Да еще не зарекайтесь,
От сумы да от острога,
Денег нищим подавайте,
И не будьте очень строги!
Не шепчитесь втихомолку,
Ножик, пряча за спиною,
Вы же люди, а не волки
Не идите вы войною!
За дела людей любите,
За дела, а не за деньги
Дружбой верной дорожите,
Друг за друга стойте стенкой!
И блаженных привечайте,
Стариков седых жалейте
Инвалиду хлеба дайте,
И воды стакан налейте!
Божий суд над всеми будет,
Все получат по заслугам
Не суди, судим не будешь
Вспомнишь это, корчась в муках!
Положа руку на сердце, скажите, до какого колена вы
знаете свою родословную? Опросы показывают, что у большинства
дальше деда перечень не идет. В лучшем случае известен прадед. И лишь очень-очень немногие могут рассказать о своих
предках, живших сотню-другую лет назад
Настроиться на просмотр сайта Вам поможет отрывок из
фильма «Урга» режиссера Никиты Михалкова
В фильме «Урга» Никиты Михалкова есть такой эпизод: два единомышленника
— русский и монгол — в ресторане празднуют встречу.
Они даже не знают языка друг друга, но их объединяет Что-то ценное.
С ними другой русский, который спрашивает монгола: «Гомбо, а ты хоть
понимаешь, что мы тебе гутарим?»
Гомбо добродушно улыбается, хотя ничего не отвечает. «Ну, видишь? Он
ничего не понимает, а ты перед ним душу нашу русскую раскрываешь!..»
— «Душу?.. Да что ты знаешь о душе? — спрашивает второй. — Вот скажи:
как твоего отца зовут?..» —
«Ну, Николай». — «А деда, отца твоего папы?..» —
«Ну, Пётр». — «А его отца, папу твоего деда?..» — «???...» Итак, что
может знать человек о душе, если он не знает даже своих отцов да дедов?
А ведь знать имя — это ещё не значит знать ценности и идеалы; важно ведь
не поверхностное знакомство с генеалогическим древом семьи, а изучение
традиций, которые помогут понять свои сильные и слабые стороны, найти
самого себя.
Светлана Васильевна
Андрюшина, зав. Православной библиотекой храма Преображения Господня в
Богородском:
Когда в разговоре невзначай произнесёшь
Мстёра , на тебя вдруг с удивлением посмотрят: «А что это? Где это?».
Произносится слово
Мстёра правильно, (а правильно всегда так, как говорят своё имя местные
жители), с ударением на первом слоге и непременно с буквой «Ё». Последнее время
москвичи и другие гости часто заменяют её на «Е», а иногда даже с "турецким"
акцентом говорят - «Мстэра». А на поэтов другая напасть напала - они все
пытаются связать
Мстёру с однокоренным словом «мастера». Красивая, конечно, метафора.
Но на
самом деле, кроме образного, никакокого отношения Мстёра к «мастерам» не
имеет.
Поскольку имя поселку дала река Мстёрка - приток Клязьмы, а до начала
20-го века поселение вообще называлось Богоявленской слободой - по имени
местного Богоявленского храма.
БОГОЯВЛЕНСКИЙ ПОГОСТ, А НЫНЕ посёлок
МСТЁРА. А
может быть оно появилось от слова «место»? Народ то здесь жил издавна.
Археологи
древние стоянки раскопали. По одной из версий, имя речке дало слово «место» -
безлесный пятачок песчаной земли. А корень "ТЕР" - во многих языках обозначает
«землю». Получается – безлесый пятачок песчанной земли. Ну так оно и есть!
Потому что чего-чего, а песка во Мстёре хватает. Земля здесь совсем неурожайная,
и именно потому, говорят, и появился здесь когда-то давным-давно промысел
иконописный - от поиска заработка.
Стали писать иконы в средние века, да может и раньше, сразу с приходом
христианства, теперь уж об этом никто не может точно сказать. Иконы мстерян
поначалу не понравились церковному руководству, тем более, что многие иконописцы
были старообрядцами, что и на сюжетах отражалось, но народ хорошо иконы эти
принимал.
Смириться с такими вольностями церковное начальство конечно не смирилось, но
как-то все это притерлось, пообтесалось со временем.. Оно и не мудрено - чего
только у нас на Руси вместе не уживалось, не перемалывалось.. Ну а потом
мстеряне сами научились торговать своими иконами, офени появились .
Т .Мамина. "Медовый спас"
Краткий словарь мстёрских слов и
выражений
Михаил
Львович
Матусовский
Мне бы дать сегодня дёру,-
Взял билет – и будь здоров:
Мне бы надо в Мстёру, Мстёру, -
В город добрых мастеров.
Мне б от радости заплакать,
Разгадав, как мир цветист.
Мне б по чёрному по лаку
Кистью тонкою пройтись.
Побывать, как будто в сказке,
В том лубочном городке,
Где замешивают краски
На яичном на желтке.
