На главную
 
..

 
...

....

[1]




  ГОРОД СВОБОДНЫЙ И СЁСТРЫ ЦВЕТАЕВЫ

Впервые опубликовано в газете 'Свободненский курьер' ? 6, 2004 г.

 

27 сентября 2004 года отмечалось 110-летие Анастасии Цветаевой (1894-1993), а в прошедшую пятницу, 8 октября, был день рождения Марины Цветаевой (1892-1941) и по всему миру проводился 'Цветаевский костер'. О том, что сестра великой поэтессы ХХ века Марины Цветаевой - Анастасия, в конце 1930-х годов была репрессирована и находилась в лагерях БАМЛага , в том числе в городе Свободном

 

Цветаева А. Мне 90 лет, еще легка походка  

Опубликовано: 29 мая 2012 г.
полностью фильм можно посмотреть здесь
2-ого сентября 1937 года её арестовали и обвинили в причастности к якобы существовавшему 'Ордену Розенкрейцеров' [24] , созданному Б.Зубакиным. Во время второго ареста у писательницы изъяли все её сочинения. Сотрудники НКВД уничтожили написанные ею сказки и новеллы. Во время следствия ей сутками не давали спать.

 В апреле 1933 года Анастасия Цветаева была арестована в Москве. После хлопот Б.Пастернака, Е.П. Пешковой и М.Горького её через два с небольшим месяца освобождают. Но ненадолго: 2 сентября 1937её снова арестовывают. 10 января 1938 года Тройкой НКВД А.Цветаева была приговорена к 10 годам лагерей по обвинению в контрреволюционной пропаганде и агитации и участии в контррреволюционной организации, была направлена в БАМлаг. О самоубийстве сестры в 1941 году Анастасия Ивановна узнаёт, находясь на поселении на Дальнем Востоке.

В лагере работала поломойкой, кубовщицей, на кирпичном заводе, в сметно-проектном бюро, чертежницей. Нарисовала 'на заказ' около 900 портретов женщин-заключенных, писала стихи. После освобождения в 1947 году поселилась в поселке Печаткино Вологодской области.

Трагическая судьба талантливой семьи


 

http://elleen-nikole.livejournal.com/13796.html#cutid1

Интервью с внучкой Анастасии Цветаевой

Вологодская газета "Красный Север" (? 23 от 4 марта 2015 г.) поместила интервью с внучкой А. И. Цветаевой - Ольгой Андреевной Трухачёвой , посетившей на днях г. Сокол Вологодской области, где в 40-е годы жила ее бабушка.

О. А. Трухачёва у дома, где жила Анастасия Цветаева. Фото газеты "Сокольская правда"

Дом находился в поселке Печаткино у одноименной пристани на р. Сухона. Ныне Печаткино - микрорайон г. Сокол.

Вологодская ФСБ пролила свет на дело семьи Цветаевых

В Вологодской области побывала внучатая племянница выдающегося поэта ХХ века Марины Цветаевой Ольга Трухачева. Она приехала, чтобы своими глазами увидеть дом в Соколе, в котором во время политической ссылки два года жила ее бабушка - писательница, переводчица и мемуаристка Анастасия Цветаева. Ольга Андреевна познакомилась в Вологодском УФСБ с делами своей бабушки.

- Ольга Андреевна, чем вызван ваш приезд на Вологодчину?

- Года два назад я стала переписываться с Еленой Титовой - доцентом кафедры литературы Вологодского госуниверситета, исследователем жизни и творчества М. И. Цветаевой. Елена Витальевна просила меня подтвердить факт приезда на Вологодчину сразу после войны дочери Марины - Ариадны, которую в нашей семье называли Алей.

Я ответила, что с 1943 по 1949 год в Печаткине под Соколом жила моя семья, к которой в 1947 году присоединилась бабушка. В том же 1947 году в Соколе гостила Ариадна.

Так завязалось наше общение с Еленой. Я с удовольствием приняла предложение посетить Вологду, Сокол, встретиться в областной библиотеке с вологжанами. Благодаря помощи Елены Титовой и сотрудников УФСБ, удалось познакомиться с архивными делами бабушки, не только по аресту в Вологодской области в 1949 году, но и по московскому 1937 года.

- Можно поподробнее остановиться на печальной истории ареста ваших родных?

- 2 сентября 1937 года бабушка, а заодно и мой папа, приехавший к Анастасии Цветаевой с будущей невестой, были арестованы по обвинению в причастности к якобы существовавшему 'Ордену Розенкрейцеров'. В 20-30-х годах в городах огромной России таинственные чудаки собирались в мистические кружки, которые они называли братствами.
Такая игра становилась формой сопротивления, так посчитала людоедская власть. Этих мистиков и чудаков стали арестовывать, ссылать, а затем и расстреливать.
Всем были уготованы мучения, телесные и духовные. Одними из тех, кто принял тяжелые испытания в России, были розенкрейцеры. Тройкой НКВД Анастасия Ивановна была приговорена к 10 годам лагерей по обвинению в контрреволюционной деятельности с целью свержения советской власти. Срок отбывала на Дальнем Востоке. Все говорила мне: 'Оля, какой вы там БАМ строите? Я БАМ еще в 1930-е годы строила!' Мой отец - Андрей Борисович Трухачев, закончивший архитектурный институт, отбывал наказание в Каргопольлаге.

