На главную
 
https://radikal.ru/video/UWIzin6FDmz
 

Последняя тайна Сент-Экзюпери:

как разгадали загадку гибели писателя

31 июля 1944 г. погиб известный французский писатель, автор 'Маленького принца', профессиональный летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Обстоятельства его гибели долгое время оставались загадкой для биографов. Тайна была раскрыта только в ХХI веке, когда один из участников трагедии сделал сенсационное признание.

Писатель и военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери

 Из-за полученных при авариях самолетов травм Экзюпери забирался в кабину с помощью механика Последние два года своей жизни Сент-Экзюпери состоял в эскадрилье разведчиков, и в 1942-1944 гг. не раз совершал опасные полеты над немецкими позициями, совершая аэрофотосъемку. 31 июля 1944 г. он не вернулся с очередного задания. Его самолет неожиданно исчез с радаров в районе Сен-Рафаэля - небольшого городка на Лазурном берегу Франции. Останки самолета и летчика не были обнаружены, и долгое время он считался без вести пропавшим. Экзюпери на *Локхид* F-5A-1-LO заруливает на стоянку после разведывательного полета весной 1944 года

Было несколько версий

относительно причин катастрофы: механическая неисправность, воздушный бой и даже самоубийство пилота. Самой распространенной была версия о том, что самолет Экзюпери сбил немецкий истребитель и он разбился в Альпах. Но в

1998 г. французский рыбак Жан-Клод Бьянко в Средиземном море недалеко от Марселя, в сети с рыбой нашел браслет, на котором было выгравировано имя писателя, его жены и адрес издателя, выпустившего 'Маленького принца'. Как оказалось, этот браслет действительно принадлежал Антуану де Сент-Экзюпери, что дало повод к проведению поисков в Средиземном море. Браслет Сент-Экзюпери, найденный рыбаком

 Ныряльщик и водолаз Люк Ванрель подтвердил эту версию, обнаружив в 2000 г. на 70-метровой глубине обломки самолета. После этого французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено лишь осенью 2003 г. Тогда со дна подняли фрагменты самолета, среди них был обломок кабины летчика с сохранившимся серийным номером: 2734-L. Информацию проверили в военных архивах и установили, что это был бортовой номер Lockheed Lightning P-38 - того самого самолета, которым управлял Экзюпери.

Самолет *Локхид*, на котором летал Антуан де Сент-Экзюпери
 Останки самолета были рассеяны на достаточно большом пространстве - 1 км в длину и 400 м в ширину. На фрагментах не обнаружили следов от пуль и других признаков нападения, в военных архивах не было свидетельств о том, что в этот день велись обстрелы и воздушные бои. Поэтому решили, что самолет разбился в результате поломки. Также было установлено, что он вошел в воду вертикально на большой скорости, в момент столкновения с водой произошел взрыв. У пилота не было шансов выжить. Единственная вещь пилота, уцелевшая в этой катастрофе, - тот самый серебряный браслет, найденный рыбаком.
Писатель и военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери

 

Антуан де Сент-Экзюпери

Самолет великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери сбил летчик германской авиации люфтваффе. В книге, которая 20 марта выйдет в свет, 88-летний Хорст Рипперт признался, что 31 июля 1944 года подбил самолет с французскими опознавательными знаками. Пилот до последнего надеялся, что за штурвалом упавшего в Средиземное море P38 не было его любимого писателя. Но проведенное расследование говорит об обратном.
Долгое время о смерти Антуана де Сент-Экзюпери было мало что известно. Его самолет Lockheed P38 Lightning вылетел с аэродрома на острове Корсика в разведывательный полет 31 июля 1944 года, однако так и не вернулся.
Рассматривалось несколько версий исчезновения писателя - авария, дезертирство и даже самоубийство. После нескольких серьезных катастроф здоровье Экзюпери было сильно подорвано, он страдал депрессией. Незадолго до рокового дня писателю вообще запретили летать.
О том, что самолет и останки писателя покоятся на дне Средиземного моря, стало известно в 1998 году, когда местный рыбак обнаружил в своих сетях серебряный браслет, принадлежавший Экзюпери. На украшении было выгравировано имя писателя, имя его жены и нью-йоркский адрес издателя, выпустившего 'Маленького принца'.
Начались подводные поиски, и только в 2003 году французский дайвер Люк Ванрель обнаружил в этом районе обломки самолета P38 Lightning, на котором летал Экзюпери.
По версии исследователей, самолет создателя 'Планеты людей' упал в море на большой скорости и почти вертикально. В момент столкновения с водой произошел взрыв. Обломки машины разметало под водой на огромном пространстве. Ни одного из фрагментов человеческих останков так и не было обнаружено.
Экспедиция пошла по немецкому следу после того, как с разбившимся самолетом был найден остов немецкого 'мессершмита'.
А после того как один из исследователей связался с германским пилотом, расследование тайны смерти Экзюпери было полностью раскрыто.
88-летний Хорст Рипперт, бывший пилот люфтваффе, сообщил, что именно он сбил самолет писателя.
По словам летчика, 31 июля 1944 года над Средиземным морем неподалеку от Тулона он подбил

самолет с французскими опознавательными знаками. Пилот говорит, что не видел лица человека, который сидел за штурвалом и что он никогда не стал бы стрелять в ри.
'Сначала я его преследовал, потом сказал себе: если ты будешь уклоняться от боя, я тебя собью. Я выстрелил, задел его, самолет рухнул. Прямо в воду. Пилота я не видел. Только потом я узнал, что это был Сент-Экзюпери', - цитирует летчика журнал Le Figaro Magazine, публикующий выдержки из книги Жака Праделя и Люка Ванреля 'Сент-Экзюпери: Последняя тайна'.
Рипперт признается, что 'надеялся и все еще надеется, что это был не он', потому что 'в молодости мы все читали и обожали его книжки'.
'Если бы я знал, что это был Экзюпери, я бы никогда не сбил его, никогда...' - заявил бывший пилот.
На момент гибели великому писателю было 44 года. Как известно, автор книг 'Маленький принц' и 'Планета людей' участвовал во Второй мировой войне как пилот французских ВВС. Его часть базировалась на Корсике, сообщает Inopressa.
На основе собранных материалов французский журналист Жак Прадель написал книгу 'Сент-Экзюпери: Последняя тайна', которая выйдет в тираж в Париже 20 марта.
Обломки самолета Экзюпери сейчас находятся в Музее авиации и космонавтики в Бурже.


Тайна смерти раскрыта. 

Антуан де Сент-Экзюпери - французский писатель и профессиональный лётчик.  31 июля 1944 года отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет - и не вернулся. Долгое время о его гибели было ничего не известно. И только в 2000 году были обнаружены обломки его самолёта. Журналы Германских ВВС не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолетах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Это породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и суициде пилота. И лишь совсем недавно, завеса тайны над исчезновением автора "Маленького принца" была приоткрыта.

Более полувека экс-пилот Люфтваффе, Хорст Рипперт, хранил страшную тайну. Он всю жизнь надеялся, что произошла страшная ошибка. Он надеялся, что новые данные смогут успокоить его совесть. Но факты говорят сами за себя: это именно он сбил самолет, который пилотировал Сент-Экзюпери. Это он убил своего любимого писателя, человека, который был символом целого поколения.



  24-летний пилот Хорст Рипперт получил приказ подняться в воздух и конвоировать самолет союзника, который движется к Аннеси. Вскоре между Марселем и Тулоном, Хорст заметил другой самолет. "Я сказал себе: парень, если ты сейчас не скроешься, я убью тебя!" - рассказывает 88-летний Хорст. И он начал стрелять. Самолет противника упал в море. Пилот не успел катапультироваться.

А спустя несколько дней, он узнал, что, скорее всего, это был самолет Сент-Экзюпери. "Я не видел пилота. И если бы даже видел, я бы не смог узнать Сент-Экзюпери. Очень долго я надеялся, что это был кто-то другой. В годы моей молодости все читали и обожала его книги. Если бы я знал, что это он - я бы не стрелял" - говорит Хорст Рипперт.
 

Интересно, что в боях Рипперт успел сбить 28 вражеских самолетов, Экзюпери успел написать 28 литературных произведений.

'И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда - очень прошу вас! - не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся... '.

Антуан де Сент-Экзюпери.

 

Таинственная смерть Сент-Экзюпери: как погиб главный романтик Земли

http://www.stena.ee/blog/tainstvennaya-smert-sent-ekzyuperi-kak-pogib-glavnyj-romantik-zemli
4 сентября 1939 года, спустя три дня после нападения гитлеровской Германии на Польшу и начала Второй мировой войны, французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери является по повестке на военный аэродром в Тулузе. По состоянию здоровья комиссия признает его годным лишь к службе на земле и определяет на должность инструктора для молодых пилотов.