Где церквей старинных диво,
Диво башен и ворот
Нам уроки перспективы
По утрам преподаёт.
Там, где заводь речки скрытной
Вдруг пронзает синевой,
Как художник самобытный,
Всё увидевший впервой.
Разглядеть за скатом кровель
Кипень белых облаков,
Будто все их изготовил
Хитрый мастер Ушаков.
И прохладу переулков,
И лесную благодать,
Словно мстёрскую шкатулку,
С осторожностью принять.
;
Добро пожаловать на сайт художников Молодкиных
Здесь вы можете ознакомиться с нашими работами, высказать свои пожелания
и заказать понравившиеся. Мы работаем в технике темперной живописи:
лаковая миниатюра на папье-маше, панно, иконы, настенная роспись
интерьеров, книжные
иллюстрации.
Мстерский художник
Николай Шаландин
пишет иконы для православного храма в Черногории
.
Художник, иконописец, реставратор, фотограф - всё это -
ипостаси одного человека. Почёму Мстёру художник Николай Шаландин называет
русской Венецией? - расскажет Вера Куликова.
- Это во время разлива. Специально ребят просил, подъехать с лодки. Там же
все реки соединяются вместе
Хламанда
и Тюмба, и Клязьма. Это от горизонта, как и
здесь.
Влюбился во Мстеру сразу и навсегда, с тех пор как
приехал в поселок учиться в художественном училище в далеком 1962-м,
рассказывает Николай Шаландин. Родом из Гусь-Хрустального, он уже полвека
живет во Мстере. Исходил ее вдоль и поперек. Знает самые красивые места. Все
они теперь на его снимках. Мстеру он называет русской Венецией.
Николай Шаландин, художник: "Это из-за реки, 6 км жители приплывают
сюда на рынок. Потом эти жители переплывляются туда. Это разлив. Самый
сильный, говорят, доходил до остановки. Там, где у нас площадь".
Фотография - увлечение Шаландина с детства, а вот живописью он стал
заниматься серьезно во время учебы. Помог раскрыть талант педагог и
художник Игорь Дмитриевич Юдин. О нем Шаландин помнит до сих пор. Вместе
ходили рыбачить, в походы, на этюды, ездили в Москву на выставки.
Николай Шаландин, художник: "Из тех учителей, которые были, наверное,
самый умный и душевный, веселый человек. Тот который вложил всю любовь в
искусство. Это еще потому что он был великолепный знаток истории искусств,
умел это преподнести, так что завидовали экскурсоводы в Третьяковке".
Во время учебы Николай Александрович стал писать портреты. Один из лучших
посвятил своему педагогу. Впоследствиии портрет стал любимым жанром
художника, даже иконы он пишет авторские.
Николай Шаландин, художник: "Я уже пишу не то что иконописный образ в
древности в древнерусском стиле. В принципе это образ портрет. Лицо то есть
там, там где можно показать внутренне состояние".
Его иконы есть в Суздале в мужском монастыре Александра Невского, в
храмах Вязниковского района, даже в Черногории - несколько лет назад его
попросили написать образ Симона Ушакова. Сейчас иконописец работает над
образом Андрея Первозванного для этого же храма. Вера, как и истинное
искусство, не знает границ.
18 мая 2017 года мстерский художник Николай Шаландин отмечает 70-летний юбилей . В Мстерском художественном музее открылась его персональная выставка.
Педагоги, врачи, артисты, художники. Люди известные во Мстере. Каждый из них не только профессионал в деле, но еще и личность. Николай Шаландин изобразил их на полотнах. Первым художник написал портрет своего преподавателя по Мстерскому художественному училищу, художника
Игоря Дмитриевича Юдина
Вера Куликова, Александр Чунаев. "Вести-
Владимир
".
Работы
Николая Александровича Шаландина доводилось видывать и раньше, это были
художественные фотографии , нередко 'доработанные' с помощью компьютера.
Запомнились они богатым, каким-то особенно щедрым ощущением бытия, тонким
пониманием природы, способностью увидеть и показать ее красоту. Знакомство
продолжилось на недавней его персональной выставке в Мстерском краеведческом
музее, на которой он предстал еще и как превосходный пейзажист и портретист.
Кроме выставленных холстов и картонов стены и витрины музея украсили цветные
фотографии, в которых видна, как уже говорилось, 'рука' мастера.
Вот
'Разлив на Таре' -написанный в серо-голубых тонах 'утренний' пейзаж с одинокой
лодкой. В тон ему - 'На реке Таре весной' с отраженными в воде деревьями, с
пустынными песчаными побережьями. Присутствует настроение одиночества и светлой
грусти. Или очень тонко выписанный в деталях холст 'Осень на Клязьме'. Художник
видит красоту в изменении состояния природы, будь это чередование времен года
('Первый снег'), или времени суток ('Полдень. Проселок').
Фотографии и картины мстёрского художника
Николая Шаландина
18 МАЯ ВО МСТЁРСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ (пос. Мстёра, пл. Ленина, д.3)
в 13.00 открылась выставка «Художник Николай Шаландин» к 70-летию мастера.
