На главную
 
ИСТОРИЯ СЕМЬИ
 
http://er3ed.qrz.ru/fatyanov.htm
http://www.hrono.ru/biograf/bio_f/fatyanov.html
 
  
 

Алексей Иванович Фатьянов
Alexey Fatianov
( 05.03.1919 года - 13.09.1959 года )
Россия (russia)

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/fatianov/

Из огромного количества песен о Великой Отечественной войне "Маршал Победы" Георгий Константинович Жуков особо выделял только три - "Вставай, страна огромная!", "Враги сожгли родную хату" и "Соловьи". Последняя была самой любимой у знаменитого полководца. Автором ее задушевных слов являлся поэт Алексей Фатьянов. В минувшем году Алексею Ивановичу исполнилось бы 80 лет. Но уже сорок лет назад его не стало. А песни Фатьянова продолжают жить. Они звучат и по радио, и с экранов телевизоров, и в концертах, и на встречах ветеранов, и просто в застольях. Тем более сейчас, в год 55-летия исторической Победы над гитлеровским фашизмом. Причем, многие из них давно уже воспринимаются как чисто народные. Поэтому можно с уверенностью сказать: они будут жить и впредь, пока живет на земле русский народ.


http://www.portal-slovo.ru/history/35414.php
Песни Победы: Алексей Фатьянов. Очерк первый
Дашкевич Т. Н.
ОТ АВТОРА
Моему сыну три года - ему нравится петь.

Дедушка под гитару поет ему старые песни - он знает немало песен, которые пелись веками и десятилетиями. Из радиоэфира круглосуточно пикируют на нас эфэмовские бомбардировщики. Что-то остается в утомленной памяти взрослых и свежей - детей. Иногда сын Федор берет отцовскую гитару, бьет по струнам и с суровым видом поет избранную им из всех песню:


Потому, потому, что мы пилоты:
Небо - наш: небо - наш родимый дом.
Первым делом, первым делом самолеты.
- Ну а девушки?
- А девушки потом.


Это - Алексей Фатьянов, одно из священных и традиционно печальных имен русской песенной поэзии.

Его "Соловьи" высекали искры слез у Александра Твардовского и волновали сурового маршала Георгия Жукова. Поэт пел под канонады полевых орудий и под многотрудное чавканье кирзовых сапог. Другие литераторы срывались на пафосный речитатив. Поэт пел, как соловей, и написал отчасти и о себе:


Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть ребята немного поспят...


Непривычные в контексте войны слова. Понятней разговор пушек и молчание муз. К тому же, разве не знал Фатьянов, что птица соловей не может не петь? Приходит пора - и соловьи поют.

Так пришла пора написать и об Алексее Ивановиче Фатьянове. О его времени. О его окружении. О выходе из окружения, может быть...

Верится, что его песни - неотъемлемая часть души русского народа.

И потому мне кажется, что где-то на небе, в "родимом доме" своем, неумелое пение моего сына слышит он, поэт Алексей Фатьянов - вечный ребенок, не прижившийся на земле.

Но начнем все же с земного.


ИСТОРИЯ СЕМЬИ
1. МСТЕРСКИЕ КУПЦЫ ФАТЬЯНОВЫ
Старинное иконописное село Мстера возникло и доселе живо в местности, которая некогда называлась Ромоданью.

Мстера мало походила на село еще в старые времена.

Жители пробавлялись огородами - пахотных земель было мало. Со всех сторон село обступали густые, сильные жизнью и цветом леса. И богатые цветом иконописные мастерские Мстеры питали иконами да церковной утварью всю запредельно большую Россию. Работали в селе мыльно-помадная, ткацкая, клеенчатая и штамповальная фабрики. Здесь творился кирпич. Рабочий сельский люд двуперстно осенял себя крестным знамением - как и Вязники, Мстера была старообрядческой.

Деятельность одного из местных промышленников - И.А. Голышева по тем временам считалась довольно оригинальной. Он приобрел в Москве литографский станок, оборудование и открыл мастерскую литографии. Лубочные картинки отсюда шли по Нижегородской чугунке во все концы России. Они были в каждом крестьянском доме и стоили владельцу полноценную медную копейку.

Николай Иванович, отец поэта Алексея Фатьянова, унаследовал иконописные мастерские. Его мастера не были последними в ряду других - мастеров, работающих у купцов Шибанова, Крестьянинова, Шитова, Мумрикова. Мстерские образа, писанные по-старинному, ценились боголюбивым народом. Хозяева цехов знали иконы, умели писать их и понимать священное назначение. Был такой случай: богомаз мастерской Шитова поставил недописанную икону Божией Матери на пол вниз головой. В наказание хозяин заставил стоять кверху ногами самого безалаберного недоросля.