Но Сент-Экзюпери не устраивала жизнь вдали от боевых действий. Шестью месяцами ранее вышла в свет его книга 'Планета людей', принесшая писателю несколько значимых литературных премий и мировое признание. Несмотря на литературный успех, он всеми силами он старался пробиться на фронт.

Вся биография Сент-Экзюпери состоит из борьбы за право рисковать собой. Он решил стать пилотом еще в девятнадцатилетнем возрасте, но при поступлении в летное училище завалил сочинение (!), попав в итоге на архитектурное отделение в Академии искусств. Однако, уже через год Экзюпери от скуки добровольно уходит в армию и через некоторое время все же получает права военного пилота. Правда, на этот раз небо снова обошло его стороной - Экзюпери зачисляют в запас.

 
Лишь в 1927 году Экзюпери все же добивается своей цели и устраивается летчиком в почтовую компанию. Он выполняет рейсы в Северную Африку, доставляя почту преимущественно в Марокко, бывшую тогда французской колонией. Это было время зари авиастроения и самолеты надежностью не отличались. Редкий рейс проходил гладко и пилотам то и дело приходилось сажать машину посреди Сахары. Сам пилот великой пустыней восхищался, что отразилось во многих его произведениях.

Вскоре Экзюпери повышают в должности и назначают начальником аэродрома на самой границе Сахары, посреди враждебно настроенных и непокоренных племен. Как он писал в своих письмах, в год здесь убивали по двух пилотов из четырех, поэтому свое занятие он находил 'крайне увлекательным спортом'.

В 1929 году Экзюпери возвращается в Париж с рукописью романа 'Южный почтовый' - книги, которая станет первым известным произведением писателя. Но увлечения Экзюпери отнюдь не исчерпывались литературой - на его счету также несколько патентов за изобретения в области авиации. Благодаря хорошей подкованности в этой области его переводят на должность технического директора филиала французской компании 'Авиапосталь' в Аргентине.

В Южной Америке Экзюпери неожиданно для самого себя женится на аргентинской поэтессе по имени Консуэло, а также продолжает искать приключения - прокладывает авиационные маршруты в одиночку, испытывает новые самолеты. Когда его закадычный друг Анри Гийоме разбивается в Андах, Экзюпери моментально отправляется на бреющем полете прочесывать горную местность, рискуя собственной жизнью. Через пять дней Гийоме чудом находят выжившим. В 1935 году при перелете из Франции в Сайгон разбивается уже сам Экзюпери - самолет падает в Ливийской пустыне и снова лишь чудо оставляет пилота в живых.

1936 год. В самом начале гражданской войны в Испании воздушным щитом республики стала интернациональная эскадрилья, которую привез в Испанию французский писатель Андре Мальро, будущий министр культуры в правительстве де Голля. В августе 1936-го отправился корреспондентом на испанскую войну и самый знаменитый летчик среди писателей Антуан де Сент-Экзюпери. Из его репортажей родилась книга "Испания в крови".

В фильме участвуют: Виктор Лавский - штурман бомбардировщика СБ на испанской войне; Аделина Кондратьева - переводчик штаба республиканской авиации; Долорес Ибаррури-Сергеева, внучка Долорес Ибаррури; Энрике Листер - сын генерала Листера; Анхель Виньяс - профессор Мадридского университета Комплутенсе; Карлос Сайс Сидонча - автор книги "Республиканская авиация"; Хуан Мануэль Риезго - майор авиации Испании, заместитель директора Музея воздухоплавания и космонавтики "Куатро вентос"; профессор Барселонского автономного университета Жозеп Пуигжек Фаррас; Оливер д'Агэ - внучатый племянник Антуана де Сент-Экзюпери.

 

В 1938 году Экзюпери решает поставить рекорд скорости, пролетев из Нью-Йорка на Новую Землю, но снова разбивается - на этот раз в Гватемале. После аварии Экзюпери не приходит в сознание неделю, а окончательно выздоравливает лишь к 1939 году. Именно тогда его и застает начало Второй мировой войны.

Надо много пережить, чтобы стать человеком.

Биография Экзюпери ясно дает понять, что оставаться в тылу он просто не мог. С помощью друзей и собственного упрямства он все же настаивает на своем - спустя месяц Экзюпери зачисляют в авиагруппу дальней разведки под номером 2/33.

Но война не дала боевому духу Экзюпери развернуться в полной мере - около восьми месяцев французские и немецкие войска просто стояли друг на против друга на границе, пока Гитлер обходным маневром не вторгся на территорию врага через Бельгию. Франция сдалась за месяц, а Экзюпери, добившись приема у премьер-министра, пришлось настаивать на государственной просьбе о помощи у США и продолжении борьбы. Но французские власти во главе с авторитарным маршалом Петеном избрали тактику коллаборационизма с нацистами. Экзюпери продолжает выполнять боевые вылеты, которые в итоге оказываются совершенно бессмысленными - спустя месяц Франция сдается и половина ее территорий попадает под немецкую оккупацию. В конце 1940 года Экзюпери отплывает в США.

Сент-Экзюпери с женой.

В Америке писатель ограждается от всего мира и принимается за упорный литературный труд - он создает 'Военного Летчика', 'Письмо к заложнику', а также ставшего легендарным 'Маленького принца'. После этого Экзюпери берется за создание книги всей своей жизни - 'Цитадели', но закончить ее так и не успевает. В 1943 году, после перелома в войне, он летит в Северную Африку, где присоединяется к своей авиагруппе 2/33.

Ставшего к тому времени мировой знаменитостью Экзюпери отчаянно не хотят направлять на фронт, но он все же выбивает у начальства сначала пять боевых вылетов, а затем еще три. Последний из них пришелся на 31 июля 1944 года.

Хотя человеческой жизни нет цены, мы всегда поступаем так, словно существует нечто еще более ценное.

Экзюпери вылетел с острова Корсика в сторону французского побережья. Он должен был собрать разведданные о немецких укреплениях для последующей высадки десанта. Но с задания он так и не вернулся.

Последний маршрут Экзюпери.

Долгое время считалось, что Экзюпери разбился в Альпах и поиски останков самолета велись там много лет. Однако, без всякого успеха. Установить истинную причину гибели писателя удалось лишь спустя полвека и только благодаря счастливой случайности.

В мае 2000 года французский ныряльщик Люк Варнель обнаружил в море близ Марселя браслет, на котором были выгравированы имена 'Антуан' и 'Консуэло', а также адрес в Нью-Йорке, по которому когда-то располагалось издательство, публиковавшее книги Экзюпери.

Тот самый браслет.

Сразу после этого место, где была сделана находка, взяло под охрану французское правительство. И лишь спустя три года там начались активные поиски останков самолета. Фрагменты были найдены рассеянными по весьма большой площади и среди них оказалась часть кабины пилота, на которой нашелся серийный номер машины. Проверка показала, что это был именно тот самолет, на котором совершал свой последний вылет Экзюпери.

Никаких останков самого писателя найдено не было. В принципе, за прошедшее время морская вода легко могла растворить даже кости. Но проверка журналов Люфтваффе не дала никаких результатов относительно того, кто мог сбить самолет. Был сделан вывод, что Экзюпери, возможно, разбился из-за собственной ошибки или даже дезертировал. Но поклонники писателя не могли в это поверить - опытнейший летчик, переживший в воздухе уйму передряг, а также народный герой не мог просто так затонуть недалеко от берега или убежать к врагу.

Совершенство - добродетель мертвых.

В 2008 году история разрешилась, повернувшись еще более неожиданным образом. Бывший летчик Люфтваффе 88-летний немец Хорст Рипперт заявил через прессу, что именно он был тем, кто подбил самолет Экзюпери в тот самый день. По его словам, он убил или тяжело ранил пилота еще в воздухе, так как тот так и не выпрыгнул с парашютом. Самолет же на полной скорости врезался в воду и взорвался - этим объясняется большая рассеянность обломков по территории.

Хорст Рипперт во время службы в СС.

Как рассказал сам Рипперт, свое признание он сделал, чтобы очистить имя Экзюпери - немецкий летчик был его поклонником еще во время войны. О том, кого именно он сбил, Рипперт узнал лишь позже, благодаря данным перехвата французского радиосообщения. По словам немца, если бы он тогда знал, кто был пилотом того самолета, он бы никогда в него не выстрелил.

Сегодня обломки последнего самолета Экзюпери лежат в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже. А сам великий писатель, как и полагается людям его калибра, оставил после себя жизненную историю, по драматизму ничуть не уступающую его произведениям.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЛЮБОВЬ (док. фильм)

"Не забывай, ты навсегда в ответе за всех, кого приручил", - этот главный секрет жизни Антуан де Сент-Экзюпери раскрыл в своей самой знаменитой книге "Маленький принц". Этот наказ был обращен, прежде всего, к себе самому. Современники описывали отношения Антуана де Сент-Экзюпери и его жены, Консуэло Сандоваль, одним словом - парадокс. "Между ними были и страсть, и нежность, и взаимное восхищение, но я никогда раньше не видел, чтобы двое, которые так сильно любят друг друга, были так несчастны в браке", - вспоминал друг писателя Гастон Галлимар. Их семейный союз трещал по швам. Вулканический характер жены не мог выдержать даже любящий ее Экзюпери, но и расстаться с ней он не мог. Только трагическая гибель писателя разлучила их навсегда.