Освободившись в 1943 году, он познакомился в Архангельске с мамой. У нее к тому времени уже погиб в лагерях первый муж, был сын от первого брака - Геннадий Зеленин. Отец, как архитектор и опытный строитель, был направлен по линии 'Архангельсквоенстроя' в Печаткино (Сокол) на строительство спиртового цеха бумажного комбината завода имени Свердлова. Работа приравнивалась к службе в армии. Мама трудилась в заводской столовой. Кстати, оба они впоследствии были награждены за работу в Соколе медалями 'За победу над Германией' и 'За доблестный труд в годы Великой Оте-чественной войны'.

Под началом папы было несколько тысяч военнопленных немцев. Он прекрасно знал немецкий язык. Поэтому, думаю, его и направили на эту работу.

- Знание языков - заслуга его мамы?

- Да, бабушка с детства знала французский и немецкий. Английский выучила, уже став взрослой. С нами, внучками, говорила только по-английски. Исключение делалось для молитвы.

- Где жила ваша семья в Печаткине?

- Адрес в документах указан такой: поселок Печаткино, первый квартал, дом 17, квартира 6. Сейчас это город Сокол, улица Фрунзе, 8.

В октябре 1947 года родители зарегистрировали брак, спустя пару недель в Печаткине родилась моя сестра Рита. Бабушка, получив освобождение в 1947 году, приехала жить в Сокол.

- Что вспоминали родные о жизни на Вологодчине?

- Два года, прожитые в Соколе, были для всех счастливыми. Была трехкомнатная квартира, пусть и служебная, с инвентарными номерами на мебели. Не нужно было ходить отмечаться, была разрешена переписка, передвижение в пределах района. Бабушка лежала в Вологде в глазной больнице и оставила в своих воспоминаниях самые добрые слова о вологодском враче Евгении Васильевне Александрович.

Бабушка в Соколе вновь обрела семью, у нее росла любимая внучка. В Печаткине Маргарита прошла на дому обряд крещения. Крестной была Ариадна Сергеевна. К сожалению, я пока не знаю, как звали того священника и из какой церкви он был:

- Скорее всего, из Ильинской, что под Кадниковым. На всю округу она была единственной действующей. А с чем был связан приезд в Вологду Ариадны?

- Аля была освобождена в том же, 1947 году. Ей разрешили жить в Рязани. В декабре она приезжала к бабушке в Печаткино. Думаю, хотела найти в Соколе или в Вологде работу. Брат Геннадий вспоминал, что как-то пришел из школы, а мама ему сказала: 'Сиди тихо! Бабушка занята! У нас родственники'. Они говорили на иностранных языках. Речь, скорее всего, шла о Марине, о ее архиве, о планах на будущее. К сожалению, оно было трагичным. Ариадна вернулась в Рязань, была вновь арестована в феврале 1949 года, а уже в марте  пришли за бабушкой.

- У них было предчувствие расставания?

- Да. В первый день, знакомясь с бабушкиным делом в Вологодском УФСБ, я плакала. В 1947 году ее арестовали по тому же обвинению, что и в 1937-м. Моя бабушка, всем говорившая 'Вы', включая животных, не убившая ни одного таракана - 'тварь Божью', отказавшаяся раз и навсегда из гуманных побуждений от мясных блюд, никак не могла свергать существующий строй. Она все отрицала, не назвала ни одной фамилии.

Бабушка рассказывала, что ее не били. Во время допросов она про себя читала стихи Марины, сочиняла свои. А вот к Але применяли меры физического воздействия.

В 1949 году отца переводят служить на Урал. И берут уже там. Второе дело у него было экономическое. Удивительно, что во время следствия не вспомнили о его прошлой судимости. 'Иначе могли бы дать 25 лет или расстрел, а так присудили 2,5 года', - вспоминал папа. Он пересидел сверх этого еще два года. В 1955 году мать и сын снова встретились, а два года спустя вся семья переехала в Казахстан, в город Павлодар, где на свет появилась я.

Анастасия Цветаева была реабилитирована в 1959 году, в том числе и на основании справок, запрошенных из Вологодской области. В 1966 году в 'Новом мире' вышли ее воспоминания - 'Из прошлого', а в 1971 году вышла ее книга 'Воспоминания', где много было и о Марине. Бабушка добилась отпевания Марины, установки на кладбище в Елабуге креста на ее символической могиле.

