На главную
 
[1]




  ГОРОД СВОБОДНЫЙ И СЁСТРЫ ЦВЕТАЕВЫ

Впервые опубликовано в газете 'Свободненский курьер' ? 6, 2004 г.

 

27 сентября 2004 года отмечалось 110-летие Анастасии Цветаевой (1894-1993), а в прошедшую пятницу, 8 октября, был день рождения Марины Цветаевой (1892-1941) и по всему миру проводился 'Цветаевский костер'. О том, что сестра великой поэтессы ХХ века Марины Цветаевой - Анастасия, в конце 1930-х годов была репрессирована и находилась в лагерях БАМЛага , в том числе в городе Свободном

 

Цветаева А. Мне 90 лет, еще легка походка  

Опубликовано: 29 мая 2012 г.
полностью фильм можно посмотреть здесь
2-ого сентября 1937 года её арестовали и обвинили в причастности к якобы существовавшему 'Ордену Розенкрейцеров' [24] , созданному Б.Зубакиным. Во время второго ареста у писательницы изъяли все её сочинения. Сотрудники НКВД уничтожили написанные ею сказки и новеллы. Во время следствия ей сутками не давали спать.

  В апреле 1933 года Анастасия Цветаева была арестована в Москве. После хлопот Б.Пастернака, Е.П. Пешковой и М.Горького её через два с небольшим месяца освобождают. Но ненадолго: 2 сентября 1937её снова арестовывают. 10 января 1938 года Тройкой НКВД А.Цветаева была приговорена к 10 годам лагерей по обвинению в контрреволюционной пропаганде и агитации и участии в контррреволюционной организации, была направлена в БАМлаг. О самоубийстве сестры в 1941 году Анастасия Ивановна узнаёт, находясь на поселении на Дальнем Востоке.

В лагере работала поломойкой, кубовщицей, на кирпичном заводе, в сметно-проектном бюро, чертежницей. Нарисовала 'на заказ' около 900 портретов женщин-заключенных, писала стихи. После освобождения в 1947 году поселилась в поселке Печаткино Вологодской области.

Трагическая судьба талантливой семьи


 

http://elleen-nikole.livejournal.com/13796.html#cutid1

Интервью с внучкой Анастасии Цветаевой

Вологодская газета "Красный Север" (? 23 от 4 марта 2015 г.) поместила интервью с внучкой А. И. Цветаевой - Ольгой Андреевной Трухачёвой , посетившей на днях г. Сокол Вологодской области, где в 40-е годы жила ее бабушка.

О. А. Трухачёва у дома, где жила Анастасия Цветаева. Фото газеты "Сокольская правда"

Дом находился в поселке Печаткино у одноименной пристани на р. Сухона. Ныне Печаткино - микрорайон г. Сокол.

Вологодская ФСБ пролила свет на дело семьи Цветаевых

В Вологодской области побывала внучатая племянница выдающегося поэта ХХ века Марины Цветаевой Ольга Трухачева. Она приехала, чтобы своими глазами увидеть дом в Соколе, в котором во время политической ссылки два года жила ее бабушка - писательница, переводчица и мемуаристка Анастасия Цветаева. Ольга Андреевна познакомилась в Вологодском УФСБ с делами своей бабушки.

- Ольга Андреевна, чем вызван ваш приезд на Вологодчину?

- Года два назад я стала переписываться с Еленой Титовой - доцентом кафедры литературы Вологодского госуниверситета, исследователем жизни и творчества М. И. Цветаевой. Елена Витальевна просила меня подтвердить факт приезда на Вологодчину сразу после войны дочери Марины - Ариадны, которую в нашей семье называли Алей.

Я ответила, что с 1943 по 1949 год в Печаткине под Соколом жила моя семья, к которой в 1947 году присоединилась бабушка. В том же 1947 году в Соколе гостила Ариадна.

Так завязалось наше общение с Еленой. Я с удовольствием приняла предложение посетить Вологду, Сокол, встретиться в областной библиотеке с вологжанами. Благодаря помощи Елены Титовой и сотрудников УФСБ, удалось познакомиться с архивными делами бабушки, не только по аресту в Вологодской области в 1949 году, но и по московскому 1937 года.

- Можно поподробнее остановиться на печальной истории ареста ваших родных?

- 2 сентября 1937 года бабушка, а заодно и мой папа, приехавший к Анастасии Цветаевой с будущей невестой, были арестованы по обвинению в причастности к якобы существовавшему 'Ордену Розенкрейцеров'. В 20-30-х годах в городах огромной России таинственные чудаки собирались в мистические кружки, которые они называли братствами.
Такая игра становилась формой сопротивления, так посчитала людоедская власть. Этих мистиков и чудаков стали арестовывать, ссылать, а затем и расстреливать.
Всем были уготованы мучения, телесные и духовные. Одними из тех, кто принял тяжелые испытания в России, были розенкрейцеры. Тройкой НКВД Анастасия Ивановна была приговорена к 10 годам лагерей по обвинению в контрреволюционной деятельности с целью свержения советской власти. Срок отбывала на Дальнем Востоке. Все говорила мне: 'Оля, какой вы там БАМ строите? Я БАМ еще в 1930-е годы строила!' Мой отец - Андрей Борисович Трухачев, закончивший архитектурный институт, отбывал наказание в Каргопольлаге.

Освободившись в 1943 году, он познакомился в Архангельске с мамой. У нее к тому времени уже погиб в лагерях первый муж, был сын от первого брака - Геннадий Зеленин. Отец, как архитектор и опытный строитель, был направлен по линии 'Архангельсквоенстроя' в Печаткино (Сокол) на строительство спиртового цеха бумажного комбината завода имени Свердлова. Работа приравнивалась к службе в армии. Мама трудилась в заводской столовой. Кстати, оба они впоследствии были награждены за работу в Соколе медалями 'За победу над Германией' и 'За доблестный труд в годы Великой Оте-чественной войны'.

Под началом папы было несколько тысяч военнопленных немцев. Он прекрасно знал немецкий язык. Поэтому, думаю, его и направили на эту работу.

- Знание языков - заслуга его мамы?

- Да, бабушка с детства знала французский и немецкий. Английский выучила, уже став взрослой. С нами, внучками, говорила только по-английски. Исключение делалось для молитвы.

- Где жила ваша семья в Печаткине?

- Адрес в документах указан такой: поселок Печаткино, первый квартал, дом 17, квартира 6. Сейчас это город Сокол, улица Фрунзе, 8.

В октябре 1947 года родители зарегистрировали брак, спустя пару недель в Печаткине родилась моя сестра Рита. Бабушка, получив освобождение в 1947 году, приехала жить в Сокол.

- Что вспоминали родные о жизни на Вологодчине?

- Два года, прожитые в Соколе, были для всех счастливыми. Была трехкомнатная квартира, пусть и служебная, с инвентарными номерами на мебели. Не нужно было ходить отмечаться, была разрешена переписка, передвижение в пределах района. Бабушка лежала в Вологде в глазной больнице и оставила в своих воспоминаниях самые добрые слова о вологодском враче Евгении Васильевне Александрович.

Бабушка в Соколе вновь обрела семью, у нее росла любимая внучка. В Печаткине Маргарита прошла на дому обряд крещения. Крестной была Ариадна Сергеевна. К сожалению, я пока не знаю, как звали того священника и из какой церкви он был:

- Скорее всего, из Ильинской, что под Кадниковым. На всю округу она была единственной действующей. А с чем был связан приезд в Вологду Ариадны?

- Аля была освобождена в том же, 1947 году. Ей разрешили жить в Рязани. В декабре она приезжала к бабушке в Печаткино. Думаю, хотела найти в Соколе или в Вологде работу. Брат Геннадий вспоминал, что как-то пришел из школы, а мама ему сказала: 'Сиди тихо! Бабушка занята! У нас родственники'. Они говорили на иностранных языках. Речь, скорее всего, шла о Марине, о ее архиве, о планах на будущее. К сожалению, оно было трагичным. Ариадна вернулась в Рязань, была вновь арестована в феврале 1949 года, а уже в марте  пришли за бабушкой.