Со временем этот требующий времени и кропотливого терпения промысел дрогнул. Писаные иконы потеснились - их заменили штампованные иконки других мастерских России.

Промысел становился производством.

Московская фирма Жако и Бонакер, Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры выпускали литографические иконы промышленным потоком.

Уже тогда время начинало ускоряться, и угнаться за ним не всякому было дано.

Фатьяновых выручали от разора меднопрокатная и фолежная фабрика.


2. МЕЩАНИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЬШОВ
Дому Алешиного деда по материнской линии Василия Васильевича Меньшова не было и нет сносу. Этим домом начиналась деревня Малое Петрино, которая тогда уже считалась окраиной Вязников. Привезли его из Финляндии, несмотря на то, что своих лесов на Владимирщине в изобилии. Однако финский лес считался лучшим для домостроительства.

- Мой туесок только с виду невысок - он по колено в земле стоит! - утверждал дед Василий.

В доме - пять больших комнат с изразцовыми печами, просторная кухня. Каменная баня, погреб, усадебные постройки, вишневый сад, огород, пахотные земли - таким было родовое гнездо Фатьянова.

Далеко не прост был дед Меньшов.

Это был знаменитый в мировой льнопрядильной промышленности эксперт по качеству льна. Меньшовы, родители деда Василия, в казенных приправочных книгах названы крестьянами. Мальчиком тринадцати лет они отправили сына на Ярцевскую льнопрядильную фабрику Сеньково-Демидовских заводов, может быть, из-за нужды: ведь крестьянские семьи были велики.

- И в кабак - ни ногой! - дернул Васю за ухо отец. - А то-ть:мастеровой он что курица: где ходит, там и напьется! Слыхал ли?

- Слушаю, тятенька!

- Ну и с Богом: А нам Господь повелел от земли кормиться:

Из мальчика на побегушках и подмастерья Василий дорос до мастера. Версты тканей и полотна проходило через руки подростка. И оказалось, что у него необычно чувствительные подушечки пальцев рук. Василий Меньшов мог на ощупь определить одними кончиками пальцев: какого качества лен, где вырос, когда собран, сколько лет пряже, какую обработку она прошла и где. Он ездил по иным странам, закупал лен, заключал договора на готовые изделия. При всем при этом, будучи приверженцем старообрядчества, вид имел довольно диковинный: борода лопатой, валяная шапка, поддевка, яловые сапоги.

Меньшов никогда не пил горькой, несмотря на все искушения, а свои руки берег и одевал их в мягкие перчатки. Даже в сильный мороз он не грел озябших пальцев о раскаленные изразцы. Благодаря своей чудной способности видеть кончиками этих пальцев, он и заработал состояние.

- Не штука деньги - штука разум, - говорил он своим детям с каким-то особым смыслом. И тогда глаза его увлажнялись. Он троекратно крестил лоб и мелко покашливал, скрывая волнение от пережитого.

Про Василия Васильевича рассказывают такую историю.

Советская Россия заключала договор с Англией на поставку льна. Международная церемония проходила в Большом театре. Подписание договора задерживалось - все ждали авторитетного эксперта с владимирских заводов. В это время Василий Васильевич в своем традиционном одеянии является в Большой театр. Швейцар его не впускает.

Василий Васильевич говорит:

- Я - Меньшов. Приехал по вызову такого-то.

"Сумлеваюсь!" - сквозит во взгляде служаки, но сказать "пшел", он отчего-то не решается.

Послали спросить, доложили, что в театр рвется какой-то мужик в поддевке. Лорд знал этого "мужика", неоднократно виделся с ним и в королевстве. Он сам вышел встречать Василия Васильевича и первым поклонился ему к вящему недоумению служилых.

Когда Советская власть начала гонения на зажиточных русских, его, редкого специалиста, не тронули. Не тронули и сватов - купцов Фатьяновых.

Четвертого марта 1919 года в родовитой купеческой семье Ивана Николаевича и Евдокии Васильевны Фатьяновых по Божиему благословению родился пятый ребенок - Алексей.

Он появился на свет в доме деда Василия. Приметы таких жилищ обитатели помнят всю жизнь, куда бы их ни занесла судьба. Так и Алексей говорил, что в дедовском доме каждая дверь имеет свой голос, каждая половица скрипит по-своему.

- Я оттого такой высоченный, - говорил он позже своей жене Галине Николаевне, - что высота потолков здесь - пять метров! Я, Галка, как истинный росс - на семерых рос, да тебе одной достался!

