На главную
 
Журналы "Искра" 1911-1914 годы

    Председатель ЯрИРО

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 1 391 сообщений

Отправлено 12 Апрель 2014 - 20:03

На просторах интернета нашла очень интересный сайт
http://www.odin-fakt.ru/...
Журналы "Искра" 1911-1917 годы

Автор сайта пишет: 
"Журнал 'Искры' является иллюстрированным художественно-литературным и юмористическим журналом с карикатурами - приложением к газете 'Русское Слово'. Правда, даже самый беглый контент-анализ позволяет сделать вывод, что журнал меньше всего является 'художественно-литературным' и 'юмористическим'. Скорее, это общественно-политическое издание, богато иллюстрированное. И вот эти самые иллюстрации, на мой взгляд, и должны представлять для сегодняшнего читателя огромный интерес. Мало того, что мы можем в деталях рассмотреть многие события столетней давности, так еще и то примечательно, что снимки сделаны знаменитыми фотографами начала двадцатого века, в частности Карлом Буллой.
Наверняка в государственных хранилищах имеются и постарше и побольше коллекции, но они малодоступны простому читателю, да и найти систематизированную оцифрованную информацию того периода почти нет шансов. Поэтому то, что имеется в моих 'закромах' - я считаю непростительным держать под спудом
..."

Темы публикаций журнала очень разнообразны.
На сайте выложены журналы 1911-1917 гг. 


 


Танки ленд-лиза в бою '


Это интересно!


Министра обороны России на данный момент (2015 год), зовут, на самом деле, не Шойгу Сергей Кужугетович, а Кужугет Сергей Шойгуевич. Его отца звали Шойгу Кужугет, и Кужугет - это фамилия. Однако паспорМинистра обороны России на данный момент (2015 год), зовут, на самом деле, неШойгу Сергей Кужугетович, а Кужугет Сергей Шойгуевич. Его отца звали Шойгу Кужугет, и Кужугет - это фамилия. Однако паспортист перепутал фамилию и отчество при регистрации. По другой версии, в Туве, где родился Шойгу, было слишком много мужчин с фамилией Кужугет, и чтобы разбавить путаницу паспортная служба намеренно меня местами фамилии. Когда узнали про ошибку, Шойгу решил ничего не менять.

===2
Уже в начале 1890-х годов конно-железные дороги в Москве не справлялись с потоком пассажиров. К тому же состояние оборудования (рельсовых путей и подвижного состава) было таково, что необходимость зам7 апреля 1899 года ' Уже в начале 1890-х годов конно-железные дороги в Москве не справлялись с потоком пассажиров. К тому же состояние оборудования (рельсовых путей и подвижного состава) было таково, что необходимость замены его стала очевидна для всех. В 1898 году было начато переоборудование Долгоруковской линии конно-железной дороги от Страстной площади по ул. М. Дмитровка и далее до Бутырской заставы, а также двух опытных загородных линий: Петровской (от Тверской заставы до Петровского дворца) и Бутырской (от Бутырской заставы по Верхней и Нижней Масловкам до Петровского парка - туда, где сейчас пересекаются улица 8-го Марта и Старый Петровско-Разумовский проезд; ныне этот участок трамвая снят). Регулярное движение трамваев в Москве началось 7 апреля 1899 года. Вагоны курсировали с интервалом в 14 мин. с 8 час. утра до 8 час. вечера. Билет по всей линии стоил 6 коп. Что интересно, первый электрический трамвай в царской России был запущен не в Москве, а в Киеве 2 мая 1892 года.

2
Русский православный священник и политический деятель Георгий Аполлонович Гапон начал работать 'на два лагеря' еще во время учебы в Духовной Академии. Ему удалось быстро завоевать популярность на фабр17 февраля 1870 года ' Русский православный священник и политический деятель Георгий Аполлонович Гапон начал работать 'на два лагеря' еще во время учебы в Духовной Академии. Ему удалось быстро завоевать популярность на фабриках, в общежитиях и ночлежках Санкт-Петербурга и даже создать несколько рабочих кружков. К трагическому дню 9 января - 'Кровавому воскресенью' он объединил вокруг себя более 9 тысяч человек. В конце 1904-го ему пришла идея устроить манифестацию с подачей прошения царю. Он попросил у эсеров бомбы на тот случай, если царь не пойдет на выполнение требований рабочих. Немного позже Гапон написал пламенное воззвание к 'братьям, спаянным кровью', призывающее к всеобщему восстанию, а потом бежал за границу. В декабре 1905-го он тайно возвратился в Петербург. Полицейское Управление обещало заплатить ему за выдачу 'Боевой организации' эсеров. Рутенберг, заподозрив предательство, заманил Гапона на пригородную дачу. Там боевики удавили его веревкой.

