На главную
 
 Ткацкая фабрика Товарищества Южской мануфактуры Балина А.Я.
Cело Южа Вязниковского уезда Владимирской губернии. Фото Павлова П.П.

Топография местности. Фабрика занимает!' площадь земли около 9 десят. и выстроена на правомъ берегу р. Протки въ небольшой ни-зине, но самая местность вблизи Фабрики сильно холмистая, съ суглинистой почвой. На двор* Фабрики имеется колодезь обычнаго устройства: вода, стоящая на уровне, какъ говорятъ. 16 ар., добы-вается съ большиимъ трудомъ и отстоятъ отъ поверхности земли на 20 ар.; ръзкихъ колебаний уровня воды не приходилось замечать.- Фабрика отчасти граничить съ смежными нолями и рощами: за рекой въ 3 вер., паходится с. Мордвиново, по направлешю къ востоку, на съверо-западъ, въ 250 шагахъ, усадьба купч. Петровой, принадлежавшая раньше г. Орфано. къ съверу лежнтъ с. Ваулино, а къ югу с. Тро-парево, причемъ разстояние этихъ селъ отъ Фабрики не превышаешь 1/4,-1 вер.

1910 г.

Династии. Балины Асигкрит Яковлевич Балин остался в истории края одним из богатейших и удачливых российских текстильных коммерсантов и фабрикантов. Как говорили о нем: 'Начал с медных грошиков, а закончил миллионами'.


В 1860 году помещик И. А. Протасьев выстроил бумагопрядильную фабрику на 16 000 веретен.
После разорения И.А. Протасьева имение было продано пучежскому фабриканту И.И. Сенькову и 1870-ом году перешло за 320 500 рублей крупному торговцу бумажной пряжею, миткалем и ситцами
Асигкритe Яковлевичу Балину (1816 г.р.).

Апостол Асинкрит, святой, имя которого носил основатель фабрики А.Я.Балин

Село Южа Вязниковского уезда Владимирской губернии. Фото Павлова П.П. 1910 г.


БАЛИНЫ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Л. А. Балин БАЛИНЫ, предприниматели. Родоначальником их является Семен Иванович Балин (1760-1831) организовавший в 1820‑х в с. Дунилове Шуйского у. Владимирской губ. маленькое красильное заведение, в котором и начал красить суровую китайку в синий - кубовый цвет, в подогретой кубовой краске, в т.н. горячих кубах.
Для крашения в то время кусок суровой китайки, которую Семен Иванович покупал в
с. Вичуге у мелких мастерков - 'станошников', разрезался на несколько концов по 8 или 10 аршин, а после крашения эти концы 'убирались', т.е. связывались по 10 концов в небольшие тючки, и такой тючок назывался 'тюмом', и в оптовой продаже этот 'тюм' продавался как целый кусок.
После смерти Семена Ивановича красильное заведение было закрыто и только в 1836 возобновлено внуком Семена Ивановича, Асигкритом Яковлевичем (1816-
55), взявшим его в свое непосредственное управление. Не ограничиваясь принятым прежде способом крашения 'на горячих кубах тюмом', т.е. концами 8-10 аршин, он завел еще 'холодные кубы', в которых красилось уже целыми кусками мерой в 50 и более аршин..
В 40‑х Асигкрит Яковлевич завел выработку т.н. красной пестряди из пунцовой бумажной пряжи, которая покупалась им в дворцовой Новоалександровской слободе (г. Александров во Владимирской губ.), а впоследствии и выработку миткаля, для такой цели он к себе, в с. Дунилово, пригласил 'светоночника' из д. Мостишь, ближе с. Родников Костромской губ., крестьянина Петра Герасимова.
В 50‑х Асигкрит Яковлевич, кроме конторы для раздачи пряжи на ткачество в Дунилове, открыл в компании с ситцевым фабрикантом Е. М. Бакуниным еще торговлю пряжей в Иванове, где производилась и покупка миткалей.
В 1865 А. Я. Балин покупает Южскую бумагопрядильную фабрику, а в 1871 вместе с купцом В. А. Макаровым приобрел от конкурсного управления по делам Д. Х. Щедрина такую же фабрику в с. Багрецове Клинского у. Тверской губ., а в 1872 с 'купеческим сыном' Ф. Д. Пупышевым купил бумагопрядильную и самоткацкую фабрику при сельце Ваулине Можайского у. Московской губ.
В 1855 было учреждено 'Товарищество мануфактуры А. Я. Балина' с капиталом в 3 млн руб. На Южской фабрике тогда было 50 136 прядильных веретен и 120 механических станков, обслуживаемых 450 рабочими и вырабатывающих ежегодно пряжи и миткалей на сумму до ½ млн руб. Своим наследникам А. Я. Балин завещал капитал в 10 млн руб.
С 1855 в течение 30 лет бессменным директором-рас-порядителем состоял старший сын Асигкрита Яковлевича Николай Асигкритович. При нем только основной капитал товарищества возрос до 6 млн руб., прядильня имела 131 тыс. прядильных и 6,8 тыс. крутильных веретен, а ткацкая - 1,8 тыс. механических станков. Годовое производство пряжи, миткалей и др. суровых тканей превышало 10 млн руб. Количество рабочих составляло 5300 чел.
На Южской мануфактуре по инициативе Леонида Асигкритовича Балина (1865-91) впервые в России была сделана попытка привлечь рабочих к участию в прибылях.
После своей смерти Л. А. Балин оставил капитал на устройство и содержание богадельни для престарелых рабочих и их семей. Кроме того, половину своих паев (50) оставил в распоряжение своей матери Иларии Николаевны Балиной, с тем чтобы эти паи находились в общем деле и хранились в правлении, а из полученного на них дивиденда выдавалось бы 20 тыс руб., которые должны распределяться так: 1500 руб. на содержание хора певчих при Южской сельской церкви, а остальные 18 500 руб. выдавались бы к Пасхе каждого года рабочим и служащим у товарищества всем поровну. Излишний дивиденд, сверх упомянутых 20 тыс. руб., шел на увеличение особого запасного капитала на тот случай, чтобы выдачу 20 тыс руб. можно было производить и в те годы, когда прибыли от дела не было.
Кроме Южской мануфактуры, Балиным в н. ХХ в. принадлежало товарищество Шуйско-Тезинской мануфактуры (г. Шуя Владимирской губ.).
Первоначальное название свое фабрики получили от р. Тези, по берегу которой они расположены. В 1892 фабрики товарищества Тезинской мануфактуры имели 35 тыс. веретен и 721 механический ткацкий станок при 1500 рабочих.
В 1915 мануфактура имела 32 тыс прядильных веретен и 390 механических ткацких станков, работало ок. 1000 рабочих. Годовое производство бумажной пряжи и миткалей достигало 1,5 млн руб.
Лит.: Иоксимович Ч. М. Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем. Т. 1. М., 1915.