Антуан Сент-Экзюпери Автор, всего 10
Романы

Цитадель Online

Военный летчикOnline

Ночной полётOnline

Планета людейOnline

Повести, рассказы

АвиаторOnline

Южный почтовыйOnline

 

 
=-====================

 

Американская производственная колония (АИК "Кузбасс") 1921-1926

В августе 1918 г. Ленин написал знаменитое "Письмо к американским рабочим", в котором призывал их помочь в создании экономической базы нового рабочего государства, поскольку "экономический кризис так глубок, что своими силами восстановить разрушенное хозяйство без оборудования и технической помощи из-за границы Россия не сможет". "Преданные делу, энергичные передовые рабочие Америки пойдут во главе всех рабочих из ряда промышленных стран, несущих Советской России свои технические знания, свою решимость пойти на лишения ради помощи рабоче-крестьянской республике для восстановления её хозяйства", - был уверен Ленин.

Демократические лозунги, под которыми большевики пришли к власти, нашли живой отклик у радикалов всего мира, имевших идеалистическое представление о социализме и коммунизме. Многие из них изъявляли желание участвовать в социалистическом переустройстве общества.

Проект быстрого восстановления экономики России был разработан делегатами конгресса Коминтерна, проходившего в 1921 г. в Москве. Голландский инженер С.Рутгерс и американцы С.Кальверт и Уильям Хейвуд предложили создать в наиболее важных экономических районах России "Промышленные трудовые колонии" с участием иностранных рабочих и специалистов. Используя зарубежную технику и передовые технологии, они смогут в короткий срок возродить промышленность в этих районах. Проект получил поддержку конгресса и советского правительства.

В конце 1921 г. в Кузбассе была создана первая такая промышленная колония - АИК "Кузбасс" - советское государственное предприятие, которому передавались Кемеровский рудник и недостроенный коксохимзавод (в 1924 г. колонии дополнительно были переданы предприятия юга Кузбасса: Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевский, Киселевский рудники и Гурьевский металлургический завод).

Создание колонии шла одновременно в России и за границей. Были открыты 2 зарубежных представительства АИК в Нью-Йорке и Берлине, задачей которых была вербовка колонистов и закупка оборудования. Американское бюро АИК находилось в центре Нью-Йорка на Бродвее, им было открыто 30 центров поддержки АИК в горнопромышленных районах США и Канады.

ПОД КАТОМ МНОГО БУКВ И 15 ФОТОГРАФИЙ


20 мая 1922 г. в США вышел 1-й номер ежемесячного издания "Бюллетень "Кузбасса" на английском языке, в котором Рутгерс - директор колонии, писал: "Колонисты, которые приедут в Россию, получат возможность обеспечить себе приличный уровень жизни, но не будут иметь возможности получать прибыль или разбогатеть. Приглашаются только те рабочие, которые хотят отдать работе всю свою энергию и которые желают и могут вынести тяготы начинания".

Всего в АИК "Кузбасс" из-за рубежа прибыло 753 человека (635 взрослых, остальгные дети). В АИК трудились люди более 30 национальностей. Крупнейшими национальными группами были (в порядке убывания): финская, американская, немецкая, русская (из русских дореволюционных эмигрантов, но уже с американским гражданством), голландская, югославская. В основном иностранцы занимали инженерные должности, а также высоквалифицированных рабочих. Коренных русских рабочих в колониит насчитывалось около 5 тыс. человек.

В отличие от концессионных предприятий того времени, кузбасская колония стояла совсем на других началах. Начать с того, что костяк иностранных специалистов составляли представители крайне левых партий, в основном анархо-синдикалистов (неудивительно, что покровительство колонии оказывал Троцкий). Так, основателем АИК "Кузбасс" был американец голландского происхождения Рутгерс Себальд Юстус. несмотря на американское (ранее голландское) гражданство, он состоял в РКП (б) с 1899 года. По образованию инженер-гидротехник. С 1915 по 1918 гг. проживал в США, сблизился с эмигрантами-большевиками (в т.ч. с Троцким), участвовал в деятельности интернациональной "Лиги социалистической пропаганды". С мандатом "Лиги" выехал (через Японию) во Владивосток. Встречался с В.И. Лениным, был назначен генеральным инспектором водных путей, участвовал в работе 1-го конгресса Коминтерна, секретарь Англо-американской группы РКП (б).

(Профобъединение "Индустриальные рабочие мира"(IWW) возникло в США в 1905 г. как противовес Американской федерации труда (АФТ), проводившей политику классового сотрудничества. В ИРМ вошли как традиционные социалистические, так и анархо-синдикалистские элементы, причем последние вскоре стали преобладающей силой. Основным методом борьбы объединение ИРМ считало умеренные "прямые действия" - саботаж, забастовки, всеобщую стачку. Последняя была для ИРМ своеобразным символом веры. Союз ИРМ считал, что после победы (с помощью всеобщей стачки) рабочий класс немедленно приступит к организации нового свободного индустриального общества, в котором руководство всей хозяйственной жизнью будет осуществляться производственными союзами. Традиционную политическую борьбу, в том числе и парламентскую, союз ИРМ отрицал.)

Лидером русских американцев был известный анархо-синдикалист Владимир Шатов .В революционном движении он числился с 1903 г. В 1907 г. эмигрировал в США, где стал членом профобъединения ИРМ, в котором руководил русским отделением. В 1917 году вернулся в Россию вместе с Троцким.

Из 635 иностранцев 200 являлись коммунистами (так, в марте 1923 г. американская комячейка Кемеровской организации РКП(б) насчитывала 73 человека). Около 250 приехавших в Кузбасс колонистов были анархо-синдикалистами, членами ИРМ.

Анархо-синдикалистские принципы были привнесены и в Автономную колонию. Анархо-синдикалисты первое время установили на предприятиях уравнительную систему оплаты, выступали против материальной заинтересованности. Когда по предложению СТО и СибРКИ в 1923-1924 гг. была постепенно введена сдельная оплата, это встретило сильную оппозицию со стороны членов ИРМ. Они усмотрели в том отказ от принципов социальной справедливости. Другой причиной недовольства анархо-синдикалистов было наступление на "рабочую демократию" в колонии. Сторонники "производственной демократии", в частности, требовали передачи решения всех вопросов на рабочие собрания, отвергали принцип единоначалия. Член Правления АИК Бойер говорил: "Мы так же докажем вашим коммунистам, как можно обойтись без диктатуры, ибо в наших отношениях будущей колонии мы положим принцип "индустриализма".

Ему вторил американец Шварц, но уже в отношении концессий: "Концессии сдавать частным предпринимателям - штука вредная, ибо это означает новые рабские цепи для рабочих, которые не будут больше интересоваться государством и политикой, не будут поддерживать Советскую власть, а уйдут в профсоюзы - единственное для них место.

Советское правительство выделило колонии в 1921 г. 600 тыс. рублей золотом. большей частью эти деньги пошли на закупку оборудования. Изначально в коллективном договоре говорилось, что оборудование должно закупаться из расчёта 100 долларов на работника, потом эта цифра увеличилась до 150 и 200 долларов. Однако 50% от затрат на оборудование уходило на перевозку. Перевозка вообще была самым слабым местом в колонии: так, грузы из США в Кемерово шли от 50 до 60 дней. Несколько раз необходимое оборудование не прибывало по причине прекращения навигации.

Ещё по 100 долларов на каждого должно было приходиться на обеспечение продовольствием колонистов. На первых порах, поскольку планировалось, что спустя год они станут сами себя обеспечивать продовольствием.

Один из руководителей колонии Фут писал: "Ввиду поздней передачи земли и сравнительно позднего прибытия сельско-хозяйственных машин из Америки, в этом году развить нашу ферму в предполагаемом масштабе не удалось. Приступили к обработке земли после весеннего засева и без машин, обыкновенным ручным способом. Всего засеяно этим летом 25 десятин ржи, что дало приблизительно 2.800 пудов. Эти 2.800 пудов ржи пошли на обсеменивание 700 десятин под озимую. Сена собрано всего 50.000 пудов. Также засеяно 110 десятин яровой пшеницы и 100 десятин под овес, что дало 5.000 пудов пшеницы и 7.500 пудов овса. Также обсеменено 20 десятин под просо, лен и проч. Около 1000 десятин обсеменено под озимую рожь и пшеницу и приблизительно столько же подготовлено для будущего весеннего засева. Что касается огорода под овощи, то при существующих условиях удалось обработать только 12 десятин. Между прочим засеяно: картофеля 15 акров, капусты - 25000 ед., цветной капусты 5000 ед., гороху 2 акра, фасоли 2 акра, 3 акра - томат, огурцов, салату, редьки, моркови и свеклы".