- У них было предчувствие расставания?

- Да. В первый день, знакомясь с бабушкиным делом в Вологодском УФСБ, я плакала. В 1947 году ее арестовали по тому же обвинению, что и в 1937-м. Моя бабушка, всем говорившая 'Вы', включая животных, не убившая ни одного таракана - 'тварь Божью', отказавшаяся раз и навсегда из гуманных побуждений от мясных блюд, никак не могла свергать существующий строй. Она все отрицала, не назвала ни одной фамилии.

Бабушка рассказывала, что ее не били. Во время допросов она про себя читала стихи Марины, сочиняла свои. А вот к Але применяли меры физического воздействия.

В 1949 году отца переводят служить на Урал. И берут уже там. Второе дело у него было экономическое. Удивительно, что во время следствия не вспомнили о его прошлой судимости. 'Иначе могли бы дать 25 лет или расстрел, а так присудили 2,5 года', - вспоминал папа. Он пересидел сверх этого еще два года. В 1955 году мать и сын снова встретились, а два года спустя вся семья переехала в Казахстан, в город Павлодар, где на свет появилась я.

Анастасия Цветаева была реабилитирована в 1959 году, в том числе и на основании справок, запрошенных из Вологодской области. В 1966 году в 'Новом мире' вышли ее воспоминания - 'Из прошлого', а в 1971 году вышла ее книга 'Воспоминания', где много было и о Марине. Бабушка добилась отпевания Марины, установки на кладбище в Елабуге креста на ее символической могиле.

Наследием творчества Марины Цветаевой занималась Ариадна, реабилитированная в 1955 году. Сегодня в мире есть десять государственных музеев семьи Цветаевых, а также много частных музеев.

Папа не подавал на реабилитацию до начала 70-х годов. По этой причине моя сестра не смогла устроиться на работу в Москве переводчиком в 'Интурист'. В 1971 году она приехала к отцу в Павлодар и сказала: 'Ты закрываешь дорогу и мне, и Ольге' и попросила папу написать заявление на реабилитацию. Он согласился.

- Семью строителя Трухачева помнят в Соколе?

- Возможно, да. Произошло чудо - меня пустили в квартиру, где жила наша семья. Я сфотографировала буквально каждый метр квартиры. Все это уже отправила сестре по электронке в Америку.

Дом на Фрунзе, построенный в начале 1920-х годов, судя по всему, скоро пойдет под снос по программе ликвидации ветхого жилья. Конечно, хотелось бы его сохранить.

История моей семьи - это история города, история завода. Я буду только рада, если в местном музее появится хотя бы стенд, рассказывающий о жизни в Соколе Андрея Трухачева и Анастасии Цветаевой. Я готова предоставить для этого документы, письма, воспоминания и фотографии моих родных, сделанные на вологодской земле.

Евгений СТАРИКОВ
Спасибо e11enai
http://krassever.ru/articles/society/pipel/46811/

17 марта 1949 года она была вновь арестована и постановлением ОСО при МГБ СССР от 1 июня 1949 года Анастасия Ивановна была приговорена к ссылке в поселок Пихтовка Новосибирской области.

Была освобождена из ссылки в августе 1954 года, но до 1956 года продолжала жить в Пихтовке, затем переехала к сыну в г. Салават в Башкирии (сын в 1951 году также был арестован и сослан). В 1959 году А.Цветаева была реабилитирована, в 1961 году писательница переехала в Москву, пыталась восстановить по памяти произведения, изъятые у неё при аресте. В этот период создаёт мемуарные книги 'Старость и молодость' (опубликована в 1988) и 'Воспоминания'.

Анастасия Цветаева скончалась в Москве 5 сентября 1993 года, совсем немного не дожив до своего 100-летнего юбилея...
Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище (14 уч.). Войдя на кладбище, идите по Центральной аллее прямо по направлению к храму. Слева от вас - 14 участок. У тропинки, ведущей к захоронению семьи Цветаевых стоит указатель в виде стрелки.




То, что мы строили противоестественное, противоречащее всем законам природы и истории общество и сами того не понимали. Более того, до сих пор по-настоящему степень этой беды мы не осознали...
Мы по-прежнему не умеем уважать человеческую личность, не умеем видеть в ней высшую ценность жизни, и пока всё это не будет у нас в крови, ничего не изменится, психология большевизма будет и дальше губить нас и наших детей.
К сожалению, она слишком сильна и разрушительна, и необыкновенно живуча...


Статья Ю.А.Васищева ко Дню памяти жертв политических репрессий


Враги народа и социально близкие элементы


В то время для характеристики преступных элементов коммунисты использовали термины из классовой теории.
Закоренелые уголовники часто характеризовались как 'социально близкие элементы'. И вообще отношение к преступлениям, совершенным ради наживы, было снисходительным, чего не скажешь об отношении к 'социально чуждым' - политическим оппонентам.



Придя к власти в результате октябрьского переворота, большевики повели борьбу с остатками капиталистических классов, путем изоляции и ликвидации враждебных (с точки зрения руководства СССР) советскому строю лиц.  

Свой и чужой

Для характеристики преступных элементов большевики использовали термины из классовой теории. Моральные границы советского общества делили на: 'свой' и 'чужой'.
В начале 1930-х годов криминальный мир официально получил знаковое определение - 'социально близкий элемент' (сокращенно СБЭ).

 

К ним, вставшим на путь преступления ради наживы, власть была более снисходительна.  Чего нельзя было сказать об отношении к 'социально чуждым' - политическим оппонентам.

К социально близким элементам более снисходительны были и советская пенитенциарная система, и законодательная практика 20-30-х годов 20 века.  Так, например, в исправительно-трудовом кодексе 1924 года заключенные из трудящихся и уголовников допускались на ряд низших должностей в местах заключения.Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1926 году, лиц, объявленных врагами народа, лишал свободы с отбыванием в исправительных трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР.  Политический вид преступлений относился к преступлениям государственным, контрреволюционным - статья 58 с 14 подпунктами, предлагавшая наказание - от 10 до 25 лет лишения свободы или ВМН.

Глава 5 УК РСФСР преступления с расхищением государственного или общественного имущества определяла как хозяйственные. Лица, осужденные по этой статье (с отбыванием наказания в местах заключения) и доказавшие свое исправление честным отношением к труду и примерным поведением, после двух третей срока наказания, могли быть условно-досрочно освобождены.

Такова была сталинская концепция общества.

Многие, знавшие лагеря не понаслышке (в том числе, В. Шаламов, А. Солженицын) отмечали, что для воров в лагерях были созданы более мягкие условия, чем для политических, ведь они считались социально близкими элементами, а политические квалифицировались как социально враждебные и чуждые.

Выдержки из писем заключенных, приведенные ниже, подтверждают это.

 

История в письмах

 

 'За что я мучаюсь, и за что мучается моя семья?'

Письма 'врага народа', осужденного по ст. 58 п.10 ,

из лагеря НКВД Северного края.  

28.06.38 г. ':прости за то, что я сижу. Я ни в чем не виноват. Будут разбирать дело, выпустят: тяжело сидеть безвинно, не зная за что'.

 

 02.08.38 г. 'Я здоров, прости, что долго не писал, не мог, нет времени, пишу на работе, сижу на бревнах и пишу.

Лучшие годы уйдут для обоих безвозвратно из нашей жизни. Чем мы теперь можем вспомнить эти долгие, проклятые годы, пока я буду находиться здесь? Только мучение души и сердца обоих, за это время состаришься как никогда. Хочется крикнуть: - 'за что я мучаюсь, и за что мучается моя семья? Но некому задать этот вопрос. Слезы застилают глаза, не дают писать. Тяжело! Настанет ли светлый день?'

 14.09.38 г. 'Я здоров. У нас погода резко изменилась, пошли дожди, и стало холодно. В день раз десять дождь с градом и солнце, а ветер северный холодный, пронизывает насквозь. Грязь, не вылезешь.

Не продавай шаль, которую я тебе купил. Костюм можешь загнать. Зима будет холодная, и деньги  будут нужны. Дождь хлещет, не хочется выходить из помещения. Но здесь не дома, на печи не посидишь, да ее  здесь и нет'.