Смеясь, брал ее за талию сильными руками и легко, как юную балерину, поднимал к потолку:

- Москву видишь?


3.ФАТЬЯНОВЫ И МЕНЬШОВЫ ПОРОДНИЛИСЬ
Отца поэта - Ивана и родную его тетю Капитолину родители Фатьяновы воспитывали в послушании и благочестии. Они были старообрядцы-единоверцы. Отец, Николай Иванович, одевался согласно моде времени, однако, не дерзнул расстаться с окладистой бородой - боялся Бога. Их родительница, Евлампия Васильевна любила модные наряды, но голову покрывала, как христианка. Семья жила в достатке и почете. Дочь Капитолина считалась одной из лучших мстерских невест, а вот сыну Ивану, вопреки местным традициям, сосватали невесту из Вязников. Сватовство ту же перешло в переговоры о свадьбе, которую не стали откладывать надолго. Вскоре Евдокия Меньшова - будущая мать поэта - венчалась Ивану Фатьянову. Приданое увозили из Вязников на двенадцати лошадиных подводах.

Свадебный поезд мчался по главным улицам Мстеры и Вязников.

Встречные обнажали головы и кланялись.

Кто-то из былых поклонников Дуси восторженно свистнул вслед и лошади прибавили.

Вперед, в неизвестное и кровавое:

А новая семья начинала свою жизнь в Мстере.

Там у молодой четы Фатьяновых появилось трое детей. Первенец Николай родился в 1898 году. Через два года - новый век и новая радость: родилась дочь Наталия. В 1903 году появилась на свет Зинаида.

А покуда Евдокию Васильевну занимало чадолюбивое материнство, дела ее мужа приходили в выморочность. Содержать иконописные мастерские становились "себе дороже", все кругом уже было полно дешевой литографической иконой. Медникам с фолежниками тоже по-старому не жилось: их товар для украшения икон окладами уже не пользовался спросом.

Таяло на глазах богатое приданое. К тому же, Иван Николаевич не был чужд мотовства - любил показать себя на людях "миллионщиком" и швырнуть деньги под ноги рысакам.

Вскоре семейство познало полынный вкус нищеты.


4. ТОРГОВЫЙ ДОМ ФАТЬЯНОВЫХ В ВЯЗНИКАХ
И тогда Василий Васильевич Меньшов в приказном порядке позвал семью дочери в Малое Петрино и дал ей приют в собственном доме. Меньшов вызвал их из Мстеры в Вязники, для того чтобы зять открыли свой торг.

- Смотри у меня, Иван: - сказал он, давая зятю подъемные деньги, и дважды легонько пристукнул своим маленьким кулаком по столешнице: - Я т-тебя!.. - В третий раз стукнул сильно.

Немалые деньги, которые он дал Фатьянову, помогли Ивану Николаевичу начать новое дело. Тому стало уже не до мотовства - он чувствовал вину перед семьей и строгим, работящим тестем.

Под доглядом Василия Васильевича зять выстроил двухэтажный каменный дом на центральной площади Вязников, напротив Казанского собора, главного городского храма. Это было самое бойкое место города: рыночная площадь, пожарное депо с каланчой, большие магазины: Вскоре новый дом с колоннами стал украшением Вязников. Именно в нем открылся первый в городе синематограф или, как тогда говорили, "биограф". То есть, кинотеатр.

Старший брат Алексея Николай Фатьянов легко освоил работу на кинопроекторе. В редкие свои приезды из Москвы он сам "крутил" фильмы. Это были первые годы нэпа. Но профессия киномеханика еще долгое время считалась настолько высокой и почетной, что большинство мальчишек, как о счастье, мечтало "крутить" кино.

В зале о тринадцати окнах опускались плотные черные шторы.

Начинал стрекотать кинопроектор, импровизировал согбенный от творческого азарта тапер.

И во второй, в пятый, в десятый раз, не надоедая, крутилась одна и та же "фильма" с Иваном Мозжухиным или Анатолием Кторовым пред глазастым уездным зрителем. Шла "Осада Севастополя", за которую Государь император пожаловал Александру Ханжонкову перстень со своей державной руки. Шли фильмы Гардина и Чардынина, "Песнь торжествующей любви" и "пламя неба" с участием Веры Холодной. Для усмирения публики, штурмующей кинозалы, власти в больших городах вынуждены были вызывать отряды драгун.

Известно, что когда Александр Алексеевич Ханжонков показал архиерею Московской епархии видовой фильм "Нил ночью", тот только и сказал:

- До чего Господь может умудрить человека!

