На главную
 
Страница краеведа Борисова Владимира Вячеславовича


 
Старые улицы Мстёры
http://vomstyore.ru/publ/28-1-0-35
http://vomstyore.ru/publ/
'Это одно из самых бойких мест края. Мстёра только носит официальное звание села', - писал в своих путевых записках 1861 года посетивший эти места русский экономист Владимир Павлович Безобразов -а по фабричной деятельности (разные домашние производства, преимущественно иконопись) и торговле, по всему быту жителей, вовсе не занимающихся земледелием, кроме огородничества, в особенности значительного разведения лука, - настоящий город'. Заниматься ремёслами и торговлей местных крестьян заставляли малоземелье и низкая урожайность. Промышленный характер развития слободы Мстёра определил её формирование как городского поселения -довольно правильные кварталы с прямыми широкими улицами. Уже в середине XIX века в печатных источниках о Мстёре упоминаются названия её улиц.
В фондах Мстёрского художественного музея хранится план слободы, составленный в 1914 году Многие названия улиц на нём не совпадают с названиями по воспоминаниям старожилов. Но воспоминания частично подтверждаются документами. Например, улица Болото названа в духовном завещании В. И. Чувалина, улица Нижняя - в страховом полисе на дом И. А Панилова. Корреспонденция, прошедшая Мстёрское почтовое отделение, вплоть до начала 1930-х годов также подтверждает слова старожилов. Пять улиц (Большая, Вшивая гора, Берег, Сотинная и Тарская) были обозначены на плане и названы в воспоминаниях одинаково. Поэтому в предлагаемом материале приведены все старые названия улиц Мстёры, которые удалось собрать изо всех источников. Названия, приведённые с плана 1914 года, выделены в тексте заглавными буквами.
Многие топонимы сохранились до настоящего времени. И сегодня часто можно слышать в разговоре не современное официальное название улицы, а старое - Базарная площадь, Берег, Болото, Большая, Вшивая гора, Кузнецкая, Никольская, Нижняя, Песочная, Сотенная, Куренская гора, Тарская, Успенская.

Александровская - улица в юго-западной части слободы. Располагалась перпендикулярно Нижней и Песочной улицам и соединяла их, Названа в честь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. В настоящее время -улица Вязовая гора.
Базарная площадь - площадь в центральной части Мстёры. Такое название получила в связи с регулярной на ней торговлей (базарами). Еженедельно по субботам на площади проходили базары, а также одно-двухдневные ярмарки -Крещенская, Владимирская, Петропавловская и Иоанновская. В настоящее время называется площадь Ленина.
Улица БЕРЕГ (Набережная, Бережная) располагалась на правом берегу реки Мстёрка, чем объясняется её название. В настоящее время это 1-я Набережная улица.
Болото (БОЛТА) - улица на восточной окраине слободы. Брала начало от Базарной площади. Была расположена в низменной, болотистой местности, по которой получила название. В настоящее время - улица Братьев Сусловых. Неофициальное название 'Болото' до сих пор носит целый район в юго-восточной части Мстёры.
БОЛЬШАЯ (Большая Миллионная, Большая Татаровская) - центральная улица Мстёры. Начиналась с Базарной площади и вела к селу Старое (Барское) Татарово. Большая, широкая, самая длинная во Мстёре улица, застроенная богатыми домами. Как видно, все три названия легко объяснимы. По этой улице через слободу проходил Шуйский тракт. На ней стояла крупная иконная и фольгопрокатная фабрика Василия Семёновича Крестьян и нова. В настоящее время это Ленинградская улица.
Улица ВШИВАЯ ГОРКА (Вшивая гора) располагалась перпендикулярно Нижней улице и круто поднималась от неё к Песочной улица, с резким изломом посередине. Вероятно' топоним связан с крутизной горы, из-за которой улица размывалась дождями и была в ямах и ухабах- неудобная, 'вшивая'. На этой улице была фотография Ивана Ивановича Щадрина. В настоящее время - улица Гагарина.
Конная площадь - юго-восточная часть Базарной площади, где продавали лошадей и коней. Это определило её название.
Кузнецкая (КРИВОЙ ЗАУЛОК) начиналась в центральной части Мстёры напротив церкви Святого Иоанна Милостивого и шла перпендикулярно Большой улице на западную окраину слободы. Название получила по размещавшимся в конце улицы кузницам. Название улицы с плана 1914 года можно объяснить слабым её изгибом. Сейчас это часть Советской улицы.
Улица Куренская гора (СПАССКАЯ ГОРКА) шла параллельно Вшивой горе. Название произошло от слова 'курень' - шалаш. На улице было несколько деревянных небольших домов, что и определило её название. Второе название произошло от церковного праздника. Сейчас - улица Пионерская гора.
Никольская - улица на северо-западной окраине слободы. Начиналась напротив Троицкой и Никольской единоверческих церквей и вела к Мстёрской земской больнице. По Никольскому храму и получила своё название. В настоящее время - улица Семашко.
Нижняя (НОВОКУСУНОВСКАЯ) улица начиналась от Базарной площади и вела к Кусуновской мельнице на реке Таре, что определило её название по плану 1914 года. На всём её протяжении от неё поднимались в гору несколько улиц. Поэтому она находилась под горой - внизу. Отсюда другое название - Нижняя. В настоящее время это часть улицы Ленина.
НОВАЯ ПЕСОШНАЯ - небольшая улица, которая брала начало с Песочной улицы и выходила на Кузнецкую. Название получила по Песочной улице. Слово 'новая' указывает на более позднее её возникновение по сравнению со Старой Песошной улицей, В настоящее время - 3-й Советский переулок.
Улица Оганькина гора шла параллельно Александровской улице. Говорят, жил здесь мужик-чудак Оганька, по имени которого стала называться улица. Сейчас-улица Комсомольская гора.
ОРЛОВ ПЕРЕУЛОК находился на восточной окраине слободы. Не застроен, были здесь лишь огороды мстерян. По переулку проходила дорога на Мстёрскую пристань на реке Клязьма. В настоящее время приблизительно на этом месте расположена Новофабричная улица.
Песочная (БОЛЬШАЯ ФЁДОТОВСКАЯ) улица начиналась напротив Владимирской церкви и шла параллельно Кузнецкой улице. По песчаному фунту получила своё название, второе- по церковному празднику В настоящее время называется улица III Интернационала.
Собачий переулок - переулок с Куренской горы на Вшивую, Узкий, маленький, кривой. Этим определено его название. В настоящее время - Пионерский переулок.
СОТИННАЯ (Сотенная, Сопельная) улица соединяла Кузнецкую и Никольскую улицы, шла параллельно Большой улице. Говорят что дома здесь стоили не больше сотни, отсюда появилось название. Сейчас это Пролетарская улица.
СОТИННЫЙ ПЕРЕУЛОК (Кривуша) - переулок с Большой на Сотинную улицу, по которой получил название. В настоящее время называется 2-й Пролетарский переулок,
СТАРАЯ ПЕСОШНАЯ улица располагалась параллельно Новой Песошной, ближе к центру слободы. Происхождение названия аналогично улице Новая Песошная, только слово 'старая' указывает на более раннее её образование. В настоящее время - 2-й Советский переулок.
ТАРСКАЯ - улица на юго-восточной окраине Мстёры. Начиналась в непосредственной близости от реки Тара, по которой получила своё название. На этой улице жил Потомственный Почётный Гражданин Иван Егорович Мумриков -ктитор (староста) Устёрской единоверческой церкви, известный своей благотворительностью. Здесь находилась самая крупная (согласно земской оценки) клеёночная фабрика Прасковьи Иосифовны Козловой с сыновьями. В настоящее время это улица Дзержинского.
Успенская (Успениха) улица была расположена между Песочной и Кузнечной улиц и шла параллельно им. Название улицы происходит от церковного праздника. Сейчас ~ Первомайская улица.