3
17 февраля 1870 года ' Русский православный священник и политический деятель Георгий Аполлонович Гапон начал работать 'на два лагеря' еще во время учебы в Духовной Академии. Ему удалось быстро завоевать популярность на фабриках, в общежитиях и ночлежках Санкт-Петербурга и даже создать несколько рабочих кружков. К трагическому дню 9 января - 'Кровавому воскресенью' он объединил вокруг себя более 9 тысяч человек. В конце 1904-го ему пришла идея устроить манифестацию с подачей прошения царю. Он попросил у эсеров бомбы на тот случай, если царь не пойдет на выполнение требований рабочих. Немного позже Гапон написал пламенное воззвание к 'братьям, спаянным кровью', призывающее к всеобщему восстанию, а потом бежал за границу. В декабре 1905-го он тайно возвратился в Петербург. Полицейское Управление обещало заплатить ему за выдачу 'Боевой организации' эсеров. Рутенберг, заподозрив предательство, заманил Гапона на пригородную дачу. Там боевики удавили его веревкой.

4
19 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет, провозгласивший одну из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России - Трудовую коммуну Автономной обла19 октября 1918 года ' 19 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет, провозгласивший одну из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России - Трудовую коммуну Автономной области Немцев Поволжья.
Начало массовому притоку в Россию немецких колонистов было положено указами Екатерины II. Стремясь быстро заселить неосвоенные восточные и южные окраины страны, она специальными манифестами от 4 (15) декабря 1762 г. и от 22 июля (2 августа) 1763 г. положила начало земледельческой миграции немецких колонистов, исходным пунктом которой были окончательно присоединённые в XVIII в. прибалтийские земли, особенно Эстляндия и Лифляндия.
АССР НП занимала территорию 28,2 тыс. км2 в нижней части Поволжья, граничившую с Саратовской, Сталинградской (ныне Волгоградская) областями и Казахской ССР. Население по переписи 1939 г. - 605,5 тыс. человек, свыше 60% которого составляли немцы.

5
11 октября 1653 года ' 11 октября 1653 г. в Московском Кремлерешение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.
Земские соборы - центральное сословно-представительное учреждение России в середине XVI-XVII вв. В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освящённый собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трёх сословий. Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов.
Земский собор 1653 г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства. В XVII в. большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой - объединённого польско-литовского государства. Официальным языком на территории Украины был польский, государственной религией - католичество.

6
17 (29) сентября 1843 г. родился выдающийся русский полководец и военный деятель Михаил Дмитриевич Скобелев.
Вершиной военной карьеры Скобелева стала русско-турецкая война 1877-1878 гг. После блестяще29 сентября 1843 года ' 17 (29) сентября 1843 г. родился выдающийся русский полководец и военный деятель Михаил Дмитриевич Скобелев.
Вершиной военной карьеры Скобелева стала русско-турецкая война 1877-1878 гг. После блестяще проведённой операции по переправе русских войск через Дунай, за которою он был награждён орденом Св. Станислава 1-й степени с мечами, Михаил Скобелев участвовал в решающих сражениях войны: в захвате Шипкинского перевала, взятии Ловчи и боях под Плевной. Рейд русской армии через Балканы, решающее сражение при Шейново и взятие Адрианополя отрядом под командованием Скобелева триумфально завершили военные действия. За привычку ходить в атаку впереди войск верхом на белом коне и в белом мундире Скобелев был прозван 'белым генералом'.  ' 1882 год

7
7
30 августа (10 сентября) 1721 г. в городе Ништадт (Финляндия) был подписан русско-шведский мирный договор, завершивший Северную войну (1700-1721). По условиям договора к России отошли Лифляндия (с Риг210 сентября 1721 года ' 30 августа (10 сентября) 1721 г. в городе Ништадт (Финляндия) был подписан русско-шведский мирный договор, завершивший Северную войну (1700-1721). По условиям договора к России отошли Лифляндия (с Ригой), Эстляндия (с Ревелем и Нарвой), часть Карелии, Ингерманландия (Ижорская земля) и другие территории.
За эти приобретения Россия уплатила Швеции денежную компенсацию в 2 млн. ефимков (русских серебряных рублей), возвращала ей Финляндию занятую русскими войсками и давала ей право ежегодно беспошлинно вывозить из России хлеба на сумму 50 тыс. рублей. В свою очередь Швеция отдавала России Прибалтику и некоторые другие территории 'в совершенное непрекословное вечное владение и собственность'.
Таким образом была решена основная геополитическая задача, стоявшая перед Россией с XV в. - получение свободного выхода к Балтийскому морю.

