На главную
 

 

Автомобильная история России существует немногим более 100 лет. Это по историческим меркам совсем мало .
Сколько в ней белых пятен и загадок! Сколько интересных подробностей стёрты временем! Данные из автомобильной прессы Российской Империи и работ советских публицистов, на которые опираются историки отечественного автомобилизма, очень скупы и часто просто не точны.
Всего одно столетие, но уже многое забыто... Так хочется сохранить для потомков всё, что возможно, всё, что достойно памяти.

Первые шаги русского автомобилестроения


По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика в экипаже сделано ими в собственной мастерской».

Так весной 1896 года недоверчивая пресса сообщила читателям о появлении первого в истории русского автомобиля. А уже 1 июля «самодвижущийся экипаж» демонстрировался на Всероссийской промышленной и художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде. Император Николай II лично осмотрел автомобиль в действии.
Нажмите на фотографию
Первые автомобили в России.
Кинохроника начала XX века.


Первые автомобили в России появились в 1891 году. А в Гараже Его Величества первые авто появились 1903 году. В Москве автомобили на улицах появились с 1899 года.
К 1914 году в гараже было уже более 50 автомобилей разных марок, в числе которых были Peugeot, Renault, Benz, Rolls-Royce, Mercedes, Daimler , Руссо-Балт, Лесснер и другие. Использованы материалы кинохроник из передачи 'Запечатленное время-Гараж Его Величества'.
Больше информации и фото найдете на сайте: http://exellence.ucoz.ru/publ/kinokhronika_xx_vek/pervye_avtomobili_rossijskoj_imperii_imperatorskij_garazh/7-1-0-83. Музыка: Steppin' In (Podington Bear)
Опубликовал Виктор Хомутский, 29.08.2013 в 16:25
Автомобиль конструкции Яковлева-Фрезе на Нижегородской выставке 1896 года
На волне стремительного индустриального подъема, происходившего в Российской Империи со второй половины XIX века, появление отечественного автомобилестроения выглядит вполне органичным явлением. Его пионерами заслуженно считаются отставной лейтенант императорского флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе, которые и сконструировали представленный публике в 1896 году автомобиль. Надо заметить, этим их вклад в развитие отечественной промышленности не ограничивался: изобретатели были основателями "Первого русского завода керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева" и Акционерного общества постройки экипажей "Фрезе и К°". "Фрезе и К°".
Файл:Frese&K.jpg
 

Первый в России автомобиль появился в Одессе в 1891 году. Его привез из-за границы редактор местной газеты 'Одесский листок' Василий Васильевич Навроцкий.
Правда, установить марку или хотя бы 'национальную принадлежность' этой машины исследователям до сих пор так и не удалось. Историки техники до сих пор спорят, было ли это авто немецким или же французским. Но по большому счету это и не важно, главное в том, что в самом начале 90-х годов XIX века Российская империя вошла в сообщество автомобильных держав , со всеми вытекавшими последствиями.
Постепенно количество автомобилей в стране росло. В 1898 году в Санкт-Петербурге открылся первый магазин, торговавший автомобилями и мотоциклами. А поскольку тон в автомобильном деле тогда задавали французские производители, то и заведение это, разумеется, было французским.
Принадлежало оно компании 'Клеман-Гладиатор-Фебус'. Первым директором первого в нашей стране автомобильного магазина был Луи Мази, который, помимо прочего, приложил руку к организации самых первых в России автомобильных гонок, состоявшихся в октябре того же 1898 года. Отличился Мази и на спортивном поприще, выиграв целый ряд автомобильных состязаний.
Фото: Первый автомобиль Peugeot , отгруженный в Россию под заводским номером 504. 4 марта 1896 года его купил Михаил Шипов из Нижнего Новгорода
Первый в нашей стране автомобиль родился на берегах Невы. Инициаторами постройки первого отечественного безлошадного экипажа стали, как известно, два петербургских изобретателя - отставной лейтенант военного флота Евгений Александрович Яковлев (1857-1889гг.) и горный инженер Петр Александрович Фрезе(1844-1918гг.)
Одному принадлежал основанный в 1891 году на Большой Спасской улице "Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е. А. Яковлева" (ныне завод "Вулкан"), другому - Акционерное общество постройки экипажей "Фрезе и К° в доме 10 по Эртелеву (ныне М.Морская улица) .