Беэр Петр - Южа (27.09.2005 года)
Замечательные фотографии города Южа Петра Беэра .
Музеи Южского района. Детский сад "Радуга", в прошлой жизни усадьба фабрикантов Балиных сейчас, после гайдаровских реформ. .
Заброшенные и разрушенные балинские хлопковые склады. При Балиных было все шиворот навыврот - хлопковое сырье привозили, к примеру, из Североамериканских Соединенных Штатов, а обратно к ним шли уже готовые ткани. Вот такие у нас были сырьевые придатки.
Феи архивного салона - Венера Михайловна и Стелла Черкизовна.


Если бы не октябрьская революция, семья Балиных, , безусловно, стала бы одной из ведущих в текстильной промышленности России. Они грамотно и прицельно наращивали производство, работая на дальнюю перспективу. Их товарищество поглотило бы многие местные фабрики.

Предприниматели Балины


Династии. Балины Асигкрит Яковлевич Балин остался в истории края одним из богатейших и удачливых российских текстильных коммерсантов и фабрикантов. Как говорили о нем: «Начал с медных грошиков, а закончил миллионами».

Родоначальником Балиных был крепостной крестьянин Иван Степанович Болин, отпущенный на волю помещицей Лопухиной и приписавшийся к купечеству. Его сын Семен, писавший свою фамилию как Балин, завел скорняжную, а затем красильную мастерскую в селе Дунилово Шуйского уезда. Но расцвело семейное дело при внуке Семена Ивановича — Асигкрите Яковлевиче Балине (1816–1885 гг.), который возобновил производство в дедовой красильне в 1836 г.

А.Я.Балин в 1868 году выстроил и ткацкую фабрику на 108 механических станков




Слева на фотографии учредители и правление Товарищества Южской мануфактуры Балина А.Я.
Балин Владимир Асигкритович - директор правления, Балин Николай Асигкритович - директор-распорядитель, Балин Валентин Асигкритович - директор правления, Балин Алексей Асигкритович - учредитель товарищества, Балина Илария Николаевна - учредительница товарищества, Балин Василий Асигкритович - кандидат в директора, Тюляев Иван Семёнович - кандидат в директора


Справа на фотографии Тюляев Иван Семёнович - кандидат в директора в правление Товарищества Южской мануфактуры Балина А.Я.

Товарищество Южской мануфактуры Балина А.Я. в фотографиях

.....
Реклама 1906 года
А. Я. Балин на рубеже 19-20-х веков произвёл коренную перестройку усадьбы и расширил парк, сохранив лишь общую планировочную схему и въездные обелиски. Деревянный дом в стиле французских замков эпохи Ренессанса сгорел в 1987-ом году, южный флигель - в 1998-ом году.
Каменные хозяйственные постройки, оранжереи, обелиски, островки парковых аллей и заросшие тиной пруды - это всё, что осталось от усадьбы Кашинцевых-Протасьевых.

Асигкрит Яковлевич Балин. Выходец из крестьянской семьи (дед Балина, Иван Степанович, был крепостным крестьянином), он так размашисто и в то же время аккуратно повел свое дело, что о нем говорили "начал с медных грошиков, а закончил миллионами". Уважали не только за хватку, сметливость, удачливость, но и за справедливость. Он очень внимательно относился к формированию коллектива.
Всегда сам набирал людей. От него почти никогда не увольнялись, разве что перемещались с понижением оклада в случае провинности. Тот, кто прошел школу Асигкрита Яковлевича Балина, оставался на службе и у его наследников. А наследников у Балина было множество.
В первом браке - 14, во втором - 18 детей! Балин в конце 19 века построил в Юже народный дом с театром и общественным собранием, а также дом призрения, казармы для рабочих (из казарм шел подземный ход прямо на фабрику, ну чтобы не ходить по улице в непогоду!), мельницу, сельскохозяйсвенный хутор, больницу, две церкви, баню, родильный приют, санаторий, два училища, читальню, библиотеку, прачечную и рабочие слободки

12 октября 2014 года в 14.00 в Районном Доме культуры г.Южа пройдут юбилейные мероприятия, посвященные 120- летию южского народного театра.

Таким возрастом могут похвалиться многие театры, но среди любительских – считанные единицы. К ним относится южский народный театр, родившийся в 1894(!) году.

Основателями театра стали несколько служащих конторы « Товарищества Мануфактур А.Балина », создавшие кружок любителей драматического искусства. Театр работал с таким размахом, что вскоре для него потребовалось новое здание. В 1910 году по проекту архитектора Герлиха в центре Южи был построен каменный Народный дом со сценой, оборудованной приспособлениями для подъема декораций. Новое здание обновили спектаклем « ;Дядя Ваня » А.П. Чехова…


 
   
 
Старейшие служащие Товарищества Южской мануфактуры Балина А.Я. и директора правления
Слева направо сидят: Петров А.К., Зевакин А.И., Яковлев И.Я., Балин Владимир Асигкритович, Балин Николай Асигкритович, Балин Валентин Асигкритович, Пашков Я.М., Жуков Н.И. Стоят: Толмачев А.Г., Гусев В.И., Иванов И.И., Соколов А.П., Калабин И.И., Бычков Н.В., Зевакин Г.И., Перелетов И.Г., Зевакин В.И. Балин Валентин Асигкритович (1860-е - 1930-е) - потомственный почетный гражданин, директор правления Товарищества Балина А.Я. Южской мануфактуры, директор Товарищества Шуйско-Тезинской мануфактуры. Балин Владимир Асигкритович - директор правления Товарищества Балина А.Я. Южской мануфактуры, директор Товарищества Шуйско-Тезинской мануфактуры, директор правления Товарищества русского хлопководства. Балин Николай Асигкритович (1855-1935) - статский советник, мануфактур-советник, выборный Московского биржевого общества (1894-1909 и 1912-1918), член совета Московского Торгового банка, директор-распорядитель правления Товарищества Балина А.Я. Южской мануфактуры, член совета Российского Взаимного страхового союза, умер в эмиграции в Болгарии
1911 г.
Товарищество мануфактур Асигкрита Яковлевича Балина. Фабрика при селе Юже Вязниковского уезда Владимирской губернии.

В советские годы и в настоящее время в селе Преображенское находился и находится совхоз "Луговое", до Горбачевской перестройки 1986-1991г.г. процветавшее и известное далеко за пределами области овощеводческое хозяйство, поставлявшее свою продукцию в Южу, Шую, Иваново и другие промышленные центры. Но времена уже не те...

