетельствующий о безграничных возможностях народного творчества. И хотя талант Т.М.Дмитриевой Шульпиной - явление особое в искусстве художественных промыслов, ее творческие поиски и находки характерны для современного пути развития народной вышивки.

Промысел появился еще в 18-м веке. Благодаря монахиням женского монастыря Иоанна Милостивого во Мстере. Теперь уникальную белую мстерскую гладь с миниатюрными растительными узорами по маркизету и батисту можно увидеть только в музее.

Ирина Юдина - уроженка Мстеры. Художник по вышивке, в прошлом - миниатюрист.

Игла и нить поддаются только виртуозам. И потому на выставках под работами всегда стоят две фамилии: художника и мастера. По эскизам Юдиной вышито не одно полотно. Но теперь, сетует Ирина, эту работу выполнять некому.

"Непосредственно хорошие вышивальщицы, которые, как мы говорим, с хорошим техническим выколом, от природы одарены. Как у художника любого кисть должна правильно держаться в нужном месте, карандаш, итакже вышивальщицы", - говорит Ирина Юдина.

В училище уникальную профессию стараются сохранить. Но с уходом последнего специалиста традиции могут исчезнуть.

"Мы берем все равно с разрешением начальства по одному, два человека. То
есть сколько придет, столько и учим на вышивальном отделении. Мы пытаемся, мы сохраняем фонды дипломных работ. У нас большие фонды. Естественно, ничего не продаем. На выставках с ними мы все время участвуем. Музей местный нашими фондами пользуется", - замечает Ирина Юдина - ДОЧЬ ХУДОЖНИКА Игоря Дмитриевича Юдина (1927-2007)

ОВЧИННИКОВА (Леонтьева) Вера Ивановна (р. 1938) Мастер ручной художественной вышивки. Родилась в Мстёре. Училась на вышивальном отделении Мстёрской художественной профтехшколы
(1955-1957). Работает на строчевышивальной фабрике им. Н.К.Крупской с 1957 г. Участник художественных выставок с 1977 г.
OVCHINNIKOVA (Leontyeva), Vera (b.1938) Art needlework master. Born in Mstiora. Left the embroidery de-partment of the Mstiora Vocational Art School (1955-1957). Em- broideress of the Embroidery Factory named after N. Krupskaya since 1957. Art exhibitions participant since 1977.
Во Мстёре очень надеются на помощь государства. Уникальные губернские промыслы - не сувенирный ширпотреб. Это народные корни, раритеты.Такому искусству необходимы опека и финансирование. И если не принять срочные меры, секреты цветной владимирской и мстерской белой глади могут пропасть навсегда.
Вера Куликова, Александр Чернышев


Мстера без лакировки
Знаменитый центр художественных промыслов спасет творчество От мастера требуется создать новое художественное изделие, следуя вековым традициям. Фото: Владимир Смирнов
От мастера требуется создать новое художественное изделие, следуя вековым традициям. Фото: Владимир Смирнов
Текст: Светлана Биткина (Владимирская область)
29.10.2009, 00:11
Twitter ВКонтакте Facebook Google+ СсылкаОпубликовать в блоге Версия для печатиВерсия для печати
На первый взгляд, культурная жизнь небольшого поселка Мстера кипит. Дети с удовольствием занимаются в школе искусств, а, окончив среднюю школу, имеют возможность продолжить образование в художественно-промышленном училище имени Федора Модорова. Но вот перспективы знаменитого центра народного творчества - не самые радужные.
Без возврата

Художественное запустение

Художественное запустение



ВЛАДИСЛАВ НЕКОСОВ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ:
Мстерским художникам негде работать Сегодня дом только табличкой напоминает, что здесь могли собираться творческие люди. Когда-то в этом здании с колоннами художники на свои деньги начинали реставрацию, но нападки и жесткие требования по содержанию помещения сделали свое дело.
Теперь вместо творческих посиделок, здесь проходят встречи другого характера.
Молодежь вечером здесь пьет, курит, гуляет по-современному, вот он разгуляй этот самый тот.