Открыть


'Имею честь покорнейше просить .., - обращается в начале января 1902 года петербургский второй гильдии купец Андрей Платонович Нагель в Главное управление по делам печати, - :о раз-решении мне издания первого в России иллюстрированного журнала, посвя-щенного исключительно автомобилиз-му:'

Нажмите на фотографию слева
Журнал 'Автомобиль' и объявление о поездке Нагеля с друзьями по Европе Разрешение было получено и 7 марта 1902 года в Петербурге вышел первый номер журнала 'Автомобиль', который писал:
'Теперь кажется стран-ным, что всего 10 лет назад самый факт езды на автомобиле вызывал насмешки недальновидных людей, а частые порчи несовершенного механизма служили неисчерпаемой темой для анектодов.
Редакцию Андрей Платонович Нагель разместил в собственной квартире по адресу: Литейный, 36.
"Мысль издавать специальный журнал в России, где автомобилистов считают десятками, может показаться довольно странной и неудачной", - обращался Нагель к читателям первого номера, бесплатно рассылавшегося всем желающим. Тем не менее у "Автомобиля" появились подписчики, в том числе во Франции и Германии.
Кроме "Автомобиля" Нагель выпускал "Двигатель", "Аэро", "Аэро и автомобильная жизнь", а в 1910 году в свет вышел "Ежегодник автомобилизма и воздухоплавания". Журнал "Автомобиль" издавался до 1917 года.

 В 1908-м в Москве было создано Товарищество автомобильного передвижения с 30 французскими автомобилями "Даррак". Сайт http://vektaxi.ru/

 приводит цитату из журнала "Автомобилист": "Московские автомобильные счетчики умышленно устанавливаются на машинах так, что пассажир не может видеть их. Одни счетчики расположены где-то между колесами машины, и, когда вы кончаете поездку, шофер лезет под автомобиль, зажигает спичку, куда-то долго всматривается и, наконец, безапелляционно заявляет, сколько надо платить. Другие счетчики стоят в ногах у шофера, третьи - около руля. Но все они неизменно своим циферблатом обращены в противоположную от пассажира сторону".

Петербургские таксомоторы с 1910 года развозили горожан на "фордах"

Фото: Popperfoto/Getty Images

К 1912 году в Москве 230 таксомоторов развозили пассажиров по твердым тарифам, установленным городской управой: дневной - 40 коп. за версту, ночной - 60 коп. Работала телефонная диспетчерская служба вызова такси. Спрос на такси был огромный, водители зарабатывали до 150 руб. в месяц, а плата за право стоянки у гостиниц и вокзалов могла превышать официальный месячный заработок.

В 1910 году открылась компания "Санкт-Петербургский Таксомотор", развозившая клиентов на машинах "Форд". Впрочем, некоторые источники полагают, что самый первый таксомотор в Российской империи появился вовсе не в Москве и не в Санкт-Петербурге, а в городе Верном, столице Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. В 1906 году киргизский коммерсант Бабахан Нурмухаммедбаев привез туда автомобиль марки "Берлие" вместе с шофером Иоганном Рейнвальдом, уроженцем Лифляндии. Их совместный бизнес через некоторое время преобразовался в автомобильную компанию, доставлявшую грузы в Китай и Монголию.

Это сладкое слово "свободен"

В 1913 году в Петербурге было уже 328 такси, в Москве - 217. Таксомоторы успешно обслужили и Первую мировую войну, и Октябрьскую революцию, а в 1918 году большевики конфисковали все частные автомобили. Только в декабре 1924 года Моссовет решил возродить таксомоторный транспорт. Первый таксопарк располагался в Орликовом переулке, позже подобные предприятия появились в Георгиевском и Гороховском переулках. Закупленные за рубежом "Рено", "Фиаты" и "Форды" развозили граждан по тарифу 50 коп. за версту или 4,5 руб. за час. Стоянки такси тогда назывались биржами и располагались на крупных площадях вроде трех вокзалов. Свободные такси опознавались по красным флажкам с надписью "свободен".
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2999716


Среди выставочных мероприятий, проходивших в Петербурге в начале прошлого века, видное место занимали международные автосалоны. Проводились они по инициативе Императорского Российского Автомобильного Общества , основанного в 1902 году.

В 1907 году организуется большое скоростное соревнование автомобилей по маршруту Москва- Петербург с участием иностранцев.
В соревнова-нии приняло участие 26 машин, окончило испы-тание 14. Это соревнование служит наглядным примером достижений автомобильной техники и строительства автомашин.
В 1900 году на бензи-новом механическом экипаже было потрачено на прохождение этой дистанции 26 час. 23 мин., а через 7 лет-только 9 час. 22 мин., со средней часовой скоростью 82,8 км., т.-е. почти в три раза быстрее. Победителем был Дюре на авто-мобиле 'Лорреи- Дитрих' .

25 мая ровно в 2 ч в Москве взял старт на Петербург первый гонщик, вслед за ним через каждые две минуты отправлялись в путь остальные - всего на 17 автомобилях и 9 мотоциклах.

Объединенная гоночная комиссия, состоявшая из членов Российского автомобильного общества, Петербург-ского и Московского автомобильных клубов разделила автомобили по мощ-ности двигателей на две категории: I - более 24 л. с. (стартовало 7) и II - менее 24 л. с. (стартовало 10). Мощ-ность двигателей мотоциклов была в пределах 3:9 л. с.