После разорения И . А . Прота­сьева имение было продано пучежскому фабриканту Иосифу Иосифовичу Сенькову, и в 1870 г. перешло к А . Я. Балину.
История с часами
Часы с монограммой ' В.П. Бородкину на память о постройке заводов в Домнино. От В.А. Балина. 2.IX.1907г.'.
Какое путешествие они совершили за эти десять лет мы можем только догадываться: кто-то же хранил их под сердцем в годы войны, возможно, кто-то сберег от сдачи на переплавку, может, кто-то в голодные годы выменял их на продукты, а кто-то выкупил их у перекупщиков и долго искал их хозяина, а отчаявшись найти - обратился в милицию. А, может, все это время они были у вора.
Подарки от чистого сердца имеют страшную силу:..
Дарите подарки!
/Завод в Домнино работал до 1950г., в том году в октябре на заводе произошёл пожар, всё сгорело дотла.
В настоящее время усадьба в деревне Домнино находится в хорошем состоянии (В 30-е годы 20-го века на территории усадьбы располагался всесоюзный Дом отдыха художников, а в годы Великой Отечественной войны - детдом для детей блокадного Ленинграда).
В с.Преображенское сохранились въездные обелиски. Деревянный дом в стиле французских замков эпохи Ренессанса сгорел в 1987-ом году, южный флигель - в 1998-ом году. Каменные хозяйственные постройки, оранжереи, обелиски, островки парковых аллей и заросшие тиной пруды - это всё, что осталось от усадьбы./

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ
ТРУДНОЕ ЛЕТО
Выдумки тут никакой. События, факты достоверные. Имена и фамилии действующих лиц сохранены.
Подпоручик Рагозин
Алексей Иванович Евстафьев, в прошлом чекист, последние годы жил в Ленинграде и, время от времени наведывался в Москву, к своим друзьям, с которыми в былые дни вместе работал. Им было что вспомнить, о чем поговорить. В один из таких визитов мне и довелось слушать его рассказ о восстании эсеров в Юже.
— В последних числах июня восемнадцатого года во Владимире, где я тогда был председателем уездной ЧК, — начал свой рассказ Алексей Иванович, — стало известно, что в селе Юже Вязниковского уезда произошло контрреволюционное восстание. Туда выехали сотрудники Вязниковской чрезвычайной комиссии с группой милиционеров, но их разоружили. Теперь для подавления восстания намечалось послать отряд красноармейцев из Владимира.