Наследием творчества Марины Цветаевой занималась Ариадна, реабилитированная в 1955 году. Сегодня в мире есть десять государственных музеев семьи Цветаевых, а также много частных музеев.

Папа не подавал на реабилитацию до начала 70-х годов. По этой причине моя сестра не смогла устроиться на работу в Москве переводчиком в 'Интурист'. В 1971 году она приехала к отцу в Павлодар и сказала: 'Ты закрываешь дорогу и мне, и Ольге' и попросила папу написать заявление на реабилитацию. Он согласился.

- Семью строителя Трухачева помнят в Соколе?

- Возможно, да. Произошло чудо - меня пустили в квартиру, где жила наша семья. Я сфотографировала буквально каждый метр квартиры. Все это уже отправила сестре по электронке в Америку.

Дом на Фрунзе, построенный в начале 1920-х годов, судя по всему, скоро пойдет под снос по программе ликвидации ветхого жилья. Конечно, хотелось бы его сохранить.

История моей семьи - это история города, история завода. Я буду только рада, если в местном музее появится хотя бы стенд, рассказывающий о жизни в Соколе Андрея Трухачева и Анастасии Цветаевой. Я готова предоставить для этого документы, письма, воспоминания и фотографии моих родных, сделанные на вологодской земле.

Евгений СТАРИКОВ
Спасибо e11enai
http://krassever.ru/articles/society/pipel/46811/

17 марта 1949 года она была вновь арестована и постановлением ОСО при МГБ СССР от 1 июня 1949 года Анастасия Ивановна была приговорена к ссылке в поселок Пихтовка Новосибирской области.

Была освобождена из ссылки в августе 1954 года, но до 1956 года продолжала жить в Пихтовке, затем переехала к сыну в г. Салават в Башкирии (сын в 1951 году также был арестован и сослан). В 1959 году А.Цветаева была реабилитирована, в 1961 году писательница переехала в Москву, пыталась восстановить по памяти произведения, изъятые у неё при аресте. В этот период создаёт мемуарные книги 'Старость и молодость' (опубликована в 1988) и 'Воспоминания'.

Анастасия Цветаева скончалась в Москве 5 сентября 1993 года, совсем немного не дожив до своего 100-летнего юбилея...
Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище (14 уч.). Войдя на кладбище, идите по Центральной аллее прямо по направлению к храму. Слева от вас - 14 участок. У тропинки, ведущей к захоронению семьи Цветаевых стоит указатель в виде стрелки.




То, что мы строили противоестественное, противоречащее всем законам природы и истории общество и сами того не понимали. Более того, до сих пор по-настоящему степень этой беды мы не осознали...
Мы по-прежнему не умеем уважать человеческую личность, не умеем видеть в ней высшую ценность жизни, и пока всё это не будет у нас в крови, ничего не изменится, психология большевизма будет и дальше губить нас и наших детей.
К сожалению, она слишком сильна и разрушительна, и необыкновенно живуча...


Статья Ю.А.Васищева ко Дню памяти жертв политических репрессий


Враги народа и социально близкие элементы


В то время для характеристики преступных элементов коммунисты использовали термины из классовой теории.
Закоренелые уголовники часто характеризовались как 'социально близкие элементы'. И вообще отношение к преступлениям, совершенным ради наживы, было снисходительным, чего не скажешь об отношении к 'социально чуждым' - политическим оппонентам.



Придя к власти в результате октябрьского переворота, большевики повели борьбу с остатками капиталистических классов, путем изоляции и ликвидации враждебных (с точки зрения руководства СССР) советскому строю лиц.  

Свой и чужой

Для характеристики преступных элементов большевики использовали термины из классовой теории. Моральные границы советского общества делили на: 'свой' и 'чужой'.
В начале 1930-х годов криминальный мир официально получил знаковое определение - 'социально близкий элемент' (сокращенно СБЭ).

 

К ним, вставшим на путь преступления ради наживы, власть была более снисходительна.  Чего нельзя было сказать об отношении к 'социально чуждым' - политическим оппонентам.

К социально близким элементам более снисходительны были и советская пенитенциарная система, и законодательная практика 20-30-х годов 20 века.  Так, например, в исправительно-трудовом кодексе 1924 года заключенные из трудящихся и уголовников допускались на ряд низших должностей в местах заключения.Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1926 году, лиц, объявленных врагами народа, лишал свободы с отбыванием в исправительных трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР.  Политический вид преступлений относился к преступлениям государственным, контрреволюционным - статья 58 с 14 подпунктами, предлагавшая наказание - от 10 до 25 лет лишения свободы или ВМН.

Глава 5 УК РСФСР преступления с расхищением государственного или общественного имущества определяла как хозяйственные. Лица, осужденные по этой статье (с отбыванием наказания в местах заключения) и доказавшие свое исправление честным отношением к труду и примерным поведением, после двух третей срока наказания, могли быть условно-досрочно освобождены.