Нажмите на картинку слева
Если вы хотите узнать о своих предках, живших когда-то во
Мстёре
и Вязниковском уезде (районе), можно связаться с краеведом Владимиром Борисовым. В материалах его архива есть информация по генеалогии и предпринимательской деятельности многих мстёрких родов. Также он будет рад пополнению сведений о Мстёре и её жителях из сохранившихся в ваших семейных архивах документах, фотографиях, письмах, воспоминаниях... Его телефон +7 900 482-22-49 , электронный адрес: borisovmstera@yandex.ru
Нажмите на фотографию справа.
"Открытое письмо"-передача от 30.04.2013»
Программа Ольги Кузьминой об истории появления почтовой карточки не только в мире, но и Вязниках, о первых советских, поздравительных, военных открытках, которые хранятся в музеях нашего города и у коллекционеров.
Сайты, о посёлке Мстёра, нажмите на картинки.
.
Нажмите на картинку
История поселка Октябрьский.
До 1950 года наш поселок назывался Лосево. Название Лосево объясняют две легенды. Одна из них говорит, что еще до Сенькова здесь жил барин Лосев. И по его приказанию деревню называли Лосево.
Другая легенда гласит, что очень давно в этих краях водилось много лосей и поэтому деревню называли Лосево.
Рядом с деревней Лосево стали появляться другие деревни: Егоровка, Кузнечиха, Николаевка, Климовка.
Вот (фото №1) первый дом который появился на Климовке.
Его построил Клим (Фамилия неизвестна) Рядом стали строится и другие. Так на пустом месте появилась деревня Климовка.
Мы рады сообщить Вам об открытии нашего сайта! Добро пожаловать на интернет-портал Ярополч. Надеемся наш ресурс будет интересен и полезен для Вас. Сайт назван в честь древнего города Ярополч-Залесский, существовавший в 1130-х —1238 годах, на земле Ярополья ныне расположен город Вязники Владимирской области.
Проект «Во Мстёре.Ру»
– создавался с целью объединить
на одном ресурсе информацию о
посёлке Мстёра, структурировать,
собрать воедино разрозненную
информацию из разных источников.
Сайт содержит большое количество
статей, посвящённых Мстёре и
её окрестностям,
рассказывает об истории слободы
Мстёра, людях
когда-то живших и ныне живущих
во Мстёре, о
потрясающей природе окрестностей
посёлка и о его достопримечательностях
и главное о том, что
наполняет это поистине святое место
- древнее
иконописное
искусство.
Старейший сайт о Мстёре.
Мстера, кроме того, что это удивительно красивое место, еще и художественный центр.
Здесь пишут знаменитые мстерские лаковые
шкатулки
, выполняют миниатюры из драгоценных металлов, вышивают гладью и
владимирским швом. Когда-то это был центр иконописи России.
Богоявленская слобода В XVII в. - 1720-х годах,
являлась родовой вотчиной князей Ромодановских.
Ромодановские служили в царских приказах.
Князь Федор Юрьевич
Ромодановский(около 1640-1717)
был правой рукой Петра Первого и прозывался
«князем-кесарем».
Позднее владельцами слободы в разное время
были граф Михаил Гаврилович
Головкин
(1699 - 10.11.1755), граф Петр Иванович Панин
(1721—1789), графиня Аграфена Васильевна
(Эверлакова)
Панина
(1688- 1763) (Панины- с 1740-х до 1861), генерал
Тимофей Иванович
Тутолмин.
(1740-1809) . Последним владельцем Мстеры
был министр юстиции Виктор Никитич
Панин.
Панин
Петр Иванович (1721 - 1789), генерал-майор. 27 августа 1757 года он прибыл в Царское село "с трубящими почтальонами" с известием о победе русских войск над непобедимым Фридрихом II при Грос-Егерсдорфе.
Промышленный подъём
в последней четверти XVIII в. был обусловлен расширением
социальной базы предпринимательства. Законы
разрешали открывать промышленные заведения не только
дворянам и купцам, но и мещанам, и казённым крестьянам.
Правда, крепостные по-прежнему не имели права
иметь собственные заводы, но «капиталистые» из них обходили
закон, открывая мануфактуры на имя своих помещиков.
Все мстёрские (потом вязниковские) владельцы мануфактур - Сеньковы, Демидовы, Скучиловы, Захаровы - принадлежали камергеру императорского
двора Ивану Васильевичу
Тутолмину
(1761—1839), и его супруге графине
Софье ПетровнеТутомлиной, дочери графа Петра Ивановича Панина (1762-1815)
РУССКИЙ ПРИДВОРНЫЙ ПОРТРЕТ
XVIII ВЕКА
ОТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
ДО ПАВЛА I
в “Доме Нащокина”,
Воротниковский пер., 12,
с 12.00 до 18.00,
тел. 299-11-78, 299-47-74.