Недавно свое 90-летие отметил Мстерский художественный музей, где выставлены работы мэтров старинных художественных промыслов - живописцев, вышивальщиц, ювелиров.
Его экспозиции пользуются популярностью - годовой план по продаже билетов выполнен уже 1 октября. Не случайно постановлением губернатора под выставочный зал и фондохранилище культурному учреждению было отдано дополнительное здание - бывший купеческий дом.

Однако, несмотря на развитую систему художественного воспитания и образования подрастающего поколения, поселок и знаменитые промыслы стареют.

- Отделение лаковой миниатюры и иконы выпускает 20 человек в год по специальности "художник-мастер", - рассказывает завуч училища Ирина Юдина. - Многие стремятся получить высшее образование, успешно поступают по своему профилю в вузы Москвы, Владимира, Шуи, Костромы. А возвращаться обратно никто не хочет.

- Все упирается в перспективу, - считает председатель местного производственного кооператива "Центр традиционной лаковой миниатюры" Сергей Сухов. - Средняя зарплата у нас в пределах семи тысяч рублей.

А ведь еще не так давно половина населения поселка, в котором проживало более шести тысяч человек, была занята в художественных промыслах. Работать на "Пролетарском искусстве" (так назывался Центр традиционной лаковой миниатюры - автор) было престижно. А желающих поступить в художественное училище не останавливал даже конкурс 6-8 человек на место.

Людей привязывала к дому спокойная несуетливая жизнь в окружении многочисленных родственников, неповторимых пейзажей и, конечно, достаток. К примеру, вышивальщицы на фабрике имени Крупской зарабатывали в среднем от 180 до 220 рублей. А кто не ленился и брал работу на выходные, получал и 300. Для сравнения: зарплата директора Мстерского художественного музея Валентины Поздняковой составляла тогда 90 рублей.

Над пяльцами
Лену Шипину председатель Мстерского отделения Союза художников России Анатолий Якимычев называет вышивальщицей от Бога. А в доказательство показывает последнюю работу девушки - икону Богородицы "Умиление", вышитую на полотне белого прозрачного маркизета белым мулине в одну нитку.
Тончайшие ровные стежки, выполненные в различной технике, перемежаются тончайшими сеточками, причудливо заплетенными на разреженной ткани. На профессиональном языке это - разделки. Специалисты насчитали их здесь 15 видов.

- Потрясающее совершенство! - не скрывает восхищения маститый художник.
И на областной выставке, где экспонировалась уникальная икона, восторженных отзывов хватало. Но выйдут ли из-под волшебной иглы мастерицы новые шедевры? Посвятив вышивальному делу 8 лет, сегодня Лена работает на компьютере. Выше зарплата. А из 10 выпускниц, которые, как и она окончили отделение вышивки в 1998 году, лишь одна трудится по специальности.
А в этом году ее альма-матер выпускает последнюю вышивальщицу, которая после академического отпуска училась по индивидуальной программе.

- Традиционная ручная вышивка в работе сложнее, чем лаковая миниатюра, а порой и дороже, поэтому фабрика оказалась в наиболее тяжелом состоянии, - говорит Ирина Юдина. - И когда она обанкротилась, отделение вышивки закрылось. В 2005 году мы сделали последний выпуск. Проводим профориентацию по окрестным деревням, но желающих пока нет.

Старинный вышивальный промысел пока теплится в крошечной артели, которую на базе своего предприятия открыл местный предприниматель. Здесь четыре вышивальщицы и одна художница "рисуют" нитками на скатертях, салфетках, полотенцах, вышивают по заказам иконы. Работа не из легких. Посиди-ка восемь часов над пяльцами, пусть даже в тепле и светле. Но вопрос о зарплате здесь запретный.
- Да вряд ли она больше, чем у уборщиц, - уверен Анатолий Якимычев.
От шкатулки до флешки
Во Мстере до сих пор стоят двухэтажные старинные дома с кирпичным низом и деревянным верхом. Внизу в них располагались иконописные мастерские, наверху жил хозяин с семьей. До революции в поселке работало 30 артелей. Местные офени продавали изделия живописцев по всей России. Грузили "товар" на причаливающие к берегу баржи и везли его по Мстерке - в Клязьму, из Клязьмы - в Оку, из Оки - в Волгу, до самой Астрахани!