Стоит добавить, что урожайность всех сельскохозяйственных культур на земле колонистов была в 2-2,5 раза выше, чем на окружающих их землях местных крестьян.

Производительность труда на шахтах, коксохимических и химических заводов, построенных и управляемых колонистами, также была в 2-3 раза выше, чем на окрестных предприятиях. Более того, как писал Фут, "Советская власть (т. е. Кузбасстрест) осуществлял добычу угля в Кемерове хищнически, что неминуемо привело бы к затратам в будущем и, стало быть, производительность доАИКовских владельцев Кемрудника была во многом фиктивна, поскольку не учитывала труд, который пришлось бы заложить через десяток-другой лет на ликвидацию последствий первобытного уровня добычи".

В то же время советское правительство очень часто не выполняло положенные пункты подписанного с колонистами договора. Например, обмануло правительство АИКовцев и по поводу обещанной доставки 500 валенок и 500 полушубков для снабжения рабочих в зиму 1922/23 гг., что предусматривалось 5 абзацем пятнадцатого параграфа. "Прошла зима, весна и лето, - пишет Фут, - но таковые еще не получены". Не обеспечило оно колонистов и стройматериалами (обещанные 19.000 брёвен для строительства домов), и им пришлось самим добывать лес и самим строить для себя дома.

В декабре 1926 г., с наступлением сталинщины, Советское правительство отказалось продлевать договор с АИК "Кузбасс", около 90% колониство возвратилось в США, еще около 7-8% - до 1930 г. Оставшиеся 15-20 человек приняли советское гражданство и продолжали работать на кемеровских шахтах вплоть до 1950-60-х годов.


Голландские колонисты на борту теплохода "Роттердам"


Открытка АИК "Кузбасс"


Дом на 150 колонистов, построенный ими самими


Американские работники


Американцы на Надеждинском заводе


Велпробег по Анжеро-Суджинску




Выдача первого кокса


Голландские работники


Группа инженеров с жёнами


Группа югославов




Местные работники пришли устраиваться в колонию


Награждение оставшегося в СССР югослава


Немецкие специалисты
 
Метки: Германия, Индустриализация, Индустрия, Иностранцы, Кузбасс, США, Турксиб

 

Взято отсюда

Внутренняя жизнь колонистов

Однако жизнь колонистов не ограничивалась производственной деятельностью, она была многогранной и насыщенной различными событиями. Колония представляла собой совершенно уникальный коллектив, живший и работающий в специфических условиях относительно обособленности и изоляции от окружения, оторванности от привычной жизни, удаленности от центров цивилизации, недоброжелательности определенной части местного населения, многонационального состава и т.д.

Несмотря на многонациональный состав, колония жила единой дружной семьей, которой поначалу мешали неисправимые синдикалисты,  в конце концов покинувшие 'Кузбасс'.  Что же касается отношений между иностранными и русскими рабочими, то подчеркивалось, что с самого начала они 'были теплыми и дружественными'. Лишь вскользь говорилось об отдельном влиянии многонационального состава на работу колонии и недовольстве русских рабочих привилегиями американцев.

Внешние контакты играли не менее важную роль в жизни колонистов. Уже при выработке соглашения неизбежные внешние конфликты осознавалась обеими сторонами. О негативном отношении широких масс к концессиям говорилось на собрании актива Московской организации РКП 6 декабря 1920 года: 'Отовсюду раздаются крики? И. главным образом, они идут от низов. Спрашиваю, как же это так: своих эксплуататоров прогнали, а чужих зовем?'  

Большинство направившихся в 'Кузбасс' были полны 'сентиментальных иллюзий относительно своей важности для России' и поэтому испытали разочарование от далеко не праздничного приема, оказанного им на месте. Как свидетельствуют колонисты и документ, руководство рудника и химзавода относились к новой власти неприязненно и презрительно.

У иностранцев были свои претензии к братьям по классу. Они упрекали русских рабочих в консервативном отношении к американским методам работы. Подчеркивая отсутствие намерения унизить русских товарищей, АИКовцы отмечали их отставание в промышленном отношении и попытки вернуть иностранцев 'на 25 лет назад'. Отсутствие интереса местных рабочих к новым методам отмечалось и при обследовании АИК российскими органами. С другой стороны, в документах отражён целый ряд случаев, когда, не зная специфики производства на русских предприятиях и особенностей климата, иностранцы не прислушивались к советам местных специалистов и рабочих и 'производили работы американским способом', что приводило к авариям, пожарам, выходу из строя оборудования, дополнительным материальным затратам, потере части урожая.

С симпатией относились рабочие к американским инженерам, которые (в отличие от 'старорежимных спецов') не боялись вымазать руки и ходили в полинявших рабочих комбинезонах и рубашках. Это было проявлением не только 'американской практичности', но и выражением антипатии к основам и устоям американского государственного и социального строя со стороны многих инженеров АИК 'Кузбасс'. Русские называли их 'пролетарскими инженерами'.

Уважением пользовались и иностранцы-медики. В июле 1923г. появилась в колонии врач Элси Элизабет Митчел, ставшая ведущим иностранным специалистом в рудничной больнице.

Известную позитивную роль сыграли устраивавшиеся колонией вечера, спортивные состязания команд, совместное участие в различных мероприятиях, помогавшие лучше узнать друг друга. Отношение к иностранцам менялось. Примечательно, что в американской коммуне состояли 25 одиноких русских мужчин.

В бюллетене Сибинспекции 6 марта 1924г. Говорилось: 'Взаимоотношения среди русских и американских рабочих самые дружелюбные '. В сентябре того же года в докладе председателя комиссии СТО, обследовавшей АИК, указывалось: 'С русскими рабочими отношения наладились, и старые ненормальные настроения по отношению к колонии почти исчезли'.

Дружеские отношения между иностранцами и местными жителями порой перерастали в более сильное чувство. К 1 августа 1922г. Было заключено 12 браков между одинокими мужчинами-колонистами и сибирячками, а осенью 1924г. уже 25 колонистов имели русских жен. Замуж за иностранцев выходили не только молодые девушки. Например, работавший на пилораме Маккендрик женился на женщине с двумя детьми. Чаще браки заключались по любви, но порой и по расчету - некоторым сибирячкам американцы казались настоящими богачами. Иногда за границу уезжали сибирячки. В Голландию, например, увезли своих русских жен К. Ниербург и Г. Слагман. При этом единственной иностранкой, вышедшей замуж за русского парня, была Анна Прейкшас, приехавшая в АИК в двенадцатилетней девочкой. Следует, однако, отметить, что, несмотря на установление благоприятной дружеской атмосферы, ревностное отношение русских рабочих к более высокой оплате и другим привилегиям иностранцев сохранялось на всем протяжении существования колонии. Свидетельством тому служат результаты анонимного анкетирования, проведенного среди рабочих АИК в июле 1926г. и выявившего 40 человек, требовавших удаления иностранцев-американцев. И в выступлениях на конференции Прокопьевского рудника в сентябре того же года шахтеры говорили: 'Специалистов можно готовить и в России, а не выписывать из-за границы, обеспечивая высокую заработную плату'. 'Не ценим своих специалистов, русскому платим - 100 рублей, а иностранцу - 600'.

Глава 1.4 Ликвидация колонии

20 июня 1927 пост. СТО АИК 'Кузбасс' ликвидировалась. В постановлении говорилось, что данная форма организации экономики изжила себя. Действующие предприятия АИК вошли в состав вновь образованного каменноугольного, химического и металлургического треста 'Кузбассуголь'. Своей деятельностью АИК 'Кузбасс' внесла весомый вклад в решение проблем кооперации уральской руды с сибирским коксом, в реализацию Урало-Кузнецкой программы.

В декабре 1926 г. Советское правительство отказалось продлевать договор с АИК 'Кузбасс'. С самого начала было известно, что АИК 'Кузбасс' являлся временным предприятием.

19 ноября 1926г СТО вынес постановление о реорганизации АИК на началах подчинения её ВСНХ СССР при сохранении и использовании на предприятиях иностранных рабочих и специалистов. Срочно прибывший в Москву на совещание в ЦК[7] Рутгерс до конца боролся за сохранение иностранных рабочих и специалистов в Кузбассе, но болезнь и усталость от непрерывной борьбы за свое детище не позволяли директору взять на себя единоличную ответственность за вхождение АИК в общую хозяйственную систему. 22 декабря СТО постановил считать договор с АИК 'Кузбасс' расторгнутым. На следующий день Рутгерс ушёл в отставку. Рут Кеннелл считала, что его вынудили сделать это. После смерти Ленина АИК лишилась мощной поддержки в центре. Коробкин получил указание продолжить руководство предприятием.