 

 


9
27 августа (6 сентября) 1689 г. в Нерчинске был заключён первый договор между Россией и Китаем, определивший отношения между двумя государствами. С российской стороны договор подписали Ф. А. Головин, 6 сентября 1689 года ' 27 августа (6 сентября) 1689 г. в Нерчинске был заключён первый договор между Россией и Китаем, определивший отношения между двумя государствами. С российской стороны договор подписали Ф. А. Головин, И. О. Власов и С. Корницкий, от цинского правительства - Сонготу, Тун Гоган и Лантань.
Нерчинский договор был заключён после военного конфликта 80-х гг. XVII в., причиной которого было стремление маньчжурской династии, воцарившейся в середине XVII в. в Пекине, к завоеванию освоенного русскими Приамурья.
По условиям договора, Россия уступала Цинской империи почти все земли по верхнему Амуру и ликвидировала там русские поселения; русский город Албазин подлежал 'разорению до основания', при 'клятвенном обязательстве' цинов не заселять 'Албазинские земли', что явилось достигнутым российской стороной завуалированным ограничением суверенитета Китая на левом берегу Амура.
Позже условия Нерчинского договора были пересмотрены Айгунским (1858), а впоследствии Пекинским (1860) договорами.


Сайт посвящается периодическим изданиям СССР и всему интересному, что мы читали 1914 год в нашем детстве.
Здесь его и застали трагические события февраля. "Революция в полку была принята сдержанно, - засвидетельствовал один из офицеров-елисаветградцев полковник А. Рябинин, - отношения между офицерами и гусарами были вполне хорошими. Дисциплина сохранялась". Елисаветградцы были одной из очень немногих частей Русской Армии, до конца сохранивших в своих рядах
========== Альберт Кан и Эрнст Май: Америка и Германия в борьбе за советскую индустриализацию. Часть I

https://scisne.net/t-3758

Всего за 10 лет (1930-1940) американцы создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции.

Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён - и собран в СССР. "Днепрогэс" построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens). На этом заводе создали первые танки.

Горьковский автозавод (ГАЗ) был построен американской компанией Austin.

Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка - точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана.

Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила 500 советских предприятий.
Альберт Кан - индустриальный архитектор Детройта. Причина обращения именно к Кану заключалась в том, что, спроектировав все заводы Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий. В США его фирма штатом в 400 человек рабочие чертежи готовила за неделю, корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев. Кан смог практически доказать, что способен сделать то же самое и в СССР: проект СТЗ был выполнен в рекордно короткие сроки; строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев.
Именно фирма Albert Kahn Inc создала в СССР школу передового индустриального зодчества.


Вместе с заводами создавались города для рабочих. Эрнст Май - немецкий архитектор участвовал в разработке архитектурных проектов около 20 советских городов.

В СССР приехало около 20 тысяч американских инженеров и техников. Американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов - то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед.

Итого за 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик.

К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США.
С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии
 
Индустриализация в СССР за деньги США в 30-е годы 20-го века. Как американцы построили заводы и ГЭС для Советского Союза

'Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут' - такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 года на совещании хозяйственников.

Для начала приведем небольшую выдержку из статьи известного историка и экономиста Олега Осетинского, описывающую вкратце историю советской индустриализации:

'Всего за 10 лет (1930-1940) янки создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции. Строили и в СССР, и в США. Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён - и собран в СССР. "Днепрогэс" построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens). Горьковский автозавод был построен американской компанией Austin. Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка - точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана. Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила 500 советских предприятий! Именно она создала в СССР школу передового индустриального зодчества. Короче, за 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик! В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа - плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов - то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед! Таким образом, материальную базу социализма построили капиталисты США плюс дешёвый труд зеков. И - не забудьте, что капиталисты строили СССР на свои деньги - в долг!'.

После тяжелой гражданской войны, уничтожившей экономику государства, 20-ые годы прошлого века были в СССР периодом полного технологического одичания. Новая коммунистическая профессура была крайне невежественна. Страна умирала с голоду, не было тракторов, кранов, рельсов, труб, и многого другого. Социальный взрыв казался неизбежным, в руководстве царила паника.

В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах 'красный колосс' использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х - Великую депрессию в США и Британии.

Германия после Версальского мира в 1919 году оказалась в сложном положении. Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая 'Зондергруппа Р'.

'Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей', - писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Немцы строили заводы в СССР и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе.

Следующий этап индустриализации можно назвать американским

В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры особенно не заморачивались. Они перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал.

Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название - 'Госпроектстрой'. В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

Однако в целом, критический взгляд на события индустриализации показывает, что по сути чуда-то экономического не было.

Даже больше, получается, что Россия не воспользовалась главным ресурсом экономических 'чудес' ХХ века - перетоком трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность. В отличие от Японии и Южной Кореи, которые им воспользовались. И в значительно степени мы благодарны сталинской пропаганде, скрывавшей от народа сот тысяч погибших на стройках рабского труда людей. Сталинская экономика была неэффективной, да и критерии эффективности были другие, заявляют современные экономисты. Время от времени большевики из рукава доставали то метро, то Днепрогэс и трубили об этом на весь мир игнорируя уничтожение частного предпринимательства, снижение уровня жизни и голод.