Знаменитые мстерские промыслы ведут свое начало с ХVII века, из мужского и женского монастырей, которые построили в своей вотчине князья Ромодановские и привезли туда первых мастеров. С тех пор иконопись и ризочеканное и фольгоуборочное ремесло стали основным занятием мужского населения, а вышивание - женского.

Сложились семейные династии, которым уже ни одно столетие. И видно, глубокие корни не дают погибнуть этому уникальному явлению окончательно. В тяжелые времена от Центра лаковой миниатюры отпочковались три небольшие организации, работающие по принципу традиционных иконописных артелей. Они привлекают художников мобильностью и более высокой зарплатой.

- И все-таки в 90-е годы, когда пошел слух, что "Пролетарского искусства" не будет, сюда приходили люди, организовавшие частные лавочки, и говорили: "Фабрику закрывать нельзя. Это - основа, ядро. Если его разрушить, не будет Мстеры", - рассказывает руководитель Центра традиционной лаковой миниатюры Сергей Сухов. - Пока есть объединение людей, которые поддерживают традицию, промыслы будут жить.

Правда, жить им все труднее. Меньше чем за два десятилетия предприятие пережило не одно падение. И вот снова кризис. Спрос на расписные лаковые шкатулки из пресс-папье и другие "предметы не первой необходимости" по сравнению с прошлым годом упал в два-три раза. Чтобы спасти промысел, здесь пытаются изобретать что-то новенькое. В прошлом году выпускали расписные компьютерные мыши, в этом году предлагают флешки с рисунком на черном лаке. Эти изделия не вписываются в "классику жанра", зато пользуются спросом на рынке. Что поделать, если на поддержку традиционного искусства требуются немалые деньги.
Точка зрения


Корни нынешних проблем нужно искать в начале прошлого века.
Фактически фабрика "Пролетарское искусство", объединившая после революции местных артельщиков, спасла народные художественные промыслы от исчезновения. Когда иконописное дело оказалось под запретом, художники стали искать новую форму выражения. Технологию изготовления папье-маше позаимствовали в Федоскино. А дальше помог веками накопленный опыт.
Но та же промышленность, по мнению мэтров, заложила мину замедленного действия под народные промыслы.
- Исторически сложилось, что Мстера, Федоскино и Холуй оказались в местной промышленности, - размышляет заслуженный художник России Владислав Некосов. - А она не имела возможности поддерживать творчество. У производства на первом месте план и вал. С нас требовали как можно больше: в каждом доме должна быть коробка за три рубля. Творить можно было только в свободное от работы время.
С коллегой солидарен Анатолий Акимычев:
- Как-то ко мне подходит начальник и спрашивает: "Что делаете?" Отвечаю: "Рисую эскиз". А он говорит: "Творчеством занимайтесь дома в свободное время".

Некосов 20 лет был главным художником предприятия лаковой миниатюры, а в 1980 году вместе с группой видных художников вышел из "артели". Областные власти подводили бунтовщиков под статью "развал социалистического производства". Но когда вызванный на ковер Владислав Федорович привел цифры (и в Мстере, и в Палехе работают по 120 художников и выпускают продукции на миллион рублей в год, но палехцы - 14 тысяч изделий в год, а мстерцы - 28 тысяч изделий в месяц!), начальники смягчились и отпустили на вольные хлеба.

- Художник в русских народных промыслах - главный работодатель, - утверждает Некосов. - Необходимо поддерживать творчество, и будут новые образцы, новые виды изделий, а копировать всегда найдется кому.
 

19.11.2012 | Народные промыслы: Мстерская вышивка

Народные промыслы: Мстерская вышивка Мстёрская вышивка - это вид русского народного шитья. История мстёрской вышивки началась в XVIII веке в женском монастыре Иоанна Милостивого. Искусство мстерской вышивки было к концу XX века почти позабыто, и последние мастерицы были выпущены из Мстёрского художественно-промышленного училища им. Ф.А. Модорова в 2005 году. Может быть, пора возрождать забытое искусство?

Трудно сказать, в чём причина того, что сегодня мы без особой любви относимся к русскому национальному костюму и не пытаемся сделать его современным и модным. И почему нам нравятся вещи в стиле фолк, но других народов? При этом иностранцы с удовольствием приобретают и носят вещи, в дизайне которых так явны черты русской национальной культуры.