Владимир Борисов

Использованные источники и литература:
1. Голышев И. Богоявленская слобода Мстёра. История, древности, статистика и этнография, // Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. 4. Владимир, 1865.
2. Владимирские губернские ведомости, 1864, ? 27. Часть неофициальная.
3. План Владимирской губернии Вязниковского уезда слободы Мстёры с показанием всякого рода строений, огородов, садов и вообще всех усадебных мест 1914 год. // Мстёрский художественный музей. НВ ?? 333,
4. Андрющин И. А, Хозяйства, выбывшие из Мстёры по реквизиции и раскулачиванию. Рукопись. 1964 - 1965 гг. // Личный архив Борисова В. В, (далее - ЛАБВВ) . ? 572.
5. Акт о продаже дома и земли Антоновской А. П. Кулико┐ву М, С. 29 ноября 1874 г Копия от 10декабря 1875 г. //ЛАБВВ, ? 3584.
6. Страховое общество 'Россия', Полис ? 1451277 о принятии на страх недвижимого имущества Панилова И, А. 16 июля 1905 г // ЛАБВВ. ? 3592.
7. Прошение крестьянина ел. Мстёра Панилова И, А, владимирскому губернатору. 13 января 1891 г. (Ксерокопия). // ЛАБВВ. ?3621
8. Духовное завещание крестьянина сел. Мстёра Чувалина В, И. 15 февраля 1911 г. Копия ? 1. /// ЛАБВВ. ? 172.
9. Воспоминания Овчинниковых Петра Алексеевича и Антонины Михайловны. 20 мая 2006 г. // ЛАБВВ. ? 4747.
10. Воспоминания Кириковой Валентины Николаевны. 20 июня 2006 г. // ЛАБВВ. ? 4805.
11. Материалы, собранные Зеленцовой Светланой Николаевной.
12. Корреспонденция разных лиц, адресованная во Мстёру. 1914 - 1936 ГГ. // ЛАБЗВ. ?? 1071, 1943, 2076, 2622.


В Мстёре проживало немало староверов-поморцев. Ниже мы размещаем статью краеведа из поселка Мстёра Владимирской области Владимира Вячеславовича Борисова, повествующую о Мстёрской старообрядческой общине.
 
  
 

"Столетние юбилеи старообрядческих общин"
http://www.starover.religare.ru/print7105.html
http://pomorian.narod.ru/module2/module90.htm
http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/42-1-0-62
http://www.zlato-serebro.ru/default.php?/app=pages/type=about/
Памятные даты в январе
Мстера
http://www.zlato-serebro.ru/borisov/index.html
Мстёрский краевед Владимир Борисов приглашает к сотрудничеству выходцев из Мстёры, Вязников и Вязниковского района и их потомков, а так же всех интересующихся местной историей. Надеюсь, что мы будем полезны друг другу.
Мой номер телефона: +7 920 915-19-22
Борисов В.В. Мстёрская старообрядческая община


Мстёра (до начала XX в. - Богоявленская слобода Мстёра), поселок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области. Расположен в 14 км от железнодорожной станции Мстёра (на линии Ковров - Нижний Новгород). В настоящее время это один из крупнейших в России центров бытования традиционных художественных промыслов - лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки и ювелирных изделий.



Первое упоминание о Богоявленском погосте на реке Мстёре, относившемся к вотчине князей Ромодановских, встречается в писцовых книгах за 1628 г. Низкое плодородие земли, с одной стороны, и водный путь, связывающий село через Клязьму, Оку и Волгу с крупными торговыми городами Поволжья, с другой, способствовали раннему развитию ремесел. Крупнейшее из них - иконописание - возникло в XVII в. в Богоявленском монастыре и к концу XVIII в. широко распространилось по всей слободе, став основным занятием мужского населения. Особого развития художественные ремесла Мстёры (производство икон и церковной утвари, вышивка гладью) получили после реформы 1861г.



К началу 1930-х гг. бывшим художникам-иконописцам пришлось освоить технологию изготовления изделий из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью. При этом им во многом удалось сохранить стилистику древнерусской иконописи. В 1931 г. была основана артель 'Пролетарское искусство' (с 1960 г. - фабрика).



В Мстёре проживало немало староверов-поморцев. Сайт "Староверы в Рыбацком"опубликовал статью краеведа из поселка Мстёра Владимирской области Владимира Вячеславовича Борисова, повествующую о Мстёрской старообрядческой общине.





МСТЁРСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА ВЯЗНИКОВСКОГО УЕЗДА ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ



Mcтёра относится к довольно древним селениям Владимирщины. До революции это торгово-промышленная слобода. Мстёрский краевед И.А.Голышев в 1865 г. отмечал, что около половины ее жителей - старообрядцы разных согласий. По официальным данным это число значительно ниже. Так, в 1768 'записных раскольников' в слободе числилось 202 чел.1, а всего, по ревизии 1763 г., проживало 1309 чел., не считая церковнослужителей2. К 1856 г. (10-я ревизия) население Мстёры увеличилось вдвое. По вероисповеданиям оно распределялось следующим образом: представителей официального православия было 1774 чел., единоверцев - 473, старообрядцев - 3733. Таким образом, официально старообрядцы составляли 14-15% от общего числа мстерян.



В слободе Mстёре, как, впрочем, и по всей стране, проводилось привлечение старообрядцев в лоно официальной церкви. 'Для утверждения в вере колеблющихся, - отмечалось в 1865 г. во 'Владимирских епархиальных ведомостях', - и удержания их от падения и раскол для вразумления раскольников и привлечения их к единой снятой соборной и апостольской церкви'4 во Мстёру был прислан епархиальный миссионер И.К.Успенский. С 1864 по 1876 (1877) гг. в слободе действовало православное церковное братство при церкви Богоявления Господня, в уставе которого было записано, что оно 'имеет целью служить нуждам и пользам православной церкви, противодействовать посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников'5. В 1879 г. во Владимире основано братство святого благоверного великого князя Александра Невского. Одно из направлений его деятельности, как указано в уставе, -'противодействовать расколу'6. Во Мстёре было открыто его отделение.



Некоторые результаты деятельности миссионера и братств во Мстёре были. На страницах 'Владимирских епархиальных ведомостей' встречаются записи о присоединении старообрядцев к официальной церкви. Если в 1865 г. отмечалось, что 'нелегко отстаивать права веры и церкви в такой местности, где раскол смешан с православием и не без надежды ищет преобладания над ним'7, то в 1914 г. - 'самый раскол здесь... довольно неподвижен... молодое поколение стоит ближе к православной церкви. Многие из них посещают православные храмы в дни бракосочетаний и особенно погребений своих родственников из православных'8.