ВСНХ было предложено  разработать и представить на утверждение проект устава треста, объединявшего бывшие предприятия колонии, назначив его временное правление. Это означало ликвидацию колонии как таковой. Колония превратилось в рядовое предприятие.

Ликвидацию представительства АИК в Нью-Йорке объяснили значительным сокращением импортных операций 'Кузбасса' в Америке. К этому времени заказы заграничным фирмам через зарубежные представительства колонии сократились на 50%, что, по-видимому, диктовалось валютным кризисом государства, о котором сообщалось в одном из секретных документов. Работу по ликвидации должны были проконтролировать представители Амторга и 'Общества технической помощи'.

Реорганизация так же затронула сибирские и уральское представительства. Приказом от 11 ноября 1926г. Новосибирское представительство было переименовано в Урало-Сибирское с подчинением на Урале, которое становилось лишь уполномоченным АИК.

Судьба фермы решалось в различных инстанциях, прежде чем постановлением ВСНХ СССР от 27 апреля 1927г. она была безвозмездно передана в ведение Сибирского краевого земельного управления. Под начало Наркомздрава отошла гордость АИК её больница.

Время ликвидации колонии совпало с окончанием первого квартала 1926/27 хозяйственного года, итоги которого говорили о довольно успешном начале. Фактически это был последний квартал в производственной деятельности АИК.  

Официально АИК 'Кузбасс' была ликвидирована 1 января 1927 года.

Причины ликвидации АИК лежали в изменениях, которые произошли в экономическом и политическом положении России со времени образования колонии.

С другой стороны, экономическая и политическая стабилизация капитализма привела к поражению революционных выступлений трудящихся в Германии, Болгарии и ряде других стран к концу 1923г., сняв с повестки дня вопрос о возможности совершения желанной мировой пролетарской революции, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Чтобы форсировать дальнейший рост государственного сектора, стали вводить командно-административную систему управления хозяйственной жизнью страны, облегчившую вышестоящим организациям руководство предприятиями благодаря единому планированию и жесткому централизму.

Состоявшаяся в апреле 1925г. XIV конференция РПК, провозгласившая возможность построения социализма в СССР в условиях капиталистического окружения, и XIV съезд ВПК, прошедший в декабре того же года и поставивший задачу социалистической индустриализации страны, окончательно решили судьбу иностранного участия в экономике страны.
Глава 1.5 Итоги производственной деятельности колонии

  1. Безусловной победой АИК 'Кузбасс' стал пуск и развитие коксохимического завода.

За 1923-25 добыча угля в Кемеровском районе увеличилась почти в 2,5 раза, производительность труда на 1 рабочего колонии - в 3 раза, а себестоимость продукции снизилась в 2 раза. Комиссия СТО, обследовавшая предприятия Кузбасса в конце 1924, отметила, что АИК 'Кузбасс' достигла в области организации предприятия и его работы совершенно бесспорных успехов. Выжиг кокса увеличился почти трое, достигнув 128,5т.

К концу 1925 целый ряд доменных печей Урала работал на минеральном топливе из Кузбасса. Стабильно заработало в Кемерове коксохимическое производство. Строилась 3-я коксовая батарея. Руководство колонии вело активную переписку с Сибревкомом, ВСНХ, президиумом 'Главметалла' СССР по вопросам строительства металлургического завода.

  1. Объем добычи угля по Кемеровскому руднику увеличился на 285% и достиг 264 тысяч тонн.

В три раза повысилась производительность трудящегося по эксплуатации, составив к концу 1926г. 15,26 т., а производительность забойщика поднялась к концу 1925/26г. на 232% и равнялась 74,78т в месяц.

  1. Улучшилось техническое оснащение шахт рудника, превратившихся в крупные современные предприятия угольной промышленности.

Суточная добыча 'Центральной', на которой трудились около 600 человек, составляла в октябре 1926г. - 1037т, тогда как накануне передачи американцам она давала 1728т угля в месяц. Квершлаг 'Диагональной' производил 6-7тысяч угля в сутки.

За время существования АИК общий объем ее добычи вырос в 8,5 раза.

Несмотря на скудное финансирование, разрабатывалась и реализовывалась программа разведки угольных запасов и других полезных ископаемых, давшая геологическое обоснование для создания в Кузбассе крупного угольно-металлургического центра. Наряду с реконструкцией старых шахт строились новые угольные предприятия: Центральная и шахты ?2-бис, ?3 и ?4 (Прокопьевскийрудик), 'Журинка 3' (Лененский рудник), Велась разработка будущей шахты 'Пионер' на левом берегу Томи (Кемеровский рудник).

  1. Особо следует сказать о жилищном строительстве, которое велось в АИК. Экономичные типы домов, разработанные под руководством голландского архитектора Ван Лохема, помогали решать проблему жилья не только во время существования колонии, но и после её ликвидации.
  2. Оценивая деятельность фермы, подчеркнём, что поставленные перед ней задачи по обеспечению колонистов и местных жителей доброкачественными продуктами питания и оказанию агрокультурного влияния на крестьянские хозяйства Кузбасса были выполнены. Уделяя большое внимание репродукции сортовых сельскохозяйственных культур и разведению чистопородного скота, ферма АИК снабжала крестьян отборным семенным материалом, отсутствие которого тормозило развитие крестьянских хозяйств края. Благодаря американцам, в Кузбассе появились новые сорта картофеля, свеклы, моркови, злаков, кукуруза, салат, многолетний шиповник, сирень, акация и др. Ферма сыграла также роль регулятора цен на молоко, молочные продукты и продукты огородничества, дав возможность рабочим покупать их по более низким ценам.

Трудно переоценить вклад колонии в улучшении медицинского обслуживания кузбассовцев, оснащение больниц инструментарием и лекарственными препаратами и хозяйственным инвентарем, доставлявшимися из-за границы.

Несмотря на трудности, связанные с особенностями развития нэпа, и допущенные просчеты, деятельность АИК была достаточно успешной.

  1. Значительное влияние оказала АИК на повышение общей культуры кузбассовцев. Образ жизни иностранцев, поведение, манера одеваться, организация быта и досуга становились объектом пристального внимания и нередко подражания.

АИК внесла немалый вклад в подготовку нового этапа в развития Кузбасса, превратившего регион в экономическое сердце Сибири. Многое из того что сделали АИКовцы, существует и сегодня. В связи с этим уместно вспомнить слова Рутгерса: 'И все-таки наш эксперимент удался. Недёшево нам это стоило. Наш маленький интернационал в Сибири создал большое индустриальное предприятие. И все это остается и будет расти'. АИК имела положительное значение не только для Кузбасса, но и для всей страны, способствуя росту её могущества. Благодаря колонии значительно выросло число сторонников России за рубежом.

Большая часть АИКовцев вернулась домой по окончании срока контракта, другие же жили в СССР десятки лет, а некоторые - до конца жизни. Оставшиеся в Сибири и переехавшие после ликвидации АИК в другие районы страны колонисты (Альберт Коттер, Пауль Фальковский, Исаак Гольдфайн, Фрэнк Гунд, Джон Врачар, Рой Оплич, Артур Ричман, Луи Гросс, Слава Анастасов и другие), для которых СССР стал второй родиной, полностью разделили судьбу его народа. Они работали на крупнейших стройках и предприятиях Советского Союза, таких как Кузнецкий металлургический завод, автомобильные заводы в Москве и Горьком (Нижний Новгород), Сталинградский тракторный завод, Туркестано-Сибирская железная дорога.

Глава 2. Взаимодействие Кузбасса и Голландии в наше  время

АИК 'Кузбасс' оставила неизгладимый взгляд в жизни колонистов, оказала большое влияние на судьбу каждого из них. Подавляющее большинство членов колонии гордились своим участием в её деятельности. И, пронеся чувство симпатии к России через всю жизнь, передали его своим детям.

История АИК 'Кузбасс', первой и единственной международной индустриальной колонии в мире, является не только частью истории Кузнецкого края и нашей страны, но и страницей мировой истории. Она заслуживает самого бережного и внимательного отношения.

Память об АИК живет в жилых домах и школе, построенных по проектам голландского архитектора Ван Лохема. Имя Главного директора АИК Себальта Рутгрерса носит одна из улиц Рудничного района Кемерова. В каменном доме, где жил Рутгерс и некоторые колонисты, находящемся на территории музея-заповедника 'Красная горка', развернута постоянно действующая экспозиция.

Музей-заповедник 'Красная Горка' создан в 1991 году в городе Кемерово на территории бывшего угольного рудника. Район Красной горки представляет собой музей под открытым небом: здесь, на крутом берегу Томи сохранился уникальный комплекс памятников горнопромышленного и историко-культурного наследия, находящихся в своей естественной ландшафтной среде. Памятники составляют единый сюжетно-тематический комплекс, связанный с развитием угольной промышленности Кузбасса.