На трассе Москва - Петербург уста-новили 7 судейских контрольных пун-ктов ('контролей'). От одного КП до другого было указано расстояние: до Клина - 77,5 верст, Твери (Калинин) - 76,5, Вышнего Волочка - 105,5, Крест-цов - 134, Новгорода - 80, Чудова - 69, Царского Села (ныне Пушкин) - 103 версты. Вся дистанция составила 645,5 верст (688,1 км). Во избежание несчаст-ных случаев при проезде крупных горо-дов ввели нейтрализацию - время, в течение которого спортсмены обязаны были двигаться с пониженной скоро-стью по территории города. В Клину оно было 5 мин, в Твери - 15, в Вышнем Волочке и Новгороде - по 10 мин.


Нажмите на фотографию слева

Призерами соревнования в I катего-рии в порядке занятых мест стали: Дюре на авто-мобиле на 'Лоррен-Дитрихе' (60 л. с.) - 9 ч 22 мин, Шампуазо на 'Шаррон Лиме' ' (30 л. с.) - 12 ч 06 мин 53 с, Ландон на 'Мор-се' - 14 ч 43 мин 56 с. Призерами во II категории оказались Слубский (владе-лец автомобиля А. Фокин) на 'ФИАТе' (16 л. с.) - 13 ч 54 мин 03 с, Менов на 'Аргусе' (24 л. с.) - 15 ч 10 мин 02 с, Шварц на 'Бразье' - 15 ч 15 мин 37 с.

Что и говорить, впечатляющие результаты, особенно у Дюре. В то время курьерский поезд покрывал рас-стояние от Москвы до Петербурга (по железной дороге 607 верст) не менее чем за 11 ч со средней скоростью 58,8 км/ч, а средняя скорость автомобиля Дюре была на 25% выше - 73,5 км/ч.

В 1908 году устраивается второе соревнование по маршруту Петербург - Москва. Время, потра-ченное на прохождение всего маршрута, пони-жается до 8 час. 30 мни. 30 сек. Средняя скорость -20 км, в час, победитель - Виктор Эмери на машине 'Бенц'.
Пионеры Русского автомобилизма


Нажмите на фотографию слева
Толпа народа на финише в ожидании прибытия автомобилей (Автомобильный пробег Москва-Петербург), 26 мая 1907 г.
Фотография отсюда.

Первая такая выставка прошла в нашем городе с 12 мая по 4 июня 1907 года в Михайловском манеже:

На публикуемой фотографии запечатлен автобус английской марки Hallford-Saurer. Он возил с Николаевского вокзала в Михайловский манеж посетителей выставки.   


Нажмите на фотографию слева

Выставка проходила под покровительством Великого Князя Михаила Александровича, при поддержке парижской газеты "L' Auto" и петербургского журнала "Автомобиль". На открытии присутствовал министр торговли и промышленности Философов , министр путей сообщения генерал-лейтенант Шауфус , министр народного просвещения фон Кауфман , главы дипломатического корпуса и представители высшего света.
Выставка была роскошно декорирована (выставочный комитет выделил на эти цели 10000 рублей). Все стены манежа были покрыты живописными панно в стиле модерн. Арендная плата за стенд составляла от 680 до 2280 рублей, а цена машин колебалась от шести до восьми тысяч рублей (отдельные машины стоили 15 и 22 тысячи рублей). Впрочем, привлечь посетителей могли не только автомобили. Был устроен превосходный буфет, а ежедневно, с 12 часов дня проходили выступления духового и балалаечного оркестров, а также оркестра "специально выписанных венгерских цыган".

Автомобиль Фрезе и Яковлева — первый российский серийный автомобиль, представленный публике в Нижегородской выставке. Он не вызвал интереса у официальных кругов Российской империи.

Нажмите на фотографию

Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе. Эта машина была очень похожа на конструкцию Бенца и по внешнему виду, и по конструктивным решениям. «Журнал новейших открытий и изобретений» в 1896 году отметил ряд существенных улучшений в конструкции ходовой части, трансмиссии и кузова автомобиля по сравнению с машинами других фирм[3]. Чертежей не сохранилось, и параметры автомобиля восстанавливали по имеющимся фотографиям и описаниям.

Сейчас уже невозможно установить, сколько автомобилей было изготовлено. Однако одно можно сказать точно, конструкция Яковлева-Фрезе была создана именно как серийный коммерческий автомобиль.

В 1898 году Е. А. Яковлев умер, а его компаньоны не проявили интереса к двигателям внутреннего сгорания и переориентировали завод.

Фрезе пришлось покупать двигатели за границей.

В 1910 году Фрезе продал свою фабрику Русско-Балтийскому заводу.