Такова была сталинская концепция общества.

Многие, знавшие лагеря не понаслышке (в том числе, В. Шаламов, А. Солженицын) отмечали, что для воров в лагерях были созданы более мягкие условия, чем для политических, ведь они считались социально близкими элементами, а политические квалифицировались как социально враждебные и чуждые.

Выдержки из писем заключенных, приведенные ниже, подтверждают это.

 

История в письмах

 

 'За что я мучаюсь, и за что мучается моя семья?'

Письма 'врага народа', осужденного по ст. 58 п.10 ,

из лагеря НКВД Северного края.  

28.06.38 г. ':прости за то, что я сижу. Я ни в чем не виноват. Будут разбирать дело, выпустят: тяжело сидеть безвинно, не зная за что'.

 

 02.08.38 г. 'Я здоров, прости, что долго не писал, не мог, нет времени, пишу на работе, сижу на бревнах и пишу.

Лучшие годы уйдут для обоих безвозвратно из нашей жизни. Чем мы теперь можем вспомнить эти долгие, проклятые годы, пока я буду находиться здесь? Только мучение души и сердца обоих, за это время состаришься как никогда. Хочется крикнуть: - 'за что я мучаюсь, и за что мучается моя семья? Но некому задать этот вопрос. Слезы застилают глаза, не дают писать. Тяжело! Настанет ли светлый день?'

 14.09.38 г. 'Я здоров. У нас погода резко изменилась, пошли дожди, и стало холодно. В день раз десять дождь с градом и солнце, а ветер северный холодный, пронизывает насквозь. Грязь, не вылезешь.

Не продавай шаль, которую я тебе купил. Костюм можешь загнать. Зима будет холодная, и деньги  будут нужны. Дождь хлещет, не хочется выходить из помещения. Но здесь не дома, на печи не посидишь, да ее  здесь и нет'.

 11.10.38 г. 'Пишу тебе и думаю, скоро ли домой? Здесь очень говорят, что скоро, все почему-то ждут осени. После праздника (7ноября). Говорят, что с Д.Востока едут по домам и по тюрьмам выпущено много. Но мне думается, что это люди успокаивают себя и просто выдумывают'.

 24.11.38 г. 'Я долго не писал писем, некогда было. Видишь ли,  никогда так не работал, как работал в эти дни и, наверное, не буду работать. Если б так работать на воле, то, наверное, на много лет за один год. Устаю как никогда, все работа и работа. Как бы уйти с этой работы. Думаю, как ни будь попасть в возчики, работать на лошади. Ей определены часы работы, тогда и я буду отдыхать'

17.06.39 г. 'Вот, посмотришь, сидят здесь уголовники: жулики, воры убийцы, так им здесь как дома. Хотят, работают, хотят, нет, Ухитряются в лагере воровать и все, что хочешь делать, только не работать. И им за то, что не работают ничего. А наш брат работает днем и ночью, только и думаешь, как лучше выполнить свою норму. А если она немного не в порядке, то тогда держись, но это все еще ничего против того, если не выполнишь работу'.

22.06.39 г. 'У нас многие пишут жалобы, но ответ получают один и тот же:'Ваша жалоба не подлежит пересмотру'. В пересмотре отказывают, говорят, что виновен. Буду писать Вышинскому'.

 12.01.40 г. 'У нас очень сильные морозы. Вот уже третий день на работу не водят, морозы стоят 40 градусов.

 Что будет со мной через десять лет, на что я буду способен? Уйдут лучшие годы, потеряешь здесь здоровье, будешь инвалидом, на что и кому нужным? Вот подумаешь, и лезут разные мысли. Разве в этих условиях можно прожить 10 лет, да пусть будет любой человек, с любым здоровьем, то самое лучшее - выйдет инвалидом'.

27.01.1941 г.  ':. я писал тебе, что буду писать раз в месяц. Сейчас нам дают писать только раз в месяц'.

(С 21 июня 1941 года письма были запрещены).

'Годик придется здесь погостить'

 

Письма СБЭ с Бамлага

 26.08.1938 г.'Насчет посылок из съестного мне не присылай, ибо у меня в этом пока благополучно-  не то что в тюрьме, Паек получаю инженерно технический, но насчет одежды в этой части слабо и старо-лагерные удивляются против прошлых лет. Если имеется в целости костюм в котором я ходил в контору и фуражка, то пришли, а если нет, то буду как ни будь сколачиваться о приобретении

За февраль я буду уже получать полный заработок - 60 руб. в месяц. Как только получу, то я немного пришлю. Будут удерживать 6 руб. в фонд освобождающихся и из этого фонда накопленные деньги выдадут при освобождении. 

 Погода здесь стоит хорошая, таль пошла вовсю, сырости много. Ожидаем, что амнистия должна быть, по всей вероятности, с выборами Верховного Совета РСФСР'. 