 11.10.38 г. 'Пишу тебе и думаю, скоро ли домой? Здесь очень говорят, что скоро, все почему-то ждут осени. После праздника (7ноября). Говорят, что с Д.Востока едут по домам и по тюрьмам выпущено много. Но мне думается, что это люди успокаивают себя и просто выдумывают'.

 24.11.38 г. 'Я долго не писал писем, некогда было. Видишь ли,  никогда так не работал, как работал в эти дни и, наверное, не буду работать. Если б так работать на воле, то, наверное, на много лет за один год. Устаю как никогда, все работа и работа. Как бы уйти с этой работы. Думаю, как ни будь попасть в возчики, работать на лошади. Ей определены часы работы, тогда и я буду отдыхать'

17.06.39 г. 'Вот, посмотришь, сидят здесь уголовники: жулики, воры убийцы, так им здесь как дома. Хотят, работают, хотят, нет, Ухитряются в лагере воровать и все, что хочешь делать, только не работать. И им за то, что не работают ничего. А наш брат работает днем и ночью, только и думаешь, как лучше выполнить свою норму. А если она немного не в порядке, то тогда держись, но это все еще ничего против того, если не выполнишь работу'.

22.06.39 г. 'У нас многие пишут жалобы, но ответ получают один и тот же:'Ваша жалоба не подлежит пересмотру'. В пересмотре отказывают, говорят, что виновен. Буду писать Вышинскому'.

 12.01.40 г. 'У нас очень сильные морозы. Вот уже третий день на работу не водят, морозы стоят 40 градусов.

 Что будет со мной через десять лет, на что я буду способен? Уйдут лучшие годы, потеряешь здесь здоровье, будешь инвалидом, на что и кому нужным? Вот подумаешь, и лезут разные мысли. Разве в этих условиях можно прожить 10 лет, да пусть будет любой человек, с любым здоровьем, то самое лучшее - выйдет инвалидом'.

27.01.1941 г.  ':. я писал тебе, что буду писать раз в месяц. Сейчас нам дают писать только раз в месяц'.

(С 21 июня 1941 года письма были запрещены).

'Годик придется здесь погостить'

 

Письма СБЭ с Бамлага

 26.08.1938 г.'Насчет посылок из съестного мне не присылай, ибо у меня в этом пока благополучно-  не то что в тюрьме, Паек получаю инженерно технический, но насчет одежды в этой части слабо и старо-лагерные удивляются против прошлых лет. Если имеется в целости костюм в котором я ходил в контору и фуражка, то пришли, а если нет, то буду как ни будь сколачиваться о приобретении

За февраль я буду уже получать полный заработок - 60 руб. в месяц. Как только получу, то я немного пришлю. Будут удерживать 6 руб. в фонд освобождающихся и из этого фонда накопленные деньги выдадут при освобождении. 

 Погода здесь стоит хорошая, таль пошла вовсю, сырости много. Ожидаем, что амнистия должна быть, по всей вероятности, с выборами Верховного Совета РСФСР'. 

28.03. 1938
'Мы здесь тоже имеем забаву - рыбную ловлю. Озер около нас много, хотя небольшие, но рыбные.

Ничто меня не утешает, понятно и утешить ни что не может, т.к. не свобода, а отбывание срока наказания. Только и утешаешься тем, что и здесь кроме других имею особые привилегии, но и оно не то, что требуется для живого человека:А если не будет тех или иных помилований, то годик придется здесь погостить, считая ударные зачеты.

Я все жду суда на досрочное освобождение. Послезавтра будет областной суд, может быть не вызовут ли меня.

 Работаю по своей специальности (бухгалтер) отчего могу быть сытым более чем другие.

Обращение ко мне всех хорошее. Только и слышишь товарищ бухгалтер.

А спать можно, сколько влезет, ибо меня не тревожат, даже иной день после обеда ляжешь отдохнуть и засну то меня не тревожат, только скажут - человек в летах, надо отдых.

 Сегодня ходил в город Лесозаводск, что при станции Уссури и в него ходил за канцелярскими принадлежностями.

Письма вам я посылаю с нарочными прямо в почтовый поезд'.

 'Я стал получать письма через тринадцать дней, как ты пишешь.

 В конце декабря адмотделом вам выслали доверенности на получение паевых взносов и облигации. Полагаю, наверное, что получили.

 Пусть я буду один виновником в нашем семействе всех сторон не ладной жизни, но я все же думаю, что мы должны еще пожить в мирной семейной жизни и вполне уверен, что хуже людей жить не будем, только кончить бы эту разлучную эпоху'.

 Вместо заключения: автор первых писем - 'враг народа' - в январе 1942 года был расстрелян в лагере за создание повстанческой организации.

Для второго 'разлучная эпоха' в 1940 году благополучно закончилась, и он вернулся к семье.

 

 

 

тема номера

Текст: Антон Юрьевич Шпак , член Русского географического общества

Письма заключенного БАМлага со строительства вторых путей Транссиба

'ТОЛЬКО БЫ КОНЧИТЬ ЭТУ РАЗЛУЧНУЮ ЭПОХУ:'

Видео. Нажмите на фотографию справа. "Старый Альбом". Рубрика от 19.05.2014 венчальные свечи 1909 года Несколько лет назад, волей случая, мне попалось на глаза старое письмо, которое заинтересовало адресом отправителя: 'Станция Уссури. Дальневосточная железная дорога. Бамлаг НКВД'. Поиски привели в город Вязники Владимировской области, к известному краеведу Владимиру Рэмовичу Цыплеву, чьим дедушкой являлся автор письма...

Несколько лет назад, волей случая, мне попалось на глаза старое письмо, которое заинтересовало адресом отправителя: 'Станция Уссури. Крестьянский сын Василий Цыплев родился в 1899 году, венчался в 1908-м с дочерью отставного старшего унтер-офицера Агриппиной Ивановной Гусевой. Участник Первой мировой войны, после воз-вращения главы семьи с фронта у Цыплевых родились четверо детей.



Василий и Агриппина Цыплевы

ВАСИЛИЙ ЦЫПЛЕВ - АГРИППИНА ГУСЕВА

Запись в метрической книге Вязниковской Троицкой церкви

8 сентября 1908 года.



 

Жених: Вязниковского уезда Нагуевской волости деревни Данилкова крестьянский сын Василий Степанов Цыплев, 19 лет и 9 месяцев, православного вероисповедания; первым браком.

Невеста: дочь отставного старшего унтер-офицера города Вязники Агриппина Иванова Гусева, 22 года, православного вероисповедания; первым браком

Таинство бракосочетания совершил священник Виктор Тихонравов с дьяконом Кантовым и псаломщиком Ильиным.

Поручители за жениха: Вязниковского уезда Олтушевской волости деревни Горемыкина крестьянин Владимир Федоров Климов и Нагуевской волости деревни Петрино крестьянин Василий Иосипов Стукалов; за невесту: Нагуевской волости деревни Чудиново крестьянин Георгий Евфимьев Иванов и Вязниковский мещанин Александр Иосипов Дарбин.

Комментарий автора и администратора сайта "БЫЛОЕ": священник Виктор Тихонравов 1871 года рождения преподавал Закон Божий в Ярополческой школе, был женат на дочери известного Вязниковского протоиерея Константина Веселовского. Интересно, что петринские Стукаловы в четвертом поколении и до нынешних времен остаются добрыми друзьями семьи Цыплевых.

У Василия Степановича и Агриппины Ивановны родились двое детей, которые в младенчестве умерли до Первой мировой войны - Клавдия и Виктор, похоронены они на Вязниковском Покровском кладбище.

По окончании войны Василий пришел с фронта, и родились у них еще четверо - Александр, Владимир, Клавдия и Борис.

Старшего Александра Васильевича Цыплева призвали в морфлот в 1938-ом, с началом войны пришлось отступить с Балтики, воевал он в обороне Ленинграда в танковых войсках, в Ленинграде и остался жить.

Владимир Васильевич пропал без вести в боях под Краснодаром, автора этого сайта назвали в его честь...