Владимирская губерния была образована в 1778 году. До этого времени она входила в состав Московской губернии как провинция. По данным на начало ХХ века на территории губернии общей площадью 48 743 км2 проживало около 1 711 600 человек. Необходимо отметить ряд изменений в границах уездов внутри губернии со времени Екатерины Второй 1778 года до Александра Первого. В частности, Киржачский уезд исчез и был поделен между Покровским, Александровским и Юрьев-Польским. C сайта
Иконописная мастерская (Мстера, начало XX в.)
Нажмите на фотографию.
А. Курочкин. «Иконописная мастерская».
Русские, Владимирская обл. РФ, Вязниковский р-он, пос. Мстера, МАЭ РАН, начало
XX в., № 2106-59
A. Kurochkin. “An Icon-painting Workshop”.
Russians, Vladimir oblast of Russia, Vyazniki district, the settlement of
Mstera, the MAE RAS, the early 20th century, № 2106-59
Внимание! В конце страницы- стопка на посошок!
Первое упоминание в писцовых книгах о Богоявленском погосте относится к 1628г.
В XVII в. — 1720-х — вотчина князей Ромодановских, а с 1740-х до 1861 — Паниных. В XVII в. население Мстёры составляли “непахотные бобыли” — ремесленники и торговцы. С началом XVIII в. зарождается
иконописный промысел,
ставший основным в промысловой специализации
Мстёры.
. Широкое развитие художественных промыслов (производство икон, церковной утвари) и торга наблюдалось после реформы 1861.
Слобода расположена на реке Мстера. Водный путь через Клязьму, Оку и Волгу, соединял ее с поволжскими городами, что способствовало развитию
ремесел.
Одним из главных было
иконописание.
Еще в 17-18 в.в. во Мстёре работали искусные чеканщики, мастера окладов для икон.
Промысел постоянно рос, развивался и вскоре начали открываться чеканочные мастерские. В конце 19 в. Во Мстере открылась небольшая фабрика окладов, где ручная чеканка была заменена на механическую штамповку, но чеканщики продолжали работать и передавать свое мастерство из поколения в поколение.
Основателем меднопрокатного завода в конце 1908 г. стал предприниматель Василий Семенович
Крестьянинов..
На завде в то время работало не больше 30 человек.
В начале XX века в
Мстере
проживали 3465 человек, из них 800 были иконописцами. Здесь работали 14 иконных мастерских, еще 24 занимались обработкой медной и серебряной
фольги для окладов, а 10 — изготовлением самих окладов
В 60-х гг. XIX в. в одной Мстёре работало около 10 меднолитейных
заводов.
А еще достаточное количество производств имелось окрест центра. Так, в Никологородском погосте, что в 25 верстах от Мстёры, меднолитейное производство было
поставлено на поток
Самый красивый во Мстёре дом разрушается и умирает, а Мстёрский художественный музей ютится в скромном доме, особой красотой не блещущем.
В селе Барское Татарово работало писчебумажного
производство
В начале XX в. во Мстёре действовало около 100 промышленных и торговых заведений при населении около 4000 человек.
В основном предпринимательская деятельность мстерян была связана с производством икон. С этого промысла начинали и Козловы. Но затем они решили попробовать свои силы в другом, малораспространенном в уезде, да и в России, деле –
изготовлении клеёнки
.
Забегая вперед, следует отметить, что в этом виде деятельности они
преуспели.
.
Оценить хозяйственную деятельность жителей Мстёры можно по
списку жителей Мстёры, подвергнутых
реквизиции и
раскулачиванию
Нажав на картинку, увидите этот дом в иные времена
В конце 1917 г. после революции, завод перешел в руки Губсовнархоза и стал государственным предприятием. На заводе в основном изготавливалась домашняя утварь и мелкие сувениры.
Во времена НЭПа в 1923 г. Губсовнархоз передал завод в аренду 7 человекам. Основной деятельностью завода стало производство фольги. В 1925 г. завод перешел в руки прокатчиков.
15 декабря 1925 г. Мстерская артель по прокатки красной и зеленой меди была принята в члены Владимирского кустпромсоюза. Именно эта дата является датой основания артели, а, следовательно, и Мстерского завода «Ювелир»..
ЗАО «Мстерский
Ювелир»
сейчас является одним из крупнейших в России предприятий народных и художественных промыслов с богатейшими традициями художественной обработки металлов.
Постоянно расширяющийся ассортимент насчитывает на сегодняшний день более
.
пятисот наименований
Адрес музея: 601 408, п. Мстёра Владимирской области, пл. Ленина, д. 3.
Проезд по шоссе Москва-Казань до поворота на Мстёру на 282 км.