Несмотря на все усилия, искоренить старообрядчество в слободе не удалось. 17 апреля 1905 г. был подписан именной высочайший указ 'Об укреплении начал веротерпимости', а 17 октября 1906 г. - указ 'О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин'. В январе 1907 г. владимирская пресса сообщала: 'Определением Владимирского губернского правления от 2 января 1907 г. внесена в реестр старообрядческих общин община старообрядцев безпоповщинского поморского согласия, проживающих в с. Мстёре и деревнях Рудкине (правильно: Дудкине. - В.Б.), Сизове, Серкове и Больших Холмах Вязниковского уезда с распространением деятельности её на деревни Пивоварову, Андреевскую, Ильино и Иваньково Судогодского уезда. Это первая легализированная на основании нового положения о старообрядцах старообрядческая община во Владимирской епархии'9. Как видно из сообщения, в общину вошли старообрядцы, жившие в разных населенных пунктах, которые располагались друг от друга на расстоянии нескольких десятков вёрст. Поэтому для общественных богослужений и проведения обрядов были устроены несколько молитвенных домов в разных селениях: в слобода Мстёре - при доме Алексея Васильевича Занцева, в д. Дудкино - при доме Ивана Николаевича Тарасова10.



Для нормальной жизнедеятельности общины избирались настоятель и Совет. Настоятелем Мстёрской общины с 1907 г. был Иуда Семёнович Шуенков (род. В 1857 г.), крестьянин д. Ильино Воскресенской волости Судогодского уезда11.



Совет общины состоял из председателя и 3-4 членов. Первым председателем Совета в 1907-1912 гг. был Андрей Матвеевич Чириков (18.08.1860 - 11.05.1912), владелец иконописного заведения во Мстёре12. После его смерти на эту должность избран член Совета общины с 1907 г. Степан Алексеевич Суслов (12.12.1877 - после 1918), совладелец иконописного заведения наследников Алексея Ивановича Суслова во Мстёре и клеёночной фабрики торгового дома 'Тарасовы и Сусловы' в д. Дудкино13. Степан Алексеевич был весьма деятельной личностью. Мстёрское сельское общество избирало его своим волостным старшиной и в 1917 г. гласным Вязниковского уездного земского собрания по новому всеобщему избирательному праву. В 1918 г. семья С.А. Суслова по ряду обстоятельств переехала в Сибирь14.




Членами Совета Мстёрской обшины в разные годы с 1907-го по 1917-й были крестьянин слободы Мячково Гороховецкого уезда, проживавший во Мстёре и имевший здесь торговую лавку, Андрей Иванович Бурдин (22.11.1864 - 03.08.1934)15, владелец торговой лавки во Мстёре Иван Егорович Бурдин16, владелец фольгоуборного заведения во Мстёре Алексей Васильевич Занцев (18.02.1876 - около 1915)17, упомянутый выше Степан Алексеевич Суслов, Василий Матвеевич Чириков (род. около 1868 г.)18.



О деятельности общины при советской власти практически ничего не известно. По воспоминаниям старожилов, в 1920-е годы, годы гонений и репрессий священнослужителей и верующих всех исповеданий, настоятелем Мстёрской общины был А.И. Бурдин. В документах Вязниковского райисполкома, хранящихся ныне в Государственном архиве Владимирской области, имеются сведения о раскулачивании А. И. Бурдина в 1930 г. по 2-й группе как бывшего крупного торговца и 'настоятеля религиозной секты Поморцев'19. Община была закрыта, точная дата ее закрытия автору настоящей статьи не известна.



Примечания



1. Голышев И.А. Богоявленская слобода Мстёра: История, древности, статистика и этнография // Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. IV. Владимир, 1865. С. 137.



2. Фролов Н. Загадки старой Мстёры // Владимирский край (Ковров). 2001. ? 12.



3. Голышев И.А. Указ. соч. С. 6.



4. Извлечение из отчета о действиях Богоявленского православного братства в слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии за первый год его существования, с 14 октября 1864 года по 14 октября 1865 года // Владимирские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1865. ? 23. Ч. неофиц. С. 1321-1333.



5. Устав общества православного церковного братства при церкви Богоявления Господня в слободе Мстёре Владимирской губернии Вязниковского уезда // ВЕВ. 1865. ? 3. Ч. неофиц.С. 166-172.



6. Устав Владимирского братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского // ВЕВ. 1879. ? 23. Ч. офиц.С. 628.



7. Извлечение из отчёта о действиях Богоявленского православного братства в слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии за первый год его существования, с 14 октября 1864 года по 14 октября 1865 года.



8. Отчет о деятельности Владимирского Православного братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского за 1913-1914 братский год // ВЕВ. 1916. ? 2. Приложение. С. 35.



9. Епархиальная хроника // ВЕВ. 1907. ?2, Отдел неофиц. С 28.



10. Архив отдела ЗАГС округа Вязники Владимирской области (Архив ЗАГС). Книга брачных записей Mcтёpcкoй старообрядческой общины поморского брачного согласия за 1908 г.



11. Там же. В молитвенный дом христиан-старообрядцев безпоповщинского поморского брачного согласия семейный список (Семейный список). ? 58. 2 октября 1907 г.; Там же. Книга о родившихся Мстёрской старообрядческой общины Вязниковского уезда Владимирской губернии за 1907 г.



12. Там же. Семейный список. ? 12. 1 декабря 1907 г.; Библиотека Вязниковского историко-художественного музея. Описание фабрик, заводов и торгово-промышленных заведений Вязниковского уезда 1911 г. ? 3100. Рукопись.(далее - ОФЗ 1911 г.).



13.Архив ЗАГС. Семейный список. ? 1. 11 июня 1907 г.; ОФЗ 1911 г. ? 3102; Личный архив Борисова В.В. (ЛАБВВ). ? 680: Доверенность И.А. Андрющину от заведующего торговым домом 'Тарасовы и Сусловы' С.А. Суслова 14 декабря 1910 г.; Там же. ? 681: Доверенность И.А. Балакину (Андрющину) от членов торгового дома 'Тарасовы и Сусловы' С.А. Суслова и наследников И.А. Суслова.



14. Модоров Ф. Семья Сусловых // Выставка произведений заслуженного деятеля культуры РСФСР Дмитрия Степановича Суслова (1907-1964). М., 1966. С. 18.



15. Архив ЗАГС. Семейный список. ?6. 3 февраля 1908 г.; ОФЗ 1911 г. ? 3116; ЛАБВВ. ?3516: Воспоминания Г.В. Соловьёвой. 16 марта 2003 г.



16. ОФЗ 1911 г. ? 3131.



17. Архив ЗАГС. Семейный список. ? 2. 11 июня 1907 г.; ОФЗ 1911 г. ?3063; ЛАБВВ. ? 2856: Воспоминания Л.К. Рожковой. 20 мая 2001 г.



18. Архив ЗАГС. Семейный список. ? 63. 5 мая 1924 г.



19. Архивная справка Государственного архива Владимирской области ? Р-61 от 03.09.2002. Хранится у К.А. Митяшиной, п. Мстёра; копия - ЛАБВВ. ? 3529.