Фото в заголовке: Один из 402 "Руссо-Балтов", поставленных в 1910 - 1917 г.г. русской армии. Модель С24-35 VII серии по рисунку А.Н. Захаров
Источник: http://www.autobuy.ru

'Русско-Балтийский' или 'Руссо-Балт', именно так назывались автомобили, которые выпускал Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ).
подробнее

Тридцать лет назад Лев Михайлович Шугуров начал разыскивать материалы по истории автомобильного производства на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге и его филиалах в Петербурге и Москве. Он по крохам собирал документы, статьи, воспоминания. В конце концов, погоня за ними принесла плоды, и сегодня у него, наверное, около 80% сведений о заводе, о всех его автомобилях, событиях, людях.
    Шугуров вёл поиск не в одиночку. Ему помогал широкий круг знакомых и друзей: А.С. Бабурин, В.Н.Беляев, А.В. Васенко, П.П. Десницкий, Н.Ф. Добрышина, В.И. Дубовской, А.П. Иванов, В.И. Иванов, Д.В. Козлов, Э.Я. Лиепинь, Р. Поттера. И вот появилась рукопись книги "Погоня за " Руссо-Балтом ". 

В 1910 году начался автопробег Петербург - Неаполь - Петербург на автомобилях 'Руссо-Балт', построенных на рижском Русско-Балтийском вагонном заводе
Гейман В.В. По градам и весям родной земли. СПб. Издание технического издательства инж. Кузнецова, 1914

Любопытные факты о распространении в Вязниках легковых автомобилей

До сих пор среди нашего населения бытуют стереотипы, описанные в так называемой 'обличительной' литературе конца XIX -начала XX века.
Купец - непременно невежественный самодур.
Нажмите на картинку слева.
Крестьянин - нищий, голодный и тоже невежественный.
Да! Конечно, встречались и такие типы, но только как отдельные личности. В целом же предприниматели из крестьян, особенно родившиеся в последней четверти XIX-го столетия, представляли собой людей совершенно иной формации.
Как становятся шофером. 1898. Нажмите на картинку справа.
В публикуемой ниже статье приводятся любопытные факты о распространении в 'лапотной' России легковых автомобилей.

 

ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ 'ФОРД' ПРИВЕЗЛИ В ВЯЗНИКИ В 1910 ГОДУ ИМЕННО ДЕМИДОВЫ.  На фотографии слева - Демидовы в собственном автомобиле.. .
Форд Модель T , именуемый в народе 'жестянка Лиззи', производился компанией 'Форд Мотор' с 1908 по 1927 год. .
Дубль-фаэтон Форд Модель Т 1913 года

Прошло более ста лет с момента его первого выпуска. За это время было произведено более 15 млн. экземпляров, и он до сих пор остается одним из наиболее популярных автомобилей на рынке за всю историю.

 




 
   
 
 
   
 


















Историческая значимость Модели Т является результатом честолюбивого замысла Генри Форда создать крепкий и надежный автомобиль, который могли бы позволить себе купить и обслуживать даже рабочие завода, собирающие его.
Массовое серийное производство, способное удовлетворить огромные потребности широких слоев населения, создано Фордом

Вязниковский уезд Владимирской губернии являлся обычным провинциальным уездом средней части России, в нем жили обычные русские люди, и поэтому события, происходившие в нем, характерны и для других уездов.
В 1913 году в уезде насчитывалось 12 легковых автомобилей. Большинством из них владели крестьяне-фабриканты.

Модели Т, продававшиеся в царской России производились в США и переправлялись в Россию в больших деревянных ящиках частично разобранными.
Это были автомобили с левосторонним управлением, идентичные тем, которые продавались в Соединенных Штатах.
Интересно, что, несмотря на правостороннее движение в России с 1752 года, большинство автомобилей, продававшихся в Российской Империи, были с правосторонним управлением, в том числе Руссо-Балт местного производства.
 
   
 
 
   
 

Профессор Борис Шпотов из Российской академии наук, используя данные государственной статистики и другие источники, и пришел к выводу, что до первой мировой войны в Российской империи продалось очень мало Моделей Т. Профессор Шпотов предположил, что наиболее вероятным объяснением этого является тот факт, что средний класс, на который была рассчитана Модель Т, составлял небольшой процент населения России в то время.
Те немногие люди, которые могли позволить себе приобрести автомобиль, были достаточно богаты, чтобы купить дорогую французскую или немецкую марку.
Австралиец Константин Мандилас доехал из Мельбурна в Москву на Ford T 1913 года выпуска своим ходом

 
   
 
Мандилас на Форде в Москве. Не часто в Москве можно увидеть столетний автомобиль, перемещающийся своим ходом.
Музей индустриальной культуры.

Дорога в столицу России получилась чуть более долгой, чем планировалось вначале. Это было связано с обозначением новой даты – открытие выставки классических автомобилей 28 сентября. Но так получилось даже красивее: стартовал и финишировал среди поклонников олдтаймеров.
Но до Москвы предстояло ещё доехать. И тут на помощь пришли члены различных российских клубов автомобильных раритетов. Они очень активно помогали Константину, но взамен требовали информации и внимания. Но обсуждение любимой темы – автомобильной истории – всегда доставляет радость.
В Москве гостя встретили представители Музея Индустриальной культуры.
Они приютили уже изрядно раcшатанный Ford T и его владельца. А потом началась выставка с её сумасшедшим интересом к герою-первопроходцу. Стенд посетил даже австралийский консул.