Контактный телефон: 8-49233-5-03-62 Тел.факс 8-49233-2-65-86
Музей открыт ежедневно с 9-30 до 16-00 часов, кроме понедельника и
последней пятницы каждого месяца. Директор: Богунова Елена Александровна тел. (49233) 5-03-62
Татьяна Коткова - заведующая отделом
по научно-исследовательской , экспозиционно- выставочной и
экскурсионно-массовой работе Мстёрского художественного музея
гл.хранитель – ДУГИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
зав.экскусионно- массовым отделом – ЛЕБЕДЕВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Местные достопримечательности: - Художественные
"мастерские по
росписи папье-маше -
"Центр традиционной Мстерской миниатюры"
- В год 200-летия лесного департамента России (27 мая 1998 года), в Вязниковском
лесхозе на станции Мстера был образован и открыт для свободного посещения
Музей леса , равному
которому нет во всей стране.
- Художественные мастерские по
вышивке -
Богоявленский мужской монастырь История создания музея
История создания музея
17 июля 1945 года вышло Распоряжение СНК РСФСР об открытии в Мстере Государственного
музея
народных промыслов.
18 октября 1947 года музей принял первых посетителей.
Музей явился преемником кустарно-краеведческого музея, основанного в 1926 году при Мстерской опытно-показательной станции Наркомпроса № 5 и в результате слияния с Музеем церковных древностей перепрофилированного в краеведческий музей.
Название музея менялось:
1947 - нач. 50-х гг. - Мстерский государственный музей народно-художественных промыслов.
Нач. 50-х - 1974 гг - Мстерский художественный музей.
1974 - 1988 гг (по январь 1989 г.) - Мстерский филиал Государственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника.
С февраля 1989 г. - Мстерский художественный музей.
Фонды музея комплектовались путем закупки произведений мастеров народных промыслов на предприятиях Мстеры и частным образом.
Формировались коллекции лаков, художественной вышивки, изделий из металла (скань, чеканка, гравировка).
В 1954 году фонды музея пополнились иконами, культовыми деревянными скульптурами, деревянными токарными изделиями с росписью, лаками строчевышитыми и сканно-чеканными изделиями из Мстерского краеведческого музея, основанного в 1923 году как Музей церковных древностей в Богоявленском храме - памятнике архитектуры XVII в., родовой усыпальнице князей Ромодановских. Музей был расформирован по распо-ряжению Совмина РСФСР в связи с упорядочением музейной сети. (1923 г. жители Мстеры считают годом основания в поселке музея).
В 1960 году Выставочным фондом НИИХП переданы коллекции лаков, художественной вышивки, скульптуры из кости и камня.
В 1967 году артель "Пролетарское искусство" передала большую коллекцию лаков из музея артели.
Музей расположен в каменном 2-х этажном здании с цокольным этажом, построенном в середине XIX в. - памятнике гражданской архитектуры.
Иконописный промысел
Возникнув в 17 веке в Богоявленском мужском
монастыре,
иконопись в середине 18 века широко распространилась на всю слободу,
став основным занятием мужского населения.
В 1888 году во Мстёре открывается
иконописная школа. Учителем выбрали бывшего «строгановца»,
мстёрского иконописца М.И. Цепкова. Обучение было рассчитано на пять лет
и происходило в двух последующих классах: 1-й – рисовальный – начальный
этап и 2-й – иконописный, куда ученики переходили уже после окончания
рисовального курса
Иконописный промысел в середине XIX века в слободе Мстера достиг своего
наивысшего расцвета. Мстерским иконописцам-реставраторам принадлежит
огромная заслуга в возвращении к жизни таких шедевров древнерусской
живописи как «Троица» А.Рублева (1425-1427)
В.П.Гурияновым в 1904-1905 годах
, «Богоматерь Умиление Владимирская» (XII век) Г.И.Чириковым в 1918
году, «Богоматерь Донская» (конец XIV века) в мастерской Чириковых в
1914 году, «Чудо Георгия» (XV век) А.И.Барановым в 1911 году. О широкой
известности мстерских иконописцев свидетельствуют коллекции икон
Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и
многих частных собраний.
В начале XX века в
Мстере проживали 3465 человек, из них 800 были иконописцами. Здесь
работали 14 иконных мастерских, еще 24 занимались обработкой медной и
серебряной фольги для окладов, а 10 — изготовлением самих окладов
Икона из книги О.Ю. Тарасова "Икона и благочестие".
Подпись к ней в книге: 62. Спас в силах. Мстёра.
Учебно-иконописная мастерская. П.С. Сеньков. 1903 На обороте надпись: "Сия святая икона написана в Мстёрской учебной иконописной мастерской". ГИМР"
В начале XX века в
Мстере проживали 3465 человек, из них 800 были иконописцами.
А. Курочкин. «Иконописная мастерская». Русские, Владимирская обл. РФ,
Вязниковский р-он, пос. Мстера, МАЭ РАН, начало XX в
Нажмите на картинку слева
В 1911 году во Мстёре было 18 иконописных заведений, 8 - ризочеканных, 24 -
фольгоуборных, 4 - киотных, 3 - фольгопрокатных
завода. , 3 -
кирпичных , 4 - сапожных, 1 - столярное, 1 - позолотное и 1 - тележное.
Кроме этих производств работали клеёночная фабрика, кожевенный завод и 30
торговых лавок".