Клавдия Васильевна окончила Вязниковское педучилище, работала учителем, воспитателем детского сада и детского дома:

Самый младший Борис Васильевич служил в Корее на стыке 40-х и 50-х годов, умер он очень рано.

Выражаю признательность поэту и художнику Елене Александровне Дмитриевой, которая наряду с поиском своих многочисленных ветвей в архиве нашла в деле ? 34 эту метрическую запись о бракосочетании Василия Степановича Цыплева с Агриппиной Ивановной Гусевой. Да воздастся ей по заслугам ея!

Внук сочетавшихся браком в 1908 году в Яропольской приходской Троицкой церкви города Вязники Владимирской губернии Василия и Агриппины Цыплевых Владимир Рэмович. Январь 2013 года.

Фотографии находятся в семейном альбоме

В конце 1937 года Василий Степанович был осужден по экономической статье и отправлен по этапу на Дальний Восток. Вот несколько его писем жене, которую он ласково называет Грунёк (стиль и орфография сохранены).

Добрый день! Милая Семья! Сообщаю, что я в настоящее время собой чувствую пока хорошо. Из Орши выбыл 1-го октября и сейчас нахожусь около 300 сот верст от Владивостока в лагерях. Адрес мой: ст. Уссури Дальне-Восточной жел. дор. 19 отделение Бамлаг Н.К.В.Д. Цыплеву Вас. Степанов.

Пишите, что нового в семье. Пока всего хорошего. Целую.

 2 января 1938 года.

Я как прибыл в лагерь 15-го декабря стал работать по своей специальности, т.е бухгалтером колон-ны с заработком как заключенный 60 руб. в месяц и 30 руб. вознаграждение если досрочно сдам баланс за ме-сяц, а если досрочно не сдам баланс то только 60руб. получаю. Паек получаю инженерно-технический. Теперь я расконвоирован.

На днях прибыл Московский этап 2400 человек большинство 58 ст. Много тузов и среди них замести-тель Наркома Здравоохранения РСФСР Смирнов. Работает на общих работах на тачках под конвоем.

Бамлаг это слово сокращенное по расшифровке его значит - Байкало-Амурские лагеря и еще здесь граничат с Бамлагом Дальневосточные лагеря, тоже радиус работ занимают на многие тысячи километров.

Ра-бочих рук разных квалификаций требуется много, производят новые воздвижение городов и прокладка новых железных дорог. Например, дороги где были в одну путь, становятся в две пути.

На это письмо пока не отвечайте, т.к есть слухи нашу колонну перебросят в Улануде (Улан-Удэ, столи-ца республики Бурятия - Авт.,) это в Сибирь на проводку новой железной дороги более 3000 км назад. (Речь о строительстве БАМа - Авт.,) Ведутся подготовительные работы по прокладке новой пути до места вечной мерзлоты.

Настоящее письмо посылаю с товарищем по лагерю, который едет домой отбыв срок.

Из нашего отделения много людей перебрасывают в город Комсомолец (Комсомольск на Амуре-Авт.,) отсюда будет около 3000 километров, всего людей 4000 человек. Погода здесь стоит хорошая, таль пошла во всю, сырости много. Ожидаем, что амнистия должна быть по всей вероятности с выборами Верховного Совета РСФСР.

Газеты читаем знаем, что паразитов расстреляли ,

1-го сентября буду писать в Краевую судебную выездную Сессию с просьбой о снижении срока, т.е о до-срочном освобождении, т.к у меня с зачетами уже пол срока есть и можно будет подавать. Характеристику я имею хорошую. Краевой суд каждый квартал выезжает по лагерям и рассматривает заявление Судебным заседанием. Люди колонны в которой я нахожусь 191-я тоже помещается в вагонах и стоим на путях от ст. Уссури 80км.

 26 августа 1938 года.

Мы здесь тоже имеем забаву - рыбную ловлю. Озер около нас много, хотя небольшие но рыбные.

Рыба преобладает, сом, карась и бычки. Летнее время бычки клевали на удочку на червяка, на один чер-вяк до 10 штук бывает попадает, то есть вытаскиваешь один за одним, а теперь ловим мордымы ставим, на ночь три морды и на утро фунтов 10 рыбы есть. Вместо ботника или лодки у нас служит плот сбитый из шпал.

Грунек, если Вы ужинаете в 9 часов вечера, то вспомни я в это время крепко сплю, так как у нас здесь около 4 часов ночи, У Вас обед, а мы ужинаем

 24 октября 1938 года.

Пусть я буду один виновником в нашем семействе всех сторон неладной жизни, но я все же думаю, что мы должны еще пожить в мирной семейной жизни и вполне уверен, что хуже людей жить не будем- только кончитъ-бы эту разлучную эпоху.

 26 января 1939 года.


 

этом же году Василий Степано-вич заболел в лагере туберкулезом и был досрочно освобожден. Умер спустя год дома, в возрасте 51 года.

 


----------------------------------------------------------------------

Сергей, пересылаю сканы писем моего деда, которые я посылал автору статьи в журнале Родина и переписка тут с ним, он краевед с Дальнего Востока. Он прислал мне и вордовский файл набора этих писем, я их у себя вот тут разместил:

http://tsiplev.ucoz.ru/forum/5-24-1

сейчас перешлю еще одно письмо, в котором фото деда до и после БАМа
 
С уважением, Цыплев Владимир Рэмович.
Мой сайт:
http://tsiplev.ucoz.ru/


16 августа 2015,
Тема: Бамлаг
 
Посылаю Вам, Антон, письма деда с надеждой, что это поможет Вам и истории: было жутко, но не все было именно так, как описывает Солженицын...  Ну, да ладно, это бесконечная тема.. ...но не все было именно так.как описывает Солженицын..

А, как же это было?

Взято отсюда

Первые эшелоны с заключенными прибыли в 1933 году на железнодорожную станцию Сковородино. 'Согласно рассекреченным архивным документам, был в соответствии с Приказом ОГПУ от 10 ноября 1932 года, заключенные, которых направляли на БАМ, должны были быть в хорошем физическом состоянии. Но, на практике оказалось, что заключенные, которые прибыли на БАМ, оказались больными и слабыми'. Данные документы и материалы свидетельствуют, что это было следствием того, что эшелоны в пути проводили до полутора месяцев, отсутствовали санитарные условия, а заключенные имели крайне скудное питание. И это несмотря на то, что от больных заключенных старались избавиться еще в местах формирования этапов.

Заключенные в таком состоянии попадали в тяжелейшие условия БАМЛАГа.

'Инструктором Рухловского райкома партии в 1933 году были составлены документы, которые дошли до наших дней. В этих документах говорится о 'крайне тяжелых' бытовых условиях в 6-ом Нюкжинском отделении лагеря. Санитарное состояние в нем было оценено как 'безобразное'. Так, в документах указывалось, что рабочие спали на деревянных нарах, в холодных палатках, что привело к увеличению числа слабосильных. Электроэнергия в местах содержания заключенных отсутствовала, как отсутствовало и снабжение топливом. Дело доходило до того, что лагерники, для того чтобы погреться у печки, устанавливали очередь.

Практически идентичное содержание имели сохранившиеся партийные документы Джелтулакского района. В них в частности говорится, что истощала рабочая сила, очень плохо обстояли дела с обувью, не было даже лаптей, на трассе работали почти босиком, в то время как погода стояла дождливая. Жилые бараки являли собой ледники, стены которых были покрыты слоем инея. В углах этих бараков были огромные куски льда, а вокруг рассадники нечистот - уборных не было. В больницах для заключенных было не меньше грязи и холода. Больные спали на полу, не имея постельных принадлежностей.

Самые тяжелые земляные работы на трассе в те годы велись вручную. По словам бывшего заключенного И.П. Айтуганова, катали тачки по дощатой узкой дорожке по шестьдесят метров. Для того чтобы получить дневную норму питания, нужно было разрабатывать, погружать, отвозить и разравнивать как минимум восемь кубометров земли.

Надо заметить, что кроме строительства дороги, заключенные использовались также на строительстве лагерных пунктов, лесозаготовках, добывали гранит, изготавливали шпалы.