— Уезд-то был не наш, — продолжал бывший чекист, — следовательно, формально мы могли не беспокоиться. Но губернской ЧК фактически тогда еще не было, а поэтому мы могли еще столкнуться с этим делом. Я вызвал своего заместителя Фунина, чтобы посоветоваться с ним.
— О Юже слышал? — спросил я его.
— Да. Но, по-моему, они там струсили, либо прошляпили. Я не верю, чтобы в Юже была большая вооруженная сила.
— Я в это тоже не верю. Но надо как-то проверить. Скажи, что, по-твоему, мы можем сделать?
— Хорошо, я подумаю, что можно сделать, — согласился Фунин.
Минут через пятнадцать он пришел ко мне, уже с конкретным предложением.
— Слушай, у меня есть такая мысль. В Южу едет отряд красногвардейцев. Чтобы узнать, что именно там творится на месте, я предлагаю одновременно послать туда человека, который сумеет в короткий срок все выяснить. Такой есть у меня на примете.
— Кто он такой?
— Бывший подпоручик. Сын предводителя дворянства. Коммунист. Был на фронте, там контужен. Ему можно доверить это дело.
— Ты его хорошо знаешь?
— Вполне.
— Тогда приводи. Поговорим.
Через некоторое время Фунин привел в ЧК Николая Николаевича Рагозина — стройного, подтянутого молодого человека. Он мне понравился. Предложение поехать в Южу принял охотно.
Полурота красногвардейцев во главе с членом только еще формировавшейся губернской чрезвычайной комиссии Михаилом Капустянским, боевым солдатом из орехово-зуевских большевиков, выехала раньше.
Положение проясняется
— Как-то поздним вечером, — продолжал свой рассказ Алексей Иванович, — я просматривал невесть как попавший к нам в ЧК комплект газеты «Старый владимирец» за 1917 год и наткнулся на сообщение из Южи:
«Рабочие Южской фабрики товарищества А.Я. Балина постановили продолжать войну и всеми средствами поддерживать Временное правительство», — писала газета 16 апреля 1917 года.
Вероятно, я не обратил бы внимания на эти заметки, если бы не, происходившие в Юже события, хотя, на первый взгляд, никакой взаимной связи между ними не было.
«Южская фабрика, — повествовал краевед в «Старом владимирце» за 27 января 1917 года, — основана помещиком Протасьевым в 1860 году. Через три года, не сумев вовремя запасти хлопка, он закрыл ее, а в 1865 году, будучи на Нижегородском ярмарке, продал ее Асигкриту Яковлевичу Балину — известному в Шуйско-Ивановском районе коммерсанту-миллионеру, который крепко развил дело.
31 мая 1885 года было высочайше утверждено товарищество на паях под фирмой «Товарищество Асигкрита Яковлевича Балина» с капиталом в три миллиона рублей.
Сейчас мануфактура первоклассная — состоит из 128000 бумагопрядильных мюльных и ватерных веретен, 1800 механико-ткацких станков. К постановке готовится 225, предполагается до 3000 штук. Основной капитал уже шесть миллионов рублей, 8000 десятин леса, жителей более 15000 человек».
Оказывается, Южа довольно крупный рабочий центр, — пришел я к заключению. И поэтому не случайно произошло восстание.
— Рагозин через неделю возвратился, — продолжал чекист, — и, сойдя с поезда, позвонил, что задание выполнено. Я предложил ему сейчас же прибыть в ЧК и подробно рассказать обо всем.
Николай Николаевич ловко провел за нос главарей восстания, представившись им своим человеком.
— Из доклада Рагозина мы узнали, — уводил своих слушателей Евстафьев вглубь событий, — что 8 июня 1918 года в Нижнем Новгороде, где-то недалеко от Сормова, а может быть и в самом Сормове, состоялась собравшаяся нелегально совместная конференция меньшевиков и эсеров. Присутствовали на ней и представители существовавшей в Москве контрреволюционной организации «Союз возрождения».
На конференции были представители и из Южи, считавшейся цитаделью меньшевиков, и из Вязников, где наряду с меньшевиками орудовали эсеры.
Вернувшись с конференции, они тотчас информировали своих единомышленников о принятом решении и с помощью прибывших следом «гостей» из Нижнего Новгорода повели антисоветскую агитацию, провоцируя рабочих на забастовку и выступление против Советской власти. Настроение жителей на почве недостатка продовольствия благоприятствовало этому.
Тайное становится явным
В полдень, когда меняются смены, на заборе передних ворот Южской фабрики, где вывешивали объявления, появилось двухметровое зеленое полотнище с намалеванным на нем желтой краской «вечевым колоколом» и лозунгом: «Да здравствует Учредительное собрание — хозяин земли русской!». А напротив выстроилась кучка меньшевистско-эсеровских заправил «Союза беспартийной молодежи» со своим зеленым знаменем. Они собрались возглавить готовившуюся антисоветскую    демонстрацию.
Зычным эхом разнесся по окрестным слободкам и деревням тревожный гудок, возвещая о начавшейся в Юже забастовке.
Соглашательские лидеры пытались открыть митинг и организовать демонстрацию. Но хлынувшая из ворот толпа рабочих, среди которых было много молодежи, не стала под зеленое знамя и разошлась по домам.
Видя, что социал-предателям не удержать руководство в своих руках, на арену немедленно выступила существовавшая нелегально в Юже контрреволюционная организация — «Корпорация офицеров и георгиевских кавалеров».
Многие из участников «корпорации» обманом просочились в местную милицию и, когда настал момент, сбросили с себя маску «сочувствующих» и обезоружили преданных Советской власти работников. Захватили власть в свои руки, разогнали Совет рабочих депутатов и кое-кого арестовали.
Устремились было на дачу фабриканта Балина, где помещались клуб «Коммуна» и большевистский комитет. Но действовавшие по заданию руководителей партийной организации отважные девушки Люба Никитина и Клавдия Пестова опередили их. Они пробрались через чердак в запертое помещение клуба и унесли протоколы, корреспонденцию и список с адресами коммунистов.
0 происшедшем в Юже немедленно сообщили в Вязники, где было тоже неспокойно. Несмотря на это, вязниковские большевики немедля послали в Южу несколько сотрудников ЧК и группу милиционеров во главе с коммунистом Николаем Павловичем Колышковым — сыном одного из основателей Южской большевистской партийной организации.
Выгрузившись поздно вечером с парохода в Глушицах, они направились к селу и на подходе к Юже встретились с высланной им навстречу группой повстанцев. Среди них были работники местной милиции, которых Колышков и чекисты знали в лицо. Приняли их за своих. Воспользовавшись этим, контрреволюционеры внезапно напали на прибывших, разоружили их.
— Это поражение вязниковской милиции, — пояснил Евстафьев, — и послужило причиной посылки из Владимира в Южу полуроты красноармейцев во главе с Михаилом Капустянским — членом коллегии еще не сформировавшегося, как следует, губчека.
Красноармейский отряд благополучно прибыл в Южу и разместился в конторе фабрики. Внешне там было все спокойно.
После полудня главари «корпорации» совместно с лидерами местных меньшевиков и эсеров, инспирировав возле Народного дома «летучий митинг» и прикинувшись смиренными овечками, попросили Капустянского выступить по текущему моменту.
И когда Капустянский, встав на табурет, стал говорить о борьбе с голодом и поднимающей в стране голову контрреволюцией, к нему вплотную приблизились штабс-капитан Пузырев в форме и с саблей на боку, Михаил Лепилов — из деревни Нефедово и Константин Найденков — из Реброва.
В этот же момент протиснувшаяся вперед ярая эсерка Валентина Гаврилова — акушерка фабричной больницы, пинком выбила табурет из-под ног Капустянского, и он упал. Лепилов выхватил у Пузырева из ножен саблю и ударил Капустянского по голове, рассек ему щеку и ухо.
В это время со стороны передних ворот фабрики послышалась беспорядочная ружейная пальба и крики: «Красные! Красные!».
В «Слободке служащих» (как называлась тогда нынешняя Советская улица) показались бегущие по направлению к Народному дому красноармейцы.
Решив, что они спешат на выручку своего комиссара, инспираторы «летучего митинга» бросились наутек.
Воспользовавшись суматохой, работницы во главе с подоспевшей к ним на помощь известной в Юже большевичкой Настей Никитиной — старшей сестры Любы — подхватили Капустянского под руки и увели в прилегавшую вплотную к Народному дому сосновую рощу. Вскоре здесь собралась и часть красноармейцев.
Всю ночь пробирались красноармейцы через торфяные болота к пристани. На рассвете, когда над рекой рассеялся туман, подошел пароход и часа через четыре доставил их в Вязники. В тот же день, 1 июля, одновременно с Рагозиным, они вернулись во Владимир.
Вечером во Владимирском межгородском районном комитете партии, объединявшим партийные организации десяти уездов (губкома тогда еще не было), состоялось специальное совещание о мерах но ликвидации восстания в Юже. Здесь Рагозин повторил все, о чем докладывал нам.
Заслуженная кара
Поздно вечером 1 июля на совещании во Владимирском межгородском районном комитете РКП(б) решили подготовить и рано утром 2-го отправить в Южу для подавления восстания батальон 82 полка с придачей ему легкой полевой артиллерии.
Вместе с ним предложили выехать мне с группой сотрудников.
Рано утром 2 июля, когда город еще спал, мы специальным поездом выехала из Владимира. В Вязниках погрузились на два парохода и двинулись дальше.
Прибыв на рассвете 3 июля на место, высадились в красивом сосновом лесу, раскинувшемся на несколько километров по высокому, сухому, песчаному берегу Клязьмы.
Пройдя со всеми предосторожностями несколько километров, на рассвете вошли в боевом порядке в Южу.
Штаб отряда и я со своими сотрудниками разместились в большом особняке – даче фабриканта Балина. Выставили усиленный караул. Отряд расположился в трехэтажном здании Высшего начального училища.
Началась работа. Выяснение и розыск виновников восстания, допросы, обыск, аресты и облавы. Во всем этом большую помощь оказывали нам местные коммунисты и сочувствующие, а также активисты «юношеского клуба» и беспартийные рабочие.
Большинство задержанных были рядовыми участниками, не разобравшимися как следует в происходящих событиях и попавшими на удочку зачинщиков контрреволюционного мятежа, поэтому их после допроса освободили.
В Юже были обнаружены подстрекатели и руководители забастовки на местной фабрике, предшествовавшей восстанию. Это были главари местных эсеровской и меньшевистской организаций. Их арестовали.
Из числа арестованных в Юже пятерых доставили во Владимир и здесь, после расследования, по постановлению коллегии уже губернской ЧК расстреляли.
Матерые враги Советской власти: Валентина Гаврилова, Николай Зимин, Егор Цветников, Василий Чирков и служивший ранее в полиции Голиков, организовавшие на фабрике забастовку и затем поднявшие контрреволюционный мятеж, понесли заслуженную кару.
Дмитрий  ВАСИЛЬЕВ
Дополнения сайта «БЫЛОЕ»:
В Вязниковском музее хранятся воспоминания Дмитрия Васильева о революционных событиях и документы деятельности фабрики Балина. 