А еще достаточное количество производств имелось окрест центра. Так, в
Никологородском погосте, что в 25 верстах от Мстёры,
меднолитейное производство было поставлено на поток.
Во второй половине XIX в. известный владимирский краевед И.А.Голышев приводит
следующую характеристику: «Иконы медные разделяются на 4 категории: Загарские (Гуслицкие)[6]
, Никологорские (Никологорского погоста), Старинные или Поморские (для
раскольников Поморской секты) и Новые. Новые предназначаются для православных, а
Старинные – для раскольников, которые льются с особыми для них рисунками»[7].
Оценить хозяйственную деятельность жителей Мстёры можно по списку жителей
Мстёры, подвергнутых
реквизиции и
раскулачиванию
СЕНЬКОВ Степан Петрович(24.08.1857-1932)
Дом Сенькова Степана Петровича, ул. Ленина,10. Дом моего прадеда – каменный,
белый как церковь, одноэтажный. Он до сих пор стоит. У Сенькова Степана
Петровича было 8 детей. Сыновья: Сеньков Михаил Степанович, Сеньков Василий
Степанович, Сеньков Пётр Степанович, Сеньков Павел Степанович.
Дочери: Сенькова Мария Степановна (в замужестве Морозова),
Сенькова Елизавета Степановна (в замужестве Демидова),
Сенькова Антонина Степановна (в замужестве Семерикова),
Сенькова Елена Степановна (в замужестве Борисова).
Прадед был иконописцем и имел иконописную мастерскую. Ещё я знаю, что у него
была лавка, в которой продавались иконы. Приезжали покупать из сёл и городов.
Сеньков Михаил Степанович (13.11.1890 - 1924)
Сын Сенькова Степана Петровича - Сеньков Михаил Степанович был художником и
иконописцем
До революции, благодаря своему мастерству, был приглашен в Нижний Новгород для
реставрации собора. Михаил Степанович преподавал иконопись в Крестовоздвиженском
монастыре, который находится в Н Новгороде в районе площади Лядова.
Михаил Степанович 1890 года рождения, умер в 1924 году от тифа. Жена его
осталась с пятью детьми и ей пришлось продать его картины и иконы в Молдавию в
село Кожницы.
По словам его дочери Веры Михайловны (1917 г. рожд.) последнюю икону увезла
внучка Михаила Степановича в Мексику.
Иконописец Сеньков Петр Степанович родился 18 июня 1888 года - умер 28 января 1961 года.
Добрый день, Евгения!
Нам удалось собрать небольшое количество информации.
Сеньков Петр Степанович родился 18 июня 1888 года - умер 28 января 1961 года.
На момент смерти Петра Степановича мне было 5 лет, остались смутные воспоминания.
Со слов моих родителей, мой дед длительный период работал на хлебозаводе бухгалтером.
Также со слов моей матери, я знаю что дед расписывал Собор Крестовоздвиженского монастыря до Революции 1917 года, во время ремонта. В советское время купол храма был разрушен, после восстановления остался один фрагмент. Снимок уцелевшего фрагмента, я смогу Вам сделать позже, в связи с плохим освещением, и почтой направлю Вам.
Во вложении фотографии Петра Степановича.
Ниже написаны воспоминания о Петре Степановиче очевидцем его жизни Риммы Павловны. Эти данные нам помог собрать наш родственник Сеньков Сергей Борисович из Москвы serbsen@mail.ru., он ведёт наше генеалогическое древо семью.
СЕНЬКОВ ПЕТР СТЕПАНОВИЧ
Сын Сенькова Степана Петровича – Сеньков Петр Степанович (1888 – 1960 г.г.). Жил в Н.Новгороде на ул.Шевченко, через несколько домов от нас. Работал гл. бухгалтером. В молодости служил в церкви во Мстере. У него был бас. Его жена Агриппина Гавриловна (10.06.1900 - 01.09.1978) была женщиной спортивного склада, до старости ходила на каток, а дядя Петя носил за ней коньки. Она была из обеспеченной семьи, с нами не роднилась. В гости дядя Петя приходил один. У них было два сына – Дмитрий и Олег.
Сын Сенькова Петра Степановича - Сеньков Дмитрий Петрович (1923 г.р.) погиб на фронте в сентябре 1942 года. Как и у отца у него был бас. Он участвовал в конкурсах и возможно стал бы большим певцом.
Младший сын Сенькова Петра Степановича – Олег Петрович Сеньков (1925 г.р.) на пенсии, живет в Н. Новгороде, в Кузнечихе. Всю жизнь работал на телевизионном заводе им. Ленина начальником отдела труда. Его первая жена Сенькова (?) Антонина Петровна работала в НИИ, где сейчас работает их дочь Сенькова Татьяна Олеговна (1961 г.р.). Сын Дмитрий Олегович Сеньков (1956 г.р.)