Рассматривая огромные кредитные капиталовложения в СССР из-за рубежа, тотальные продажи всевозможных ресурсов из закромов родины, которые привели к голоду и обнищанию населения, современные ученые-историки, изучающие период индустриализации отмечают, что экономика была не такой уж и чудесной. Оценивались показатели производства, которые не учитывали снижение тех же показателей потребления в государстве.

Экономический рост во время сталинской индустриализации - всего лишь возвращение к многолетней тенденции плавного роста экономики, которая существовала и до, и после Сталина, после провала, вызванного коллективизацией.

Мысли об этом приходят при чтении исследования 'Первая мировая, Гражданская и восстановление: национальный доход России с 1913 по 1928' (Great War, Civil War, and Recovery: Russia's National Income, 1913 to 1928). Его авторам - Андрею Маркевичу (РЭШ) и Марку Харрисону (Уорикский университет) - за что они получили Национальную премию по прикладной экономике.Проректор РЭШ Константин Сонин считает, что данное исследование помогает 'стряхивать с ушей разного рода версии экономического развития нашей страны в ХХ веке'.

К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. При этом население государства сократилось на 10 миллионов по самым минимальным оценкам от преждевременных смертей.

Виктор Шевчук. http://biznesgid.com/articles/09.06.13/20885.html

 

============2
Как индустриализацию СССР ковали американцы и немцы
 https://imperialcommiss.livejournal.com/1631434.html

Уже достаточно известно об американской крови в финансовых и промышленных жилах Третьего Рейха. Несколько менее известно о том, как США 'накачивали' Японскую империю в преддверии Второй мировой войны. Но как известно, Запад спонсирует все стороны и любые политические режимы. До Третьего Рейха и Японской империи был Советский Союз:

 



СССР в кратчайшие сроки решил построить мощную промышленность практически с нуля. Своих умений и средств для этого было недостаточно. 'Строить социализм' пригласили почти 20 000 иностранных инженеров и рабочих.

Заводы, построенные с помощью иностранцев

 
1. Магнитогорский металлургический комбинат. 2. АЗЛК (Московский автозавод). 3. Челябинский тракторный завод. 4. 'Уралмаш'. 5. Горьковский автозавод. 6. Волгоградский тракторный завод. 7. Пермский авиамоторный завод. 8. 'Сибсельмаш'. 9. Казанский авиационный завод. 10. Новокузнецкий металлургический комбинат.

Любой кризис в развитых странах дает уникальную возможность развивающимся. Объясняется это просто: крупный бизнес как огня боится кризиса. В это время предпринимателям лишь бы на ногах устоять. Поэтому единственный выход - искать на планете те места, где их инвестиции смогут дать максимальную отдачу. Вот почему крупные компании так любят развивающиеся страны. Там, где потенциал развития выше (другими словами, где страна беднее), отдача от любого вложенного доллара будет сильнее.

Сталину крупно повезло. Западные страны (основной источник научно-технической мысли в то время) находились в тяжелом положении. Поэтому они готовы были согласиться на любую работу. Иосиф Виссарионович это моментально понял. В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах 'красный колосс' использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х - Великую депрессию в США.

После кабального Версальского мира в 1919 году Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая 'Зондергруппа Р'.

 
'Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей', - писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).


Схема была проста. Немцы строили заводы у нас и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Примеров их работы полно. После прихода к власти в Германии Гитлерасотрудничество с Россией было -приостановлено, но заводы остались.

Следующий этап индустриализации можно назвать американским. В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России. 

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

1. Ford Motor Company
С американскими компаниями сотрудничали в первую очередь по проектированию наиболее крупных предприятий - в машиностроении, металлообработке, черной и цветной металлургии. Важнейшим партнером СССР был Ford Motor Company. Компания поставляла в страну советов оборудование, кадры и машины. На фирму автомобильного короля равнялись, а 'фордизм' стал главным направлением первой пятилетки. Сам Генри Форд в журнале 'National Business' (1930 год), комментируя начало строительства в СССР первых крупных автозаводов фордовского образца, сказал:

 
'Это великое начинание, и автомобиль окажет огромное влияние на развитие их страны. Я считаю своим долгом помогать любой нации, которая собирается жить собственным трудом, чтобы стать экономически независимой'.


Дзержинский впоследствии называл Форда - 'учителем всех руководителей нашей промышленности'.

2. Austin Company
Строительный проект ГАЗа выполнила фирма The Austin Company. В советской истории Горьковского завода фирма получила нелестную оценку, несмотря на то, что договорные обязательства не были нарушены, а проект удачно завершен. У Нижнего Новгорода в то время даже существовал американский заводской поселок. Все строительство сопровождалось конфликтами между иностранными специалистами и представителями советского 'Автостроя'. Намеченные сроки не выдерживались, сметы повышались из-за нехватки строительных материалов и неэффективного использования рабочей силы. В одной из своих жалоб в Москву, инженер Гарри Майтер писал:

 
'Нам пришлось работать больше, чем нужно при выполнении подобных проектов в Америке. Ни один проект не стоил нам больших денег и времени, чем этот'.