В.В. Борисов



Старообрядчество: История, культура, современность. Материалы VII научной конференции 'Старообрядчество: История, культура, современность', посвященной 100-летию издания указа 'Об укреплении начал веротерпимости' и 100-летию распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. 22-24 февраля 2005 г. Москва - Боровск. Т. I. М., 2005)



Сайт "Староверы в Рыбацком"




 
  
 
Галина Глебовна Мозгова
Фотограф родом из Мстёры
http://gg-mozgova.narod.ru/index.html
Дата: 28 сентября 2007
--------------------------------------------------------------------------------

Совсем недавно, какой-то месяц назад, прошёл великолепный, запоминающийся районный праздник 'Мстёрский базар'. И уж так получилось, что с первым Днём Мстёры по времени совпало ещё одно замечательное и долгожданное событие: выход в свет книги 'Фотограф родом из Мстёры', посвящённой владельцу фотоателье во Мстёре в первой трети XX века, издателю открыток с её видами Ивану Ивановичу Щадрину.
Над этой книгой несколько лет трудились известный в наших местах краевед, автор многочисленных публикаций по истории Мстёры и Вязниковского района Владимир Вячеславович Борисов и владимирский краевед Галина Глебовна Мозгова, знакомая вязниковцам по очерку, посвящённому Вязникам, в книге 'Путешествие в Гороховец. Губерния в старой открытке'.
Книга о мстёрском фотографе стала первой в задуманной Г. Г. Мозговой серии книг 'Зрительная память истории', посвящённой истории развития фотодела во Владимирской губернии второй половины XIX - первой трети XX века, реконструкции судеб работавших здесь фотографов. И нам очень приятно, что героем этой книги стал именно мстёрский фотограф. Это стало возможно, во-первых, потому что неутомимым, надёжным, активным партнёром и соратником Г. Г. Мозговой по этому исследованию стал коренной мстерянин В. В. Борисов, без знания которого местного колорита, без общения которого с местными старожилами, наконец, без документов из архива которого, как пишет во вступительной статье к книге Галина Глебовна, 'история мстёрского фотографа И. И. Щадрина не была бы такой яркой, наполненной' и, как нам кажется, интересной. Кроме того, книга увидела свет благодаря помощи четы москвичей Хромушиных, имеющих, как оказалось, неслучайный интерес к нашему краю: предок С. А. Хромушиной И. А. Протасьев, начиная с 1858 года владел близ села Барское Татарово писчебумажной фабрикой, поставлявшей свою продукцию в литографию известного мстёрского краеведа и издателя И. А. Голышева.
Несомненным успехом авторов является то, что буквально с первой страницы книги им удалось создать колорит описываемой эпохи, причём колорит местный, мстёрский. Так, например, рисунки, являющиеся заставками перед главами книги, специально для неё выполнил заслуженный художник РСФСР мстерянин Владислав Фёдорович Некосов.
Книга снабжена справочным аппаратом: значительным количеством примечаний, некоторые из которых, по сути, являются самостоятельными рассказами, и алфавитным указателем имён. Рассказ об И. И. Щадрине, что особенно важно для краеведческого исследования, сопровождается подробными генеалогическими схемами рода Щадриных, составленными авторами в основном по метрическим книгам мстёрских церквей.
Но особенно привлекут внимание любителя старины, конечно же, многочисленные, отличного качества иллюстрации, скомпонованные авторами таким образом, что напоминают семейный фотоальбом. В книге, что замечательно, представлены не только работы И. И. Щадрина, но и значительное количество семейных портретов фотографа, собранных авторами в результате многолетней упорной поисковой работы.
Думается, что подобная книга станет событием не только в культурной жизни Мстёры, но и в жизни всего владимирского краеведения. Мы, читатели, желаем успешного продолжения новой книжной серии, в которой планируется рассказать и о других замечательных фотографах Владимирской губернии, создавших 'зрительную память истории'.

А. ЛЕБЕДЕВ
краевед

___
Источник: МАЯК ? 78 от 27 сентября 2007 года


http://www.prizyv.ru/culture/?news=1847
"Пустите меня туда, я там всех знаю"
(09.10.2009)

Во Владимире вышла новая книга известного краеведа-коллекционера Галины Мозговой "Юрьевские фотолетописцы". Это далеко не первая книга автора. Галина Мозгова - лауреат областной премии в области литературы, член Союза краеведов России. Ею задумана серия "Зрительная память истории", в рамках которой и увидело свет нынешнее издание.
--------------------------------------------------------------------------------

Мы продолжаем нашу рубрику 'Столетние юбилеи старообрядческих общин'.

2 января 1907 г. Владимирским губернским правлением была зарегистрирована община старообрядцев безпоповщинского поморского брачного согласия, проживающих в слободе Мстёре и деревнях Дудкине, Сизове, Серкви и Б. Холмах, Вязниковского уезда, с распространением деятельности ея на деревни Пивоварову, Андреевскую, Ильино и Иваньково, Судогодского уезда.

Мстёра (до начала XX в. - Богоявленская слобода Мстёра), поселок городского типа в Вязниковском районе Владимирской области. Расположен в 14 км от железнодорожной станции Мстёра (на линии Ковров - Нижний Новгород). В настоящее время это один из крупнейших в России центров бытования традиционных художественных промыслов - лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки и ювелирных изделий.



 
  
 


Максим Грек.
Мстёрская икона XIX в

Первое упоминание о Богоявленском погосте на реке Мстёре, относившемся к вотчине князей Ромодановских, встречается в писцовых книгах за 1628 г. Низкое плодородие земли, с одной стороны, и водный путь, связывающий село через Клязьму, Оку и Волгу с крупными торговыми городами Поволжья, с другой,

 
  
 


Рожество Христово. Мстёрская икона конца XIX в

способствовали раннему развитию ремесел. Крупнейшее из них - иконописание - возникло в XVII в. в Богоявленском монастыре и к концу XVIII в. широко распространилось по всей слободе, став основным занятием мужского населения. Особого развития художественные ремесла Мстёры (производство икон и церковной утвари, вышивка гладью) получили после реформы 1861г.

К началу 1930-х гг. бывшим художникам-иконописцам пришлось освоить технологию изготовления изделий из папье-маше, украшенных миниатюрной живописью. При этом им во многом удалось сохранить стилистику древнерусской иконописи. В 1931 г. была основана артель 'Пролетарское искусство' (с 1960 г. - фабрика).

В Мстёре проживало немало староверов-поморцев. Ниже мы размещаем статью краеведа из поселка Мстёра Владимирской области Владимира Вячеславовича Борисова, повествующую о Мстёрской старообрядческой общине.



МСТЁРСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА ВЯЗНИКОВСКОГО УЕЗДА ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ

Mcтёра относится к довольно древним селениям Владимирщины. До революции это торгово-промышленная слобода. Мстёрский краевед И.А.Голышев в 1865 г. отмечал, что около половины ее жителей - старообрядцы разных согласий. По официальным данным это число значительно ниже. Так, в 1768 'записных раскольников' в слободе числилось 202 чел.1, а всего, по ревизии 1763 г., проживало 1309 чел., не считая церковнослужителей2. К 1856 г. (10-я ревизия) население Мстёры увеличилось вдвое. По вероисповеданиям оно распределялось следующим образом: представителей официального православия было 1774 чел., единоверцев - 473, старообрядцев - 3733. Таким образом, официально старообрядцы составляли 14-15% от общего числа мстерян.

В слободе Mстёре, как, впрочем, и по всей стране, проводилось привлечение старообрядцев в лоно официальной церкви. 'Для утверждения в вере колеблющихся, - отмечалось в 1865 г. во 'Владимирских епархиальных ведомостях', - и удержания их от падения и раскол для вразумления раскольников и привлечения их к единой снятой соборной и апостольской церкви'4 во Мстёру был прислан епархиальный миссионер И.К.Успенский. С 1864 по 1876 (1877) гг. в слободе действовало православное церковное братство при церкви Богоявления Господня, в уставе которого было записано, что оно 'имеет целью служить нуждам и пользам православной церкви, противодействовать посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников'5. В 1879 г. во Владимире основано братство святого благоверного великого князя Александра Невского. Одно из направлений его деятельности, как указано в уставе, -'противодействовать расколу'6. Во Мстёре было открыто его отделение.