Известный портрет Елены Алексеевны Балиной кисти Валентина Серова (1911 г), ныне в Нижегородском художественном музее.

Фото рабочих бывшей фабрики Балина. неофициальный сайт города Южа. 1919 год:
http://yuzha.net/page/retrofoto_107



Все на борьбу с Колчаком. Фото на память после поездки посланца Южи к Ленину.
В феврале 1919 года В.И. Ленин принял в Кремле посланца южских рабочих, слесаря-ремонтника В.А. Борзова. Выслушав его рассказ о нуждах поселка, Владимир Ильич написал наркому продовольствия Н.П. Брюханову:
1) Можем ли помочь Юже?
2) если не знаете, когда можете завтра ответить?
3) у меня был от них прекрасный рабочий, обещает работников. Каких и сколько требовать?
На следующий день Наркомпрод отправил в Южу шесть вагонов зерна.
Рассказ чекиста "Трудное лето" был опубликован в южской газете «Светлый путь» 18 августа 1987 года. Оцифровка и дополнения – В.Р. Цыплев. Апрель-2013.
Фотография автора - Васильева Дмитрия Михайловича есть в форуме сайта, он девятый слева на снимке Вязниковской делегации областного съезда рабочих и сельских корреспондентов:
http://tsiplev.ucoz.ru/forum/2-18-1

Очерк Евгения Подаруева о Дмитрии Васильеве:
http://tsiplev.ucoz.ru/publ/stikhi_i_proza/podaruev_e_d/evgenij_podaruev_o_dmitrii_vasileve/22-1-0-224
 

 



Из истории авиации


Луку Васильевича Школина в Южу привёз из Харькова директор пред-приятия Владимир Асигкритович Балин, давший ему ссуду в 3000 руб. на воплощение мечты изобретателя - постройки одного из первых само-лётов отечественной конструкции.
Было это весной 1910 года. Сговорились, что машина будет строиться на фабрике в Юже, используя технические возможности предприятия.

В.П. Терентьев

Трагедия авиаконструктора-самоучки

Подробности его разработки, новые факты биографии и судьбы

К 130-летию со дня рождения Л.В.Школина

Немногое в наши дни знают о событии, которое внесло оживление в жизнь Южи в начале прошлого века, связанном с приездом изобретателя-самоучки Луки Васильевича Школина. Молодой, высокий, со смоляными усами, ладно убранной причёской, он занимался необычным делом - строил на фабрике Балиных аэроплан, о которых в ту пору в селе даже не слышали.

Луку Васильевича Школина в Южу привёз из Харькова директор пред-приятия Владимир Асигкритович Балин, давший ему ссуду в 3000 руб. на воплощение мечты изобретателя - постройки одного из первых само-лётов отечественной конструкции. Было это весной 1910 года.

В те годы человек учился летать. В конце XIX столетия в России была сделана первая неудачная попытка создания летательного аппарата тяжелее воздуха русского изобретателя А.Ф.Можайского (1882 г.). Поднятый громоздкой паровой машиной, он продержался в воздухе менее одной мину-ты. Спустя два десятилетия в этом деле вперёд вышла Франция, купившая патент удачной для того времени разработки летательного аппарата северо-американских энтузиастов братьев Райт, изобретение которых на родине в первое время не оценили. Мир поразило сначала это коробчатое изделие (1903 г.), затем в воздух поднялся и получил признание планерообразный моноплан Блерио (1909 г.), за ними нечто среднее - биплан Фарман (1910 г.). Они начинали полеты с тех же первых секунд, минут, сначала преодолевая короткие дистанции на небольшой высоте (от 6 метров), а затем всё дли-тельнее, дальше и выше. К французам и американцам присоединились Англия, Германия, и снова Россия.

Через полтора года как Школин начал свою работу, в 1911 г., в России состоялся первый перелёт Петербург - Москва на летательных аппаратах иностранного производства. Стартовали 9 машин: 4 - 'Блерио', 4 - 'Фармана' и 1 - 'Моран'. Об их несовершенстве свидетельствовали трудности перелёта: жертвы и увечья, вынужденные посадки, ремонты машин в ходе перелёта на этапах и местах вынужденных посадок. Предвидя тяжёлые испытания и поясняя свой риск, единственный достигший финиша (уже с вышедшим из строя мотором), русский авиатор Александр Алексеевич Васильев перед отлётом передал члену оргкомитета Н.А.Морозову записку: 'Моя единственная мечта - воздушная мощь дорогого Отечества'.

Эта мысль побуждала к действиям многих, кто имел тогда отношение к авиации у её истоков. Она была ярко выражена и у Школина.
 

Энтузиаст-авиаконструктор

Подпись: н-й
Подпись: /ff*
Подпись: ///St
Подпись: Фрагмент письма Л.В. Школина В.А.Балину. 10 октября 1910 г.
Возвращением имени Школина нашему краю мы обязаны архивистам об-ластного государственного архива. Впервые информацию о нём публиковали в областной газете 'Ленинец' научные работники Л.В. Левкович и Ю.В. Соколов, в связи с обнаружением в ар-хивном фонде подлинного рукописного письма Л.В. Школина В.А.Балину от 15 октября 1910 г. Спустя 12 лет (в 1966 г.) бо-лее развёрнутую статью в 'Рабочем крае' напечатал заведующий архивным отделом облисполкома В.А. Бабичев, увлёкшийся темой. Эти материалы в своё время перепечатали и южские газеты - районная 'Светлый путь' и фабричная многотираж-ка 'Текстильщик'.
В 90-е годы газетными заметками напомнил о неординарном событии представитель нового поколения краеведов И.Ю.Климашов. Но это было, в основном, именно напоминание. Прав-да, автор опустил, как устаревшую, пози-цию негативной, упрощённой и политизированной трактовки событий авторами: в газетах советского периода было принято то, что, мол, 'злодей-фабрикант' не дал возможности завершить доброе дело самородку-cамоучке. Новых мате-риалов явно не доставало, и прежде всего о самом Школине и об обстановке зарождения авиации.
По косвенным данным удалось установить, что Лука Васильевич Школин родился в 1878 г. в г. Ромны Полтавской губернии. Отец, механик-самоучка из-вестной фирмы 'Зингер', занимался ремонтом и наладкой швейных машин. Он и пробудил в сыне интерес к авиации, подарив ему в детстве лично сделанный планер и много рассказывая о планеризме, воздушных шарах и дирижаблях, попытках создания летательных аппаратов тяжелее воздуха. Лука рос способным, лю-бознательным, был в числе лучших учеников уездного училища.
Окончив его, работал на почте, но не оставил увлечения. У него скопился 'целый музей' изготовлен-ных им авиамоделей. На последнюю из них, крупной величины (4х4 метра, но без мотора) он получил па-тент - 'охранное свидетельство'. Это породило в нём надежду на создание настоящего самолёта.
Поездка с будущей женой во Францию, встречи с известными авиаконструкторами Блерио, Вуазеном, Фарманом, знакомство с русским эмигрантом-изобретателем подводных лодок С.К.Джевецким, его одобрительный отзыв о проекте самолёта окончательно убедили Школина продолжать любимое дело.
Тогда в России, как и в других странах, развитием авиации занималось не государство, а лишь отдельные энтузиасты. Российские 'летуны', как тогда называли лётчиков, как правило, покупали аппараты и моторы к создаваемым своим машинам за границей:
Первый русский авиатор - Михаил Ефимов, А.А. Агафонов, С.В. Гризодубов, В.В. Слюсаренко, С.И. Уточкин, А.Г. Уфимцев и другие.
Добиваясь средств, Школин писал прошение даже царю, но оно осталось без ответа. После этого, в начале 1910 г., через брата своей жены Андренко, один из которых работал маклером в Харьковской биржевой контореТоварищества мануфактур Балиных, изобретатель встретился с директором южской фабрики (во время его приезда в Харьков) - В.А. Балиным.
Он слыл просвещённым промышленником, меценатом, и согласился помочь энтузиасту. Сговорились о ссуде на постройку самолёта, с условием, что машина будет строиться на фабрике в Юже, используя технические возможности предприятия, и для уверенности в том, что задуманное будет сделано, и для гарантии ссуды.