Можно себе вообразить, как воздействовало кино на чувства простых людей и как готовило их к новому жестокому веку, унижая все, что было "до кино" до уровня наивной архаики.

При советской власти, когда родился Алексей и когда имущество родителей было национализировано, этот "биограф" не действовал.

Но любовь к кино и приближенность к нему семьи оставалась неистребимой. Не оттого ли, что все произошло так, как и произошло, сотрудничал поэт Фатьянов с кинематографистами всю свою жизнь? Насколько легко, празднично и естественно переплелись в его сознании жизнь с иллюзионом, настолько легкими, праздничными и естественными стали позже его песни для кинофильмов. И сам он при всей своей земной плотскости казался многим из тех, кто знал его, сказочным героем кино.

В передней части дома Ивана Фатьянова, в первом его этаже, размещались пивная и обувной магазин. В подвале стояли гигантские цистерны для пива. Они были сделаны на заказ, такие огромные, что не могли войти ни в одну дверь. Поэтому цистерны доставили сюда и разместили в будущем подвале еще до строительства дома. Пиво везли в бочках из Москвы, обувь шили при магазине, тут же валяли валенки и модные фетровые ботики.

Так появился "Торговый дом Фатьяновых в Вязниках", реклама которого была широко представлена в российской периодике начала двадцатого века. Дом этот был известен и по всей Владимирщине.

В переднем малом зале и втором зале, который побольше, семья принимала гостей. Но будничная, рутинная жизнь проходила во флигеле. Это была трехэтажная пристройка с правой стороны здания. В самом нижнем этаже находилась кухня и комнаты прислуги. Во втором и третьем этажах располагались спальни хозяев. Домашние комнаты были довольно скромны: основные доходы отец семейства тратил на образование детей.

Иван Николаевич оставался человеком широкой души.

По праздникам большая гостиная наполнялась городской детворой. Приглашались на карнавалы в основном бедные детишки, и Евдокия Васильевна хлопотала над подарками для маленьких гостей. Их щедро одаривали, с пустыми руками никто не уходил. О доброй и сострадательной атмосфере этой семьи вспоминала горбатенькая домработница Фатьяновых, которую все звали Дашонкой. Будучи уже совсем старой, она рассказывала Алексею:

- Пришла одна девчушка с мамынькой покупать желтые ботики:Облюбовала! Так они ей приглянулись. Пришли, а денег-то у мамыньки и не хватило. Мамынька, мол, это девчонку за ручонку ведет из магазина, а та плачет горючими слезами. Тут Иван Николаевич рядом случился, Царствие ему Небесное! Почто, мол, девочка горько плачешь? Ботики, мол, хочу:Он и купил ей их - носи, детка:

Иван Николаевич выписывал книги для богатой своей библиотеки, которой пользовались все читающие горожане. Он покупал музыкальные инструменты и сам, и все дети с ним музицировали. Не роскошь, но вкус и добротность царили в доме. И Евдокия Васильевна была его душой и духом. Строго религиозная и образованная, она дочерей отдала учиться в гимназию. Отец Меньшов гордился ею, укладом этот обустроенного ею дома.

Двоюродная племянница Ивана Николаевича Лидия, она же - тетка Марианны Федоровны Модоровой, училась в одном классе гимназии со старшими дочерьми Фатьяновых. И жила она вместе с сестрами, как своя. Старообрядцы могли отпустить девицу только в добропорядочную семью. Гимназистка почтительно любовалась Евдокией Васильевной.

В самый расцвет "Торгового дома Фатьяновых" появилась в семье еще одна дочь - Тамара. Шел 1916 год - близилось крушение патриархального русского уклада...

А в 1917 году имущество Фатьяновых национализировали.

Их дом оказался привлекательным для новых административных структур тем, что был велик, имел много помещений и располагался в самом центре города. В нем разместилась телефонная станция, обслуживающая революцию.

Семья с грудным младенцем на руках, подобно десяткам тысяч зажиточных русских семей, была "выброшена" на улицу.

И вновь родовое гнездо Меньшовых - дедовский дом - принял семью дочери.

В этот период обездоленности и родился последний ребенок - Алексей.

Мальчик появился на свет 4 марта 1919 года в комнате самого деда Меньшова. В современных Вязниках день рождения поэта празднуется 17 марта. Такая досадная неточность появилась в результате просчета одного из биографов Фатьянова. К записи в церковной книге "4 марта" было прибавлено две недели, корректируя дату на новый стиль. Однако, в 1919 году и церковь, и государство приняли европейский календарь. Добавлю, что сам поэт считал днем своего рождения 5 марта. Может быть, потому, что любил цифру "пять".