Константин случайно наткнулся на фотографию 1912 года, на которой был изображен владелец местного представительства «Форда» в Санкт-Петербурге, сидящий за рулем британской Модели Т с правосторонним управлением прямо перед зданием представительства.

Возможно, не смотря на ее низкую цену, и из-за того, что его клиенты не покупали Модель Т, сделанную в США, дилер решил импортировать более дорогой, но не такой обычный автомобиль, чтобы посмотреть, будет ли он лучше продаваться.
Поговорим о компании Форда. Что бы там ни было, ни одна из Моделей Т, проданных в царской России, не дожила до наших дней.
Технические характеристики:

Двигатель
тип: четырехцилиндровый, четырехтактный, карбюраторный
Рабочий объем: 2896 см3 179;
Диаметр цилиндра и ход поршня: 95,25 x 101 мм
Мощность: 22,5 л. с./17 кВт при 1800 об/мин
Степень сжатия: 4,5
Система газораспределения: два боковых клапана на каждый цилиндр
Система зажигания: от магнето с механическим прерывателем


Появление нового вида транспорта не стало неожиданностью для русской провинции. Темп жизни, даже и вне города, ускорялся. Требовались более частые выезды в уездный центр, на железнодорожные станции и речные пристани. Конная упряжка этого темпа уже не выдерживала.


Первыми владельцами легковых автомобилей в Вязниковском уезде были молодые предприниматели. Характерно, что они самостоятельно и досконально изучали устройство и особенности «самодвижущихся повозок», быстро освоили техническое обслуживание и даже мелкий ремонт машин.

Из предпринимателей Вязниковского уезда одним из первых купил автомобиль Василий Владимирович Бузин.


Фабрика братьев Василия и Ивана Владимировичей Бузиных размещалась в д. Стёпанцево - вдали и от Вязников, и от железнодорожной станции.
Стёпанцево
Фотография взята отсюда
Продукция предприятия Бузиных – это льняное полотно, брезент, тарный мешок, “равентух” (льняное полотно в две нитки).
Торговые представительства (торговые дома) братьев Бузиных были на Нижегородской ярмарке, в Санкт-Петербурге (седьмая линия Васильевского острова), в Москве (на Варварке).
Продукция удостаивалась золотых и серебряных медалей на международных выставках в Париже и Брюсселе.

Бузины остановили свой выбор на небольшом четырехместном автомобиле немецкой фирмы AAG.
Этот автомобиль имел расстояние между колесами, равное ширине колеи русской телеги. К тому же, весил он немного и две лошади свободно вытаскивали его из любой грязи!

Однако езда по колее телеги себя не оправдала. Попадая колесами в слишком глубокую колею, машина застревала, мощность мотора, всего 12 л.с, была явно недостаточной.

Несмотря на все это, автомобилем Бузины с успехом пользовались и даже один раз ездили в Нижний Новгород. Всех устраивала хорошая вместимость автомобиля.
Судя по фотографии, присланной мне Розановым Алексеем, братья были людьми не маленькими.
 
   
 

При поездке на лошадях в подобном случае грузились или на два тарантаса или на старомодный рыдван -что было очень непрестижно.

. По примеру Бузиных, такой же автомобиль купили Малинины из деревни Лукново.

Эксплуатация сразу двух автомобилей одинаковой конструкции окончательно выявила их недостатки. Оказалось, что кроме слабого мотора, НАГ. имел непрочные переднюю и заднюю подвески.

* Книга Памяти . Бузин Василий Владимирович

Бузин Василий Владимирович: 1857 года рождения
Место рождения: Владимирская обл., Вязниковский р-н, д. Стёпанцево;
Крестьянин;
место проживания: Владимирская обл., Вязниковский р-н, д. Стёпанцево
Арест: 03.11.1929
Приговор: лишение права проживания в 6 пунктах страны на 3 года.
Источник: Книга памяти Владимирской обл.
*
Дело братьев Ивана и Василия Бузиных и перспективы деревни Стёпанцево

Старший брат Бузин Иван Владимирович был малограмотным, а младший брат Василий Владимирович – неграмотный.
*
Семья Бузиных Ивана Владимировича и Евгении Денисовны была бездетная,
у Василия Владимировича и Матрёны Никифоровны было четверо детей: сын Григорий, дочери Анна, Евгения , Александра. Дочь Анна в 1907 году вышла замуж за сына фабриканта Малинина в село Луконово.
Григорий Владимирович Бузин обучался в церковноприходской школе села Воскресенское (ныне деревня Галкино).
*

И, вдруг неожиданное:
Бузин Григорий Иванович (?)