Каким был самолёт

Школин имел дело с разными организациями по вопросам авиации, нахо-дившимися в Москве и Харькове, куда позднее направлял ходатайства и све-дения о своей разработке. Благодаря этому недавно удалось отыскать схемы и описание устройства его самолёта, нашлись и фотоснимки тех лет. Схемы и описание машины были состав-лены самим автором и опуб-ликованы тогда в журнале по воздухоплаванию.
Они свиде-тельствуют о том, что в конс-трукции самолёта использо-вались технические решения специалистов фабрики, кото-рые сам изобретатель не смог

Вид самолёта спереди. Схема-чертёж Л.В. Школина


Самолёт Школина был мо-нопланом. Имел форму правильной крестовины корпуса из дерева и крыльев с такими же лонжеронами. Корпус и крылья были обтянуты пергаментной бумагой в два слоя, покрашенной масляной краской и покрытой лаком (близ-кая к перкали). В корпусе помещалась лодка-кабина для лётчика и система управления из металлического прутка, обтянутого полотном.
Самолёт имел переднее и заднее оперение и так называемую 'колонку', движениями которой ('от себя', 'к себе') управлялись рули высоты, вращением штурвала - рули направления, подвижными элеронами на крыльях - наклоны при поворотах-виражах.
Шасси состояло из двух передних колес велосипедного типа и небольшого заднего на пружинах для амортизации. Принцип такого шасси надолго вошёл в конструкции самолётов.
Бак с топливом крепился над кабиной лётчика. Мо-тор 'Анзани' мощностью в 30 л.с. Школин купил за 1200 руб. у известного одесского спортсмена и авиатора С.И.Уточкина.
Стремясь увеличить тягу мотора, Школин использовал вал двигателя, от которого вращательное движение цепными приводами передавалось через шестерни к специально изготовленным двум винтам (по принципу работы фабричного ременного привода к механическим станкам). Они крепились на втулках, которые могли перемещаться по неподвижной оси винтов, что позволяло лётчику придавать им встречное направление к фронту воздущного потока.
Винты были 4-лопастные, шестерни передач - в 15 и 45 зубцов. Это втрое увеличивало скорость вращения винтов - до 450-500 оборотов. Позднее подобный винт получил термин ВИШ - винт изменяемого шага. После Школина над таким винтом работал видный военный авиатор, автор 'мёртвой петли' П.Н. Нестеров, а затем и другие авиаконструкторы.
По оценке специалистов, многое Школиным было внедрено впервые в исто-рии авиации.
Но он тогда решал главную задачу - чтобы его машина устойчиво могла летать. Изобретателя для того времени устраивал и прогулочный режим полётов в приемлемую погоду. При сильном ветре самолёт из-за своей лег-кости, вероятно, мог бы испытывать трудности в удержании направления, могли дать сбой цепные передачи к винтам, заклинив мотор. Опасность представляло и расположение над кабиной бака с топливом.
Но многое в конструкции само-лёта было новым и перспективным, особенно с учётом быстрого развития мото-ростроения и применения новых материалов для обшивки самолёта, вплоть до цельнометаллических.
Школин сделал верный вывод о том, что самолёту нужна управляемая сила двигателя. Он даже высказался за целесообразность приме-нения 4-моторных машин, но тогда его возможности ограничивал единственный маломощный мотор при отсутствии вообще лёгких авиационных моторов. Л.В.Школин в кабине самолёта во время его наземных испытаний во дворе фабрики Балиных. Октябрь 1911 г.

 
 

Эту идею вскоре претворил в жизнь талантливый русский авиаконструктор Игорь Сикорский , затем эмигрировавший в США и там прославившийся.

К сожалению, на творческих людях нередко срабатывает правило, что недостатки становятся продолжением их достоинств.
Завершив основные работы, истратив ссуду, Школин провёл наземные испытания самолёта и сделал вывод, что аппарату нужна доводка, а значит, и дополнительные затраты. Средств не было ни на самолёт, ни на жизнь семьи. Но он попросил у Балина не продления срока работы и дополнительных средств, а передачи ему самолёта в его личную собственность без выплаты ссуды - под векселя, без гарантий со стороны других лиц или организаций.
Мотивировал это возможностью зарабо-тать деньги на авиационной выставке в Харькове, для чего предлагал выслать самолёт наложенным платежом в Харьков, но тоже без ведома и гарантий оргкомитета выставки. В то же время было известно, что изобретатель ведет активные хлопоты об оформлении ему постоянного заграничного паспорта вме-сто временного. Это настораживало кредитора.
Школин не принял тогда и совет о передаче самолёта Московскому Обществу содействия успехам опытных наук... имени Х.С. Леденцова, считая это посягательством на его авторские права. Компромисс не был найден.
Балин расценил позицию изобретателя нескромной и безответственной, и отказал ему в передаче самолёта.