Cохранилось устье одной из первых штолен Кемеровского рудника, открытого в 1907 году. Старейшими в городе архитектурными сооружениями являются постройки Акционерного общества Копикуз, действовавшего в 1912-19 годах. Жилые дома и гражданские постройки остались от уникальной международной промышленной организации Автономной индустриальной колонии 'Кузбасс', действовавшей на территории Кузбасса в 1922-27 годах.

Научные ученые музея-заповедника делают все возможное, чтобы об АИК знали и помнили. Они поддерживают контакты с наследниками колонистов и различными заинтересованными организациями  в нашей стране и за рубежом.  Для нашего города в качестве цели предполагалась разработка и эффективное воплощение в жизнь сценариев реставрации и развития исторической области АИК 'Кузбасс'. В рамках проекта состоялось три российско-голландских семинара: два - в Кемерово и один - в Нидерландах.

Первая российско-голландская встреча прошла в Кемерове весной 2000 года. Голландцы, как люди совершенно прямолинейные, говорили то, что думали. А именно, что Кемерово теряет 'свой культурный и экономический вес', и что 'молодым людям, которые хотят сохранить позитивный взгляд на жизнь, должно быть довольно страшно оставаться в Кемерово:'. Но к концу семинара голландская сторона отметила, что первоначальное негативное впечатление благодаря огромной работе и энтузиазму кемеровских партнеров стало более позитивным.

В России голландцы жаловались на бесконечную бумажную волокиту: ':тормозит дело бюрократические организации, для которых бумажка с печатью важнее культурного обмена:'.

Но не все так плохо по нашим меркам. Во-первых, хорошо уже то, что благодаря международному участию уникальные страницы из истории города сегодня не забыты. Во - вторых, общение с европейским партнером продолжается.
     Возмужал музей, появились современные объекты культуры. Сегодня невозможно представить типичную кемеровскую свадьбу без фото у 'Варвары' или на фоне речной панорамы. Может быть, когда-нибудь к этим ракурсам добавятся обновленные 'колбасы' или школа. По крайней мере, по заверениям чиновников у последнего объекта шанс на реставрацию есть. И это уже неплохо.

В 2009г. Между Россией и Нидерландами было заключено соглашение о сохранении общего культурного наследия. Сотрудничество между администрацией Кемеровской области и голландской стороной началось в 1996г., когда Кузбасс посетила новая группа архитекторов. С тех пор голландский Общественный фонд анализа зданий (СТАГ) организовал и провел ряд совместных семинаров сибирский и голландских архитекторов в Кузбассе и Нидерландах, а также практику голландских студентов в Кемерове с целью обмена знаниями и выработки единого подхода к реставрации и сохранению общего культурного наследия.

Архитекторы из Нидерландов предложили властям Кемерова отреставрировать архитектурное наследие известного голландского зодчего Йоханнесаван Лохема, знаковой фигуры европейского конструктивизма, который работал в Кемерове в 1926-1927 годах.

Голландские специалисты предлагают придать сохранившимся постройкам ван Лохема новые функции. На сегодняшний день уже разработан проект реставрации Школы кемеровского рудника. Об этом заявила директор музея Амстердамской школы архитектуры Алиса Ругхолт.

Йоханнес Бернардусван Лохем приехал в Россию для проектирования и строительства пяти городов: Кемерова, Щегловска, Прокопьевска, Гурьевска и Ленинска. Однако архитектору-модернисту реально удалось осуществить лишь застройку нагорной правобережной части нынешнего Кемерова - так называемой Красной горки. Всего в 1926-1927 годах под его руководством было построено около 1000 зданий. В планировочных решениях архитектор использовал модную тогда идею 'города-сада'.

Простые и лаконичные постройки эпохи конструктивизма долгое время не привлекали внимание местных специалистов, - рассказывает архитектор Ирина Захарова. - Район Красной Горки, историческое начало города, попал в санитарно-защитную зону коксохимзавода и Кемеровской ТЭЦ. Новое строительство на этой территории было запрещено. Центр города после войны переместился на правый берег. А голландское наследие 1920-х гг. пришло в запустение. Благодаря голландцам эту тему вновь стали обсуждать.

Сейчас о голландском наследии в Кемерове знают уже многие, а вот о 'кемеровской Голландии' - практически никто. А между тем голландские кемеровчане уже успели снискать славу на родине Рембрандта и Ван Гога.

Елена Трибушинина - доктор наук Утрехтского университета Нидерландов.  По оценкам национального научного Фонда, Елена - одна из самых рейтинговых ученых Голландии. Она дважды получала внушительные гранты Фонда на свои проекты. Будучи кемеровской студенткой, преподавала нидерландский язык и редактировала российско-голландский журнал 'Beneru'. Затем поступила в российскую аспирантуру. А в 2004 году, как участник голландской стипендиальной программы Гюйгенса, отправилась в Голландию. Там наша землячка с отличием окончила Свободный Университет Амстердама, получила докторскую степень в Университете Лейдена, и сейчас руководит международным исследовательским проектом, на который Европейская комиссия уже выделила 200 тысяч евро.

Другая наша соотечественница, а ныне резидент Голландии, Анастасия Моисеева, или Настасья, так зовут девушку ее голландские друзья, - вице-председатель проекта Европейского Союза по 'обзору гармонизации с помощью совершенствования новых технологий' и без пяти минут - доктор наук. Выпускница КузГТУ по специальности 'Городской кадастр', в Нидерландах изучает ни много ни мало - 'пространственно-временное поведение'. Сначала была престижнейшая альма-матер в Делфте, затем - исследовательский проект в инновационном Университете Эйндховена.

Студентка из Нидерландов Софи Пензер проходила стажировку в КузГТУ. Девушка подошла к своей миссии глобально и провела комплексный анализ исторического района 'Красная Горка'. Из-под ее пера вышел внушительный отчет с анализом зданий и их функций, рельефа, климатических условий, образа жизни, а также исторического развития местности.

Еще одна группа делегатов из Делфтского Университета познакомилась с Кемерово почти год назад. Среди них были не только голландцы. Гости вместе с местными музейщиками и архитекторами устроили настоящий 'мозговой штурм'. В результате родились сценарии возрождения исторического центра города. Ребята выдвигали смелые идеи, например, продлить Притомскую набережную в промышленную зону Кемеровской ГРЭС и Коксохимзавода. Или, скажем, заселить Красную Горку молодыми учеными, создав таким образом новый микрорайон, генерирующий идеи с максимальной скоростью.

Кемеровчанам голландские студенты запомнились. И не только своей изобретательностью. Интерес этих молодых людей к истории своей страны не мог не вызвать уважения.

Заключение

АИК 'Кузбасс' оставил неизгладимый след в жизни колонистов, оказала влияние на судьбу каждого из них. Подавляющее большинство членов колонии гордились своим участием в её деятельности, и, пронеся чувство симпатии к России через всю жизнь, передали его своим детям.

История АИК 'Кузбасс', первой и единственной международной индустриальной колонии в мире, является не только частью истории Кузнецкого края и нашей страны, но и страницей мировой истории. Она заслуживает самого бережного и внимательного отношения.

     10 февраля в Кемеровском муниципальном театре для детей и молодежи состоялась премьера спектакля 'Tovarisch курьер' по пьесе Владимира Сухацкого. Пьеса написана по мотивам приключенческой повести американской писательницы Рут Эпперсон Кеннелл 'Товарищ Костыль'. Примьеру посетили  ученики школ города Кемерово, многие из которых впервые смогли увидеть кадры кинохроники и фотографии тех времен и окунуться в атмосферу жизни нашего города начала прошлого века, когда здесь на берегах Томи еще только всё начиналось. [7]

В заключение хотелось бы ещё раз утвердить тот факт, что 95 лет назад в Кузбассе стартовал уникальный проект - автономная индустриальная колония (АИК). Сам Кузбасс как экономический феномен и Кемерово как столица угольного края возникли благодаря этому проекту.

Ещё раз хочется напомнить, что 2013г. был объявлен годом Нидерландов в России. И отметить  голландских гостей, посетивших нашу Кузбасскую землю и музей заповедник 'Красная горка':

  • Посол Королевства Нидерланды господин Т.Хофстее [1[8]];
  • Советник по вопросам образования, науки и культуры Посольства Королевства Нидерланды ТименА.Коувенаар [2];
  • Питер Ван дер Тоорн и голландские художники [4];
  • Ю.А.Перкович с дочерью Татьяной - сын и внучка члена АИК 'Кузбасс' Антона Перковича [5];
  • Уильям Мандел - сын члена АИК 'Кузбасс' Макса Мандела (США) [6].