Согласно архивным документам, все заключенные распределялись по категориям трудоспособности. 'Первая - 53 %, вторая составляла 35,4 %, третья - 6,4 5, остальные были без категории, иными словами нетрудоспособные. 70,2 % из общего числа заключенных занимались производственной работой, 14,3 % были заняты лагерным обслуживанием, 15,5 % вообще не работали. Лишь 8 человек из десяти заключенных участвовали в сооружении магистрали. Они расчищали просеку, рубили лес, строили мосты, отсыпали тачками железнодорожное полотно, изготавливали шпалы'. В системе питания существовала т.н. шкала приварка и хлебные пайки. В зависимости от выполненной нормы, работающие, в день получали от 500 граммов до 1 килограмма хлеба и суп из мороженой или соленой рыбы, иногда капусты и мороженого картофеля. Тем, кто работать не мог, суп не давали, давали только 300 граммов хлеба. Заключенных обували и одевали в тряпье, бывшее в употреблении -спецодежды не было. Особенно тяжело дело обстояло с обувью. Заключенные сами
изготавливали ее из автомобильных старых покрышек. У охраны с содержанием было намного лучше - зимой у них были тулупы и валяные сапоги, летом хлопчатобумажная форма, регулярные отпуска, сменная служба, паек, зарплата до 300 рублей.

Заключенные в трудных условиях лагерной жизни показывали образцы высокопроизводительного труда. Работали они в буквальном смысле на износ, так как присутствовала своеобразная мотивация - они, получив срок в десять лет, могли на 3 года раньше освободиться. Ударно работать их также заставлял дифференцированный хлебный паек - от двухсот граммов до двух килограммов в сутки.

Заключенные, которые были задействованы на сооружении отдаленных объектов дороги, сталкивались с невероятными трудностями, которые в
нередких случаях казались вообще сверхъестественными. Все это привело к тому, что огромное количество заключенных остались лежать под шпалами и рядом с дорогой.

Очевидцы утверждали, что умерших закапывали в железнодорожную насыпь, лишь бы не копать могилы. Предпринимались попытки подсчитать их количество по архивным документам, однако это оказалось очень сложно. По приблизительным подсчетам известно, что каждый метр магистрали оплачен одной
человеческой жизнью - как минимум. Насколько верны данные подсчеты, никому не известно. Однако согласно архивным документам, только 'в декабре 1937 года
прибыло 120 эшелонов в адрес БАМЛАГа, они доставили примерно 135 000 заключенных'. Подлинно установлено, что эшелоны, которые перевозили заключенных, следовали один за другим. Как уже говорилось ранее, заключенные были вынуждены работать на износ. Человек представлял ценность не как личность, а как раб.

В СССР, по понятным причинам, замалчивали все это. Новая Россия рассекретила архивные документы, дала возможность каждому желающему
ознакомиться с ними. В соответствии с этими документами, было запрещено посылать в БАМЛАГ заключенных, которые были осуждены по уголовным статьям, террористов, изменников Родины, шпионов. На линии БАМ-Тында лежат кости тысяч и тысяч заключенных, которые были осуждены по 57 статье. [57] В БАМЛАГ по этой статье попадали за порванную газету с изображением Сталина, анекдоты, по необоснованному доносу и т.д.

Итак, в 1932 году было принято решение о строительстве магистрали с применением принудительного труда, так как сразу стало понятно, что главной проблемой строительства является нехватка рабочих рук. По замыслу правительства СССР, БАМЛАГу предстояло осуществить колоссальный проект: через огромные пространства, где отсутствует людское жилье, через тайгу, болота и горные хребты, на большом удалении от внешних границ государства, проложить новую железную дорогу, значительно сокращающую расстояние от Байкала до Тихого океана.

Свернуть


Дискредитация личности и произведений А. И. Солженицина [2]
, начавшаяся при Андропове, продолжается и теперь Сталинисты озабочены сокрытием преступлений сталинского режима. Они считают, что потомки, должны знать только славное прошлое и гордиться историей страны. .

Знать о миллионах жертв построения 'светлого будущего' не патриотично.

В Нобелевской лекции А.И.Солженицына есть такие слова:
'Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом'.
Далее Солженицын рассказал о механизме связки насилия с ложью:
'Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. Но едва оно укрепится, утвердится, - оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь,
прикрываясь ее сладкоречием. Оно уже не всегда, не обязательно прямо душит глотку,
чаще оно требует от подданных только присяги лжи, только соучастия во лжи'.

Отрицание или реабилитация преступлений сталинского режима является не просто фальсификацией исторических фактов, но и представляет собой прямую и явную угрозу демократическому развитию государства и общества.


Интервью журналиста ИТАР-ТАСС Андрея
Ванденко с Владимиром Путиным^
24 ноября 2014
'Думаю, если завтра вы захотите объявить монархию, замешательство будет недолгим... Вам достаточно пальцем пошевелить, и завтра можно возрождать ГУЛАГ. Или, например, культ личности, чтобы в каждом населенном пункте появилась улица Владимира Путина'
(Путин: 'Это не так'. Ванденко: 'Это так, Владимир Владимирович')



МК. 18 ноября 2016.
В стране открыто и даже демонстративно объявлено о намерении изменить существующий общественный и государственный строй или, иначе говоря, совершить государственный переворот В Думу вносится предложение опять установить некую единую государственную идеологию и, соответственно, изменить статью 13 Конституции РФ , в которой среди прочего говорится:
'Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной'.
: Если в России будет установлена единая государственная идеология (национал-патриотическая или любая иная), то всякий другой взгляд будет считаться антигосударственным - со всеми репрессивными последствиями. Мы хорошо помним статью 6 Конституции СССР, фактически утверждавшую среди прочего 'единственно верное учение' в качестве государственной идеологии. Мы не забыли и о жестоких репрессиях, применявшихся к тем, кто был не согласен.
Нет никакого сомнения: изменить таким образом статью 13 действующей Конституции РФ - значит совершить государственный переворот и сделать еще один, может быть, последний, роковой шаг на пути превращения современной России в тоталитарное государство. Следует отнестись со всей серьезностью к опасности тоталитаризма, закрепленного законодательно.
Миронов - полномочный политик, и вряд ли он позволил бы себе несогласованные инициативы такого масштаба. Вместе с тем ни созыв необходимого в этом случае Конституционного собрания, ни даже общероссийский референдум не станут препятствием или сколько-нибудь существенной задержкой для изменения Конституции, особенно при существующем ныне пропагандистском обеспечении и тотальном контроле над СМИ.

Надо понимать: квазизаконные методы изменения Конституции ничуть не меняют сути дела - готовится государственный переворот, крутой поворот исторической судьбы России. Заявление Миронова можно и нужно рассматривать как пробный камень: промолчит общество, значит, так тому и быть, процесс пошел, все готово.
Медлить нельзя! Молчать нельзя! Мы хорошо помним судьбы тоталитарных государств прошлого века, помним начальный 'триумф воли', реки крови в эпоху расцвета и бесславное, жалкое фиаско в финале. И за все это платит народ - миллионами жизней, десятками миллионов искалеченных судеб. Народы России заплатили достаточную цену за то, чтобы это никогда не повторилось.



Станислав Крутиков
Яд антисталинизма Солженицына

Речь снова о самой спорной книге под названием "Архипелаг Гулаг". Многих смущает фраза в начале книги, а написано там, что это 'опыт художественного исследования'.

Естественно, это и дало возможность сталинистам заявить, что всё в книге - ложь, а Солженицын - злобный фальсификатор, который не видел ни одного документа из архивов НКВД-МГБ-КГБ.

Смешно смотреть, как сталинисты обвиняют его в том, что у него нет архивных документов спецслужб.

Правда, непонятно только, каким образом должен был получить Солженицын подобные документы в СССР, если они были закрыты для простых смертных? Они и сейчас-то не все и не всем доступны.
Когда публикация 'Архипелага ГУЛАГа' на родине стала возможна, она началась репринтным воспроизведением 'вер- монтского' издания (М.: Сов. пис.; Новый мир, 1989) - и все последующие десять изданий в России печатались по тому же тексту.