28.03. 1938
'Мы здесь тоже имеем забаву - рыбную ловлю. Озер около нас много, хотя небольшие, но рыбные.

Ничто меня не утешает, понятно и утешить ни что не может, т.к. не свобода, а отбывание срока наказания. Только и утешаешься тем, что и здесь кроме других имею особые привилегии, но и оно не то, что требуется для живого человека:А если не будет тех или иных помилований, то годик придется здесь погостить, считая ударные зачеты.

Я все жду суда на досрочное освобождение. Послезавтра будет областной суд, может быть не вызовут ли меня.

 Работаю по своей специальности (бухгалтер) отчего могу быть сытым более чем другие.

Обращение ко мне всех хорошее. Только и слышишь товарищ бухгалтер.

А спать можно, сколько влезет, ибо меня не тревожат, даже иной день после обеда ляжешь отдохнуть и засну то меня не тревожат, только скажут - человек в летах, надо отдых.

 Сегодня ходил в город Лесозаводск, что при станции Уссури и в него ходил за канцелярскими принадлежностями.

Письма вам я посылаю с нарочными прямо в почтовый поезд'.

 'Я стал получать письма через тринадцать дней, как ты пишешь.

 В конце декабря адмотделом вам выслали доверенности на получение паевых взносов и облигации. Полагаю, наверное, что получили.

 Пусть я буду один виновником в нашем семействе всех сторон не ладной жизни, но я все же думаю, что мы должны еще пожить в мирной семейной жизни и вполне уверен, что хуже людей жить не будем, только кончить бы эту разлучную эпоху'.

 Вместо заключения: автор первых писем - 'враг народа' - в январе 1942 года был расстрелян в лагере за создание повстанческой организации.

Для второго 'разлучная эпоха' в 1940 году благополучно закончилась, и он вернулся к семье.

 

 

 

тема номера

Текст: Антон Юрьевич Шпак , член Русского географического общества

Письма заключенного БАМлага со строительства вторых путей Транссиба

'ТОЛЬКО БЫ КОНЧИТЬ ЭТУ РАЗЛУЧНУЮ ЭПОХУ:'

Видео. Нажмите на фотографию справа. "Старый Альбом". Рубрика от 19.05.2014 венчальные свечи 1909 года Несколько лет назад, волей случая, мне попалось на глаза старое письмо, которое заинтересовало адресом отправителя: 'Станция Уссури. Дальневосточная железная дорога. Бамлаг НКВД'. Поиски привели в город Вязники Владимировской области, к известному краеведу Владимиру Рэмовичу Цыплеву, чьим дедушкой являлся автор письма...

Несколько лет назад, волей случая, мне попалось на глаза старое письмо, которое заинтересовало адресом отправителя: 'Станция Уссури. Крестьянский сын Василий Цыплев родился в 1899 году, венчался в 1908-м с дочерью отставного старшего унтер-офицера Агриппиной Ивановной Гусевой. Участник Первой мировой войны, после воз-вращения главы семьи с фронта у Цыплевых родились четверо детей.



Василий и Агриппина Цыплевы

ВАСИЛИЙ ЦЫПЛЕВ - АГРИППИНА ГУСЕВА

Запись в метрической книге Вязниковской Троицкой церкви

8 сентября 1908 года.



 

Жених: Вязниковского уезда Нагуевской волости деревни Данилкова крестьянский сын Василий Степанов Цыплев, 19 лет и 9 месяцев, православного вероисповедания; первым браком.

Невеста: дочь отставного старшего унтер-офицера города Вязники Агриппина Иванова Гусева, 22 года, православного вероисповедания; первым браком

Таинство бракосочетания совершил священник Виктор Тихонравов с дьяконом Кантовым и псаломщиком Ильиным.

Поручители за жениха: Вязниковского уезда Олтушевской волости деревни Горемыкина крестьянин Владимир Федоров Климов и Нагуевской волости деревни Петрино крестьянин Василий Иосипов Стукалов; за невесту: Нагуевской волости деревни Чудиново крестьянин Георгий Евфимьев Иванов и Вязниковский мещанин Александр Иосипов Дарбин.

Комментарий автора и администратора сайта "БЫЛОЕ": священник Виктор Тихонравов 1871 года рождения преподавал Закон Божий в Ярополческой школе, был женат на дочери известного Вязниковского протоиерея Константина Веселовского. Интересно, что петринские Стукаловы в четвертом поколении и до нынешних времен остаются добрыми друзьями семьи Цыплевых.

У Василия Степановича и Агриппины Ивановны родились двое детей, которые в младенчестве умерли до Первой мировой войны - Клавдия и Виктор, похоронены они на Вязниковском Покровском кладбище.

По окончании войны Василий пришел с фронта, и родились у них еще четверо - Александр, Владимир, Клавдия и Борис.