ИКОНА «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ С ИОАННОМ ПРЕДТЕЧЕЙ, МУЧЕНИЦАМИ АНАСТАСИЕЙ, НАДЕЖДОЙ И ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ»
1921 год. П.С.Сеньков1 Мстёра
Дерево, смешанная техника. 53,3x42,7
В центре иконы изображена парящая фигура Ангела- хранителя в белых одеждах с широким золотистым воротом и подолом, украшенными жемчугами. На ногах против друга слева Иоанн Предтеча и мученицы Анастасия и Надежда. Предтеча в темно-фиолетовой ми- лоти и темно-зеленом гиматии. Он держит левой рукой раскрытый свиток с традиционным текстом. Мученица Анастасия в белом плате, вишневом плаще и синем хитоне. В ее руках крест и развернутый свиток с текстом начальных слов «Символа Веры».
алые сапожки. Его широко раскрытые крылья с радужным оперением словно осеняют все пространство иконы. В правой руке он держит красный крест, в левой сжимает перед собой огненный меч. Ангел стоит на сиреневом облачке. Над ним в облачном обрамлении изображена полуфигура благословляющего Христа с Евангелием в левой руке.
Внизу на скалистом охристом поземе, между горок которого видна уходящая наискось синяя река, на берегах которой изображены пальмы, стоят друг
Дева Надежда с непокрытой головой в оранжевом платье с широким золотистым воротом и подолом, украшенным жемчугами. Руки ее приподняты.
В правой она держит крест. Между Иоанном и святыми женами стоит дерево, чьи ветви-лозы с необычными цветами оплетают средник иконы, и на них подобно плодам изображены круглые медальоны с образами святых. С левой стороны изображены полуфигуры: юный мученик Александр с крестом и свитком; епископ Василий Парийский с Евангелием; благоверный
князь Михаил Тверской с крестом и мечом; Алексий человек Божий со сложенными руками и свернутым свитком; равноапостольная Нина, просветительница Грузии, с крестом и Евангелием в руках. С правой стороны — мученицы Ирина и Анастасия Римляныня; праведница Анна с развернутым свитком с текстом; великомученица Екатерина в царской короне, царском голубом одеянии и с развернутым свитком и Мария Египетская.
В личном письме используются живописные приемы.
Нимбы «золотые» — покрыты тонким слоем бронзовой краски. Фон иконы голубой. Средник с полуовальным завершением обрамлен золотой полосой. Узкие поля окаймлены с внешней стороны вторым ковчегом. На нем по буро-вишневому фону наряду с ро- кайльными элементами изображены чередующиеся сине-зеленые и желто-красные цветы.
НАДПИСИ
Черные имен святых на нимбах и тексты на свитках.
На нижнем поле по центру розовато-беловатым пигментом в прямоугольном обрамлении: С1Я ИКОНА COOfужеНА Д0С|О^ОТНЫ/WbПОЖбОТВОБАНИ-
емъп^ожанъ б лето от рождествл эдистовл i92ieMeCUjAлпрля П^И СВЪ ПАТ|ИА^е тихоне пен Af^iencicевдокиме при служении п|ото1б|ея фео-
ДОj)А А^АНГеЛЬСКАГО КТИТОРУ UjCf1СВИ СБ. АПСТЛА ИОАННА 1Г0Г0С. ИВАНу АНДрбБИЧуЕб^бЗИНу ЗА
Доска цельная с двумя врезными торцевыми шпонками. Оборот и торцы доски загрунтованы и закрашены темно-вишневым пигментом. Двойной ковчег, паволока не просматривается, левкас.
СОХРАННОСТЬ
Удовлетворительная.
РЕСТАВРАЦИЯ Не проводилась.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Неизвестно.
ИКОНОГРАФИЯ
Исследуемое произведение привлекает вниманием своей необычной иконографией. Однако эта схема отнюдь не нова. Ее истоки восходят к одной из древнейших композиций, наиболее часто встречаемой в стенописях, — «Древо Иессеево». На русской почве оно впервые появляется в росписях Благовещенского собора Московского Кремля, выполненных в 1405 году Феофаном Греком (не сохранились). В 1547-1551 годах русские мастера на паперти того же собора вновь написали эту композицию, возможно появившуюся не без воздействия макарьевских соборов, на которых обсуждались проблемы допустимых новаций в иконописи2. Ос-
ИКОНА «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ С ИОАННОМ ПРЕДТЕЧЕЙ, МУЧЕНИЦАМИ АНАСТАСИЕЙ, НАДЕЖДОЙ И ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ»
↑3)
Основная идея сюжета была заключена не только в зримом представлении генеалогического древа Христа, но и в наглядной связи Ветхого и Нового Завета. Мастера Благовещенского собора пошли дальше, соединяя ветхозаветных пророков с такими «еллинскими мудрецами», как Анаксагор, Гомер, Плутарх, Менандр, Платон и Вергилий, а через них и с истинными охранителями православия — русскими князьями. В этом можно отметить определенную подвижность композиции, ее открытость к отражению актуального на конкретный период времени содержания. Среди многочисленных примеров росписей на этот сюжет следует отметить и композицию «Лоза Неманичей» в росписях 1320 года в Грачанице, 1330 года в Пече, 1350 года в Дечанах и так далее3, где налицо использование в политических и идеологических целях древнего первоисточника. Использование объединяющей лозы встречается неоднократно. На русской почве позднее ее можно встретить в иконографии «Любовью связуемые апостолы». В исследуемом произведении тема лозы становится более многозначной. Икона, несомненно, является семейной, и по замыслу заказчика в ней должны быть отражены родственные связи тех лиц, чьи святые покровители здесь запечатлены. Иконописец расположил в центре Иоанна Предтечу и Анастасию с Надеждой, чьи имена, по-видимому, носили главы семьи. Они стоят на берегах реки. Река здесь и источник веры. Но доминантой композиции мастер избрал Ангела. Он, как бы заменяя собою Иессея, является одновременно и духовным родоначальником конкретной православной семьи, и ее хранителем. Здесь следует напомнить, что икона была написана в 1921 году, когда уничтожение церковной жизни России стало нормой4.