В настоящем издании впервые публикуется полный перечень свидетелей, давших материал для этой книги (число их вы- росло до 257). Также впервые в тексте раскрыты инициалы: заме- нены полными именами и фамилиями - всюду, где они были из- вестны автору. Добавлено несколько позднейших примечаний. Упорядочены сноски и приведены к единообразию советские со- кращения в названиях лагерей.

Впервые издание сопровождается Именным указателем всех упомянутых в 'Архипелаге' лиц - как исторических фигур, так и рядовых заключённых. Этот объёмный труд выполнен Н.Г. Ле- витской и В.А. Шумилиным при участии Н.Н. Сафонова. Допол- нительный поиск сведений и редактирование Указателя взял на себя историк, старший научный сотрудник Российской На- циональной Библиотеки А.Я. Разумов.


А. Солженицын: пишет:

...но те же самые руки, которые завинчивали наши наручники, теперь примирительно выставляют ладони:

"Не надо!.. Не надо ворошить прошлое!. . Кто старое помянет - тому глаз вон!"

Однако доканчивает пословица: "А кто забудет - тому два!"
Идут десятилетия - и безвозвратно слизывают рубцы и язвы прошлого. Иные острова за это время дрогнули, растеклись, полярное море забвения переплескивает над ними.

И когда-нибудь в будущем веке Архипелаг этот, воздух его, и кости его обитателей, вмёрзшие в линзу льда, - представятся неправдоподобным тритоном.


Я не дерзну писать историю Архипелага: мне не досталось читать документов. Но
кому-нибудь когда-нибудь - достанется ли?:
У тех, не желающих
вспоминать , довольно уже было (и ещё будет)
времени уничтожить все документы дочиста.
В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если названы
инициалами, то по соображениям личным. Если не названы вовсе, то лишь потому,
что память людская не сохранила имён, - а всё было именно так.
Эту книгу непосильно было бы создать одному человеку. Кроме всего, что я вынес с
Архипелага - шкурой своей, памятью, ухом и глазом, материал для этой книги дали мне в рассказах, воспоминаниях и письмах [перечень 227 имён] Я не выражаю
им здесь личной признательности: это наш общий дружный памятник всем замученным и убитым"".
Злопамятность Истории не позволяет ни забыть, ни оправдать сталинские преступления. Согласно официальной справке, подготовленной Спецотделом МВД СССР, всего за 1921 - 1938 годы органами ВЧК-ОГПУ-НКВД за так называемые контрреволюционные преступления и за антисоветскую агитацию было арестовано 4 835 937 человек, из них 2 944 879 человек было осуждено, причем 745 220 человек было приговорено к высшей мере наказания - расстрелу4.
За 1940 - 1955 годы к высшей мере наказания был осужден еще 255 781 человек5. Досудебные перечни лиц, подлежащих осуждению Военной коллегией, предварительно утверждались Сталиным и другими членами политбюро. Эти расстрельные списки, общим числом 388, включают почти 45 тысяч человек. Собственноручные резолюции "за" и подписи Сталина сохранились на 357 расстрельных списках.



Фрид В. 58 с половиной или записки лагерного придурка (воспоминания политзаключенного) (706,31 КБ)

Дискредитация личности и произведений А. И. Солженицина .

Операция, разработанная в недрах КГБ и получившая одобрение Политбюро ЦК КПСС, называлась 'Паук'.


Она действительно была проведена, и, в отличие от якобы "доносов"
(прочтите и почувствуйте разницу между вполне литературным изложением "доноса" и корявым языком самого Солженицина, например, в рассказе "Один день Ивана Денисовича"!)
, оставила после себя немало следов в виде документов. Причем не только в российских архивах, но и в архиве Штази (Германия), и в чешской госбезопасности. В частности, сохранилось письмо Андропова, в котором он рекомендовал к распространению в Чехословакии книг Ржезача и Решетовской, а также предлагал наградить сотрудников чешской госбезопасности, принимавших в участие в этом деле.

5 июля 1977 года
? 1432-Ц ЦК КПСС

Об издании на русском языке книги о СОЛЖЕНИЦЫНЕ 17 января 1977 года Комитет госбезопасности докладывал (? 87-Ц) о мероприятиях по изданию за рубежом книги чехословацкого журналиста Т. РЖЕЗАЧА под названием 'Спираль измены', в которой содержатся материалы, дискредитирующие личность и пасквили СОЛЖЕНИЦЫНА.

В июне с. г. сокращенный вариант указанной книги опубликован на итальянском языке в Милане издательством 'Тети и К'. Некоторые сокращения в книге произведены с целью адаптации материала для зарубежного читателя. Предприняты меры к продвижению книги в издательствах других стран.

Комитет государственной безопасности считает целесообразным для дальнейшей дискредитации СОЛЖЕНИЦЫНА перед советской общественностью издать полный вариант книги Т. РЖЕЗАЧА на русском языке через возможности Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли для ограниченного пользования. С Госкомиздатом (т. ЧХИКВИШВИЛИ И. И.) согласовано.

Проект постановления ЦК КПСС прилагается. Просим рассмотреть.

Председатель Комитета Госбезопасности
Андропов.

Кто написал донос Солженицына?




Неспроста краевед с Дальнего Востока Антон Шпак пишет: ..."Владимир Рэмович, спасибо за ответ. Про Бамлаг я узнал совсем недавно.
У нас в городе Лесозаводске ничего об этом не говорят и никто не знает... "

----------------------------------------------------------------------
Примечание Ю.А. Васищева:

Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1926 году, лиц, объявленных врагами народа, лишал свободы с отбыванием в исправительных трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР.  Политический вид преступлений относился к преступлениям государственным, контрреволюционным - статья 58 с 14 подпунктами, предлагавшая наказание - от 10 до 25 лет лишения свободы или ВМН - расстрел.

Глава 5 УК РСФСР преступления с расхищением государственного или общественного имущества определяла как хозяйственные. Лица, осужденные по этой статье (с отбыванием наказания в местах заключения) и доказавшие свое исправление честным отношением к труду и примерным поведением, после двух третей срока наказания, могли быть условно-досрочно освобождены.

Такова была сталинская концепция общества.

Многие, знавшие лагеря не понаслышке (в том числе, В. Шаламов, А. Солженицын) отмечали, что для осуждённых по экономическим и уголовным преступлениям в лагерях были созданы более мягкие условия, чем для политических.
Они считались социально близкими элементами, а политические квалифицировались как социально враждебные и чуждые.


----------------------------------------------------------------------

Свернуть


Дед заболел туберкулезом и был освобожден досрочно, умер спустя год - в 1940-м. Судили его по экономической статье (лен закупили в Орше по одной цене, а дома артели какой-то продали по другой), но, говорят, что это - обычная практика была, чтобы меньше ставить ст. 58. У меня есть тоже одна маленькая просьба: если Вам понадобится текст, и Вы станете перепечатывать рукопись в файл, пришлите мне, пожалуйста, потом этот текстовый файл для размещения на сайте: все руки не доходят... Если есть какие-то пропуски из-за загрязнений - оставляйте эти места, я впишу, что пойму с подлинника или поставлю, что "неразборчиво слово". Спасибо!
 

Владимир Рэмович, спасибо за ответ. Про Бамлаг я узнал совсем недавно. У нас в городе Лесозаводске ничего об этом не говорят и никто не знает.

Хотя топонимы сохранились странные - например авиагородок. Но про самолеты не слышали. А вот в письме Вашего деда есть об этом упоминание. Шмаковка в 40 км - довольно далеко сейчас идти, а раньше пешком до Харбина в Китай ходили. Так, что особых исследований именно по Бамлагу нет, только пока интернет просматриваю и собираю. До недавнего времени я изучал и сейчас изучаю, заселение волости. Ну одна из ссылок вот http://. pgpb.ru/rodoved/rodoved.html . Там с 37 сборника упоминаюсь я. Фото со станции Уссури дедушка не присылал и как он умер, в лагере или дома уже?
С нетерпением буду ждать информацию по письмам. Надеюсь еще новое узнаю.
С уважением Шпак Антон


В. Цыплёв:
Спасибо, что напомнили о письмах деда! -Я занялся местной энциклопедией и совсем забыл, что собирался их все выложить на сайте. Сейчас посмотрел, они сканированы, пришлю Вам, упоминается еще Шмаковка, куда он ходил за канцелярскими принадлежностями, но имя это вычеркнуто, видимо, цензурой. Расскажите о Ваших исследованиях, я помещу на своем сайте, хотя бы кратко или ссылку дайте, а то Ваш киношный однофамилец и тезка забил интернет, найти сложно.