Родился в 1900 г., Владимирская обл., Вязниковский р-н, п. Степанцево;
Приговорен: в 1930 г.
Приговор: раскулачен
Источник: Книга памяти Владимирской обл.
В приговоре была ошибка в отчестве? -------------------------------------------------------

После переворота 1917 года в доме Бузина Ивана Владимировича была обоснована больница с полным штатом врачей, со своим родильным и операционным отделением, со стационаром на 40 коек.
В послевоенное время её возглавил и руководил долгое время хирург-фронтовик, выпускник Варшавского университета Геннадий Эрастович Тихомиров , из потомственной семьи врачей, удостоенный за свой труд высшей наградой ордена Ленина.
Основанная им династия врачей трудилась в посёлке до конца XX века: Филипп Евдокимович и Елена Геннадьевна.
В доме Бузина Василия Владимировича расположилась вечерняя школа рабочей молодёжи. В бывшей хозяйской прачечной оборудована коллективная прачечная и бани для населения.
* Сырьё для фабрики доставлялось на лошадях из Вязников от фабрикантов Демидова, Сенькова, Малинина и Бузина.
Какова была же судьба бьла у предприимчивых крестьян Бузиных после 1917 года?

------------

В самом начале XX века фирма "Алльгемайне Аутомобиль Гезелльшафт" (Allgemeine Automobil Gesel-Ischaft), сокращенно AAG, выпускала автомобиль с одноцилиндровым мотором мощностью 5 л.с. по проекту профессора Клингенберга (Klingenberg). Этот уникальный экземпляр до недавнего времени хранился в Политехническом музее в Москве.
 
   
 


После Бузиных и Малининых обзаводиться авто начали и другие предприниматели уезда. Автомобиль в семье стал определенным показателем солидности фирмы.

*

Семья Пашениных купила в Москве 13-сильный «Даррак» с колеей более широкой, чем тележная. Эту машину благополучно перегнали в деревню и некоторое время, без особых хлопот, использовали для деловых и личных поездок по уезду.
* О семье Пашениных можно прочесть в книге: Пашенин М.Г. Хроника жизни Крестьянского Рода Пашениных из деревни Паустово Владимирской Губернии. М.: Эпикой, 1997, 326 с., 2 т.,

Но «Даррак» имел неудачную конструкцию коробки передач, в результате чего быстро изнашивались зубья шестерен. Неправильным был также и расчет скоростей.
Для проселков и даже небольших песчаных подъемов первая скорость оказывалась избыточной, мотор глох, пассажирам приходилось выталкивать автомобиль из песка. Непрочными оказались также задние полуоси; при нагрузках они скручивались.


Даррак "Дубль фаэтон"
Нажмите на картинку
Пашенины решили заменить этот автомобиль на другой, с более сильным мотором.

Автомобильный гараж "Г. Марк и К" - представитель марок FIAT, NAG, Darracq, Gregoire, Germain, Metallurgique. Плюс ремонтная мастерская, склад запасных частей и гараж для стоянки автомобилей. Адрес - Москва, Большая Дмитровка , д. 5/4, ранее дом обозначался как 5/20.
Владельца фирмы полностью звали Ганс Францевич Марк.

 
   
 
Слева "Автомобили Г. Марк. 1913 г.
Недалеко от Москвы по Савеловской железной дороге находилось имение и сахарные заводы Марков. На свои средства они построили железнодорожную станцию 'Марк', которая существует до сих пор.
Первые автомобили. Начало ХХ в
В это время в Москве фирма « Г. Марк и К°» открыла магазин-гараж по продаже и обмену подержанных и новых автомобилей.

Пашенины обменяли там, с небольшой доплатой, свой «Даррак» на подержанный «Грегуар» с мотором в 18 л.с.

Нажмите на картинку внизу.

















Этот автомобиль имел такие же недостатки, что и предыдущий. И все же он честно прослужил четыре года, до самой революции, сразу после которой был реквизирован.
Перегон обобществленного «Грегуара» из деревни Паустово в Вязники выглядел символично. Приехавший шофер не смог разобраться в системе зажигания, автомобиль прицепили к телеге и таким способом доставили в город.

Проникновение автомобилей в жизнь городов и, особенно, в сельскую местность, тормозилось некоторыми обстоятельствами, характерными именно для нашего уклада жизни.
Одно из них - многочисленное конское поголовье, имевшееся в стране. Лошади были очень пугливы и боялись всего, что быстро двигалось, гремело и сверкало.
Поэтому при встрече с «железным чудовищем» они часто переставали слушаться кучеров и мчались от страха, не разбирая дороги. Экипажи перевертывались, калеча людей и портя грузы. Отношение к владельцам автомобилей у сельского населения становилось враждебным.

Не добавляли взаимных симпатий и встречи со стадами скота. Испуганные коровы и овцы разбегались по лесу и зарослям кустарника. Пастухи полдня собирали их обратно, а это нарушало привычный ритм жизни животных. Крестьяне жаловались на уменьшение надоев молока. На погашение подобных конфликтов автолюбители тратили значительные суммы.

Случались и опасные ситуации, прямо угрожавшие жизни автовладельцев. Однажды разъяренный бык пытался опрокинуть и растоптать маленький автомобиль N.A.G. Малининых. Однако водитель проявил завидное хладнокровие. Он повысил обороты мотора и стал сигналить клаксоном. Бык испугался шума и убежал.