Старшего Александра Васильевича Цыплева призвали в морфлот в 1938-ом, с началом войны пришлось отступить с Балтики, воевал он в обороне Ленинграда в танковых войсках, в Ленинграде и остался жить.

Владимир Васильевич пропал без вести в боях под Краснодаром, автора этого сайта назвали в его честь...

Клавдия Васильевна окончила Вязниковское педучилище, работала учителем, воспитателем детского сада и детского дома:

Самый младший Борис Васильевич служил в Корее на стыке 40-х и 50-х годов, умер он очень рано.

Выражаю признательность поэту и художнику Елене Александровне Дмитриевой, которая наряду с поиском своих многочисленных ветвей в архиве нашла в деле ? 34 эту метрическую запись о бракосочетании Василия Степановича Цыплева с Агриппиной Ивановной Гусевой. Да воздастся ей по заслугам ея!

Внук сочетавшихся браком в 1908 году в Яропольской приходской Троицкой церкви города Вязники Владимирской губернии Василия и Агриппины Цыплевых Владимир Рэмович. Январь 2013 года.

Фотографии находятся в семейном альбоме

В конце 1937 года Василий Степанович был осужден по экономической статье и отправлен по этапу на Дальний Восток. Вот несколько его писем жене, которую он ласково называет Грунёк (стиль и орфография сохранены).

Добрый день! Милая Семья! Сообщаю, что я в настоящее время собой чувствую пока хорошо. Из Орши выбыл 1-го октября и сейчас нахожусь около 300 сот верст от Владивостока в лагерях. Адрес мой: ст. Уссури Дальне-Восточной жел. дор. 19 отделение Бамлаг Н.К.В.Д. Цыплеву Вас. Степанов.

Пишите, что нового в семье. Пока всего хорошего. Целую.

 2 января 1938 года.

Я как прибыл в лагерь 15-го декабря стал работать по своей специальности, т.е бухгалтером колон-ны с заработком как заключенный 60 руб. в месяц и 30 руб. вознаграждение если досрочно сдам баланс за ме-сяц, а если досрочно не сдам баланс то только 60руб. получаю. Паек получаю инженерно-технический. Теперь я расконвоирован.

На днях прибыл Московский этап 2400 человек большинство 58 ст. Много тузов и среди них замести-тель Наркома Здравоохранения РСФСР Смирнов. Работает на общих работах на тачках под конвоем.

Бамлаг это слово сокращенное по расшифровке его значит - Байкало-Амурские лагеря и еще здесь граничат с Бамлагом Дальневосточные лагеря, тоже радиус работ занимают на многие тысячи километров.

Ра-бочих рук разных квалификаций требуется много, производят новые воздвижение городов и прокладка новых железных дорог. Например, дороги где были в одну путь, становятся в две пути.

На это письмо пока не отвечайте, т.к есть слухи нашу колонну перебросят в Улануде (Улан-Удэ, столи-ца республики Бурятия - Авт.,) это в Сибирь на проводку новой железной дороги более 3000 км назад. (Речь о строительстве БАМа - Авт.,) Ведутся подготовительные работы по прокладке новой пути до места вечной мерзлоты.

Настоящее письмо посылаю с товарищем по лагерю, который едет домой отбыв срок.

Из нашего отделения много людей перебрасывают в город Комсомолец (Комсомольск на Амуре-Авт.,) отсюда будет около 3000 километров, всего людей 4000 человек. Погода здесь стоит хорошая, таль пошла во всю, сырости много. Ожидаем, что амнистия должна быть по всей вероятности с выборами Верховного Совета РСФСР.

Газеты читаем знаем, что паразитов расстреляли ,

1-го сентября буду писать в Краевую судебную выездную Сессию с просьбой о снижении срока, т.е о до-срочном освобождении, т.к у меня с зачетами уже пол срока есть и можно будет подавать. Характеристику я имею хорошую. Краевой суд каждый квартал выезжает по лагерям и рассматривает заявление Судебным заседанием. Люди колонны в которой я нахожусь 191-я тоже помещается в вагонах и стоим на путях от ст. Уссури 80км.

 26 августа 1938 года.

Мы здесь тоже имеем забаву - рыбную ловлю. Озер около нас много, хотя небольшие но рыбные.

Рыба преобладает, сом, карась и бычки. Летнее время бычки клевали на удочку на червяка, на один чер-вяк до 10 штук бывает попадает, то есть вытаскиваешь один за одним, а теперь ловим мордымы ставим, на ночь три морды и на утро фунтов 10 рыбы есть. Вместо ботника или лодки у нас служит плот сбитый из шпал.

Грунек, если Вы ужинаете в 9 часов вечера, то вспомни я в это время крепко сплю, так как у нас здесь около 4 часов ночи, У Вас обед, а мы ужинаем

 24 октября 1938 года.

Пусть я буду один виновником в нашем семействе всех сторон неладной жизни, но я все же думаю, что мы должны еще пожить в мирной семейной жизни и вполне уверен, что хуже людей жить не будем- только кончитъ-бы эту разлучную эпоху.