Во владимирской области находится поселок Мстёра в бывшей Богоявленской слободе. Первое упоминание о нём относится к 1628 году. К концу XVII века здесь зародился иконописный промысел, а после реформ 1861 года процветали народные ремесла: лаковая миниатюра, вышивка и ювелирные изделия.

История мстёрской вышивки началась в XVIII веке в женском монастыре Иоанна Милостивого: монахини шили золотом и серебром по бархату и атласу, украшая хоругви, плащаницы, воздухи. Однако практически все жительницы Мстёры умели вышивать, поэтому даже самые простые предметы быта (полотенца, сорочки и даже валенки) украшала вышивка.

В 1923 году была создана артель художественной вышивки, которая позднее стала строчевышивальной фабрикой, носящей имя Н.К. Крупской. До середины 1930-х годов продукция в основном шла на экспорт и была, очевидно, слишком старорежимной для граждан молодой советской страны, призывавшей жить проще.

С начала 1930-х годов и до 1953 года в закрытом для службы Свято-Богоявленском монастыре располагался музей живописи, церковной и фольклорной старины. Затем музей уступил место складу, что в то время было вполне естественно. В 1999 году монастырь вновь был открыт, а народные ремёсла почти полностью позабылось. Прежде всего, это касалось вышивки.

Сегодня музей располагается в доме, который считается памятником архитектуры, располагающемся на площади Ленина. Здесь можно увидеть произведения мстёрских художников, начиная с XVII века, а также посетить мастер-классы по росписи и вышивке. И хочется надеяться, что красота этой уникальной вышивки не станет только музейной? В 1996 году Издательством "Покрова" был издан каталог Мстёрского художественного музея - маленький памятник большому искусству.

Мстёрская вышивка - это вид русского народного шитья. Различают два вида вышивки. Прежде всего, белая гладь, появившаяся в XIX веке. На белый батист, маркизет или сквозной строчный фон ложится белая двусторонняя гладь. Так что обе стороны парадные! На ткани вышивается изящный растительный узор - бутоны и гирлянды цветов, а также маленькие птицы. В 1940-50 годы в моде были персонажи русских народных сказов и жанровые сцены.

Для вышивки используются нитки мулине белого цвета: в одну нитку и мелкими стежками. Эта работа для мастерицы только высшего пятого разряда. Белая гладь украшала женскую и детскую одежду, скатерти и постельное бельё. Кстати, для того, чтобы гладь выла действительно белой, а не серой, вышивальщица должна мыть руки каждые 30 минут.

Второй вид вышивки, ставший распространённым в 1950-х годах - "владимирский шов" (верхошов, одностороння гладь). Для него характерны яркий цвет мулине и шерсти, крупные узоры и большие стежки красной нити в шесть слоёв, с вкраплениями зелёного, синего, жёлтого. Стежки кладутся не плотно друг к другу, а на небольшом расстоянии. На женской одежде, столовом белье, наволочках для диванных подушек расцветали невиданной красоты растения и летали диковинные птицы. Иногда при декорировании одного изделия соединялись белая гладь и цветной владимирский шов.

В Мстёре зародился и новый вид вышивки - "Русская гладь": растительный узор выполняется швом "вперёд иголку" по прямой нити ткани плотно прилегающими друг к другу стежками. Вышивка дополняется мережкой, стягами, ажурной сеткой или сетка по ткани. Вышивают по ткани кремового цвета или суровой ткани.

Современная мстёрская вышивка выполняется вручную и на машине.

В 1990-х годах уникальная фабрика легко могла попасть в "Красную книгу" исчезающих ремёсел. Но выстояла. Вот только мастеров почти не осталось.

Несколько лет назад этим искусством занимались всего 5 человек. В 2005 году Мстёрское художественно-промышленное училище им. Ф.А. Модорова, основанное в 1932 году, последний выпустило своих мастериц, вернее, мастеров декоративно-прикладного искусства. Поэтому очень жаль, если секреты будут утеряны, и эта великолепная вышивка станет только экспонатом музея и реликвиями семей.