Несмотря на все негативные оценки, руководивший строительным сектором ВАТО, инженер Макаровский назвал роль The Austin Company в строительстве завода решающей:

 
'Без них мы так бы и топтались на одном месте'.


3. Albert Kahn Incоrporation
Архитектурно-строительная фирма Albert Kahn Incorporation, согласно своему договору с 'Амторгом' обеспечила строительство более 550 промышленных объектов на территории СССР, в том числе Челябинского и Сталининградского тракторных заводов. В 1930 году Стройобъединение ВСНХ СССР заключило с фирмой крупного американского предпринимателя Альберта Кана контракт на 2 млрд долларов, что сегодня равняется 250 млрд. Согласно ему, Albert Kahn Incorporation становился главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. В рамках сотрудничества в СССР был основан 'Госпроектстрой', где работало 25 американских инженеров и около 2,5 тысяч советских сотрудников. На тот момент это было крупнейшее бюро мира, получившее в народе имя 'кузницы кадров'. В стенах 'Госпроектстроя' была спроектирована практически вся танковая, тракторная и автомобильная индустрия - все важнейшие промышленные объекты первой пятилетки. Впоследствии, новые заводы возводились по разработанным здесь же чертежам.

4. Siemens
За период индустриализации СССР заключил более 70 договоров с германскими фирмами. Из последних стоит выделить немецкий концерн Siemens, который обеспечивал поставку оборудования и техническое консультирование советских специалистов. Так, компания взяла на себя подготовку строительной площадки Днепровской ГЭС - флагмана первой пятилетки и крупнейшей в те времена электростанции. Для других энергетических объектов СССР фирма поставляла паровые турбины мощностью от 44 000 до 55 000 кВт. Специалисты Siemens также участвовали в строительстве московской подземки.

5. General Electric
Если компания Канна строила промышленные объекты страны, то International General Electric их электрифицировала. Фирма принимала активное участие в выполнении плана ГОЭЛРО - государственной программы по обеспечению электричества всей страны. В нем предусматривалось строительство электростанций и предприятий, обеспечение строек всем необходимым, ну и, в конечном счете, опережающее развитие энергетики. Все, как Ленин завещал: 'Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны'. Впоследствии, значительная часть советских заводов и фабрик работала на электрооборудовании фирмы. Помимо этого, General Electric, в начале 30-х поставляла в СССР первые локомотивы.

6. Junkers
Согласно условиям Версальского договора, завершившим Первую мировую, Германии было запрещено иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки и военную авиацию. Многим немецким компаниям, специализировавшимся на военной промышленности, удалось спастись от банкротства лишь благодаря заказам из Советской России. Среди них была и небезызвестная фирма Junkers. 26 ноября 1922 года правительство РСФСР заключила три договора с фирмой: об организации транзитного воздушного сообщения Швеция-Персия, об аэросъемке и, наконец, о производстве металлических самолетов и моторов на территории России. Для выполнения последнего пункта, Junkers выделили Русско-Балтийский завод в Филях (сегодня завод им. Хруничева). Договор предусматривал выпуск 300 самолетов в год, при этом РСФСР обязалась закупать 60 самолетов ежегодно. Сотрудничество оказалось совершенно невыгодным для Хьюго Юнкерса. Цены на продукцию были фиксированы, но, в результате НЭПа и роста инфляции, себестоимость самолетов, оказалось вдвое больше оговоренных цен. Все попытки компании поднять цены встретили жесткое сопротивление со стороны советского руководства. В результате, сославшись на невыполнение договора, сотрудничество с Junkers было разорвано. К этому времени, Россия уже получила свой 'мощный завод в Филях, входящий в общий план развития военных воздушных сил'.

7. Arthur McKee of Cleveland
На строительстве знаменитой 'Магнитки' (Магнитогорского металлургического комбината) трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии, под руководством американской компании Arthur McKee. Американцы должны были подготовить строительный, технологический проекты с полным описанием оборудования, станков и механизмов. Прототипом завода стал металлургический комбинат U.S. Steel Corporation, в городе Гэри (штат Индиана, США). Впрочем, как и в предыдущем случае, договор был досрочно расторгнут. 31 января 1932 года, во время пуска первой догмы произошла авария - из-за сильного мороза прорвало трубу в одном из колодцев, а из кладки вырвался раскаленный газ. Arthur McKee предложили убраться восвояси. Тем не менее, доменные печи фирмы McKee работают на Магнитке и сегодня.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название - 'Госпроектстрой'. В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

Результаты индустриализации впечатляют. Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. И стали заниматься их дальнейшим развитием.

Чтобы навсегда оставить индустриализацию в глазах народа как 'беспримерный подвиг освобожденного пролетариата, руководимого партией большевиков и гениальным Сталиным', генсек расстрелял всех, кто так или иначе был связан с закупками импортного оборудования. Сотни высококлассных инженеров в конце 30-х годов оказались 'врагами народа' и 'вредителями'. Фактически благодаря их работе СССР смог подготовиться к -войне с фашистской Германией и победить. Но история объявила героями совсем других людей.
===========3

 Альберт Кан. Страницы истории индустриализации СССР.