Южские сподвижники

Понять обоих можно.
Школин вложил много сил в разработку самолёта, но нельзя было не учитывать и то, что в Юже ему были созданы все условия для работы. Кроме ссуды здесь нашлись и дельные помощники, и технические возможности, и многое из материалов.
Всестороннюю поддержку ему (моральную и организационную), без препон со стороны хозяев, оказывал инженер-механик фабрики Н.Н. Алянчиков.
Подлинными сподвижниками изобретателя стали и два помощника инженера-механика - отец и сын Закорюкины.

Отец Яков Петрович заведывал паросиловым хозяйством фабрики.
В его ведении были механические мастерские и фабричный чугунолитейный завод.
Его старшего сына Ивана Яковлевича, окончившего Московское техническое училище, особенно захватила идея создания самолёта, и он во всём с увлечением помогал изо-бретателю (позднее и сам постро-ил модель самолёта, которая при-водилась в действие пружиной от граммофона). Рабочее место механиков находилось в помеще-нии механической мастерской, где были столярный и модельный цеха.

В них для самолёта изготовлялись детали из дерева и металла. Под рукой была и бригада рабочих, охотно помогавших энтузиасту. Сборка самолёта во дворе фабрики.
На снимке: в центре Л.В. Школин (в пальто), слева - Я. П. Закорюкин, у крыла самолёта - И.Я. Закорюкин в окружении рабочих.
После наземных испытаний самолёта во дворе фабрики, Лука Васильевич разобрал его на основные блоки и упаковал в семь деревянных ящиков, подго-товив к отправке багажом в Харьков, а сам уехал на родину.

Перед полицейским 'шлакбаумом'

Балины были хорошо осведомлены о ненадёжности тогда летательной техники и тяжёлых последствиях частых аварий их показательных полётов как для лётчиков, так и для зрителей и случайных людей.
В числе пострадавших бывали и крупные чиновники. К примеру, с марта по декабрь 1910 г. погибло 32 лётчика. Как фирма-изготовитель самолёта, фабрика несла юридическую ответственность за все последствия его использования. В том же году правительством были введены специальные правила проведения полётов. На каждый из них требовалось особое разрешение полиции.
Кроме того, на месте проведения полётов должен был обязательно присутствовать полицейский чин. Аэродромов ещё не было, организаторам полётов и лётчикам предписывалось 'травы не мять, лошадей не пугать' под угрозой штрафа и уголовной ответ-ственности.
В марте 1910 г. вопрос о воздухоплавании обсуждался в Госу-дарственной Думе. На её заседании депутат Марков иронизировал: 'Вот полетит какой-нито Стенька Разин на аэроплане и бросит бомбу в Царское Село. Нет, почтеннейшие, прежде чем пускать студентишек, надо бы этому выучить городовых'.

Ситуация, подобная Школину, сложилась, например, у известного авиа-тора С.В. Гризодубова. Примерно в это время (1911 г.) он завершил постройку самолёта по типу усовершенствованного 'Фармана', тоже с мотором 'Анзани'.
Но накануне пробного полёта полиция опечатала его ангар и не подпускала к нему никого, даже самого изобретателя. Только через полгода обьяснила это тем, что полагала, будто самолёт прилетел из-за границы.

Попытки Школина собрать в Харькове деньги для выплаты ссуды не дали результата, хотя он активно пропагандировал изобретение лекциями. После од-ной из них полицейский пристав потребовал от него дать подписку о том, что он без разрешения полиции не будет летать на своём самолёте.
Но у Луки Ва-сильевича его и не было. Наверное, только тогда изобретатель, увлечённый созданием аппарата, глубоко осознал всю ответственность за полёты: и свою, и кредиторов .

В противоречии мнений

Отношение к воздухоплаванию формировалось в борьбе мнений. Выступая весной 1910 г. на заседании отдела воздушного флота при Особом комитете по усилению российского флота на обровольные пожертвования, председатель комитета князь Александр Михайлович высказал мысль, получившую широкое хождение в кругах, близких к военному ведомству: 'Пуще всего отделу не следует увлекаться мыслью создания воздушного флота России по планам наших изобретателей и непременно из русских материалов...
Нет смысла тратить бешеные деньги на всякие фантазии только потому, что эти фантазии родились в России. Трудами братьев Райт, Сантос-Дюмона, Блерия, Фармана, Вуазена и других аэропланы в настоящее время достигли возможного...совершенства. Отделу остается лишь воспользоваться готовыми результатами'.

Жизнь опровергла такой подход. Уже тогда один из организаторов русского воздухоплавания генерал А.М. Кованько подчёркивал: 'Нам, русским, нужно как можно скорее научиться строить аэропланы из отечественных материалов и русскими руками. Выписывать аппараты из-за границы я считаю таким же нецелесообразным делом, как заказ там ружей и пушек...'

Школин был настроен именно так. Поясняя свою идею, он полагал 'при помощи этой небольшой машины устроить дело русского, своего собственного воздухоплавания, конечно, в тех размерах, как то укажет Господь.
Моя маши-на - писал он далее, - является первым русским типом, т.е. русского происхож-дения. Если русский летает на иностранной машине, в таком случае дело не носит национального характера. Моё дело чисто национальное.
Вот что даёт мне силы и терпение.'

Из Харькова Школин стал хлопотать о материальной помощи через Леденцовское общество, приложив к просьбе схему конструкции и описание самолёта. Экспертизу изобретения проводил видный учёный, 'отец русской авиации' Н.Е. Жуковский . В своём заключении он рекомендовал обществу поддержать автора. В марте 1911 г. правление общества постановило выделить изо-бретателю 500 руб., но, выяснив, что для доработки у автора самого аппарата пока нет, вновь отказало.
Вскоре Н.Е.Жуковский добился права изобретателям получать моторы без оплаты на прокат (с механиком) для испытаний готовых конструкций на аэродроме Московского общества воздухоплавания. В числе первых претендентов на это был назван и Школин. Но он такой возможностью не воспользовался, поскольку в кустарных условиях, в одиночку, он уже не мог изготовить копию своей машины. По каким-то личным причинам он энергично продвигал дело с отьездом за границу.

Перепетии судьбы

В 1911 г. Школин снова выехал во Францию, где его застала Первая Миро-вая война. Он оказался на правах эмигранта. В связи с военными действиями иностранцы к авиации не допускались.
Другого ремесла он не имел, осваивать что-то за границей, да ещё в условиях войны, было мало реально. Перебивался случайными заработками. Только после окончания войны он смог вернуться на родину, в Харьков, но и здесь уже шла гражданская война.
В этих условиях, как у эмигранта, у него снова возникли сложности с устройством на работу. Мечта жизни гибла: потеряно время, обстановка не для творческих дел. Конструировать новый самолёт без специального образования в условиях, когда к тому же время энтузиастов-самоучек прошло, добиваться получения давно построенной машины уже не имело смысла С опытом Первой Мировой войны самолётостроение продвинулось далеко вперёд.