Некоторые результаты деятельности миссионера и братств во Мстёре были. На страницах 'Владимирских епархиальных ведомостей' встречаются записи о присоединении старообрядцев к официальной церкви. Если в 1865 г. отмечалось, что 'нелегко отстаивать права веры и церкви в такой местности, где раскол смешан с православием и не без надежды ищет преобладания над ним'7, то в 1914 г. - 'самый раскол здесь... довольно неподвижен... молодое поколение стоит ближе к православной церкви. Многие из них посещают православные храмы в дни бракосочетаний и особенно погребений своих родственников из православных'8.

Несмотря на все усилия, искоренить старообрядчество в слободе не удалось. 17 апреля 1905 г. был подписан именной высочайший указ 'Об укреплении начал веротерпимости', а 17 октября 1906 г. - указ 'О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин'. В январе 1907 г. владимирская пресса сообщала: 'Определением Владимирского губернского правления от 2 января 1907 г. внесена в реестр старообрядческих общин община старообрядцев безпоповщинского поморского согласия, проживающих в с. Мстёре и деревнях Рудкине (правильно: Дудкине. - В.Б.), Сизове, Серкове и Больших Холмах Вязниковского уезда с распространением деятельности её на деревни Пивоварову, Андреевскую, Ильино и Иваньково Судогодского уезда. Это первая легализированная на основании нового положения о старообрядцах старообрядческая община во Владимирской епархии'9. Как видно из сообщения, в общину вошли старообрядцы, жившие в разных населенных пунктах, которые располагались друг от друга на расстоянии нескольких десятков вёрст. Поэтому для общественных богослужений и проведения обрядов были устроены несколько молитвенных домов в разных селениях: в слобода Мстёре - при доме Алексея Васильевича Занцева, в д. Дудкино - при доме Ивана Николаевича Тарасова10.

Для нормальной жизнедеятельности общины избирались настоятель и Совет. Настоятелем Мстёрской общины с 1907 г. был Иуда Семёнович Шуенков (род. В 1857 г.), крестьянин д. Ильино Воскресенской волости Судогодского уезда11.

Совет общины состоял из председателя и 3-4 членов. Первым председателем Совета в 1907-1912 гг. был Андрей Матвеевич Чириков (18.08.1860 - 11.05.1912), владелец иконописного заведения во Мстёре12. После его смерти на эту должность избран член Совета общины с 1907 г. Степан Алексеевич Суслов (12.12.1877 - после 1918), совладелец иконописного заведения наследников Алексея Ивановича Суслова во Мстёре и клеёночной фабрики торгового дома 'Тарасовы и Сусловы' в д. Дудкино13. Степан Алексеевич был весьма деятельной личностью. Мстёрское сельское общество избирало его своим волостным старшиной и в 1917 г. гласным Вязниковского уездного земского собрания по новому всеобщему избирательному праву. В 1918 г. семья С.А. Суслова по ряду обстоятельств переехала в Сибирь14.

Членами Совета Мстёрской обшины в разные годы с 1907-го по 1917-й были крестьянин слободы Мячково Гороховецкого уезда, проживавший во Мстёре и имевший здесь торговую лавку, Андрей Иванович Бурдин (22.11.1864 - 03.08.1934)15, владелец торговой лавки во Мстёре Иван Егорович Бурдин16, владелец фольгоуборного заведения во Мстёре Алексей Васильевич Занцев (18.02.1876 - около 1915)17, упомянутый выше Степан Алексеевич Суслов, Василий Матвеевич Чириков (род. около 1868 г.)18.

О деятельности общины при советской власти практически ничего не известно. По воспоминаниям старожилов, в 1920-е годы, годы гонений и репрессий священнослужителей и верующих всех исповеданий, настоятелем Мстёрской общины был А.И. Бурдин. В документах Вязниковского райисполкома, хранящихся ныне в Государственном архиве Владимирской области, имеются сведения о раскулачивании А. И. Бурдина в 1930 г. по 2-й группе как бывшего крупного торговца и 'настоятеля религиозной секты Поморцев'19. Община была закрыта, точная дата ее закрытия автору настоящей статьи не известна.

В.В. Борисов

(Опубликовано в: Старообрядчество: История, культура, современность. Материалы VII научной конференции 'Старообрядчество: История, культура, современность', посвященной 100-летию издания указа 'Об укреплении начал веротерпимости' и 100-летию распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. 22-24 февраля 2005 г. Москва - Боровск. Т. I. М., 2005)

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Голышев И.А. Богоявленская слобода Мстёра: История, древности, статистика и этнография // Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. IV. Владимир, 1865. С. 137.

2. Фролов Н. Загадки старой Мстёры // Владимирский край (Ковров). 2001. ? 12.

3. Голышев И.А. Указ. соч. С. 6.

4. Извлечение из отчета о действиях Богоявленского православного братства в слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии за первый год его существования, с 14 октября 1864 года по 14 октября 1865 года // Владимирские епархиальные ведомости (ВЕВ). 1865. ? 23. Ч. неофиц. С. 1321-1333.

5. Устав общества православного церковного братства при церкви Богоявления Господня в слободе Мстёре Владимирской губернии Вязниковского уезда // ВЕВ. 1865. ? 3. Ч. неофиц.С. 166-172.

6. Устав Владимирского братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского // ВЕВ. 1879. ? 23. Ч. офиц.С. 628.

7. Извлечение из отчёта о действиях Богоявленского православного братства в слободе Мстёре Вязниковского уезда Владимирской губернии за первый год его существования, с 14 октября 1864 года по 14 октября 1865 года.

8. Отчет о деятельности Владимирского Православного братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского за 1913-1914 братский год // ВЕВ. 1916. ? 2. Приложение. С. 35.

9. Епархиальная хроника // ВЕВ. 1907. ?2, Отдел неофиц. С 28.

10. Архив отдела ЗАГС округа Вязники Владимирской области (Архив ЗАГС). Книга брачных записей Mcтёpcкoй старообрядческой общины поморского брачного согласия за 1908 г.

11. Там же. В молитвенный дом христиан-старообрядцев безпоповщинского поморского брачного согласия семейный список (Семейный список). ? 58. 2 октября 1907 г.; Там же. Книга о родившихся Мстёрской старообрядческой общины Вязниковского уезда Владимирской губернии за 1907 г.

12. Там же. Семейный список. ? 12. 1 декабря 1907 г.; Библиотека Вязниковского историко-художественного музея. Описание фабрик, заводов и торгово-промышленных заведений Вязниковского уезда 1911 г. ? 3100. Рукопись.(далее - ОФЗ 1911 г.).

13.Архив ЗАГС. Семейный список. ? 1. 11 июня 1907 г.; ОФЗ 1911 г. ? 3102; Личный архив Борисова В.В. (ЛАБВВ). ? 680: Доверенность И.А. Андрющину от заведующего торговым домом 'Тарасовы и Сусловы' С.А. Суслова 14 декабря 1910 г.; Там же. ? 681: Доверенность И.А. Балакину (Андрющину) от членов торгового дома 'Тарасовы и Сусловы' С.А. Суслова и наследников И.А. Суслова.

14. Модоров Ф. Семья Сусловых // Выставка произведений заслуженного деятеля культуры РСФСР Дмитрия Степановича Суслова (1907-1964). М., 1966. С. 18.

15. Архив ЗАГС. Семейный список. ?6. 3 февраля 1908 г.; ОФЗ 1911 г. ? 3116; ЛАБВВ. ?3516: Воспоминания Г.В. Соловьёвой. 16 марта 2003 г.

16. ОФЗ 1911 г. ? 3131.

17. Архив ЗАГС. Семейный список. ? 2. 11 июня 1907 г.; ОФЗ 1911 г. ?3063; ЛАБВВ. ? 2856: Воспоминания Л.К. Рожковой. 20 мая 2001 г.