Альберт, самый старший из восьми детей, родился в семье раввина-мечтателя Иосифа в 1869 году в небольшом германском городе Раунэн. По сведениям, полученным из книг биографа Альберта Кана Гранта Хильдебранда, вскоре после рождения первенца семья покинула Германию и в поисках лучшей доли уехала в Люксембург. Мать будущего архитектора, Розалия, обладая сильным характером, любила изобразительное искусство, музыку. А мальчик уже в детстве играл на фортепиано и увлекался рисованием.

Когда Альберту исполнилось 11 лет, семья эмигрировала в Америку, в быстрорастущий город Детройт, где в то время начался индустриальный и архитектурный бум. Так как семейство росло и испытывало большие финансовые трудности, Альберт был вынужден бросить школу и устроиться "мальчиком на побегушках" в архитектурную фирму Масона. Благодаря проявленным способностям и исключительному трудолюбию, он, не имея никакого профессионального образования, постепенно становится главным чертёжником, затем ведущим архитектором-проектировщиком фирмы. И как только Альберт начал зарабатывать деньги, он стал материально помогать родителям, а позже даже оплачивать учёбу брата Юлиуса в Мичиганском университете. Для совершенствования знаний руководство фирмы направляет талантливого двадцатидвухлетнего юношу в Европу. А, возвратившись в Детройт, он вместе с братьями-инженерами Юлиусом и Морицом в 1902 году создает собственную проектно-архитектурную компанию "Albert Kahn Associates Incorporated" (АЛА), которая успешно просуществует более ста лет. Альберт никогда не забывал о своём происхождении, и по его проектам на средства еврейской общины в Детройте возводятся великолепные монументальные здания синагог "Beth El", "Temple Beth El", оригинальнейшая по форме консервативная синагога "Shaarey Zedek". В 1906 году фирма Альберта Кана создаёт проект завода в Буффало (штат Нью-Йорк), который стал образцом для строящихся американских автозаводов "Большой Тройки".

В 10-е - 20-е годы ХХ века в Детройте особенно бурно развивается автомобильный бизнес Генри Форда, который впервые ввёл непрерывный производственный поток и наладил серийное производство дешёвых и массовых автомобилей. Для введения поточной технологии требовались громадные корпуса цехов. И, несмотря на то, что Форд был отъявленным антисемитом, но для создания новой заводской архитектуры он вынужден был пригласить молодого и очень талантливого еврея-архитектора. И Альберт Кан стал разработчиком эпохального проекта автозавода в Хайленд - Парке (штат Мичиган) - просторного четырёхэтажного здания' пронизанного светом благодаря широкому использованию стекла. Там впервые был установлен конвейер. Позднее по проекту Альберта Кана открылся самый большой в мире' с несколькими поточными линиями и площадью около 500 га' завод "Форд Руж" в Дирборне (окрестности Детройта). Этот завод, который стал центром автомобильной промышленности США, - одна из вершин индустриальной архитектуры' внесшей в американский пейзаж великолепие' сделанное руками человека, а также "поэзию индустриализма".

Альберт Кан был прагматичным проектировщиком, который всегда добивался завершать все задания вовремя и, что не менее важно, в пределах бюджета. Способности и административные навыки Кана, который обладая ясностью мысли, разработал технологию, позволяющую проектировать огромный завод за несколько месяцев и такими же темпами его строить, произвели на Генри Форда огромное впечатление. Видимо, поэтому создатель названных и многих других заводов Форда, вошел в некоторые справочные издания как "архитектор Форда". Эстетика архитектуры Кана принимается на вооружение ведущими архитекторами мира, и, таким образом, эстетические принципы Альберта Кана сформировали индустриальную архитектуру XX века. А она, в свою очередь, оказала существенное влияние на создание в Советском Союзе мощнейшей военной промышленности, о чём сравнительно недавно рассказал в статье "Танки за хлеб. Американские корни советской военной промышленности" редактор журнала "Евро-Экспресс" (Берлин, ?50-2004 год), архитектор по образованию Дмитрий Хмельницкий.

В начале 1929 года, когда Америку охватила Великая Депрессия, в СССР приехал представитель компании "Форд" и, посетив Путиловский завод в Ленинграде, с удивлением обнаружил, что там без всякой лицензии под маркой "Красный Путиловец" несколько фордовских механиков собирали купленные в Америке и разобранные на части тракторы из Детройта. Но сборщики не знали секретов технологии отдельных деталей, и трактора выпускались с большими дефектами:

Советской, отечественной тракторной промышленности до 1930 года не было. А для выполнения курса партии на индустриализацию и укрепление обороны стране нужна была своя тракторная промышленность. Руководство СССР вынуждено было рассчитывать на иностранную архитектурно-градостроительную помощь, и даже давало зарубежным архитекторам известную свободу, позволяя им создать советские проектные организации по зарубежным образцам. В 1928 году группа московских инженеров явилась в Детройт и предложила самой известной в США фирме промышленного архитектора Альберта Кана составить проекты производственных зданий стоимостью в два миллиарда долларов. Около дюжины проектов должны были делаться в Детройте, остальные - в СССР.