Список литературы

  1. Галкина Л.Ю. Создание и деятельность автономной  ндустриальной          колонии иностранных рабочих и специалистов (АИК) в Кузбассе (1921-   1926гг.) [Текст]: автореф. дис. канд. ист. наук Кемерово, 1997. (С. 194);
  1. Зюзьков Ю. Зодчий / Красная горка [Текст]: Краеведческое издание. Выпуск первый. Ключ от города. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.  (С. 87-92);
  2. Кривошеева Е. От Копикуза - к АИК / Красная горка [Текст]: Краеведческое издание. Выпуск первый. Ключ от города. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. (C.84-105);
  3. Кемеровский рудник: Копикуз и АИК "Кузбасс" в контексте мировой истории.Возраст города. Девчата с Красной Горки. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. (С. 215)

Источники

  1. Газета 'Кузбасс' за 1926-27гг.;
  2. Фонды музея 'Красная Горка';

Интернет ресурсы

  1. http://life-in-ussr.ru/amerikanskaya_proizvodstvennaya_koloniya_aik_kuzbass_1921_1926/
  2. http://archi.ru/press/russia/36103/gollandskii-kuzbass-pisatel-gleb-shulpyakov-90-let-nazad-kemerovo-sozdavalos-gollandskim-arhitektorom-kak-gorod-buduschego
  3. http://www.redhill-kemerovo.ru/741.htm
  4. http://m.gazeta.a42.ru/lenta/show/gollandiya-kuzbass-est-kontakt-chast-pervaya.html
  5. http://gazeta.a42.ru/lenta/show/gollandiya-kuzbass-est-kontakt-chast-vtoraya.html
  6. http://gazeta.a42.ru/lenta/show/16430.html

 

=========================2

Приключения американцев в Сибири

 
https://kid-book-museum.livejournal.com/779449.html

С разрешения уважаемой хранительницы Музея donna_benta представлю книгу, формально не вписывающуюся во временные рамки сообщества, но с чрезвычайно интересной историей создания, которая возвращает нас в почтенный 1922 год.

В 1922 году по решению советский властей был затеян амбициозный эксперимент: создание в Сибири Автономной Индустриальной Колонии (АИК). Более 600 колонистов из Америки и Европы, идеологических романтиков и откровенных авантюристов, прибыли в Кемерово чтобы построить здесь современный индустриальный центр. Как вспоминал один из колонистов: "Я оставил Калифорнию и отправился в Кузбасс, в Кемерово, с целью помочь восстановлению советского хозяйства. Как пролетарий, я знал, что я не смогу помочь Советскому Правительству материально и поэтому решил организовать в кругу рабочих специалистов поездку в Россию для совместной работы. Мы приехали потому, что решили пожертвовать всем, чтобы научить рабочих России новейшим методам работы и сделать их хорошими рабочими". На самом деле вклад был не только технологическим: за участие в этом проекте колонисты должны были заплатить немалую сумму - 300 долларов. Но иностранных спецов, вдохновленных размахом великой стройки, это не останавливало.

Среди "новых сибиряков" была и Рут Эпперсон Кеннел (1889-1977). Вместе со своим мужем она прожила в Кемерово 2 года, с 1922 по 1924. Рут Кеннел была одним из самых активных членов АИК "Кузбасс", работала в колонии библиотекарем и секретарем. После работы в Кузбассе она переехала в Москву и трудилась в библиотеке Коминтерна, а 1927 г. в качестве секретаря сопровождала в поездке по СССР Теодора Драйзера, который впоследствии посвятил ей новеллу "Эрнита". По возвращении на родину, Рут Кеннел обратилась к детской литературе, причем некоторые ее книги были основаны на впечатлениях от пребывания в Стране Советов: "Беспризорник Ваня" (1931), "Николка" (1943), "Приключения в России: киргизский призрак" (1947). Кузбасскому же периоду жизни посвящена ее повесть "Товарищ Костыль: сибирские хроники юного Дэвида Пламмера". Книга вышла в США в 1932 году, но советского издания не последовало - американская колония в Кузбассе к тому времени прекратила свое существование, а результаты ее деятельности трактовались весьма неоднозначно. Только в 2008 году благодаря усилиям кемеровских краеведов повесть появилась на русском языке.
 




По сюжету летом 1922 года американский мальчик Дэвид Пламмер вместе с родителями приезжает в Кемерово, на строительство нового рудника. В пути он знакомится с русским беспризорником Володей, приставшим к путешествующим на поезде в Сибирь американцам. Будущие колонисты спасли ему жизнь, вытащив из-под поезда, позднее уже на месте подарили крепкий костыль и прозвали "товарищ Костыль" - отсюда название повести. Постепенно мальчики становятся друзьями, переживают разные маленькие приключения и даже разоблачают преступников, пытавшихся навредить индустриальной колонии.
По-видимому, повесть предназначалась прежде всего сыну Рут Кеннел. Маленький Джеймс оставался в Америке у бабушки, родители не рискнули взять его с собой в Кузбасс. С далекой и загадочной Сибирью он и его сверстники знакомились с помощью повести о приключениях американского мальчика в Кемерове. Приключения эти довольно незатейливы, повесть интересна иным - сторонним и доброжелательным взглядом на русскую жизнь начала двадцатых.

В издании использованы рисунки Майкла Перца, иллюстратора американского издания, а также фотографии из фондов кемеровского музея "Красная Горка", архива университета штата Индиана и коллекции семьи Кеннелл.


 



One-Crutch_003.jpgOne-Crutch_004.jpg

One-Crutch_005.jpg One-Crutch_006.jpg

One-Crutch_007.jpgOne-Crutch_008.jpg

One-Crutch_009.jpgOne-Crutch_010.jpg

One-Crutch_012.jpgOne-Crutch_013.jpg



Эпизод прибытия почти дословно взят из дневника Рут Кеннел:"Мы спустились к реке, и наша телега въехала на старый паром, приводимый в движение лошадьми. Скоро мы были на другой стороне реки, лошади, двигаясь по кругу, приводили в движение гребной винт в воде и заставляли паром, предназначенный для перевозки грузов, двигаться. Когда мы высадились с парома на другой берег, то вблизи увидели симпатичные холмы и живописные бревенчатые домики с яркими пятнами цветов в окнах. К моему удивлению, день был жарким, солнце пекло. Прилагая усилия, поднимались по вьющимся тропинкам, и чем ближе мы подходили к своему дому, тем больше восхищались. Дом каменный, необычно устроенный, 8 комнат напомнили мне большой отель в Петрограде. Затем мы пошли в столовую - бревенчатый дом, примыкающий к маленькому белому глиняному домику. Мы опоздали на ужин, но нас усадили за длинный, покрытый клеёнкой стол, и подавальщицы поспешили принести большую чашку маисовой каши с молоком, тарелки чёрного хлеба с маслом, чай в медных кружках, абрикосы и жареные яйца. Я получила истинное удовольствие! Затем мы спустились по лесистому оврагу к роднику и напились холодной родниковой воды. С нашей горки город на той стороне реки выглядит красиво."t;
И еще одно наблюдение:"Я заметила, что в каждом городе свой особенный запах, который можно назвать 'русским'. Сегодня я поняла, что это запах русского табака."


 






One-Crutch_017.jpg






Быстро обжившийся в колонии Товарищ Костыль, несмотря на уважаемую должность курьера, не спешит расставаться с беспризорными привычками: выманив у простодушных американцев новенькие зимние шапки, он тут же относит их на толкучку, оставив себе самую красивую. В то же время мальчик честно отдает свой паек в русскую семью, в доме которой он поселился. А отправившись вместе с Дэвидом на базар, ловко крадет связку бубликов.


 
One-Crutch_025.jpgOne-Crutch_026.jpg

One-Crutch_027.jpg



Упомянутый в начале эпизода "Товарищ Одноглазый" - это никто иной, как один из основателей и руководителей АИК Билл Хейвуд, его имя встречается у Джека Лондона в романе "Железная пята". Дневники Рут Кернелл содержат не слишком лестное описание:"Билл Хейвуд шокировал меня своей внешностью: крупный неряшливый мужчина с чудовищным животом, без глаза, одет в серую русскую рубаху." От руководства АИК его вскоре отодвинули: даже по поводу строительства нужников он устраивал многочасовые митинги. "Большой Билл" умер в 1928 году в Москве, его прах покоится в кремлевской стене.

Однако наибольший интерес вызывают страницы, описывающие непривычный американцам быт и нравы. Иногда эти описания смешат наивностью, иногда забавляют своей меткостью, иногда- заставляют смутиться.
"Нарядная и радостная публика медленно заполняла зал. Пока пролетарские артисты репетировали за кулисами, оркестр бодро играл веселую музыку. <...> Потом на сцену поднялся милиционер и строго крикнул в возникшую тишину:
- Товарищи! Не плюйте в оркестр! Уберите семечки!"