18. Архив ЗАГС. Семейный список. ? 63. 5 мая 1924 г.

19. Архивная справка Государственного архива Владимирской области ? Р-61 от 03.09.2002. Хранится у К.А. Митяшиной, п. Мстёра; копия - ЛАБВВ. ? 3529.


--------------------------------------------------------------------------------

Рубрика "Памятные даты" заимствована из Календаря ДПЦ. С 2006 года ее ведет нынешний ответственный редактор календаря Кирил Кожурин. Материалы этой страницы в календарь ДПЦ 2007 года не вошли.




--------------------------------------------------------------------------------
При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.



Лебедев Алексей Викторович - учитель истории
средней школы ?9 г.Вязники

 
  
 

Краеведческая работа и использование активных методов преподавания на уроках истории.

Умелое сочетание индивидуальных и групповых форм работы. Использование нестандартных форм уроков (уроки-игры, уроки -исторического сочинения, семинары и т.д.). Организация исследовательской краеведческой работы. Как следствие эффективности сложившейся системы - призовые места учащихся на олимпиадах, конкурсах, успешное поступление в вузы на исторические факультеты. Сам Алексей Викторович - автор пособия "История Владимирского края", которое получило высокую оценку на Всероссийском конкурсе "Учитель года - 96", где он стал лауреатом.

В. Борисов

Бурдины

Поселок Мстepa - довольно древнее поселение Владимирщины. До революции 1917 года - это торгово-промышленная слобода. Из-за малоземелья и низкой урожайности местные крестьяне стали заниматься ремеслами и торговлей. Около половины ее жителей, как отмечал мстерский краевед И.Л. Голышев, были старообрядцами. Неслучайно 2 января 1907 года" по указу "О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин" от 17 октября 1906 года во Мстере зарегистрирована община старообрядцев беспоповского поморского брачного согласия. Это была первая во Владимирской епархии легализированная старообрядческая община. Вероятно, эти обстоятельства - открытие старообрядческой общины и торгово-промышленная жизнь - послужили причиной переселения крестьян слободы Мячково Гороховецкого уезда старообрядцев Бурдиных в слободу Мстеру, расположенную в соседнем Вязниковском уезде. Доподлинно неизвестно, когда это произошло, но уже к концу 1907 года семья А.М. Бурдина живет на новом месте. Здесь Андрей Иванович открывает свою торговую лавку. Ее земская оценка составляла 300 рублей. Очевидно, некоторое время спустя, вслед за сыном, перебирается сюда и Иван Егорович Бурдин. На это указывает то, что его торговая лавка зарегистрирована позднее, лишь в 1918 году, и оценена Вязниковским земством в 900 рублей.

Торговали Бурдины во Мстере золотыми изделиями. 4 июня 1916 года торговая лавка А.И. Бурдина закрыта. По какой причине это произошло, неизвестно, но можно предположить, что отец с сыном объединили торговое дело. Торговая лавка Ивана Егоровича, немного больше года, работала после революции и закрыта по постановлению финансового отдела от 14 января 1919 года. Бурдины пользовались уважением среди старообрядцев. И Иван Егорович, и Андрей Иванович (с 1907 года) были членами совета мстерской старообрядческой общины. А.И.Бурдин не изменил вере предков в трудные для всех верующих 20-е годы XX столетия. В это время он становится настоятелем общины.

У Андрея Ивановича и его жены Евдокии Васильевна был один сын, названный тем же именем, что и отец. 4 июля I9II года Андрей Андреевич Бурдин бракосочетался с Пелагеей Ивановной Кареловой. Кареловы жили в селе Рудни Московской губернии и были довольно богатыми людьми. По воспоминаниям старожилов, ее приданое привезли во Мстеру на нескольких подводах.

У молодых супругов один за другим рождаются дети: Алевтина, Иван, Николай. Последним у них родился сын Федор. Через четыре дня после его рождения П.И. Бурдина умирает. После ее смерти в семье Бурдиных произошел разлад. Андрей Андреевич полюбил другую женщину - Аполлинарию Петровну Николаеву, которая станет его второй женой и матерью еще троих его детей: Клеопатры, Гордеты и Маргариты. Но его новая избранница была не старообрядка. Поэтому Андрей Иванович и Евдокия Васильевна были против этого выбора сына. По этой причине между ними прекратились все отношения. Андрей Андреевич ушел из дома, а его дети остались жить у дедушки и бабушки.

Интересно отметить, что Алевтина Андреевна, внучка А.И. и Е.В Бурдиных, в 1931 году выйдет замуж за Николая Александровича Козлова, тоже не старообрядца, к тому же коммуниста, но в этом случае между младшим и старшим поколениями сохранятся теплые отношения.

Вполне благополучная жизнь семьи Андрея Ивановича до революции - налаженное хозяйство, добротный дом, внучата - во второй половине 1920-х годов резко меняется в худшую сторону. Много потрясений и переживаний связано с семейной трагедией. К тому же Советская власть стала донимать. В 1927 году А.И. Бурдин лишен избирательных прав, 21 февраля 1930 года его имущество описано за неуплату налогов. 18 марта того же года он раскулачен. В акте изъятия имущества значатся: дом каменный - 1200 рублей, двор, крытый железом - 150 рублей, сарай каменный - 100 рублей, баня - 20 рублей, корова с теленком - 170 рублей, лошадь, сельскохозяйственный инвентарь. Все отобранное передано колхозу и сельскому совету, часть вещей продана. Семья остается без средств к существованию.

1 апреля 1930 года Андрей Иванович пытается восстановить справедливость и пишет заявление в избирательную комиссию, в котором отмечает: "Мне 65 лет ... у меня живут четверо внучат, брошенных отцом, старшей девочке 18 лет, работает в артели, трое ребят: первому 16 лет, второму 12 лет, третьему 5 лет". Через три дня Вязниковский райисполком, рассмотрев его жалобу о неправильной раскулачивании и лишении избирательных прав, постановил: "Принимая во внимание, что Бурдин являлся крупным торговцем до революций, в настоящее время состоит настоятелен религиозной секты "поморцев", раскулачивание его по 2 группе признать правильным".

Из приведенного документа видно, что одной из главных причин раскулачивания Андрея Ивановича стало его активное участие в жизни мстерской старообрядческой общины. Поэтому его можно назвать человеком, пострадавшим за веру, за многострадальную веру своих предков.

Отобранный дом Бурдиным все же вернули, 18 августа 1930 года после пересмотра жалобы постановлением президиума Ивановской области (в те годы Мстера входила в состав этой области) хозяйство А.И.Бурдина из списка кулацких хозяйств было исключено. Несмотря на это, опасаясь дальнейших репрессий, семья в 1931 году уезжает из Мстеры в город Гусь-Хрустальный и живет там три года, События последних лет сильно подорвали здоровье уже немолодого Андрея Ивановича, В 1934 году он умер. Евдокия Васильевна с внуками вернулась во Мстеру.

Реабилитирован Андрей Иванович Бурдин в 2002 году УВД Владимирской области.

Источник: Вязники.Ru

12. Отчет о состоянии учебных иконописных мастерских Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи в слободе Мстёре, селах Холуе и Палехе, Владимирской губернии, и в слободе Борисовке, Курской губернии, за первый учебный 1902 - 1903 год, доложенный Комитету уполномоченным В.Т. Георгиевским на заседании 21 января 1904 года // Иконописный сборник. Вып. I. - СПб. Р. Голике и А. Вильборг, 1906. - С. 72 - 73.