 26 января 1939 года.


 

этом же году Василий Степано-вич заболел в лагере туберкулезом и был досрочно освобожден. Умер спустя год дома, в возрасте 51 года.

 


----------------------------------------------------------------------

Сергей, пересылаю сканы писем моего деда, которые я посылал автору статьи в журнале Родина и переписка тут с ним, он краевед с Дальнего Востока. Он прислал мне и вордовский файл набора этих писем, я их у себя вот тут разместил:

http://tsiplev.ucoz.ru/forum/5-24-1

сейчас перешлю еще одно письмо, в котором фото деда до и после БАМа
 
С уважением, Цыплев Владимир Рэмович.
Мой сайт:
http://tsiplev.ucoz.ru/


16 августа 2015,
Тема: Бамлаг
 
Посылаю Вам, Антон, письма деда с надеждой, что это поможет Вам и истории: было жутко, но не все было именно так, как описывает Солженицын...  Ну, да ладно, это бесконечная тема..

Дискредитация личности и произведений А. И. Солженицина [2]
, начавшаяся при Андропове, продолжается и теперь

Дед заболел туберкулезом и был освобожден досрочно, умер спустя год - в 1940-м. Судили его по экономической статье (лен закупили в Орше по одной цене, а дома артели какой-то продали по другой), но, говорят, что это - обычная практика была, чтобы меньше ставить ст. 58. У меня есть тоже одна маленькая просьба: если Вам понадобится текст, и Вы станете перепечатывать рукопись в файл, пришлите мне, пожалуйста, потом этот текстовый файл для размещения на сайте: все руки не доходят... Если есть какие-то пропуски из-за загрязнений - оставляйте эти места, я впишу, что пойму с подлинника или поставлю, что "неразборчиво слово". Спасибо!
 

Владимир Рэмович, спасибо за ответ. Про Бамлаг я узнал совсем недавно. У нас в городе Лесозаводске ничего об этом не говорят и никто не знает.

Хотя топонимы сохранились странные - например авиагородок. Но про самолеты не слышали. А вот в письме Вашего деда есть об этом упоминание. Шмаковка в 40 км - довольно далеко сейчас идти, а раньше пешком до Харбина в Китай ходили. Так, что особых исследований именно по Бамлагу нет, только пока интернет просматриваю и собираю. До недавнего времени я изучал и сейчас изучаю, заселение волости. Ну одна из ссылок вот http://. pgpb.ru/rodoved/rodoved.html . Там с 37 сборника упоминаюсь я. Фото со станции Уссури дедушка не присылал и как он умер, в лагере или дома уже?
С нетерпением буду ждать информацию по письмам. Надеюсь еще новое узнаю.
С уважением Шпак Антон


В. Цыплёв:
Спасибо, что напомнили о письмах деда! -Я занялся местной энциклопедией и совсем забыл, что собирался их все выложить на сайте. Сейчас посмотрел, они сканированы, пришлю Вам, упоминается еще Шмаковка, куда он ходил за канцелярскими принадлежностями, но имя это вычеркнуто, видимо, цензурой. Расскажите о Ваших исследованиях, я помещу на своем сайте, хотя бы кратко или ссылку дайте, а то Ваш киношный однофамилец и тезка забил интернет, найти сложно.

 


-------------------------------------

↑[24] Читать публикацию "

↑[2] Читать публикацию " Солженицын-Ветров .


↑[57] Ст. 57. Контрреволюционным признается всякое действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п. средствами.

 



ПОСЛЕДНИЙ РЫЦАРЬ ИМПЕРИИ


А. Солженицын. Нобелевская лекция

↑[3] - Расследование в отношении судьбы
КАРАГОДИНА Степана Ивановича
- Иван Курилла - о феномене Дениса Карагодина,
расследующего гибель своего прадеда.
- Мемориал

Жизнь прожить - не поле перейти

 

Возрождение надежды ?4 (85) 2000 г.                  

Судьбы

 

В селе Барское Татарово Вязниковского уезда Владимирской губер-нии в 1899 году в семье отставного солдата Ильи Федоровича и Авдотьи Онисимовны Плетневых родил-ся третий ребенок - мальчик. Назва-ли его Алексеем. Так бы Алексей и рос с братьями Иваном и Василием и сестрой Марией, если бы не тра-гическая смерть отца, после кото-рой его жизнь круто переменилась. Теперь мы уже не узнаем, что побудило Авдотью Онисимовну отдать своего сына в другую семью - семью Морозовых, которые усыновили Алексея.

Дмитрий Григорьевич Морозов - крестьянин слободы Мстера (ря-дом с с. Барское Татарово), иконо-писец и предприниматель. Имел ико-нописную и киотную мастерскую, оцененную Вязниковским земством, в 1918 году в 300 рублей ('Окладная книга Вязниковской уездной земс-кой управы за 1918-1919 гг' т. 3). Сво-их детей у Дмитрия и Евлампии Морозовых не было.