 


-------------------------------------

↑[24] Читать публикацию "

↑[2] Читать публикацию "

Боян: Солженицын-Ветров

К предыдущему. Наткнулась тут в энный раз на известное осиное гнездо классического гебизма - сайт "темная сторона америки" - типа ссср был весь белый и пушистый но набежали бесы и разорили чистое пристанище кристальных чекистов - полное собрание всего основного гебисткого компромата на всех и вся, рекомендую ко вниманию как основную помойку и коллектор подобного дерьма, пришедшего к нам прямиком из 70-х годов.

Итак. Там про Солженицына, ессесно, отдельный раздел. В котором все основные перлы и собраны. Включая скан якобы лагерного доноса, вот-с:

"оригинал доноса Солженицына: будущий нобелевский лауреат под псевдонимом "Ветров" с помощью таких литературных опусов сдал заключенных, в основном из числа украинских националистов и "бандеровцев", готовивших восстание в лагере. Их всех расстреляли."

...

"Вклад" Холенштейна заключался в том, что текст лжедоноса он втайне от Арнау переправил Солженицыну, по-журналистски стараясь докопаться до истины. Он поставил вопрос, насколько этот документ соответствует реалиям? А Солженицын тут же обнародовал факсимиле подделки в "Лос-Анджелес Таймс". И исчерпывающе пояснил, почему это фальшивка.

Потому что в самом главном месте текста оказался провальный для гебистов просчет: "донос" на украинцев пометили 20-м января 1952-го. В нем цитируют "сегодняшние" якобы разговоры 'Ветрова' с украинцами-зэками и их "завтрашние" планы о восстании. Но те, кто состряпал дезу, упустили, что еще 6 января 52 года все до одного украинцы были переведены в отдельный украинский лагпункт, наглухо отделенный от русского 4-метровой стеной. И на украинском лагпункте вообще никакого мятежа в январе не было.

О детективной истории с публикацией пишет сам Солженицын (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Политзек Юрий Киреев подтвердил слова Солженицына о том что не было никаких украинцев в лагере на момент бунта: "20 января никому бы не пришло в голову ставить елку. А я помню, что стояла елка. Но это было не позже первого воскресенья января 1952 года. Это совершенно точно. Причем здесь говорит всё - и моя память, и элементарная логика. Первое воскресенье января в 1952 выпало на 6 число.'

... Это фальшивка, причем не вчерашняя, а именно из советских еще времен. Чтобы понять откуда это все взялось и продолжает появляться, надо почитать подробный ответ самого Солженицына , где он дает полную эпопею гебистких под него подкопов, начиная с отъезда в загранку в 1974 г.

Возвращаемся к Арнау. Немец таки не успел закончить книгу, он помер в том же 1976 году. Однако рукопись не пропала, она была опубликована два года спустя С СОГЛАСИЯ ВДОВЫ (ну, не пропадать же силам и средствам, вложенным КГБ в подготовку фальшивки!) в журнале "Neue Politik" ( ?2, 1978. Гамбург).

Исследования, освященные именем 'криминолога' Арнау, должны были доказать Западу, что стукач Ветров, чьим именем подписан донос, и Солженицын - одно и то же лицо. Впрочем, уровень доказательности его опуса достоин того, чтобы побаловать читателя небольшой цитатой. Тем более, что она приводится в большинстве статей на эту тему:

'Несмотря на то, что текст ветровского доноса сравнительно невелик, однако он дает выразительный материал для размышлений: в нем отчетливо узнается не только почерк Солженицына, но и некоторые устойчивые особенности его письма, литературной манеры, хотя и представлены здесь эти особенности порой буквально крупицами.

Например, одна из отчетливых особенностей языка Солженицына состоит в сильной тяге к сокращенному соединению слов. Он не напишет "хозяйственный двор" или "строительный участок", а непременно - как в "Архипелаге": "хоздвор", "стройучасток". Некоторые из этих словесных образований сущие уродцы, но привязанность к таким уродцам нашли место и в доносе, где мы встречаем слово "военлет" - военный летчик...'

Позволю себе прервать сей околонаучный бред. Да откуда сытому немцу в ФРГ знать, на каком сленге изъясняются русские зеки в Казахстане, в Особой зоне? Он что, так подробно знаком с зеками и их речью? Этот пассаж заставляет категорически утверждать, что данный 'анализ' на самом деле писался не немцем.

 

Зато в книге нет:

1. Сопоставления почерка А.И. с мифическим Ветровым;

2. Никакого серьезного графологического анализа;

3. Вопрос: откуда бы у Арнау мог взяться образец почерка НАСТОЯЩЕГО Солженицына?

4. Нет архивных данных лагеря: кто, когда сел, за что расстрелян? Ни того, стыкуются ли зафиксированные в архивах события в лагере с текстом доноса?

5. Откуда Арнау (да и Ржезач) могли узнать, что вообще происходило в Богом забытом, секретном лагере в Экибастузе? Понятно, о лагере - из книги самого Солженицына. А комментарии откуда? О том, что после "доноса" расстреляли бандеровцев? Какая сорока на хвосте принесла об этом Арнау и Ржезачу? Правильно: сотрудники КГБ, приставленные к "писателям".

 

8. ДЯДИ ИЗ СТРОГИХ КАБИНЕТОВ НАСТУПАЮТ

Фальшивка умерла, да не совсем. Уже в 1990 году, в разгар перестройки, когда вся страна гудела от митингов, проклинала Сталина и возносила хвалу Солженицыну, перевод дезы, освященной именем Арнау, был опубликован в 'Военно-историческом журнале', ? 12. Было в те времена такое издание, вокруг которого объединились верные ленинцы и сталинцы, бывшие хозяева строгих кабинетов, подобные писателю Владимиру Бушину и полковнику Рюмину. Они искали, как можно задержать наступающие перемены, поддать сомнению их 'пророков'. И нашли у Арнау фотокопию 'доноса' Ветрова. Так в российском контексте был вновь возрожден миф о стукачестве А.И., но уже со ссылкой на легальный, иностранный источник. Бывшим полковникам госбезопасности очень хочется замарать Солженицына. Для них это жизненно необходимо, потому что оправдывает смысл их прошлой жизни. Они широко разнесли по миру миф о сексоте-пророке. И они кликушествуют, даже не пытаясь вдумываться в суть того, что перепечатывают из статьи в статью, с сайта на сайт.

 

Сегодня, когда открыты многие архивы, когда исследованиями самых 'священных' из них - архивов КГБ - занимаются не только наследники спецслужб, но и общество бывших зеков 'Мемориал' - так вот, несмотря на все активные поиски, в т.ч. товарищей из 'Военно-исторического журнала', до сих пор никаких ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ доказательств 'стукачества' А.И. так и не найдено. Неизвестно, какие такие 'добрые дяди' из КГБ передали Арнау

(К этому остается добавить, что после того, как в 90-х годах прошлого века были раскрыты архивы Штази, оказалось, что Арнау (по Бушину, 'защитник правды и законности'), на самом деле - сотрудник МГБ ГДР 'Шериф)

и Ржезачу фотокопию доноса, где донос-первоисточник, (если он существует), есть ли в деле другие доносы и т.д. Приходится противникам А.И. сдувать пыль с КГБ-шной дезы.

 

 

' ' Вспыхнувшая вдруг необузданная клевета, запущенная во всеприемлющий Интернет, оттуда подхваченная зарубежными русскоязычными газетами, сегодня перекинувшаяся и в Россию, - а с другой стороны оставшиеся уже недолгие сроки моей жизни - заставляют меня ответить. Хотя: кто прочёл мои книги - всем их совокупным духовным уровнем, тоном и содержанием заранее защищены от прилипания таких клевет.