КИРИКОВЫ ИЗ МСТЕРЫ. ИКОНОПИСЬ. ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА
15.04.2012, 21:18

Мстёра. Улица Ленинградская. Дом Кириковых - директора фабрики "Пролетарское искусство" и его брата - известного советского копииста. Фото Романа Фарафонова. 2011 год.


КИРИКОВЫ ИЗ МСТЁРЫ ЖИЛИ ПРОСТО...

...Новобрачные шли по первому запоздавшему ноябрьскому снегу и смеялись, вспоминая как Миронов - председатель Мстерского поссовета, забывшись, по обычаю спросил невесту:
- Вы фамилию мужа будете брать или свою оставите?
И тут же спохватился:
- Извините. У вас как-то необычно.
Действительно, многое было необычным в тот предзимний месяц 1948 года: Валентина Кирикова выходила замуж за Михаила Кирикова. Мало того. что молодожены были однофамильцами и соседями, они на долгие годы дали досужую тему 'для завалинки' мстёрским кумушкам своим 'неравным браком'.
...Валентина Николаевна потчует меня чаем с 'царским вареньем', ворошит в печке угли н тихонько вспоминает, словно напевая:
- Хорошо мы жизнь прожили. А брак у нас по правде был 'неравным'. Мне тогда, в сорок восьмом, было двадцать три года, а Мише уже сорок шестой шел. Но нет, не так, совсем не так. как на картине Пукирева... Миша у меня был стройный, молодой, красивый. Хоть и возраст. Я и не ощущала всю жизнь этой разницы Мы никогда ни в чем не расходились. А самое главное - жили просто. Люди от роскоши не могут друг с другом поладить, а мы жили всю жизнь на одну зарплату. Миша и замом и председателем правления 'Пролетарского искусства' с 1953 по 1964 годы был... Сейчас вон думают, что если денег побольше накопишь да мебелью побогаче обставишься, так и счастье придет. Нет, счастье оно в чем-то в другом. Мы никогда к богатству не стремились, у нас все просто, а хорошо жизнь прожили. Хорошо. Миша все годы драмкружком руководил, пока не слег, сам играл. Детей вырастили, внучки приезжают погостить, снохи хорошие попались...
Михаил Иосифович, отдохнув и услышав наши голоса в горнице, спрашивает из своей комнаты:
- Валя, а ты Васину 'Троицу' показала?
Фотографию, где удивительная копия рублевской 'Троицы' (признанная экспертами лучшей копией века) снята рядом с подлинником, Валентина Михайловна приносит вместе с другими снимками, выставочными проспектами, рекламными плакатами. Это - память о брате Михаила Иосифовича Василии, одном из крупнейших советских реставраторов.
С богатой многоцветной афиши, какие во множестве красовались по московским рекламным щитам в начале 1973 года, смотрит на вас, задорно обернувшись, знаменитая Саския, а красивым шрифтом вместо 'Рембрандт' неожиданно набрано: 'Кириков Василий Осипович'.
Выставка, где уникальные по исполнению копии шедевров мировой живописи соседствовали с поэтическими пейзажами, написанными в большинстве на Таре в Черноморье под Мстерой, - удалась. Газеты писали: 'Когда знаменитые ученые увидели рядом две 'Троицы', они долго не могли определить, где копия, а где оригинал. В конце концов ошиблись!'
...Отчества братьев Василия и Михаила Кириковых дьяк мстерской церкви в начале века записал в книгу почему-то не одинаково. Так и в паспорта потом попало: Василий - Осипович, а Михаил - Иосифович.
Два брата. Прожили они один во Мстёре, другой в Москве внешне скромную, но удивительно богатую жизнь, и остается только удивляться, что их имена в наших краях мало известны. Да и только ли в наших...
Писатель Леонид Леонов сетовал в 'Правде', побывав на выставке работ Василия Осиповича Кирикова: 'По вине нашего нелюбопытства этот большой мастер и скромный труженик за весь полувековой рабочий путь лишь вторично появляется на выставочных стендах. Меж тем ему обязаны наши музеи возвращением к жизни многих первоклассных сокровищ нашего средневековья'.
Московские искусствоведы 'по вине своего нелюбопытства' не знают народных истоков. а мы-то, - мстеряне, вязниковцы, владимирцы... по чьей вине мы упорно забываем своих хороших земляков?
...Испокон веков во Мстёре писали иконы. И по давнему канону византийскому, и по местному катехизису, когда у Владимирской богородицы глаза рисовались голубыми, а у богородицы 'всех скорбящих' - с зеленоватым отливом. Писали и такую 'отсебятину' (какой там канон, одно богохульство получалось), что продавать запрещали. Вообще, иконописцы особым боголепием никогда не отличались.
Михаил Иосифович улыбнулся, вспомнив на эту тему курьезный случай из детства; как-то в церковно-приходской школе юные потомственные иконописцы прибили батюшке галоши огромными гвоздями к полу. Вот шуму-то было.
- Я уж сейчас не помню чего мы так разбаловались, но 'тропари двенадцати праздников' он нас зубрить заставлял исправно. До сих пор расскажу. А ведь 70 лет с тех пор прошло.
Все в роду Кириковых были иконописцами. Дед - Феоктист Осипович долгую жизнь прожил: семи месяцев не дожил до своего столетнего юбилея. Писал он в мастерской Янцова и был очень крупным живописцем Мстеры, с хорошей самостоятельной работой.
Всю иконописную продукцию тогда делили на пять сортов: первые два - ученические, а вот третий считался уже высшим сортом. Тут и по фантазии надо было писать н копировать из строгановского альбома древней живописи. В конце XIX века появились еще четвертый и пятый сорта, когда на доске рисовались только лик и руки святого, а остальная часть заполнялась фольговой ризой, чеканкой, богато украшалась речным жемчугом, драгоценными каменьями...
Четыре сына Феоктиста Осиповича тоже пришли художниками к Янцову. А потом - и их дети. От старшего - Василий и Михаил Кириковы. Длинная родословная. И очень впоследствии разветвившаяся. Вот у Михаила Иосифовича и слушаю я сейчас за 'царским вареньем' воспоминания о старине глубокой.
В год революции пятнадцатилетнего Михаила посылают в Петроград воспитанником нынешнего Русского музея. По окончании мстёрской четырехклассной иконописной школы многие подающие надежду юноши уезжали в северную столицу. Двумя годами раньше уехал в Петроград и старший брат Василий.
Лет через сорок Василий Осипович, приезжая на этюды в любимое Черноморье, что километрах в пяти от Мстёры, до слез хохотал, рассказывал, что случилось с ним на Невском в первый приезд: иду, говорит, и по мстёрской вежливости здороваюсь со всеми подряд - 'Здравствуйте, тетенька', 'Здравствуйте, барышня'. Как вдоль Голышевки иду по Невскому-то. А один встречный на мое 'Здравствуйте, дяденька' густым басом пообещал вдруг:
- Ты, малый, не заболел случаем? Я тебя щас кокну вон у того амбара и под мост кину. Понял? - служивый, видно, подумал, - не зря парень пристает. Время-то военноё было.
...Долго учиться в Петрограде Михаилу Иосифовичу не пришлось; к тому времени в живых не оставалось уже ни отца, ни матери, а бабушка, жившая с ним после отъезда брата, воспитавшая его, стала так плоха, что не могла сама чугунок из печки вынуть. Нельзя было ее больную оставлять и Михаил возвратился во Мстеру.
- Голод в двадцатые был - страсть. - Михаил Иосифович устраивается удобнее, выключает транзистор, вспоминает. - Фунт хлеба - на три дня. Воспитанникам, правда, тарелку супа еще фасольного давали, а так... Смерть, смерть на ходу. Да, голод есть голод.