Равентух Малинина Фёдора Яковлевича

*

После экспроприации фабрики, Фёдор Яковлевич Малинин покончил жизнь самоубийством .

14 июня 1917 г. московская газета «Утро России» напечатала траурное объявление, в котором «товарищество на паях льняной мануфактуры А. Ф. Малинина с глубокой скорбью извещало о внезапной кончине своего дорогого и незабвенного учредителя и председателя правления Алексея Федоровича Малинина, последовавшей 10 сего июня в 12 часов дня».

* Алексей Федорович Малинин - о создании в гор. Владимире шести-факультетного техникума

подробнее

-----------------

В апреле 1918 года в Вязниках и Вязниковском уезде была провозглашена советская власть. Начинается воплощение в жизнь декретов о национализации частных банков и промышленных предприятий. С этого момента начинается новая страница истории Лукновской фабрики.

Наиболее трагично она обошлась с Алексеем Федоровичем. Февральскую революцию он встретил с воодушевлением, но его надежды не оправдались. Экономический кризис охватил все сферы промышленной деятельности России, наблюдалось полное расстройство финансово-кредитной системы. Промышленный мир находился в плохо управляемом состоянии. Наблюдая все это. Он с ужасом осознавал, что новая исполнительная власть не способна что-либо исправить, и в стране набирают силу принципы анархии. Алексей Федорович добровольно ушел из жизни в июне 1917 года.

После покушения на В.И. Ленина в августе 1918 года Вязниковская ЧК приняла решение арестовать всех мужчин Малининых. Несомненно, это грозило им последующим расстрелом. Кем-то их сочувствующих Малинины были извещены заранее и ночью выехали из Лукново в разные стороны. Иван уехал в Новороссийск, где и умер от тифа. Александр уехал в Турцию, а затем в Южную Америку, где стал православным священником. Василий и Федор выехали в район Харькова.

Назад в Лукново вернулся только Василий и довольно быстро был приглашен на работу во Второе Льноправление в Москву. Позже и Федор приезжает в Москву, но свое место в жизни он так и не находит. Умер он довольно рано.


У него было два сына, одного убили, второму удалось уехать в Южную Америку, по-моему в Аргентину.
Он стал священником.
В 1954 году, в Лукново пришло письмо (завещание) из Аргентины, о том, что священник умер и оставил все свое имущество, своей сестре в России.
Но никто не знал, где его сестра и жива ли она.

* Малинины из деревни Лукново – это совершенно другая семья – представители старинного крестьянского рода. В 18 веке фамилия была – Малинкины, но в 19 веке вероятно волостной писарь по просьбе Якова Малинина убрал букву «к» и стала фамилия Малинины. Подробнее об истории Малининых и Лукновской фабрики можно прочесть в газете «Маяк» ?19, 20, 22, 23, 25, 27, 29 за 1998 год.
--------------------------------------
Эксплуатация автомобилей обходилась очень дорого. В 1910 году бензин стоил 4 руб. 50 коп. за один пуд (16 кг). Одна покрышка стоила 80 руб., одна камера - 20 руб. К тому же их качество оставляло желать лучшего - за одну поездку из Нижнего Новгорода в Москву и обратно покрышки полностью изнашивались. По климатическим условиям автомобиль работал примерно с 15 мая по 15 октября, то есть всего в течение пяти месяцев. Для зимнего времени, по-прежнему, содержали лошадей.

За эти пять месяцев расходовалось 25 пудов бензина (500 л), который получали из Москвы по железной дороге в бочках через фирму М.Ф. Ручкина.
Много денег тратили на покупку покрышек и камер. За один сезон выходило из строя 5-6 покрышек и до 10 камер. Причем дело было не только в плохой резине. Очень часто автомобилистам сознательно вредили крестьяне. Битое стекло, бутылки, гнутые гвозди и другие режущие и колющие предметы попадались на деревенских дорогах повсеместно.

Всего за сезон стоимость эксплуатации автомобиля «Грегуар»,например, составляла 1000-1200 руб. Напомним, что пуд ржи стоил 80 копеек.

При обслуживании автомобиля только наемным трудом, его содержание превышало 2000 рублей в год.

Любопытно, что автомобилями в Вязниковском уезде интересовались не только предприниматели, но и крепкие крестьянские семьи.
Так, в деревне Волченки (12 верст от Вязников) жила семья Большаковых.
В летнее время хозяин оставлял дом на своих взрослых сыновей, а сам уезжал в крепкой телеге на хорошей лошади в Сибирь, в Кулундинские степи, торговать иконами, которые брал в Мстёре и Холуе. (На рубеже веков в Деревня Кулундинских и Барабинских степях окрепли русские переселенцы и они охотно покупали иконы).
*
Деревня Осинки
В 1909 году Павел Николаевич Большаков отправил своих сыновей в Москву за автомобилем. Те досконально, по-крестьянски, разобрались в типах авто, нашли недорогого шофера, вместе с ним купили подержаный «Грегуар» и приехали в свою деревню.
По дороге шофер обучил их практическому вождению и обслуживанию автомобиля. Ехали не спеша, триста верст за четыре дня, но это была хорошая школа.