АТРИБУЦИЯ Икона обращает внимание не только своеобразием композиции. Необычен ее колорит, где доминирующую роль играет пронзительно голубой цвет фона. На нем интенсивнее звучит сложная комбинация цветов на крыльях Ангела-хранителя и, конечно, в изображениях одежд святых. Эта пестрота усиливает графическое начало иконы. Все компоненты произведения ясно «прочитываются». В разработке силуэтов фигур, плетения лозы с цветами отчетливо прослеживается влияние модерна. Однако живописная трактовка образов иконы соотносится и с популярными в обществе религиозными образами Виктора Васнецова. В частности, Ангел-хранитель близок к одноименной фигуре в знаменитых росписях Владимирского собора в Киеве (1885-1896), например, ангелы в композиции «Радость праведных о Господе»5.
Однако при внимательном рассмотрении деталей можно отметить определенную грубоватость письма. Она обусловлена в значительной степени и выбором материала. Икона написана в смешанной технике, в которой, насколько можно судить по визуальному наблюдению, преобладает масло. Отсюда своеобразные «живописные», хорошо прочитываемые движения кисти. Не исключено, что обстоятельства времени наложили свой отпечаток на выбор пигментов и связующих.
ПРИМЕЧАНИЯ
1Имя мстерского иконописца Петра Степановича Сенькова (1888-1960) зафиксировано также в подписи с полным именем на иконе 1918 года «Спас Недреманное Око», написанной им совместно с братом Василием Степановичем (1896-1956, ГМИР; воспр. — MstjoralaisetIkonit1992. № 10). Их упоминает И.Голышев в своей книге (Голышев1865. С. 103-104). Мастерская Сеньковых выпускала дорогие иконы, которые распространялись не только в старообрядческой среде, но и среди православных, о чем свидетельствует надпись на исследуемой иконе.
2Качалова, Маясова, Щенникова 1990. С. 39-41.
3Джурич2000. Ил. нас. 492,493.
4Напомним, что в послереволюционное время другой мстерский иконописец, В.О.Мумриков, сделал наивную попытку примирить новую власть с религией, разработав актуальную иконографию.
» он изобразил отрока Христа вместе с Иосифом за столярным делом, а Богоматерь сидящей за прялкой (1923, ГМИР; воспр. — MstjoralaisetIkonit1992. № 25).
Начиная с конца XVII в., а в особенности в XIX и начале ХХ столетия
появляются живописные композиции, мало связанные с иконописной традицией, но
живо и наглядно иллюстрирующие Предание, касающееся детских лет Спасителя.
Примером может служить написанная в 1923 г. мстёрским иконописцем В. О.
Мумриковым работа под названием "Физический труд Святого семейства".
Написан образ аскетично и строго, но в основе его лежит нехарактерный для
русской иконописи сюжет: Богородица, Младенец Иисус и святой Иосиф трудятся в
плотницкой мастерской.
Худ. В.О. Мумриков. 1923. Мстера.
Иконография иконы "Труд Святого Семейства" более распространена в западной
живописи с эпохи Возрождения.
Икону "Физический труд Святого Семейства" называют обновленческой.
ОБНОВЛЕНЧЕСТВО - движение в Русской Православной Церкви (май 1922-1948 гг.),
ставившее своей задачей приспособиться к советской действительности,
реформировать культ. http://azbuka-h.com/new/o/obnovlenchestvo.html
Встречаются и другие название иконы, так например, "Труд святого семейства",
"Святое Семейство – учитель труда"
Сюжет иконы идет из "Книги об Иосифе Плотнике".Божия Матерь пряла"настоящий
пурпур и багрянец" для завесы Иерусалимского Храма. "Иосиф...взявшись за ремесло
плотника, кормился от труда рук своих, как предписывал Закон Моисеев, он никогда
не получал пропитания от чужих трудов".
Икона Костомаровского
женского скита «Святое Семейство – учитель труда»