Лет семнадцать было всего, когда он с соседками Юразовыми отправился за съестным по стране. Бабушка из сундука достала тогда три шерстяных платка: может, говорит, что-нибудь выменяешь. Особой разницы в какую сторону ехать не было: всюду голодно. Поехали на Нижний Новгород.
В Нижнем к тому времени менял стало, кажется, больше чем жителей. Никто ничего не берет, самим есть нечего, да с Поволжья беженцы понаехали., Отправились тогда в Пензу.
- Последнее, что я помню, - станция Рождествино. Остальное уж потом рассказали. Заболел я, оказывается, в дороге тифом, как-то оторвался от земляков, упал, видимо, от слабости. И только через несколько дней подобрала меня добрая женщина с пола на вокзале в этом самом Рождествино. Муж ее работал машинистом на паровозе, хорошо зарабатывал, и попал я от голодного стола в сытую жизнь. Своих детей у них не было и пока я поправлялся, уговаривали меня остаться - хотели усыновить. Отказаться неудобно - они спасли меня от верной смерти, и остаться нельзя. Нет, сердце по дому ноет. Я сыт, одет, обут, а там голодают...
И поехал Михаил все-таки в родную Мстеру.

Бабушка давно по праздникам свечки 'за помин души Мишеньки' ставила в церкви и не чаяла уже его живым увидеть. Когда Михаил распахнул из сеней дверь, старушка обомлела и, прокричала в ужасе: 'Господи, - покойник', бросилась из избы по улице, откуда силы взялись.
- Сейчас смешно, а тогда не до смеха было. Думал, как бы плохо не кончилось.
...'Ветви' кириковского дерева теперь разрослись: экскурсовод Оружейной палаты Кремля, научный сотрудник Третьяковской галереи, директор музея древнерусского искусства имени А. Рублева... И в мастерской Янцова и под сводами Андроникова монастыря имя Кириковых всегда звучало авторитетно.
В живописи есть понятие 'обратная перспектива'. Она в отличие от обычной, линейной позволяет воспринимать и отражать действительность многосторонне. независимо от точки зрения наблюдателя. Такими 'независимыми наблюдателями' невольно оказались и мы с Валентиной Николаевной, когда слушали рассказ Михаила Иосифовича о своих родных, об интереснейшей семье нашего края. Через маленький кусочек детства и молодости... и только одного из Кириковых, 'обратная перспектива дала возможность увидеть масштабность всего рода. Непреходящую, эпическую, порой противоречивую, но по-настоящему народную масштабность.

Владимир ЦЫПЛЕВ

Вязниковская газета 'М А Я К' 28 ноября 1984 года

Дополнительная информация по теме. Подписанная икона Михаила Кирикова:

http://www.vladmuseum.ru/files/katalog/29.pdf

Кириков Михаил

Работал во Мстёре в начале XX в.


28. Мученик Христофор. 1910е гг. Мстёра

Дерево, левкас, темпера 26x22x1,8 В2774. И102

Поступила в 1920е гг. из Кустарного музея во Владимире

Реставрация: реставрирована в 1980 г. в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Г.Я. Подопригора

Авторская подпись: (на обороте иконы сохранились две карандашные надписи) 'начал писать эту икону 1го апреля 191... Михаил Кирков' и 'Михаил Кириков'

Краткое описание: святой изображён как 'кинокефал' ('псоглавец'). Он представлен в рост, в воинских доспехах, с копьём, мечом и щитом в руках. Ногами Христофор попирает скованного дьявола. На верхнем поле - два ангела, держащие над головой святого корону.

Выставки: г. Москва, 2005 г.; 'Святая Русь' Калининградский областной музей 'Художественная галерея', г. Калининград, 2005 г.

Литература: Быкова, 2000. С. 74; Иконы, 2006. Кат. 127. С. 542-543; Иконы, 2008. Кат. 132. С. 602-603 Экспозиция: 'Русские иконы XVIII - начала XX в.'

Категория: История Вязниковского края | Добавил: Рэмович | Теги: Архив Цыплева, Кириков, лаковая миниатюра, Иконопись, Фарафонов
Просмотров: 109 | Загрузок: 0
Copyright MyCorp © 2012
 
    Напишите нам Гостевая

     

 





В приложении (Писцовые книги слободы Мстёры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстёры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстёре тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.

русские, туристы, юмор
-

гороскоп

centrecentre


До сих пор почти ни чего не было известно об одной из самых интересных работ в коллекции картин С.И. Сенькова , находящейся в Вязниковском историко-художественном краеведческом музее, - картине "Неизвестная"
    Проходим по залам Вязниковского музея- очень красиво, отличная коллекция выставки быта и жизни .
Нажмите на картинки




Анимация Разные надписи, картинки Разные надписи бесплатно

В приложении (Писцовые книги слободы Мстеры) Голышева И.А. 'Богоявленская слобода Мстера. История ея, древности, статистика и этнография' высказано мнение, что впервые Сеньковы упоминаются как жители Мстеры в 1628 году. '...быв будто предки наши города Вышнего Волочка Новогородской губернии поселены в Богоявленской слободе, Мстере тож Вязниковского уезда. В какое время перешли из Вышнего Волочка, может тогда, когда было военное время, были за графом Петром Ивановичем Паниным, потом 1797г. в приданстве за Паниной к Тутолмину.



МАСТЕРСКАЯ ЕЛЕНЫ ДМИТРИЕВОЙ

Нажмите на фотографию.
Участники проекта рассказывают о фотографиях, хранящихся в семейных альбомах.
Героями этого выпуска стали Клавдия Петровна Коровякова - известный в Вязниках учитель русского языка
и литературы и её внучка Елена Дмитриева



https://img-fotki.yandex.ru/get/3110/dkartasheva.e/0_7878_329dd506_M.gif

Цыплев Владимир Рэмович

 

 

 

 "Деловой Мир России" - МК АИФ
ИНОСМИ Уроки истории 20 века rufact.org | Главная Генеалогия Генеалогия Краеведческое общество Ополье Московские зарисовки Похудела ОЧЕНЬ сильно, сразу -20кг с помощью этого напитка. Жир больше не греет! савва. Рисунки Васи Ложкина. савва. савва. АДМЕ. 20 хитростей, которые сэкономят кучу времени при уборке Саша Черный Газеты 1913 года Древо Жизни - компьютерная программа для построения родословной 'ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ' - РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА

Кольцо Патриотических Ресурсов Сайт-архив эмигрантской прессы Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Георгиевская страница от Jus'a

История на фоне войн. Некоммерческий Фонд ПАМЯТЬ ЧЕСТИ Русский Обще-Воинский Союз Русская военная эмиграция. 1920-1940 гг. Красноярское общество Мемориал Краеведческий сборник

MilitariaWebring.com POISK COINSS - Кладоискательство, военная археология, экипировка РККА, Оружие Ркка, Фотогалерея, Полезная информация, Магазин, ссылкигерои первой мировой Книга Памяти Украины Баннер.Бессмертный барак о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал).Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан Баннер. Газета.ру Vojnik — Национальное Возрождение России История на фоне войн. АРХИВЫ.


Фотографии Цыплева В.Р.
Вязники
Центральный архив Министерства Обороны РФ Мемориал Подвиг народа Календарь победы 1943-1945
https://www.ok.ru/video/237712249124
военно-технические журналы XIX - начала XX вв. из фондов библиотеки http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23.php
http://www.nounb.sci-nnov.ru/vExp/23photo/20.jpg