К лету будущего года Ефим и Иван (так звали сыновей Большакова) полностью разобрались в конструкции автомобиля и уехали на нем в Сибирь торговать иконами.

Еще через два года семья построила в деревне Осинки небольшую льнопрядильную фабрику.


В 1912 году в деревни Осинки была построена фабрика по выпуску льняных мешков. Владельцем этой фабрики был Павел Николаевич Большаков из деревни Волчёнки Вязниковского уезда.

Старший брат, Иван Николаевич, был безграмотным и занимался домашними делами.

В 1914 оду на фабрике работало 40 взрослых и 34 малолетних рабочих. Сырьё для фабрики доставлялось на лошадях из Вязников от фабрикантов Демидова, Сенькова, Малинина и Бузина.
Станки на фабрики были системы «Плат», привезённые из-за границы. Они приводились в движение при помощи паровой машины Вольф, которая отапливалась дровами. Рабочий день длился до 14 часов. В 1917 году фабрика была национализирована, но директором оставили Павла Николаевича Большакова, так как грамотных людей на селе не было. В 1931 году Павел Николаевич был раскулачен, так как имел мельницу. Его с семьёй выслали в Архангельскую область, где он скончался в 1942 году.

* В настоящее время фабрика испытывает затруднения в получении пряжи и сбыта готовой продукции. Судьба нашей фабрики типична, таких как она, много. Что ожидает её и рабочих, отдавших многие годы своей жизни этому предприятию, зависит от руководства, но можно сказать определённо, что при существующей экономике в стране перспективы развития фабрики в деревне Осинки нет.


Нажмите на фотографию справа.

Из цикла передач о промышленных предпиятиях района. ООО "Фабрика "Осинки" (ткацкая фабрика в д.Осинки).
Из цикла передач о промышленных предпиятиях района. ООО "Фабрика "Осинки" (ткацкая фабрика в д.Осинки).
Компания ООО "Фабрика ОСИНКИ" - краткая справка Информационная страница "Фабрика ОСИНКИ", ООО Компания зарегистрирована 31 марта 2010 года регистратором Межрайонная инспекция ФНС России 8 по Владимирской области. Директор организации - Доготарь Галина Николаевна. Компания ООО "Фабрика ОСИНКИ" находится по адресу 601413, Владимирская область, Вязниковский район, д Осинки, ул Кооперативная,17, основным видом деятельности является 'Ткацкое производство'. Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: 'Оптовая торговля текстильными и галантерейными изделиями', 'Производство прочих текстильных изделий'



------------------------------

Все это время «Грегуар» честно служил своим хозяевам. Однако с постройкой фабрики поездки в Сибирь прекратились, автомобиль продали и завели хороших рысаков и экипажи.





С появлением автомобилей связаны и анекдотические ситуации в жизни Вязниковского уезда.
В 1888-1900 и 1904-1911 гг. предводителем уездного дворянства был Петр Александрович НЕРОНОВ

 

Уайт-15НР (1904)

Когда во Владимире появились первые автомобили, он решил, что и ему надо иметь автомобиль. Неронов нанял ловкого мастерового, дал ему деньги и отправил в Москву для покупки парового автомобиля. Ему нужен был именно паровой автомобиль, так как никто еще на таком чуде не ездил.
 

1903 году появился "Уайт-C" классической компоновки, на котором паровая машина двойного действия и конденсатор размещались спереди под капотом.
Задние колеса приводились непосредственно шатунами паровой машины. Рулевой рычаг был заменен рулевым колесом.Внешне новый "Уайт" почти не отличался от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В конце 1904 года появилась наиболее совершенная по тем временам машина  "Уайт-Е" ("15НР").

Этот умелец исполнил наказ. Неронов нанял его в качестве личного шофера, поручив возить себя по городу туда-сюда. Однако умелец в автомобилях разбирался плохо, парового двигателя не знал.

И Вязники стали для чудо-автомобиля своеобразной западней. Город стоит на холмах, дороги там имеют крутые подъемы. А паровой автомобиль, оказалось, не в состоянии преодолеть эти кручи. Тогда Неронов, используя свое положение

  предводителя, обязал владельца местной гужевой конторы выделять телегу с парой лошадей для буксировки его транспортного средства на вершины холмов.

Процедура затаскивания полутора десятков лошадиных сил на гору с помощью двух превращалась в своего рода цирковое представление и стала любимым зрелищем жителей города. Закончилось все это строгим внушением Неронову со стороны

 губернатора, который обвинил уездного предводителя в дискредитации дворянского достоинства.   Неронов подчинился воле начальника и перестал использовать бесплатно лошадей-тягачей. Однако свои деньги платить не хотел и продал автомобиль, к большому сожалению горожан.

 
 

Гостевая



 


В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной
'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

. .

.

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак Оренбургское казачье войско СкР Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники



 


[13] Текст

↑[13]