Передовых советских инженеров поддержала пресса. В июне 1929 г. "Торгово-промышленная газета" писала: "

Госпроектстрой" должен стать "учебно-производственным предприятием, которое, воспринимая американский опыт в процессе своей производственной деятельности, одновременно передавало бы этот опыт возможно большему количеству стройорганизаций и молодых советских специалистов. Наша задача - овладеть богатейшим американским техническим опытом в области строительства, научить этому опыту молодые кадры".
И в феврале 1930 года в Детройте, тайно от общественности, несмотря на то, что официальных отношений между СССР и США ещё не существовало, был подписан договор о деловом сотрудничестве между Альбертом Каном, и представителем "Амторга". Вслед за этим в Москву прибыла группа американских архитекторов и инженеров во главе с братом Альберта Кана Морицем, которые образовали "самое большое архитектурное бюро мира" под названием "Госпроектстрой". И ВСНХ СССР заключил договор, согласно которому фирма Кана стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Причина обращения советского руководства именно к Кану заключалась в том, что на заводах Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий.

В США его фирма штатом в 400 человек готовила рабочие чертежи за неделю, а корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев. И Кан смог практически доказать, что способен сделать то же самое и в СССР. Американский опыт проектирования предприятий был принят в Советском Союзе за образец, и Кану был предложен больший пакет заказов на строительство новых тракторных заводов в Сталинграде, Челябинске, Харькове и Томске; самолетостроительных - в Краматорске и Томске; автомобильных - в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; проектирование Ленинградского алюминиевого завода и Уральской асбестовой фабрики, теплоэлектростанции в Якутске, станкостроительных заводов в Калуге, Новосибирске и других городах: Параллельно с выполнением этой колоссальной работы было организовано обучение советских проектировщиков.

Но эффективное сотрудничество с "Госпроектстроем" американцам организовать не удалось. 14 октября 1930 г А.Кан в письме в ВСНХ СССР пишет:

"Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских архитекторов и инженеров. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертёжной работы. Они сделались чертёжниками вместо того, чтобы быть руководителями чертёжного бюро".

В другом письме А.Кана председателю Союзстроя Н.П.Комарову сообщалось:

"Из 300 работников очень немногие являются опытными, большинство имеет небольшой стаж, а многие являются просто учениками. Если бы какая-либо деловая организация в Соединённых Штатах или в какой-либо другой стране имела такой состав работников, то не прошло бы и нескольких месяцев, как эта организация потерпела бы банкротство".

Но несмотря на это, проект Сталинградского тракторного (впоследствии танкового) завода был выполнен в рекордно короткие сроки: строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев. Затем следующий заказ - на проект гигантского Челябинского тракторного завода.

В 1931 году побывавший на строительстве ЧТЗ журналист Кникербокер писал в своей книге "Угроза красной торговли":

"Строящаяся сейчас тракторная фабрика в Челябинске может почти моментально быть переориентирована на военные цели для отражения ожидаемого нападения капиталистического мира. Планируемый выпуск 50 000 штук десятитонных 60-сильных гусеничных тракторов в год, очень сильно напоминающих танки, означает, что речь идет о производстве одного из типов танков".



Между 1929 и 1932 годами американская фирма Альберта Кана в СССР спроектировала от 521 до 571 промышленных объектов, организовала поставку оборудования для сооружаемых предприятий, и этим создала едва ли не всю советскую военную промышленность, без которой невозможна была бы в будущем победа над фашистской Германией во Второй мировой войне. Теперь тракторные заводы могли в кратчайший срок выпускать танки. А гусеничный трактор "ЧТЗ" сам по себе напоминал: танк. Через 11 лет, к июню 1941 г., в Красной Армии на вооружении находилось 24 тысяч танков собственного производства:

За выполненное задание Альберт Кан с его коллегами получили от советского правительства, гонорар, а все строительство обошлось в два миллиарда (примерно 220 миллиардов нынешних долларов) долларов. Сталин же эту самую валюту получал из США, за счет пшеницы, которую туда отправлял пароходами в самый разгар массового голода советских людей в Поволжье и в Украине: и других сырьевых поставок. В 1932 году "любимый вождь всех народов" решил, что кредит в Америке обходится стране слишком дорого, и приказал разорвать договор с Каном. Попытка Альберта Кана лично добиться продления контракта успеха в Москве не имела и его сотрудники покинули Москву. А начиная с 1933 года, главным партнером в строительстве военно-промышленного комплекса стала для СССР: гитлеровская Германия: Заметим, что в СССР из-за "сугубой секретности" (вплоть до нынешнего XXI века) никто не слыхал и не знал ни про Кана, ни про "Госпроектстрой".