Перед появлением на свет своего "поскребыша" чета Фатьяновых была в гостях во Мстере. Евдокия Васильевна почувствовала первые схватки в доме у Сергея Александровича Фатьянова, двоюродного брата мужа. Спешно заложили лошадей и помчались в Малое Петрино:

Новорожденный стал любимцем семьи.

Это во многом повлияло на характер Алексея - дружелюбный, не чающий подвоха, открытый, уверенный во всеобщей доброте. Старшие Николай, Наталия и Зинаида учились в Москве. Приезжая на каникулы домой, они нежили и баловали маленьких Тамару и Алешу.

По вечерам в семье любили петь старинные песни, но не запрещались и новые. Родители понимали, что прошлого не вернуть, а детям жить в том государстве, какое случилось. Возможно, это было проявлением здравого смысла и естественного обывательского конформизма. Как бы то ни было, а Евдокия Васильевна Фатьянова вместе с детьми чуть ли не пешком ходила в Москву на похороны Ленина. А когда понадобилось - валяли и валенки на Рабоче-крестьянскую Красную армию.

- Не бойся, Алеша, - тихо говаривал Иван Николаевич своему младшему, в котором души не чаял. - Руки-ноги есть - проживем: Не привыкай, сын, к сладкому - тогда ему всегда рад будешь. Привыкнешь - радость потеряешь: Бери, Алеша, пример с Николая:

Николая Фатьянова ставили в пример не одному лишь маленькому Алексею, а тысячам мальчиков России. Однако, Алексею было всего лишь три года, когда старшего брата не стало.

А история ранней и неожиданной смерти Николая доселе остается загадкой.





Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

http://vyazniki.ru/2009/03/25/news_2859.html
В Вязниках подвели итоги Фатьяновской весны

22 марта завершился большой юбилейный марафон. Весна в Вязники пришла вместе с днём рождения любимого поэта - А.И.Фатьянова, 90-летие которого стало поводом для большого количества творческих вечеров, конкурсов и концертов. Причём, проводились они, как говорится, 'от Москвы до самых до окраин'.
В столице 'Фатьяновская весна' открылась 5 марта в Большом зале Центрального дома работников искусств, где состоялся праздничный концерт из рубрики 'По волнам памяти' 'Соловьи, соловьи'. В нём приняли участие московские композиторы, поэты, исполнители, а так же делегация из Вязников. Следующий 'Фатьяновский вечер в Москве' прошёл 13 марта. Концерт был организован департаментом семейной и молодежной политики города Москвы. Главными его участниками стали дети из муниципального театра песни 'Сюрприз', которые покорили жителей столицы своими яркими номерами. Вела концерт директор музея 'Песни ХХ века' Л.В.Антонова. Позднее, 19 марта, в Доме литераторов прошёл ещё один творческий вечер, организатором которого стал Л.Шумский - постоянный участник Фатьяновских праздников.
Стоит отметить, что Фатьянова считают 'своим поэтом' многие города России, в которых он жил и был гостем, поэтому перечислить все места, где вспоминали о его юбилее в эти мартовские дни практически невозможно. Ряд концертов и вечеров прошли в областном центре - Владимире. Но самая насыщенная 'Фатьяновская весна' состоялась, конечно, в Вязниках. Причем, организаторы большого фестиваля в честь 90-летия поэта постарались, чтобы в нём приняло участие как можно больше творческих людей и зрителей. Программа была очень насыщенной и разнообразной. Каждый смог выбрать для себя конкурс и номинацию по душе.