 




 

One-Crutch_058.jpg










А вот бытовая зарисовка одного из первых американских колонистов, Тома Баркера: "Когда бог создал реку Томь, он в той части лесов, которая зовется Сибирью, поставил остров с песками и кустарниками и всем остальным, совсем близко к тому месту, где "Кузбасс" добывает каменный уголь. Летом в Сибири так же жарко, как и там, куда попадают все грешники. И поэтому рабочие, как только прогудит гудок "сменяться" , бегут со всех ног к Томи, чтобы перебраться на тот остров. По воскресным дням там целая толпа плещется в воде: мамы, папы и дети, и шахтеры, и служащие". С ней словно перекликается "речная глава" из повести Рут Кеннел:


 







Вскользь упомянутый в эпизоде с плотом зловредный мальчишка Милтон Кремер еще раз появится в главе, описывающей школу, устроенную американскими колонистами для своих детей. Кстати, поначалу юные американцы ходили в русскую школу. Вот как описывает свою сибирскую жизнь дочь американских специалистов Анна Прейкшас в письме своим друзьям в Западную Виргинию в январе 1923г.: "Я хожу в русскую школу каждый день и уже умею читать и писать по-русски. Здесь не так холодно, как некоторые предполагали. Самый большой мороз 38° ниже нуля. Даже если бывает холоднее, то ненадолго. Снег лежит толщиной в 3-4 фута. Воздух здоровый и приятный. Весна не заметишь как придет... Летом здесь тепло и красиво. Мы ходим купаться, удить рыбу, кататься на лодках и на охоту. Зимой мы катаемся на санках и коньках."


 









Но Индустриальной колонии пришлось столкнуться с трудностями посерьезнее сибирских морозов. Недружелюбие, подстрекательства, провокации, откровенный саботаж со стороны тех, кому они приехали помогать, обескураживали американцев.


 











Кеннел обьясняет возникшую неприязнь боязнью местных специалистов потерять свои места на руднике и громоздкостью советской бюрократической системы. Однако и рабочие воспринимали деятельность АИК в штыки. Сводка ОГПУ от 5 сентября 1922г сообщала: "Настроение американцев и взаимоотношения их с русскими рабочими не совсем хорошие, объясняется это непониманием друг друга, которое дополняется разладом среди самих американцев". Разногласия внутри самой колонии действительно накапливались. Помимо чисто бытовых трудностей неудовольствие колонистов вызывала администрация АИК, стали все чаще всплывать мелкие и крупные мошенничества, к тому же усиливался диктат советской стороны. Росла подозрительность и враждебность местных жителей, видевших в Индустриальной колонии "эксплуататорскую" иностранную концессию. Не способствовала взаимопониманию и подчеркнутая обособленность колонистов, определенное высокомерие по отношению к русским работникам и местным жителям вообще. У рабочих вызывала озлобление зажиточность административной верхушки американского рудника, особенно на фоне окружающей нищеты и невыплаты зарплат. Американцев, правда, тоже обсчитывали: возник даже новый глагол "Kuzbasing" -"кузбассить". В примерном переводе: "работать во имя идеи за минимальную зарплату". Да и обычная зависть и мелкие интриги цвели пышным цветом в коммунальной русско-американской "вороньей слободке". Бегло, намеками все это прочитывается в детской повести Рут Кеннел и гораздо откровеннее изложено на страницах ее дневника. "За ужином произошла тягостная сцена. Сусман громко возмущался тем, что русские женщины и дети берут еду в столовой. МакДауэл остановил женщину из Петрограда, когда та выносила чашку с едой. Она расплакалась, пришла в ярость и с силой сбросила со стойки на пол металлический чайник и несколько блюд с изюмом. Она ударила и поцарапала МакДауэла, когда он выгонял её."

В повести все неприятности объясняются действиями "вредителей" - старых специалистов, пытающихся вернуть себе власть на руднике. Дэвиду и Володе удается разоблачить заговорщиков - для этого Товарищу Костылю даже приходится на время снова стать беспризорником. Злодеев ждет суд. Работа на руднике постепенно налаживается.
К сожалению, контракт родителей Дэвида заканчивается, и Пламмеры возвращаются на родину.

 
















Действие книги заканчивается в 1924 году. Автономная Индустриальная колония просуществовала еще два года. В 1926 под действием внутренних и внешних причин интернациональный проект был окончательно свернут.


 



музей 'Красная Горка'


 
 
===========3

Сталинскую индустриализацию на самом деле ковали американцы и немцы

https://scisne.net/a-2239

Историки по-разному оценивают вклад этого человека в историю нашей страны. С одной стороны, его имя ассоциируется с массовыми репрессиями. А с другой - за время его правления Советский Союз стал промышленно развитой страной, что и позволило нам победить во Второй мировой войне. Но как СССР из отсталой аграрной страны всего за несколько лет смог превратиться в индустриального гиганта? Помните знаменитую фразу 'Он принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой'? Приоткроем страницы истории, не описанной в школьных учебниках.
 

Два слагаемых успеха

'Мы отстали от передовых стран на 50 - 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут' - такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 года на совещании хозяйственников. Он прекрасно понимал: Стране Советов нужна, как сейчас модно говорить, модернизация. И, чтобы ее провести, недостаточно собрать кучу народа, дать им в руки лопаты и заставить строить металлургический завод.

Любая модернизация невозможна без двух вещей. Во-первых, в страну должен прийти капитал. И он не берется из воздуха. Либо мы сами его зарабатываем, либо берем деньги в долг. Во-вторых, кто-то более умный должен поделиться опытом. То есть приехать к нам в страну и построить завод, а также научить наших инженеров. Дешевой рабочей силы в стране хватало. А вот грамотных инженеров было недостаточно. Значит, знание, умение и, самое главное, технологии надо было брать из-за бугра.
 
Заводы, построенные с помощью иностранцев

 
Заводы, построенные с помощью иностранцев

 
Версальский мир нам в помощь

Любой кризис в развитых странах дает уникальную возможность развивающимся. Объясняется это просто: крупный бизнес как огня боится кризиса. В это время предпринимателям лишь бы на ногах устоять. Поэтому единственный выход - искать на планете те места, где их инвестиции смогут дать максимальную отдачу. Вот почему крупные компании так любят развивающиеся страны. Там, где потенциал развития выше (другими словами, где страна беднее), отдача от любого вложенного доллара будет сильнее.

Сталину крупно повезло. Западные страны (основной источник научно-технической мысли в то время) находились в тяжелом положении. Поэтому они готовы были согласиться на любую работу. Иосиф Виссарионович это моментально понял. В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах 'красный колосс' использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х - Великую депрессию в США.

 
'Москвич-400'
'Москвич-400'

Начнем с немцев. После кабального Версальского мира в 1919 году Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Вот немцы и пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая 'Зондергруппа Р'.

'Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей', - писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

Схема была проста. Немцы строили заводы у нас и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Примеров их работы полно (см. графику). После прихода к власти в Германии Гитлера сотрудничество с Россией было -приостановлено, но заводы остались.

 
Да здравствует Великая депрессия!

 
Трактор 'Сталинец ТС-65'
Трактор 'Сталинец ТС-65'

Следующий этап индустриализации можно назвать американским. В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры особенно не заморачивались. Они перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название - 'Госпроектстрой'. В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

 
'ГАЗ-А'
'ГАЗ-А'

Американцы и немцы построили бы в СССР еще больше заводов. Но у Союза в 1932 году начала заканчиваться валюта, основным источником которой был экспорт зерна. И Сталин решил: мавр сделал свое дело - мавр может уходить. Советские чиновники под различными (часто надуманными) предлогами разрывали контракты с иностранными фирмами. Русские очень быстро перенимали у американцев и немцев, как нужно строить промышленные объекты. К примеру, первую домну Магнитки выкладывали 2,5 месяца полностью под присмотром американских рабочих, а на четвертую ушло меньше трех недель. И помощь западных -спецов уже не пригодилась.

 
Всем - спасибо, все - в концлагерь

Результаты индустриализации впечатляют. Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. И стали заниматься их дальнейшим развитием. Другими словами, Сталин поставленную цель выполнил. Но вот какой ценой?

- С политической точки зрения Сталин был очень прагматичным человеком, - говорит Юрий Голанд, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН. - Специально была создана легенда, что мы сами провели индустриализацию. Мол, мы такие умные и великие, но нам пришлось пойти на огромные жертвы. На самом деле все было не совсем так.

 
Мотор М-25 для истребителя И-15
Мотор М-25 для истребителя И-15

Чтобы навсегда оставить индустриализацию в глазах народа как 'беспримерный подвиг освобожденного пролетариата, руководимого партией большевиков и гениальным Сталиным', генсек расстрелял всех, кто так или иначе был связан с закупками импортного оборудования. Сотни высококлассных инженеров в конце 30-х годов оказались 'врагами народа' и 'вредителями'. Фактически благодаря их работе СССР смог подготовиться к -войне с фашистской Германией и победить. Но история объявила героями совсем других людей.

 
Евгений Беляков
kp.ru
 
 
 

Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатноГостеваяАнимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

https://ok.ru/video/1759596843372