А фирма выдающегося американского проектировщика, еврея Альберта Кана продолжала успешно творить во многих странах мира. Только в Соединённых Штатах она спроектировала 1900 промышленных (каждый пятый промышленный объект!) и общественных зданий (университеты, больницы, банки, театры, библиотеки).

К началу Второй мировой войны по проекту Кана в Америке завершены такие важные военные предприятия, как танковый завод "Крайслера" в Детройте и огромный завод бомбардировщиков "Форда". Альберт Кан без устали трудился до последнего дня своей жизни, и умер в Детройте в зените славы в 1942 году. Его вдова получила соболезнующее письмо из-за железного занавеса, из CCCР, от знаменитого архитектора-конструктивиста Виктора Веснина, одного из тех, кто курировал всю советскую деятельность фирмы Альберта Кана. Фирма, созданная Альбертом Каном, существует до сих пор, а ее основатель вошел в историю как самый значительный и прогрессивный промышленный архитектор, которого наряду с Вальтером Гроппиусом, Ле Корбюзье, Эрихом Мендельсоном и Оскаром Нимеиром считают архитектором, определившим лицо ХХ века. Имя этого иммигранта, отдавшего без остатка все силы и талант своей второй родине, Соединённым Штатам Америки, заслуженно внесено в список великих евреев мира.

22 июня 1941 года Адольф Гитлер вторгся на территорию Советского Союза. Германия начала войну, имея три с половиной тысячи танков. За три месяца Красная Армия потеряла 18 тысяч танков, 22 тысячи пушек, два с половиной миллиона пленных. Для любой другой страны такие потери означали бы полное поражение. Но не для СССР. Размещение промышленных центров, спроектированных фирмой Кана, за Уралом, помощь союзников и колоссальное напряжение сил всего народа сделали конечную победу возможной.

К сожалению, Альберт Кан не увидел результатов своих трудов. Он умер в 1942 году. С первого дня вступления США в войну он отдал все свои силы и возможности своих инженеров и конструкторов на службу военной промышленности Америки. Он работал без отдыха и выходных до последней минуты своей жизни и умер, склонившись над чертежной доской. Мориц Кан скончался еще раньше в 1938 году.

Смерть великого архитектора вызвала поток соболезнований и выражений скорби со всего мира. Приведу только два, но высказанные двумя людьми, которые может быть больше всех понимали влияние Альберта Кана на их жизнь и на жизнь стран, в которых они жили.

Вот что сказал Генри Форд:

Альберт Кан был один из самых лучших людей, которых я знал за всю мою жизнь. Плоды его гения остаются в каждом уголке земли. Его отличал утонченный вкус; его характер был воплощением цельности; его гражданские качества были выше всякой похвалы; и ни при каких обстоятельствах он не изменял своим принципам. Его будет не хватать и как человека и как помощника в выполнении великих планов.

А вот что написал Виктор Веснин, один из самых авторитетных в то время архитекторов Советского Союза, на свой страх и риск пославший телеграмму вдове Альберта Кана:

"Альберт Кан оказал нам огромную услугу в проектировании большого числа заводов и помог нам приспособиться к американскому опыту в сфере промышленного строительства. Советские инженеры и архитекторы будут всегда и с большой теплотой вспоминать имя Альберта Кана, талантливого американского инженера и архитектора ."

Следует отметить, что в это время официальная советская пропаганда уже начала переписывать историю, принижая участие американских конструкторов до уровня незначительной технической помощи под руководством советских инженеров.
В таких условиях признание истинной роли Кана в письме за границу было делом весьма рискованным...
Никаких официальных соболезнований от Правительства СССР вдове Альберта Кана выслано не было...Так как же с точки зрения морали оценить сотрудничество Альберта Кана с тоталитарным советским режимом и что было бы, если бы к началу войны у России не было заводов, построенных Каном?
До 1930 года советская промышленность не выпускала танков; к судьбоносному 1941 было произведено 24 тысячи танков - армия!
Как мы знаем 'если' просто не имеют смысла, хотя и без 'если' ясно, что шансов у России выиграть войну без готовой инфраструктуры за Уралом было бы гораздо меньше.
Так что можно без натяжки сказать, что Второй фронт был открыт Америкой на десять лет раньше начала войны. Что же касается морали, то мне вспоминается высказывание британского премьер-министра Ллойд-Джорджа. Во время дискуссии, торговать ли с Советской Россией или нет (это было в 1922 году), премьер заявил: ' А почему бы не торговать? Ведь торгуем же мы с людоедами? В результате торговли они исправятся...' Ллойд-Джорджу вторит Мориц Кан:
'Даже если мы не согласны с формой их правительства, почему бы не дать им шанс улучшить себя вместо того, чтобы пытаться им мешать?'
Книга "Русский булочник"

 
 

Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатноГостеваяАнимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

https://ok.ru/video/1759596843372