Бывая во Мстёре, трудно догадаться, что настоящие шедевры, которые могли бы демонстрироваться на выставках мирового уровня, продаются в обычном магазине "Промтовары". Иногда о мстёрской вышивке вспоминают на "высоком уровне", чтобы заказать представительский подарок, например, шитые образа.

Может быть, мы ещё вспомним о том, чем всегда славилась Россия? И возродим, и преумножим?!

Ольга Сокиркина



Взято отсюда.
РУССКАЯ ГЛАДЬ. Мстёрская вышивка

 
280 470
© 2012 Thinkstock 
Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка:
(Т. Габбе)

 
Трудно сказать, в чём причина того, что сегодня мы без особой любви относимся к русскому национальному костюму и не пытаемся сделать его современным и модным. И почему нам нравятся вещи в стиле фолк, но других народов? При этом иностранцы с удовольствием приобретают и носят вещи, в дизайне которых так явны черты русской национальной культуры.

 
Во владимирской области находится поселок Мстёра в бывшей Богоявленской слободе. Первое упоминание о нём относится к 1628 году. К концу XVII века здесь зародился иконописный промысел, а после реформ 1861 года процветали народные ремесла: лаковая миниатюра, вышивка и ювелирные изделия.

 
История мстёрской вышивки началась в XVIII веке в женском монастыре Иоанна Милостивого: монахини шили золотом и серебром по бархату и атласу, украшая хоругви, плащаницы, воздухи. Однако практически все жительницы Мстёры умели вышивать, поэтому даже самые простые предметы быта (полотенца, сорочки и даже валенки) украшала вышивка.

В 1923 году была создана артель художественной вышивки, которая позднее стала строчевышивальной фабрикой, носящей имя Н.К. Крупской. До середины 1930-х годов продукция в основном шла на экспорт и была, очевидно, слишком старорежимной для граждан молодой советской страны, призывавшей жить проще.

С начала 1930-х годов и до 1953 года в закрытом для службы Свято-Богоявленском монастыре располагался музей живописи, церковной и фольклорной старины. Затем музей уступил место складу, что в то время было вполне естественно. В 1999 году монастырь вновь был открыт, а народные ремёсла почти полностью позабылось. Прежде всего, это касалось вышивки.

Сегодня музей располагается в доме, который считается памятником архитектуры, располагающемся на площади Ленина. Здесь можно увидеть произведения мстёрских художников, начиная с XVII века, а также посетить мастер-классы по росписи и вышивке. И хочется надеяться, что красота этой уникальной вышивки не станет только музейной? В 1996 году Издательством "Покрова" был издан каталог Мстёрского художественного музея - маленький памятник большому искусству.

 
Мстёрская вышивка - это вид русского народного шитья. Различают два вида вышивки. Прежде всего, белая гладь, появившаяся в XIX веке. На белый батист, маркизет или сквозной строчный фон ложится белая двусторонняя гладь. Так что обе стороны парадные! На ткани вышивается изящный растительный узор - бутоны и гирлянды цветов, а также маленькие птицы. В 1940-50 годы в моде были персонажи русских народных сказов и жанровые сцены.

 
630 260
© 2012 Thinkstock 

Для вышивки используются нитки мулине белого цвета: в одну нитку и мелкими стежками. Эта работа для мастерицы только высшего пятого разряда. Белая гладь украшала женскую и детскую одежду, скатерти и постельное бельё. Кстати, для того, чтобы гладь выла действительно белой, а не серой, вышивальщица должна мыть руки каждые 30 минут.

Второй вид вышивки, ставший распространённым в 1950-х годах - "владимирский шов" (верхошов, одностороння гладь). Для него характерны яркий цвет мулине и шерсти, крупные узоры и большие стежки красной нити в шесть слоёв, с вкраплениями зелёного, синего, жёлтого. Стежки кладутся не плотно друг к другу, а на небольшом расстоянии.

На женской одежде, столовом белье, наволочках для диванных подушек расцветали невиданной красоты растения и летали диковинные птицы. Иногда при декорировании одного изделия соединялись белая гладь и цветной владимирский шов.

 
 

Гостевая



В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак Оренбургское казачье войско СкР Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники



 




 

.
 

.
 

.