В течение всех фестивальных дней работала выставка декоративно-прикладного творчества и художественной фотографии, посетители которой с интересом рассматривали работы, связанные с историй Фатьяновских праздников и природой Вязниковского края. Очень интересно, задорно, красочно прошёл конкурс фольклорного творчества. В нём приняли участие самодеятельные и профессиональные исполнители самых разных возрастов. Так кадриль исполняли юные танцоры школы ? 9 и душой молодые пенсионеры из Лукновского дома народного творчества, которых зрители встречали бурными аплодисментами. Шутка ли, артистам по 80 с хвостиком, а они распевают частушки и пляшут с задором, которому могут позавидовать молодые! Зрители с интересом наблюдали за народными обрядами и танцами, подпевали знакомые песни и смеялись над частушками.
Так совпало, что в дни 'Фатьяновской весны', 21 марта, отмечался Всемирный день поэзии. Музей 'Песни ХХ века' пригласил всех на встречу с московской поэтессой Л.Ф.Чечекиной-Королёвой, которая вот уже много лет является участницей Фатьяновских праздников, пропагандирует творчество А.И.Фатьянова, ведёт активную патриотическую работу. Лариса Федоровна - москвичка с вязниковскими корнями. Её детство и школьные годы прошли в Вязниках и в её творчестве много стихов о нашем городе, о праздниках, о Фатьянове, с которым она была лично знакома. Поэтому и свою новую книгу она одним из первых показала вязниковцам. Кроме того, в очередной раз привезла из Москвы много ценных подарков. А в благодарность получила диплом лауреата фестиваля 'Фатьяновская весна - 2009' и в подарок красивую шаль.
Завершающим этапом юбилейных торжеств стал заключительный концерт, который состоялся 22 марта в доме искусств. Праздник начался выступлением государственного вокально - хореографического ансамбля 'Русь' им.Фирсова. Зрительный зал встречал громкими аплодисментами все номера в исполнении этого коллектива, который дал положительный заряд для всего вечера. Участниками концерта стали и лучшие вязниковские исполнители и коллективы - лауреаты фестиваля 'Фатьяновская весна -2009'. Были отмечены все победители конкурсов и номинаций фестиваля. Дипломы лауреатов получили около 30 участников - отдельных исполнителей и коллективов. Отдельными призами, учреждёнными семьёй Фатьяновых за исполнение песен Алексея Ивановича, были удостоены Надежда Сурайкина (Детская школа искусств им.Л.И.Ошанина) и Виталий Каширин (Октябрьский дом культуры). Всех вязниковцев со сцены за память о дедушке поблагодарила Аня Фатьянова, внучка поэта. Она отметила, что в Вязниках всегда на высоком уровне проходят все творческие программы. 'Так держать!' - закончила она своё выступление.
Очередная 'Фатьяновская весна' прошла интересно, творчески, эмоционально. Было много концертов, конкурсов, встреч. А итог праздничных мероприятий хорошо подвёл глава Вязниковского района Е.М.Виноградов в своём приветствии к вязниковцам и гостям нашей земли: 'Фатьяновскую весну мы проводим, чтобы ещё раз осветить путь, пройденный поэтом, показать его творчество как яркое событие, которое может в наших душах оставить след на долгое время, подарить вязниковцам и гостям незабываемый праздник'.