Так Алексей Ильич Плетнев стал Алексеем Дмитриевичем Морозовым.

Семья Морозовых стала Алексею родной. Отец хотел, чтобы сын про-должил его дело, и поэтому отдал его учиться в мастерскую иконопис-ную школу. С 1919 по 1922 гг. Алек-сей Дмитриевич служил в рядах Красной Армии. Принимал участие в боевых действиях на Кавказе во время гражданской войны. После службы в армии он вернулся во Мстеру и занялся огородничеством. С 1927 года серебрил ризы для икон по найму. Потом устроился работать в артель 'Пролетарское творчество'. В 1926 году Алексей Дмитриевич женился. Спутницей жизни стала Александра Иосифовна Тихомирова.

 

В конце 20-х годов в семье Морозовых произошло несчастье. Д.Г. Морозов, как торговец был раскулачен. Дом на Нижней улице и все имущество отобрали. Семья Алексея Дмитриевича перебралась жить на квартиру. Но это было ещё полбеды. 5 апреля 1931 года Алексея Морозова арестовали и увезли в Вязники в домзак. Александра Иосифовна ос-талась с малолетними детьми Евгением

и Верой и грудной Лидией.

Первый допрос Алексея Дмитриевича состоялся 18 апреля, когда он еще находился в качестве подо-зреваемого. Следователь расспраши-вал о его происхождении, об иму-щественном положении, о полити-ческих убеждениях, чем он занимал-ся до революции и чем занимается теперь, о каких-то 'сборищах' на квартире М.И. Зайцева, торговца иконами. На следующий день про-шел второй допрос, в ходе которого было предъявлено обвинение: '... гр. Морозов Алексей Дмитриевич ули-чается в том, что за период 1930-31 гг. вел антисоветскую агитацию, а также был в группе соучастников, коя вела подготовку к совершению теракта, по отношению работников с/совета и отдельных работников ВКП(б)...'.

Особое совещание при коллегии ОГПУ 12 сентября 1931 года при-знало А.Д. Морозова виновным по статье 58 пункт 10 (антисоветская агитация) УК РСФСР и постанови-ло выслать его в северный край сро-ком на 3 года.

По этому делу кроме А.Д. Моро-зова репрессировано еще 14 человек. Хочу назвать всех их поименно. Это Зайцев Михаил Иванович (торговец иконами и гладошвейный предприни-матель), Чернышев Михаил Осипо-вич (торговец мануфактурой), Мав-рин Александр Васильевич (торговец и арендатор мельницы), Бобров Василий Иванович (иконописец кустарь), Рощин Иван Федорович (торговец), Тюлин Степан Осипович (торговец), Леваков Алексей Ильич (псаломщик Богоявленской церкви в Мстере), Грузинский Александр Михайлович

 (священник церкви в Мстере), Чиркин Иван Васильевич (иконописец и псаломщик в церкви в Мстере), Кротов Иван Федорович (сын торговца), Бормотов Илья Федорович (бывший сек-ретарь Мстерского народного суда), Тюлин Сергей Иванович (сын пред-принимателя), Чернышев Николай Осипович (сын торговца), Бобров Иван Николаевич (сын торговца). Впоследствии их реабилитировали.В 1934 году Алексей Дмитриевич Морозов вернулся домой. 1 мая того же года поступил на работу в артель 'Пролетарское искусство'. Недолго ему пришлось быть в кругу семьи. На-  чавшаяся война, развязанная Гит-лером против СССР, оторвала Алек-сея Дмитриевича  от родных мест. В 1941 году его призвали на защиту Отечества. В 1942 году по состоянию здоровья А.Д. Морозов вернулся в Мстеру. Затем он был отправлен ра-ботать на военный  завод в город Свердловск. И только перед окончанием войны возвратился в родной поселок. В 1946 году у Морозовых родился сын Юрий. Жить бы еще да жить, воспитывать  сына, но здоровье ока-залось сильно подорвано. В 1958 году Алексея Дмитриевича не стало. Реабилитирован А.Д. Морозов 31 марта 1992 года по  закону РСФСР 'О реабилитации жертв политичес-ких репрессий' от 18 октября 1991 года.

При подготовке статьи исполь-зованы воспоминания Веры Алексе-евны Леваковой (Морозовой), Юрия

Алексеевича Морозова, Михаила Ивановича Плетнева и материалы  следственного дела.

В. БОРИСОВ, п. Мстера,  Владимирская область.

На фото: рабочие артели 'Пролетарское  искусство', конец 1930-х годов; Алексей Дмитриевич Морозов (третий слева).

 
 

Гостевая



 


В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной
'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

. .

.

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак Оренбургское казачье войско СкР Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники



 


[13] Текст

↑[13]