Новые нападчики не брезгуют никакой подделкой. Самые старые, негодные, не сработавшие нигде в мире и давно откинутые фальшивки, методически разработанные и слепленные против меня в КГБ за всю 30-летнюю травлю, - приобрели новую жизнь в новых руках. С марта 2003 началась единовременная атака на меня - с раздирающими 'новостными' заголовками.
'>'
 

Вот пример:
Профессия - предатель Либералы и их кумир Солженицын
Можно только расслышать, что он призывает остановить.и припугнуть, но не уничтожить.
Хрущёв в ООНе орал: -Мы Вас похороним!
Есть такой пропагандистский прем- "нужные" комментарии. Цель - создание такого контекста, в котором мысли человека идут в нужном власти направлении. Сообщение о факте сопровождается интерпретацией комментатора,

Вот пример, как опытный партийный пропагандист Стариков "правильно" комментирует события в Крыму: Ура-Ура.
А Стрелков честно его спрашивает: В Вы там были?

Заслуга А.И., в том, что он поднял тему массового террора, бесправия и уничтожения миллионов.
Вот это ему и не могут простить потомки ВОХРы

Свернуть


↑[57] Ст. 57. Контрреволюционным признается всякое действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче-Крестьянского Правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции или блокады, шпионажа, финансирования прессы и т.п. средствами.

 



ПОСЛЕДНИЙ РЫЦАРЬ ИМПЕРИИ

А. Солженицын. Нобелевская лекция

↑[3] - Расследование в отношении судьбы
КАРАГОДИНА Степана Ивановича
- Иван Курилла - о феномене Дениса Карагодина,
расследующего гибель своего прадеда.
Расследование в отношении судьбы КАРАГОДИНА Степана Ивановича Родился в 1881 году, убит сотрудниками НКВД СССР 21 января 1938 года.
- Мемориал
..

 
...

....


Жизнь прожить - не поле перейти

 

Возрождение надежды ?4 (85) 2000 г.                  

Судьбы

 

В селе Барское Татарово Вязниковского уезда Владимирской губер-нии в 1899 году в семье отставного солдата Ильи Федоровича и Авдотьи Онисимовны Плетневых родил-ся третий ребенок - мальчик. Назва-ли его Алексеем. Так бы Алексей и рос с братьями Иваном и Василием и сестрой Марией, если бы не тра-гическая смерть отца, после кото-рой его жизнь круто переменилась. Теперь мы уже не узнаем, что побудило Авдотью Онисимовну отдать своего сына в другую семью - семью Морозовых, которые усыновили Алексея.

Дмитрий Григорьевич Морозов - крестьянин слободы Мстера (ря-дом с с. Барское Татарово), иконо-писец и предприниматель. Имел ико-нописную и киотную мастерскую, оцененную Вязниковским земством, в 1918 году в 300 рублей ('Окладная книга Вязниковской уездной земс-кой управы за 1918-1919 гг' т. 3). Сво-их детей у Дмитрия и Евлампии Морозовых не было.

Так Алексей Ильич Плетнев стал Алексеем Дмитриевичем Морозовым.

Семья Морозовых стала Алексею родной. Отец хотел, чтобы сын про-должил его дело, и поэтому отдал его учиться в мастерскую иконопис-ную школу. С 1919 по 1922 гг. Алек-сей Дмитриевич служил в рядах Красной Армии. Принимал участие в боевых действиях на Кавказе во время гражданской войны. После службы в армии он вернулся во Мстеру и занялся огородничеством. С 1927 года серебрил ризы для икон по найму. Потом устроился работать в артель 'Пролетарское творчество'. В 1926 году Алексей Дмитриевич женился. Спутницей жизни стала Александра Иосифовна Тихомирова.

 

В конце 20-х годов в семье Морозовых произошло несчастье. Д.Г. Морозов, как торговец был раскулачен. Дом на Нижней улице и все имущество отобрали. Семья Алексея Дмитриевича перебралась жить на квартиру. Но это было ещё полбеды. 5 апреля 1931 года Алексея Морозова арестовали и увезли в Вязники в домзак. Александра Иосифовна ос-талась с малолетними детьми Евгением

и Верой и грудной Лидией.

Первый допрос Алексея Дмитриевича состоялся 18 апреля, когда он еще находился в качестве подо-зреваемого. Следователь расспраши-вал о его происхождении, об иму-щественном положении, о полити-ческих убеждениях, чем он занимал-ся до революции и чем занимается теперь, о каких-то 'сборищах' на квартире М.И. Зайцева, торговца иконами. На следующий день про-шел второй допрос, в ходе которого было предъявлено обвинение: '... гр. Морозов Алексей Дмитриевич ули-чается в том, что за период 1930-31 гг. вел антисоветскую агитацию, а также был в группе соучастников, коя вела подготовку к совершению теракта, по отношению работников с/совета и отдельных работников ВКП(б)...'.

Особое совещание при коллегии ОГПУ 12 сентября 1931 года при-знало А.Д. Морозова виновным по статье 58 пункт 10 (антисоветская агитация) УК РСФСР и постанови-ло выслать его в северный край сро-ком на 3 года.

По этому делу кроме А.Д. Моро-зова репрессировано еще 14 человек. Хочу назвать всех их поименно. Это Зайцев Михаил Иванович (торговец иконами и гладошвейный предприни-матель), Чернышев Михаил Осипо-вич (торговец мануфактурой), Мав-рин Александр Васильевич (торговец и арендатор мельницы), Бобров Василий Иванович (иконописец кустарь), Рощин Иван Федорович (торговец), Тюлин Степан Осипович (торговец), Леваков Алексей Ильич (псаломщик Богоявленской церкви в Мстере), Грузинский Александр Михайлович

 (священник церкви в Мстере), Чиркин Иван Васильевич (иконописец и псаломщик в церкви в Мстере), Кротов Иван Федорович (сын торговца), Бормотов Илья Федорович (бывший сек-ретарь Мстерского народного суда), Тюлин Сергей Иванович (сын пред-принимателя), Чернышев Николай Осипович (сын торговца), Бобров Иван Николаевич (сын торговца). Впоследствии их реабилитировали.В 1934 году Алексей Дмитриевич Морозов вернулся домой. 1 мая того же года поступил на работу в артель 'Пролетарское искусство'. Недолго ему пришлось быть в кругу семьи. На-  чавшаяся война, развязанная Гит-лером против СССР, оторвала Алек-сея Дмитриевича  от родных мест. В 1941 году его призвали на защиту Отечества. В 1942 году по состоянию здоровья А.Д. Морозов вернулся в Мстеру. Затем он был отправлен ра-ботать на военный  завод в город Свердловск. И только перед окончанием войны возвратился в родной поселок. В 1946 году у Морозовых родился сын Юрий. Жить бы еще да жить, воспитывать  сына, но здоровье ока-залось сильно подорвано. В 1958 году Алексея Дмитриевича не стало. Реабилитирован А.Д. Морозов 31 марта 1992 года по  закону РСФСР 'О реабилитации жертв политичес-ких репрессий' от 18 октября 1991 года.

При подготовке статьи исполь-зованы воспоминания Веры Алексе-евны Леваковой (Морозовой), Юрия

Алексеевича Морозова, Михаила Ивановича Плетнева и материалы  следственного дела.

В. БОРИСОВ, п. Мстера,  Владимирская область.

На фото: рабочие артели 'Пролетарское  искусство', конец 1930-х годов; Алексей Дмитриевич Морозов (третий слева).

Новая страница 2
 
 

Музеи Вязниковского района


Объекты культурного наследия, расположенные на территории Вязниковского района
Фонд 'Культура' Вязниковского района Владимирской области


    Напишите нам Гостевая

     

 




В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн. АРХИВЫ.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945
https://www.ok.ru/video/237712249124
военно-технические журналы XIX - начала XX вв. из фондов библиотеки http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23.php
http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23photo/20.jpg