Марина МАКСИМОВА
Фото автора

___
Источник: Вязники.Ру


Т.А. Лашманова, г. Владимир

К истории рода Фатьяновых
(по документам ГАВО)

(С. 137 - 140)

Личность выдающегося человека всегда вызывает интерес. Нас интересует его воспитание, окружение, полученное образование. Нельзя рассматривать личность вне семьи и истории рода.
Поэт Алексей Иванович Фатьянов, автор таких песен как 'Поёт гармонь', 'Соловьи' и других, ставших народными, родился 17 марта 1919 г. в деревне Малое Петрино Вязниковского уезда Владимирской губернии. В настоящее время деревня вошла в состав г. Вязники.
В биографической литературе об Алексее Фатьянове практически нет сведений о его родословной. Отправной точкой изучения истории рода Фатьяновых стали документы о лишении избирательных прав граждан по г. Вязники, сохранившиеся в Государственном архиве Владимирской области (далее ГАВО) в материалах Вязниковского райисполкома. В 'Списках лиц, занимающихся торговлей и живущих на нетрудовые доходы' за 1924 год значится семья будущего поэта: Фатьянов Иван Николаевич, 49 лет, торговец до 1917 г., Евдокия Васильевна, 47 лет, жена торговца, домохозяйка, дочери: Зинаида 21 год, Тамара 8 лет и сын Алексей 6 лет1. У Ивана Николаевича Фатьянова была ещё старшая дочь Наталья, учившаяся в 1-м Московском университете2.
В деле 'По ходатайству Фатьянова Ивана Николаевича о восстановлении в избирательных правах' имеется 'Анкета на лиц лишенных избирательного права и возбудивших ходатайство о представлении избирательных прав, утраченных в силу п. 'д' ст. 69 Конституции РСФСР' за 1928 год, в которой сообщаются сведения об отце Алексея Фатьянова: Иван Николаевич Фатьянов, 53 года, родился в 1875 году, октябре месяце, место рождения Слобода Мстёра Вязниковского уезда3.
Дальнейшие поиски предприняты по документам, относящимся к Мстёрской слободе. Слобода Мстёра принадлежит к древним поселениям Мстёрского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-1630 гг. за детьми князя Ромодановского значится 'отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на р. Мстёре, а на погосте церковь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостливого древяна вверх, а в церквях образы, книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима; в слободке двор вотчинников, двор прикащиков и 20 дворов бобыльских с населением в 70 душ мужского пола'. Таким образом, уже в начале ХVII столетия во Мстёре существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь'4. В середине ХIХ в. во Мстёрской слободе имелись три каменные церкви: Богоявленская церковь холодная однопрестольная, освященная в 1688 году, церковь Святого Иоанна Милостливого, построенная в 1809 году, и Единоверческая церковь, построенная 1850-м, освященная в 1854 году.
В переписных листах 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г. семья Фатьяновых в Мстёрской слободе не значится. В 1860 году в исповедной ведомости Богоявленской церкви Мстёрской слободы Вязниковского уезда Владимирской губернии записана семья Фатьяновых: Иван Иванов Фатьянов, 58 лет. Жена его Анна Михайлова, 42 лет. Дети их: Марья, 17 лет, Николай, 5 лет5. Николаю Ивановичу Фатьянову деду Алексея Ивановича, в 1860 году было 5 лет.
Историю рода Фатьяновых мы можем проследить по ревизским сказкам IIIX-х ревизий крестьян слободы Мстёра (Богоявленской слободы) Владимирской губернии вглубь до середины ХVII в. Всего по материалам ревизии выявлено 26 представителей семьи Фатьяновых6. Первый представитель из рода Фатьяновых, которого удалось установить по документам Государственного архива Владимирской области, Константин, родился около 1650 г. в Богоявленской слободе. Фамилия Фатьяновы впервые упоминается в IV ревизии 1782 года. Один из представителей рода Фатьяновых Иван Андреевич Фатьянов, в возрасте 48 лет, ушел в 1812 году в ополчение, хотя сам имел на тот момент 4-х детей, один из которых был в рекрутах. Крестьян старше 45 лет брали в ополчение только по их желанию. Иван Андреевич Фатьянов из ополчения не вернулся.
У его сына Ивана, прадеда поэта, было две жены Александра и Анна. В семье Ивана Ивановича Фатьянова известно 8 детей. Матерью деда А.И. Фатьянова была Анна Михайловна, родившаяся в 1821 году.
Николай Иванович Фатьянов, дед поэта, родился в 1856 году, сын его Иван Николаевич Фатьянов (родился в 1875 году) перебрался на жительство в г. Вязники. Семье Фатьяновых в центре г. Вязники принадлежал двухэтажный каменный дом.
В материалах ГАВО в фонде Владимирского губернского правления имеется дело 'По прошению Березина о разрешении открытия кинематографа в доме Фатьянова в гор. Вязники' за 19131914 гг.'. В деле имеется прошение И.А. Березина об открытии в доме Ивана Николаевича Фатьянова (отца Алексея Фатьянова) кинематографа, и прилагается план дома и акт осмотра дома, в котором сообщается: 'Кинематограф помещается во втором этаже двухэтажного каменного дома, принадлежащего И.Н. Фатьянову и находящегося на торговой площади, а нижний этаж этого дома занят магазином обуви самого домовладельца'7.
Детство Алексея Фатьянова прошло в Вязниках, где он окончил 4 класса школы. В 1929 году семья Фатьяновых уехала в Лосиноостровскую (ныне в составе Москвы), но и в дальнейшем Алексей Иванович Фатьянов любил приезжать в Вязники на свою родину. Здесь он написал стихотворения 'В городском саду' (1947), 'По мосткам тесовым' (1947), ставшие песнями, 'Малое Петрино', 'У старых клёнов', оду 'Хлеб'.
Во Владимире в 1955 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Фатьянова 'Поёт гармонь'.
Умер А.И. Фатьянов 13 ноября 1959 г. в Москве и похоронен на Ваганьковом кладбище. С августа 1974 г. в Вязниках ежегодно проводятся Всероссийские Фатьяновские праздники поэзии и песни.


Примечания:

1. ГАВО. Ф. Р-38. Оп. 4. Д. 2. Л. 207-об.

2. Там же. Л. 64.

3. ГАВО. Ф.Р-21.Оп. 2. Д. 4. Л.1.

4. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.5. Владимир, 1898. С. 353. Согласно ревизиям Богоявленская слобода (Мстёра тож) была вотчиной: 1762 г. генерал-поручика действительного камергера и кавалера, при шведском дворе чрезвычайного посланника и полномочного министра Никиты и генерал-поручика и орденов Святого Александра Невского кавалера Петра Ивановичей Паниных /ГАВО. Ф. 301. Оп. 5. Д. 47 Л. 772/; 1782 г. генерала-аншефа, сенатора и разных орденов кавалера, графа Петра Ивановича Панина /ГАВО. Ф. 301. Оп. 5. Д. 107. Л. 554/; 1795, 1811, 1816 гг. супруги тайного советника, члена Государственного Совета, сенатора, действительного камергера и кавалера Тутолминой Софьи Петровны, урожденной графини Паниной / ГАВО. Ф. 301. Оп. 5. Д. 198. Л. 668; Д. 266. Л. 328; Д. 336. Л. 1312/; 1834 г. действительного тайного советника, члена Государственного Совета, сенатора и российских императорских и царских орденов кавалера Ивана Васильевича Тутолмина/ ГАВО. Ф. 301 Оп. 5. Д.450а. Л. 612/; 1850, 1858 гг. министра юстиции, статс-секретаря, действительного тайного советника и кавалера, графа Виктора Никитича Панина / ГАВО. Ф. 301. Оп. 5. Д. 587. Л. 682; Д. 737 Л. 87/.

5. ГАВО. Ф. 556. Оп. 111. Д. 736. Л. 618 об.

6. ГАВО. Ф. 301. Оп. 5 Д. 47. Л. 827; Д.107. Л. 571; Д.198. Л. 733об.-734; Д. 266. Л. 349об.; Д. 336. Л. 1352об-1353; Д. 450а. Л. 764об.-765; Д. 587. Л. 765об.-766; Д. 737. Л. 154об.-155.

7. ГАВО. Ф. 40. Оп. 1. Д. 22089. Л. 16.


Приложение:
Поколенная роспись рода Фатьяновых

1-е поколение
1. Константин (р.ок. 1650 г.), крестьянин Богоявленской слободы.

2-е поколение
2.1. Михаил Константинович (р.ок. 1682 г. ум.1756 г.), крестьянин Богоявленской
слободы Суздальского уезда Стародубского стана.

3-е поколение
3.2. Андрей Михайлович Фатьянов (р. ок. 1724 г.), жена Наталья Алексеевна, старинная того же села. Впервые в 4-ой ревизии (1782 г.) упоминается фамилия Фатьянов.

4-е поколение
4.3. Николай Андреевич (р.ок. 1759 г.)., жена Татьяна Васильевна (р. ок. 1758 г.),
крестьянка того же села.
5.3. Иван Андреевич Фатьянов (р. ок. 1764 г.) в 1812 г. ушел и в ополчение не
вернулся; жена Анисья Федорова (р. ок. 1765 г.).

5-е поколение
6.4. Марфа Николаевна (р. 1781 г.)
7.4 Федора Николаевна (р. ок. 1790 г.)
8.5 Анна Ивановна (р. ок. 1785 г.)
9.5 Василий Иванович (р. ок. 1790 г. отдан в рекруты в 1810 г.)
10.5. Егор Иванович (р. ок. 1793 г. ум. 1795 г.)
11.5. Андрей Иванович (р. ок. 1800 г. ум. 1830 г.)
12.5. Иван Иванович Фатьянов (р. ок. 1801 г.), 1-я жена Александра (р. ок. 1802 г.),
2-я жена Анна Михайловна (р. ок. 1821)
13.5. Архип Иванович (р. ок. 1806 г.), жена Авдотья (р. ок. 1812 г.)

6-е поколение
14.12. Авдотья Ивановна (р. ок. 1822 г.)
15.12. Егор Иванович (р. 1834 г. ум. 1842 г.)
16.12. Ольга Иванова (р. ок. 1836 г.)
17.12. Анна Иванова (р. ок. 1844 г.)
18.12. Марья Иванова (р. ок. 1845 г), в 9 ревизии не указана.
19.12. Иван Иванов (р. ок. 1847 г. ум. 1851 г.)
20.12. Петр Иванов (р. ок. 1846 г. ум. 1851 г.)
21.12. Николай Иванович (р. ок. 1856 г.)

7-е поколение
22.21. Иван Николаевич Фатьянов (р. 1875г.), жена Евдокия Васильевна (р. ок.
1878 г.)

8-е поколение
23.22. Наталья Николаевна (р. ок. 1900 г.)
24.22. Зинаида Николаевна (р. ок. 1901 г.)
25.22. Тамара Николаевна (р. ок. 1916 г.)
26.22. Алексей Николаевич Фатьянов (р. 1919 г ум. 13.11. 1959 г.)

 

Музеи Вязниковского района


Объекты культурного наследия, расположенные на территории Вязниковского района
Фонд 'Культура' Вязниковского района Владимирской области


    Напишите нам Гостевая

     

 




В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн. АРХИВЫ.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945
https://www.ok.ru/video/237712249124
военно-технические журналы XIX - начала XX вв. из фондов библиотеки http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23.php
http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23photo/20.jpg