О жизни Школина в 1920-1930-е годы практически ничего неизвестно. Оставшиеся в живых к 1960-1970-м годам родственники были много мо-ложе его и не могли знать подробностей его жизни.
Те, кто был постарше, вспоминали, что Луку Васильевича всегда отличал замкнутый характер. Он то надолго куда-то уезжал, то вновь появлялся, не делясь с окружающими сво-ими жизненными обстоятельствами.
Припоминали, что года два он приезжал в студенческой форме, но никто не мог сообщить, где именно он учился. Своих детей у Школиных не было, имуществом он не обзаводился, никаких документов, записей, воспоминаний после себя не оставил. В годы Великой Отечественной войны не эвакуировался: ему было тогда уже за 60.
Измождённый неудачами и материальными трудностями, он долго болел туберкулёзом. Весной 1943 г., за полтора месяца до освобождения Харькова от фашистской оккупации, его с женой увезли в больницу, откуда они уже не вернулись.

Какова судьба южского самолёта? До начала 1920-х годов он так и лежал упакованным в ящики в сарае фабрики. Потом активисты местной ячейки Осоавиахима использовали его мотор для устройства аэросаней, а затем глиссера, который бороздил водную гладь озера Вазаль.
В те годы с этого начиналось при-общение молодого поколения страны к техническому творчеству. Возможно, в будущем образ энтузиаста Школина станет для дальнейшей истории Южи доб-рым примером.


Первые предложения о применении винта изменяемого шага на самолете появились еще в 70-е годы прошлого века [16, с. 35-36].
В 1910 г . русский техник-самоучка Л . В . Школин применил ВИШ на самолете собственной конструкции, но отсутствие средств не позволило ему довести эти работы до стадии летных испытаний [ 18, с. 44 ].
См. после Рис. 2.2. Гоночный самолет RB-1 с убирающимися шасси
Были и другие проекты, но интереса они не вызвали: диапазон скоростей первых самолетов был очень небольшим, и использование винта изменяемого шага не привело бы к заметному улучшению летных качеств.

Источники и литература:

1.  ГАИО. Ф.р-366. Оп. 1. Д. 686. Лл. 1-4.

2.   Журнал 'Воздухоплавание'. 1909. ? 3-4. С. 285.

3.   Школин Л.В. Моноплан Л.В.Школина // Воздухоплаватель. 1910. ?4. С. 349-353.

4.   Русский моноплан Л.В.Школина // Вестник воздухоплавания. 1910. ?7. С. 51-53.

5.   Воробьёв Б. Развитие воздухоплавательного дела в провинции. // Вестник воздухоплавания.1910. ? 9. С. 34-35.

6.   Постройка моноплана Л.Школина // Вестник воздухоплавания.1910. ?22. С. 47.

7.  Левкович Л., Соколов Ю. Самолёт Л.В.Школина // 'Ленинец', Иваново. 26.12.1954.

8.  Самолёт Л.В.Школина // 'Светлый путь', Южа. 06.06.1965.

9.   Бабичев В.А. Самолёт, упакованный, в ящики // 'Рабочий край', Иваново. 18.08.1966. Пере-издание: 'Текстильщик', Южа. 28.01.1977.

10.  Климашов И.Ю. 'Моя машина является первым русским типом: (малоизвестные страницы отечественного воздухоплавания)' // 'Ивановская газета', Иваново. 14.04.1992.

11.  Климашов И.Ю. 'О постройке моноплана Л.В.Школина в Юже' // 'Краеведческие записки'. Вып. 3. Иваново: 1998. С. 275-277.

12.  Климашов И.Ю. 'Моё дело национальное (судьба одного изобретения)' // 'Ивановская газета', Иваново. 13.04.2002.


История самолётов 1919 - 1945


04/10/2012

С давних времён маленькая Южа, входившая в Вязниковский уезд Владимирской губернии, была связана с важным духовным центром Владимирского края - старинным монастырём Флорищевой Успенской пустынью. Её строителем являлся известнейший церковный деятель второй половины XVII века, духовник царя Федора Алексеевича митрополит Суздальский Илларион, вошедший в число святых Русской церкви. В обители сохранялся древний обычай: хождение с чудотворными монастырскими иконами - в честь Владимирской Божией Матери - по сёлам и деревням Гороховецкого

Крестный ход на территории южской фабрики. Фото ок. 1913 г. (из архива В.Клокова)
и Вязниковского уездов. В монастырских документах мы находим сёла Лукино, Нижний и Верхний Пестяки, Якушево, Мыт, Палех, Никогоры, Рыло, Мстёра, Акишино и др. В старинной летописи Свято-Смоленского храма сохранилось упоминание о принесении в Южу из Флорищ в 1878 г. чудотворной иконы Успения, создателем которой по преданию является сам митрополит Илларион.
Но Южа оказалась связанной с Флорищевой пустынью и ещё одной ниточкой - революционной. Одной из предпосылок революции 1917 г. был призыв - демагогический по сути - о переделе собственности, и прежде всего, земельной. С этой целью были национализированы все земли, в том числе и церковные. Начался передел. Самыми, так сказать, 'лакомыми кусочками' были земли ухоженные, обработанные, на которых существовало крепкое сельскохозяйственное производство. К их числу относились и земли Свято-Успенской Флорищевой пустыни. По решению Владимирского губисполкома в апреле 1918 г. там была создана трудовая коммуна, членами которой стали жители с. Южа Вязниковского уезда (см. Приложение).

Как и всё марксистское и мёртворожденное, коммуны не получилось. После ряда скандалов осенью того же года она была расформирована. Члены коммуны, видимо, вернулись домой, в Южу, т.к. в списке организованного в 1919 г. на месте коммуны совхоза их имён уже не было.
Впрочем, и совхоз просуществовал недолго. Были и другие попытки восстановить хозяйство монастыря, но все они закончились ничем. И остались только легенды о тучных монастырских стадах и невиданных на этих песчаных землях урожаях.
С ликвидацией в 1923 г. монастыря жители окружных селений - Гороховецкого, Вязниковского уездов - лишились главной опоры - духовной. Для иных жителей этих селений Флорищева пустынь в течение веков была местом паломничества, местом, где исцелялись духовные, да и телесные язвы. Это привело к огрублению нравов и, в конечном итоге, обезлюдению Флорищ или, как теперь пишется, Фролищ, некогда видного духовного центра (в настоящее время - это самая окраина Нижегородской области, на стыке её с Ивановской и Владимирской).

   

 





В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн. АРХИВЫ.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945
https://www.ok.ru/video/237712249124
военно-технические журналы XIX - начала XX вв. из фондов библиотеки http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23.php
http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23photo/20.jpg